Упражнение а на последок я скажу. Тренинг-практикум для педагогов в детском саду

Марина РЕПОЛОВСКАЯ, учитель математики специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида №52:
- Так получилось, что я попала на этот конкурс в достаточно зрелом возрасте. Но вы не представляете, какой стимул для дальнейшей работы и даже жизни он мне дал! Общение с прекрасными смелыми молодыми людьми, искренними, открытыми, жадными до всего нового, интересного, передового, влило в меня новые силы и желание работать и жить ИНТЕРЕСНЕЕ. А напоследок я им скажу: дерзайте, ищите, преодолевайте, ошибайтесь, падайте, поднимайтесь, любите... Главное, чтобы был виден вектор вашего движения - вперед и вверх. И тогда мы смело сможем вручить вам самое дорогое, что у нас есть, - наших детей!

Яна ИВАНЦОВА, абсолютный победитель конкурса «Педагог года Москвы-2013», учитель химии школы №1360:
- «Педагог года Москвы»... Победа в профессиональном конкурсе подобного масштаба казалась мне несбыточной мечтой! Говорят, что мечта дается вместе с силами для ее осуществления, а усилия нужно приложить самому. Не бойтесь мечтать! Идите навстречу своей мечте дорогами усердия, целеустремленности и трудолюбия!

Елена СЕВРЮКОВА, музыкальный руководитель детского сада №2195:
- Конкурс - это начало нового этапа, испытание и преодоление себя. Для меня итоги конкурса не дипломы и награды, а живой опыт общения с талантливыми людьми и стимул к саморазвитию. Я многое переоценила, посмотрела на себя со стороны - хочется меняться, развиваться, стремиться к лучшему. Майкл Корда писал: «Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего начинали, и вашим самым последним достижением». Каждый из нас по-своему успешен, желаю всем не останавливаться на достигнутом!

Ирина ВЛАСОВА, воспитатель детского сада №2526:
- Вот и закончился конкурс «Педагог года Москвы-2013», прозвучали фанфары в честь финалистов... И все-таки это не финал... Столько слов остались скрытыми и недосказанными! Мы, участники конкурса, казалось, вот-вот только познакомились в очной поездке в Поведниках, а уже приходится говорить об этом в прошлом времени. Во-первых, я очень благодарна организаторам конкурса за проведение семинаров по оформлению визитки и мастер-класса, за знакомство с такими интересными людьми и профессионалами своего дела, как Витольд Ясвин и Юрий Бобринев. Они смогли нас положительно настроить на работу и создали атмосферу не соревнования, а творчества. Во-вторых, я благодарна членам компетентного жюри за то, что они создали такой доброжелательный климат в Поведниках, особенно на первых этапах испытаний третьего этапа. Игорь Агапов покорил нас своей эрудицией и открытостью, Андрей Лукутин сопереживал за нас, как за своих воспитанников. Я рада, что в моей жизни произошло такое незабываемое событие - конкурс с участием педагогов из различных сфер образования. Работая сначала в школе, а потом в дошкольном учреждении, я именно здесь имела возможность проследить взаимосвязь и единство «детский сад - школа - вуз». И, конечно же, я горжусь нашими участниками. Все такие милые, открытые люди - Педагоги с большой буквы, сопереживающие и помогающие друг другу. Надеюсь, что импульс конкурса будет жить во мне и дальше, помогать мне в дальнейшей работе. Это радость и своеобразный толчок не стоять на месте, двигаться вперед и развиваться! Удачи всем нам!

Александра СТРУНИНА, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета:
- Педагоги измеряют время в учебных годах. Конкурс для меня начался еще в августе и продлился почти учебный год. Участвовать в конкурсе «Педагог года Москвы» мне позволила победа в конкурсе «Лучший молодой преподаватель МПГУ», который как раз и начался в конце августа 2012 года. Сейчас можно уже рефлексировать, с уверенностью констатировать, что конкурс - это самое яркое событие этого учебного года. Сколько было творческих работ написано, портфолио собрано, занятий подготовлено, нервных клеток потрачено, опыта приобретено, радости и сомнений испытано, друзей и единомышленников обретено, нарядов куплено, в конце концов! Конкурс - это удивительный опыт, незабываемый! Дни в Поведниках - дни жизни в режиме сотворчества, сотрудничества, интеллектуального напряжения, мобилизации. Атмосфера взаимной поддержки, трепетного отношения друг к другу, чувство поддержки единомышленников, родства душ сделали конкурс удивительным опытом в моей жизни. У меня было ощущение, что открыли форточку или целое окно в мир, и ворвался вихрь идей, новых знакомств и интересных проектов! Огромное спасибо организаторам конкурса за этот уникальный шанс!

Надежда ВОРОБЬЕВА, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2013», педагог-психолог «Ломоносовской школы»:
- Вот и закончился конкурс, но не покидает чувство незавершенности. Столько замечательных, талантливых педагогов были рядом, вот бы объединить усилия, наметить цель, договориться о маршруте, принять условия и начать движение, вместе преодолевая все преграды, двигаться к заветной цели... Банально? Согласна. Только без всего этого как-то пусто. Мы с ребятами в декабре снеговика лепили. Шары скатали, а время прогулки закончилось. Хотели закончить на следующий день - пошел дождь. Так и не слепили снеговика...

Ирина ЖИЛЯЕВА, лауреат конкурса «Педагог года Москвы-2013», педагог-психолог гимназии №1518:
- А напоследок я скажу, что таких впечатлений и эмоций, как за неделю в Поведниках, я не получала никогда. Это был не только бесценный профессиональный, но и личностный опыт. Мне безумно приятно вспоминать то время, всех прекрасных новых друзей, которых я обрела там! Конечно, конкурс - это новый виток моего саморазвития, новая ступень. Большое спасибо организаторам за такой праздник! Это было незабываемо! И совсем напоследок скажу тем, кто уже вдохновился и готов принять участие в следующем году: дерзайте, творите, участвуйте, это того стоит!

Людмила ИВАНОВА, мастер производственного обучения колледжа автоматизации и радиоэлектроники №27 им. П.М.Вострухина:
- Сейчас, даже после того, как отзвучали аплодисменты в адрес лауреатов, мне кажется, что только вчера трепетно ожидала своей очереди представления визитной карточки, волнуясь, произносила про себя текст мастер-класса. А сколько предшествовало этому кропотливого ежедневного труда! Эти пять дней в Поведниках - частичка самого яркого, запоминающегося и продуктивного в моей жизни. Спасибо всем!!!

Алина РЫБИНА, магистр 1-го курса факультета изобразительного искусства Московского городского педагогического университета:
- На самом деле не хочется говорить «напоследок». Ведь это значит говорить об окончании чего-то. А говорить об окончании чего-то хорошего всегда грустно. В первый день в «Поведниках» на неформальном знакомстве нам предложили закончить предложение «Конкурс - это...». Для меня конкурс - это старт. Если меня когда-нибудь спросят, с чего началась моя педагогическая деятельность, то я отвечу, что началась она с конкурса «Педагог года Москвы-2013». В этом первом для меня учебном году в мою жизнь вошел конкурс, и, честно говоря, размещая в ноябре свое видео на сайте, я и представить себе не могла, что закончится он для меня лишь в апреле. Это большая удача, что в самом начале своего педагогического пути мне посчастливилось оказаться на этом фестивале идей. Конкурс открыл для меня новые горизонты, а полученные знания, несомненно, помогут мне в моей работе.
А напоследок я скажу своим начинающим коллегам: участвуйте в конкурсе «Педагог года Москвы»! Конкурс - это не только достойный старт, это незабываемые чувства и переживания, новые силы для занятия любимым делом, новые знакомства и новые идеи. Удачи!

Нина ВАСИЛЬЕВА, учитель-логопед специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада III-IV видов №1697:
- Уверенность в себе - неотъемлемое качество современного педагога! А конкурс стал качественной проверкой профессиональных и личностных возможностей учителя. Участвовать в конкурсе надо, хотя это непросто, но возможно и даже очень интересно! Надо лишь смело реализовывать свои творческие педагогические идеи, и все обязательно получится! Стремиться быть профессионалом своего дела - движущая сила саморазвития и самосовершенствования учителя! Удачи всем будущим конкурсантам! Вы на правильном пути!

Ляйсан МИХИЯНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1415:
- Когда в ноябре 2012 года (кажется, что это было очень давно) я снимала свое видео, то даже и представить не могла, что сейчас буду делиться впечатлениями как финалист конкурса. За эти месяцы было очень много всего: переживания, огорчения, радости, новые идеи, сомнения, открытия. Знакомства! Я очень рада, что «Педагог года» случился со мной именно сейчас, потому что это отличный толчок, это та очень высоко поднятая планка, ниже которой я уже не могу позволить себе опуститься. Я не стала лучшим педагогом, но как педагог я определенно стала лучше.

Александр ПАШКОВ, доцент кафедры русской и зарубежной литературы и методики, заместитель директора по воспитательной работе Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета:
- Перефразируя классика, напоследок я скажу, что Поведники - «это место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин». Здесь мы пережили четыре дня гениального реалити-шоу, в котором нет победителей и проигравших, но зато есть тридцать два родных человека, которые теперь как тридцать два зуба у редкого счастливчика - все свои! Кроме того, свои теперь и организаторы, и члены жюри, и все-все-все, кто имеет отношение к этому восхитительному конкурсу. Заходя в социальные сети, теперь ищешь своих, постоянно думаешь о них, испытываешь чувства радости и благодарности за то, что стал своим для стольких прекрасных, умных и талантливых людей. Пройдут годы, но всякий раз, устав от повседневности и размеренного будничного труда, мы будем вспоминать этот удивительный праздник, представлять разноцветные тюльпаны на теплом поведниковском снегу и слышать, подобно герою знаменитой поэмы, призывный голос сердца и рассудка: «Поезжай, поезжай в Поведники! В Поведниках - твое спасение и радость твоя, поезжай!»

Советы будущим участникам конкурса от конкурсантов 2013 года

Если участвовать в конкурсе решили самостоятельно, то сложным словом «самовыдвиженец» вы будете называться. Если организация вас продвигает, то статус «от профессионального сообщества» она предполагает.
Попасть на второй этап конкурса самовыдвиженцу непросто, но возможно! Результаты первого этапа прямо пропорциональны вашей активной политике по просвещению и агитации не только своих коллег, родителей, друзей, но и всех тех, кто имеет электронную почту и к вам прямое или косвенное отношение.
В свободное от работы время настоятельно рекомендуем пойти на курсы профессиональной фото- и видеосъемки. Это вам понадобится для создания оригинального трехминутного видеоролика о себе и съемки занятия или урока минимум с двух профессиональных видеокамер одновременно.
Самый главный фактор в конкурсе - временной. Поэтому ночное время - самое удачное для подготовки, реализации и воплощения своих творческих идей. Во-первых, никто не отвлекает, во-вторых, сайт не зависает, в-третьих, размышления по теме эссе даже во время сна не покидают!
Представлять себя московским педагогом на третьем этапе конкурса возможно только после семинара по имиджу, научившись разделять всех людей на четыре времени года: зима - лето, весна - осень. Причем лето и зиму встречаешь постоянно, а вот весну и осень увидеть трудно.
В мастер-классе важно не продемонстрировать свои профессиональные качества и мастерство, а успеть за 15 минут научить аудиторию тому, что пригодится не только в работе, но и в жизни.
Чтобы быть в форме, выглядеть на все 100 процентов и восполнять энергозатраты во время пробежки по яблоневому саду многократно за день, рекомендуем пользоваться многоразовым калорийным питанием, организуемым в «Поведниках».
Если вы себя еще не считаете оптимистом, обязательно участвуйте в конкурсе, и «улыбка, без сомненья, не покинет больше вас»!

Это упражнение-ритуал, строго говоря, не является «упражнением». Оно не должно использоваться специально, как нечто отдельное, «психологическое», под надзором психотерапевта или тренинг-Ведущего, на групповых тренингах и семинарах.

Это «упражнение», эта игра (а самым точным словом, которое можно подобрать к этой языковой игре будет слово «ритуал»), так вот, этот ритуал должен венчать Вашу долгую встречу и предшествовать слову «Пока!», «До свидания», «До завтра»... Потому что если Вы не заведёте себе такую привычку, то, сказав однажды «До завтра,» Вы можете никакого «завтра» с этим человеком больше не увидеть... Кстати, именно так было однажды и в моей собственной жизни, и всё из-за того, что ни я, ни человек, с которым я общалась, не давали друг другу обратной связи . Считали себя очень умными. А главное - хитрыми.

Да. Это она. Поднадоевшая всем психологам и тем, кто к ним ходит, «обратная связь». , о котором пойдёт сейчас речь, строго нацелен на то, чтобы научить нас, выучить, выдрессировать одному очень важному делу, без которого здоровое и ДОЛГОСРОЧНОЕ общение представляется вообще невозможным. Мы должны научиться давать друг другу конкретно в данном случае - прямую обратную связь , то есть разговор с помощью СЛОВ.

В ходе общения между нами и другими участниками часто возникает недопонимание каких-либо «моментов». Это - понятно.

  • мы заподозрили в ком-то корыстный умысел,
  • мы подумали, что нас хотели оскорбить,
  • мы подумали, что мы кого-то раздражаем.

Но бывают и другие ситуации, никак не связанные снедопониманием, с негативом .

Бывает, произошло между вами что-нибудь хорошее (что бывает реже), а мы почему-то бесхозяйственно не торопимся зафиксировать этот момент, «остановить прекрасное мгновенье», выразить быстротекущее настоящее - в хороших, добрых и точных словах, которые запомнятся надолго.

Итак. Давайте заведём себе иногда полезную, а иногда и приятную привычку - подводить словесный итог вашей встречи. (Там, где это нужно, возможно и уместно, разумеется).

Пусть вначале это будет подано, оформлено, как некая искусственная игра, как Ваша блажь, как сознательный акт, требующийся от обеих сторон. Перед тем, как расстаться скажите друг другу несколько фраз, каждая из которых должна начинаться следующей формулировкой: «Я заметил(а), что ты...», «Я замечаю, что ты...» .

  • Пусть вначале наши друзья будут уклоняться от честного и прямого ответа (Я не грустный, Я не злюсь на тебя), однако со временем они всё-таки скажут то, что чувствовали и чувствуют в текущий момент на самом деле,
  • Пусть вначале эти фразы будут восприниматься как несколько «искусственные» и даже звучащие «не по-русски».

Ведь прежде чем естественно, легко и грациозно станцевать новый танец, мы механически осваиваем движения, которые вначале кажутся нам нелепыми и неестественными... Как-то там выворачиваем ноги...

Не забывайте не только отмечать все «сложные» моменты, но и обязательно проговаривать вслух то действительно хорошее и радостное, что сегодня поразило (или тихо порадовало) Вас при этой встрече!

Учимся быть тамадой

К сожалению, в нашей культуре, где не было и нет никакой психологии, есть только один человек, которого воспринимают «нормально», когда он тут же выражает словами всё, что видит хорошего в других людях.

Это наш «узаконенный психотерапевт» - тамада. Когда сто человек пьют и кушают, не заморачиваясь на психологические поглаживания своих соседей, один только тамада берёт на себя роль «искушённого в психотерапии знатока», который видит зорким оком всё происходящее вокруг и умеет точно (адресно) похвалить именно тех, кого нужно и именно за то, что нужно (а также осадить разгулявшихся).

Представьте себе, что можно жить в таком обществе, где таким полезным навыком «тамады» будет обладать почти каждый из нас...

Если Вам тяжело начинать со «сложных моментов» (то есть, выговаривания вслух наших подозрений и ведения разговоров о том, что кого «пугает», «ранит» или просто немыслимо «раздражает»), то и начинайте всегда с этого - с «позитива», с речи «тамады», который умеет тонко похвалить каждого гостя. (Я говорю о хорошем тамаде)

Кстати, здесь, как всегда, важен нюанс: не вздумайте говорить людям дешёвые, дежурные комплименты «ни о чём», в которые трудно верится. Говорите только точно выверенные вещи, которые способны удивить. Хвалите - искренне. Выражайте свой восторг только тогда, когда Вы и вправду имели повод прийти о чего-то в восторг.

(Кстати, развивайте позитивное видение мира - тогда Вам будет о чём сказать в жанре похвалы и Вы не будете кривить душой, делая комплимент)

Иначе люди не поверят Вам, заподозрят в какой-то корысти, в попытке сплести хитрую интригу, в унизительно-подозрительном заискивании, наконец. Самое меньшее из всего возможно плохого, что подумают о Вас люди, (если Вы приметесь с неумелым энтузиазмом «угождать» им натянутыми комплиментами), так это мысль о том, что Вы в данный момент сидите на каком-то очередном «позитиве», и когда эта блажь пройдёт - ещё неизвестно...

Почему упражнение-ритуал «Я заметил, что ты...» преподают на психологических тренингах?

Дело в том, что, во-первых, взять эту информацию, кроме как на психологическом тренинге - негде. Ну, это самое очевидное и банальное объяснение.

А вот, во-вторых... Во-вторых, человек устроен таким образом, что привить ему необходимый навык, да ещё и довести этот навык до автоматизма, можно только погрузив того человека в «интенсивную обучающую среду», коей и является психологический тренинг.

Ведь упражнение-ритуал, который Вы сейчас получили, имеет шанс осесть ещё одним напластованием «полезной информации» в Вашей голове и вскоре благополучно покрыться там слоем мягкой домашней пыли. Получается, что польза от посещения тренинга, как и от посещения спортзала - очевидна. Тренер заставляет целые группы людей (разбивая их на пары то так, то эдак) в ускоренном режиме овладевать навыком правильного общения.

Польза от этого «урока психологического этикета» становится понятна далеко не сразу, этот ритуал имеет долгий накопительный эффект. Просто однажды Вы почувствуете, что давно уже общаетесь (по крайней мере, с самыми важными для Вас людьми) без недомолвок, а значит - без конфликтов, а значит, и без риска нелепых ссор, разлучающих людей навсегда.

Ну и напоследок... Очень коротко.

Что такое «здоровое», с точки зрения психологии, общение (взаимодействие)?

С точки зрения психологии, здоровым можно назвать такое общение, в ходе которого Вы НЕ СТРОИТЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ (одно другого нелепей) О МОТИВАХ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

В ходе здорового общения, Вы обязательно подводите резюме в конце встречи. (Этот ритуал в редких случаях можно перенести «на потом», обсуждая по телефону вечером то, что произошло днём или утром то, что произошло вечером)

В ходе здорового общения Вы говорите со своим собеседником о фактах , которые имели место быть. О том, что происходило с Вами на самом деле , а не о том, что каждый из Вас себе напридумывал.

Теперь Вы знаете, в каких случаях молчание - это не всегда «золото». Начинайте играть в эту увлекательную игру: «Я замечаю, что ты...».

Классный час в 11 классе «А напоследок я скажу…»

Разработала:

Григорьева Ирина Викторовна,

учитель технологии,

классный руководитель 11 класса

МАОУ Окунёвская СОШ

Тюменская область Омутинский район.

Сегодня прозвенит ваш последний звонок, окончатся школьные годы. Больше в вашей жизни не будет ни одного школьного звонка, ни одного школьного урока. Мне очень хочется надеяться, что каждый из вас будет вспоминать школьные годы с теплотой, как лучшее время вашего детства. Сдадите экзамены. Школа окончится. Пора взрослеть и расставаться, оставив детство за спиной.

Вот позади года вашей учебы…
и первый взлет, и первое паденье…
И в этот день мне хочется, чтобы
Запомнили вы каждое мгновенье.
Пока вы вместе, классом, еще рядом…
А впереди- далекий, трудный путь.
Но есть возможность добрым, нежным взглядом
Прощенья попросить за что-нибудь!
Пусть в этот вечер с вами вновь
проносятся мгновенья каждой встречи,
И первый друг, и первая любовь-
Все вспомнится в прощальный вечер.

И этот классный час тоже последний, итоговый. Пока вы еще одноклассники и одноклассницы, а пройдет совсем немного времени, и вы разлетитесь по разным сторонам.
Итак, наш последний классный час. Говорят, в последние минуты человек вспоминает всю свою жизнь. А так как у нас последние сорок минут школьной жизни, то я предлагаю вспомнить школьные годы.

Время неумолимо движется вперед, но удивительное свойство человеческой памяти в том, что она способна возвращать нас в прошлое, в котором время исчисляется не минутами и часами, а чувствами; мыслями, переживаниями.

    Что вы чувствовали, когда собирались сегодня в школу?

    А что вы чувствовали тогда, 11 лет назад? Помните?

    Вы помните свою первую учительницу ?

    А своего первого соседа по парте?

    Какую первую оценку вы получили, помните?

    Так, может, стоит попробовать хоть ненадолго вернуться туда, в страну детства?


Это было....Было....1 сентября 2005 года. Солнечное утро. Вы маленькие ребятишки с большими портфелями и ранцами за плечами, взволнованные и радостные, ещё ничего не понимающие, переступили школьный порог. Помните? Давайте вспомним, какими вы были.
- В этот день чересчур взволнованные мамы, глядя на вас, первоклашек, заботливо расправляли складочки на нашей праздничной одежде, успевшей всего за несколько часов изрядно помяться и испачкаться….
И задавали один и тот же вопрос, при этом почему-то нервно улыбаясь:
– Ну как? Тебе понравился первый день в школе?

Общаясь с вашей учительницей каждый день, вы постигали, помимо школьной программы, простые истины…

Что утром совсем неплохо было бы вовремя приходить на урок…

Что писать следует не на парте и не на руках, а только в тетради…

Что старшим грубить нельзя, а малышей защищать нужно обязательно…

И ещё многие другие премудрости, которые должен знать образованный человек.

А потом был волнительный переход в 5-й класс, когда на каждый урок приходил к вам новый учитель. И поначалу было страшно, ведь вам было трудно даже запомнить их имена. И они были такими разными. Сегодня вы лишь улыбаетесь своим опасениям и страхам.

Кажется, было совсем недавно:

В каждой тетрадочке письмена,

Первое ваше твердое «мама».

Первая школьная ваша весна.

Но школьный роман подошел к эпилогу,

А значит почти, что исчерпан сюжет.

Последний звонок. Подведены итоги.

Всем нашим делам за 11 лет.

И главный итог- обратимся к истокам-

Ведь школьная жизнь далеко не игра.

Здесь главные мы получили уроки-

Уроки надежды, любви и добра!

Было множество предметов. Начнём с проверки знаний по некоторым из них. И начнём с самого трудного – русского языка.
Я называю слова в единственном числе, вы должны поставить их во множественное число:
ДУГА- дуги ЖИТЕЛЬ – жители ГРЕК-греки
РУКА- руки ЛЮБИТЕЛЬ- любители УЗБЕК-узбеки
МУКА – нет м.ч. УЧИТЕЛЬ- учителя ЧЕЛОВЕК-люди

Упражнение 2:
Я называю глаголы в неопределённой форме, вы должны поставить их в 1-е лицо:
ГУЛЯТЬ- гуляю
ЧИТАТЬ- читаю
СВИСТАТЬ- свищу


Упражнение 3:
К словам мужского рода подобрать слова женского и наоборот:
ПРОВАР-повариха
ПОРТНОЙ - портниха
ХРАБРЕЦ- нет
КОЗА- козёл
ОСА – нет

Считайте, что ЕГЭ по русскому вы уже сдали. Но ведь русский язык-это не только правила, но и возможность изложения, или выражения.

Следующий урок – математика. С царицей наук вы всегда дружили, по крайней мере, хотелось бы верить, ведь впереди экзамен по алгебре. Проверим вашу готовность.
Сколько педагогов учили вас математике? - 3
Сколько ступенек ведут с 1-го на 2-й этаж по лестнице в кабинет математики?
Сколько дней «вычеркнуто из жизни» и проведено в стенах данной школы?
(В учебном году 34 недели. Это 238 учебных дней. Умножим на 11 лет. Получится примерно 2618 дней)
Домашнее задание: хотя бы раз в год подниматься по школьным ступенькам, посидеть за своей партой, чтобы вспомнить счастливые моменты из проведённых здесь 2618 дней.

Кто лучше научился –судить я не берусь!

Колыбель. Пеленки. Плач.

Слово. Шаг простуда. Врач.

Беготня. Игрушки. Брат

Двор качели. Детский сад

Ясный день. Сентябрь. Ромашки.

Бант. Косички. Первоклашки.

Дважды два. Букварь. Пятерка.

В классе первая уборка.

Фараоны. Глобус. Карта. Разрисованная парта.

Щелочь. Пифагор. Кислоты.

Лев Толстой. Проливы. Ноты.

Танцы. Турпоход. Гитара.

Поцелуй. За четверть “пара”.

Школа. Двойка. Тройка. Пять.

Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.

Драка кровь разбитый нос

Двор. Друзья. Тусовка. Кросс.

Май. Одиннадцатый класс.

Всё. Урок последний наш.

Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти - простите всех, на кого вы были обижены
2. Освободите свое сердце от волнений -большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.

Много исписано за эти годы тетрадей, прочитано книг, испорчено карандашей, ручек. Все это – атрибуты школьной жизни. Но вместе с ними был еще один предмет, который любили не все, бывало, что оставляли его дома, прятали от родителей и учителей, убирали» ненужные» записи, теряли, но он, вопреки всему, оставался верным и преданным спутником вашей школьной жизни. Конечно, вы догадались, что это дневник.
Отношение к дневнику менялось с годами. Сначала его бережно хранили, тщательно заполняли, содержали в чистоте. Затем, с годами, для многих из вас он оказался лишним и от него старались избавиться.
Так происходит очень часто. И если бы можно было писать свои мысли в дневниках, то вот бы что получилось.

1 класс
Быть первым учеником очень ответственно
Нужно учиться на пять соответственно,
Нужно быть вежливым,
Нужно быть смелым,
Нужно служить ежедневным примером.

10 класс
Ох, уж эти уроки-мучения,
Скоро наступит умопомрачение.
Когда из Москвы отступали французы?
Чему равна гипотенуза?
Оксиды, сульфиды, кислоты,
Причастные обороты-
С ума можно сойти,
Скорей бы из школы уйти!
Как надоели эти уроки и учителя,
Сил больше нет – просто беда.


11 класс
Вот и повесть о детстве подходит к развязке.
Дописаны главы, досмотрены сны.
Уже, не надеясь на чьи-то подсказки,
Мы сами решать все задачи должны.
Звени же над прошлым и настоящим,
Над всем, что берег я и что не сберег,
Звени же над детством моим уходящим,
Веселый и грустный последний звонок.
(на этом запись в дневнике обрывается)

А еще за школьные годы вы написали много объяснительных.
Надеюсь, что вы больше не будете их писать, оправдываясь перед кем-то.
И, поступив в институт, университет или техникум, будете пользоваться советами нашего педагогического коллектива:
1. Если дурные мысли лезут в голову, гони их в шею.
2. Выходя из себя, не заблудись.
3. Не хватайте с неба звезд. Если все будут хватать звезды с неба, не будет звездных ночей.
4. Одна голова хороша, а двух не бывает.
5. Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во все времена.
6. Не плыви по течению, не плыви против течения, а плыви туда, куда тебе надо

Я желаю, чтобы вы были:
Умные, но не занудные,
Гордые, но не заносчивые,
Ласковые, но не навязчивые,
Строгие, но не злые,
Скромные, но не робкие,
Храбрые, но не задиристые,
Милые, но не придирчивые,
Богатые, но не жадные,
Стройные, но не тощие,
Полные, но не толстые,
Высокие, но недлинные,
Любвеобильные, но не гулящие,
Компанейские, но не пьющие,
Деловые, но не нахрапистые,
Решительные, но не нахальные,
Удачливые и счастливые.

А что вы можете пожелать мне? (друг-другу)

(Выпускники пишут пожелания).

Трудно мне было с вами порою. Но чтобы поднять себе настроение, когда вы меня огорчали, я всегда вспоминала анекдот, который сама придумала.

Алло, Наталья Алексеевна! Моя дочь не хочет идти в школу.
- Это почему же?
- Говорит, что опять Соловей целый урок сидеть в телефоне, Миронова и Урусова болтать, как две сороки, Казаков будет смеяться без причины, Мармазов спать и видеть конец урока, Юрченко тихо мечтать о будущем. И только ей есть о чем поговорить, но это счастье выпадает редко.
- Нет, нет, дорогая мама, пусть ваша дочь обязательно идет на урок. Во-первых, ей уже 55 лет, а во-вторых, она же учитель!

Удачи, взлеты и ненастья,
Жизнь полосата, как матрас.
Мой пик учительского счастья-
Вы, мои дети, весь ваш класс.
И к вам всем сердцем обращаюсь,
На мысли я себя ловлю.
Поверьте, я не притворяюсь,
Я каждого по своему люблю.

Хорошо ли вы знаете своих товарищей по классу?

    1.У кого в вашем классе день рождения приходится на ____________?

    2.Кто самый младший по возрасту в классе? А кто самый старший?

    3.У кого в нашем классе самый высокий спортивный разряд?

    4.Сколько человек в классе имеет отчество _______________

    5.Сколько человек живут на одной улице "Советская"?

    6.Кто в классе поставил рекорд по количеству пропусков уроков?

    Если бы ты стала директором школы…

    Что ты хочешь пожелать учителям?

    Наступит завтра. Ты проснешься… что сделаешь в самую первую минуту?

    Что было главным в одиннадцатом классе?

    Помните ли вы какое слово вы написали первым в 1-ом классе?

    Какой был ваш любимый предмет?


В адрес выпускников пришла странная поздравительная телеграмма с пробелами. Требуется ваша помощь. Назовите мне 16 прилагательных, а я впишу их в текст. Текст телеграммы.


___________ -ВЫПУСКНИКИ! МЫ, ИДУЩИЕ СЛЕДОМ ЗА ВАМИ, ОЧЕНЬ РАДЫ, ЧТО ВЫ ТАКИЕ_______________. И В ЭТОТ __________ ДЕНЬ ПОЛУЧАЕТЕ СВОИ_____________ ПОЗДРАВЛЕНИЯ. ПОЛЬЗУЯСЬ ТАКИМ _______________ СЛУЧАЕМ, ХОТИМ ВАМ СКАЗАТЬ, ЧТО ТАКИХ_____________

ЛЮДЕЙ, КАК ВЫ, НЕ ТАК УЖ И МНОГО НА ЭТОЙ_______________-ПЛАНЕТЕ. НАДЕЕМСЯ, ЧТО ВАША ___________ ЖИЗНЬ БУДЕТ_____________. И ВЫ КАЖДЫЙ_____________________ГОД В ЭТОТ_____________________ ДЕНЬ БУДЕТЕ СОБИРАТЬСЯ ТАКОЙ_______________ КОМПАНИЕЙ. ТРАДИЦИОННО ЖЕЛАЕМ________ ЗДОРОВЬЯ,_____________ СЧАСТЬЯ,_________ ЛЕТ ЖИЗНИ!____________ ПОКОЛЕНИЕ!

Подходит к концу очередной учебный год. Для вас, одиннадцатиклассники, он станет годом первых серьёзных испытаний. Вам предстоят экзамены. Вы должны показать все свои знания и умения, которые приобрели в стенах школы за 11 лет. Пускай вас не останавливают трудности, не разочаровывают неудачи,а на экзамене рядом будет плечо верного друга.

« Все проходит, пройдёт и это,»- гласит древняя мудрость. Так что, дерзайте! После экзаменов выпускной вечер и …лето!!! Я желаю вам удачи, везения. Всё будет хорошо.


Дорогие родители, папы и мамы,
Сегодня вы важный экзамен сдаете:
Кого вы во взрослую жизнь выдаете?
Кого вы растили и как воспитали,
Чему их учили и что прививали,
Вы, пусть в душе, в ответе пред всеми
За все, что сделают наши дети.
Родители, не забывайте детей,
Не вычеркнуть их из жизни своей.
Любите их, помните, помогайте,
Чтоб дом ваш всегда семьею своей
Был пристанью верной ваших детей.

Вы скоро отпустите своих повзрослевших детей во взрослую жизнь. Разлетятся они словно птицы по белу свету. Отпустите их с легким сердцем, с пожеланием «удачного полета» через всю жизнь.

Осталось на прощанье
Нам загадать желание,
Чтоб снова здесь когда-нибудь
Мы вместе собрались.


У меня в руках вы видите конверт, на котором слова »Мои мечты- мои надежды». Напишите свои мечты и вложите листы в этот конверт, родители могут помочь вам. Встретимся через 10 лет и увидим, что же у вас сложилось в жизни.

«Любимым ученикам»:
Я вас люблю. Любовь еще, быть может,
В душе моей продержится не год.
Но пусть она вас больше не тревожит,
Вас впереди судьба большая ждет.
Я вас люблю. Сегодня в этом чувстве,
Поверьте, я признаться не стыжусь.
У Пушкина, заняв его искусство,
Открою вам свою любовь и грусть.
Я вас любила трепетно и нежно,
То тройками, то двойками казня,
Но уроки ведь учили вы прилежно,
И каждый раз прощали вы меня.
Прощу и я. Рыдания и слезы,
И наши выступленья позади,
И в отношениях трескучие морозы,
И жар экзаменов, и будних дней дожди.

Тимур, две Насти, Николай,
Кристина, Даша, и Виктория.
Дима, Юля и Сергей!
Я вам желаю счастья,
И не забудьте тех, кто вас любил.
Я вас люблю. Настали дни такие:
Прощаемся, слезинок не тая.
И дай вам Бог,
Пусть любят вас другие
Не менее, чем вас любила я.

А сейчас каждому из вас я предлагаю продолжить фразу «А напоследок я скажу…»

Выпускники по порядку подходят к классному руководителю, кладут в большой конверт письма и говорят несколько слов, продолжая фразу» А напоследок я скажу…», и выходят из класса.

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,- -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Р. Киплинг)

Июнь. Самая увлекательная и удивительная пора, которую так любит детвора. Каникулы. Но это не для всех жителей такой замечательной школьной страны. Веселым звоном прозвучал последний школьный звонок, который ознаменовал прощание с детством, со школой, учителями и одноклассниками, завершилась ответственная пора выпускных экзаменов и вот уже на горизонте новая самостоятельная жизнь.

Так радостно или грустно? Пытаясь ответить на этот тривиальный не только для меня вопрос, я всматриваюсь в лица своих повзрослевших мальчиков и девочек. Что там ни говорите, а дети - это самая симпатичная часть человечества! Так о чем же я думаю?

Может о том, как в 2006 году я приняла ответственное решение стать у них классной мамой. Родители доверили педагогическому коллективу школы своих детей, но еще больше они доверяют классному руководителю. Это удивительно и прекрасно осознавать, что где-то нужен ты и твоя помощь, твой опыт, твое слово.

В педагогике всегда идут вечные споры о преемственности. Ведь переход из начальной школы в основную труден и ответственен. Речь идет, прежде всего, о возрасте, а возраст - понятие не только биологическое, но и психологическое. И на каждой ступени, пройденной человеком, поджидает возрастной кризис, с которым связаны психические срывы, переоценка жизненного пути и открытие новых возможностей. Взрослые должны понимать, что на этих перекрестках судьбы мальчики и девочки оказываются независимо от своей воли и желания.

Немаловажное значение имеет правильно развивающийся коллектив, ведь он создает все условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. И мне повезло вдвойне. Я приняла из опытных рук учителя начальных классов Натальи Геннадьевны Нагибиной не только целеустремлённых и увлеченных детей, а главное, сформированный детский коллектив. И, заметьте, это уже на уровне начальной школы. А это, поверьте, дорогого стоит. Необходимо было выбрать только новую траекторию развития личности и коллектива. Ведь Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога - помочь ему в этом.

Мои пятиклассники пришли не беззащитными и напуганными, они переступили порог пятого класса с горящими и любопытными глазами. Но у них был один недостаток: они были маленькими, чтобы решать сложные вопросы своего становления. И рядом с ними всегда были надежные взрослые - педагогический коллектив и родители.

Мы продолжили наше совместное движение по сложному маршруту «Школьная жизнь». Все это время мы учились вместе, учились друг у друга. Учились не только школьным наукам, но и дружить, понимать, доверять, помогать, сопереживать, поддерживать друг друга в трудную минуту. Каждый год был разным и приносил свои огорчения и радости. Но то, что в процессе нашего общения мы многое узнавали и учились быть мудрыми, очень важно.

Постепенно в коллективе сформировались свои отличники и активисты, спортсмены и музыканты, артисты разных жанров и просто - обычные дети. Всё было: победы на школьных, районных, областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, в спортивных соревнованиях самого разного уровня, участие в смотрах, концертах, выставках, научных конференциях. Активная школьная жизнь наполняла мир моих ребят красками. Им никогда не было скучно, ведь вокруг столько интересных занятий! Кружки, спортивные секции, конкурсы, соревнования, походы, вечера, праздники. Да и на уроках происходило всё самое интересное! О чем потом так эмоционально могли поведать мне, классному руководителю, учителя-предметники. Это действительно талантливый класс.

И, конечно, было очень приятно видеть всегда подтянутых, в форме, и с гордо поднятой головой, и безмолвно стоящих у Вечного огня, и при вручении им паспортов, и во время смотра песни и строя. Я вспоминаю все праздники, классные часы, конкурсы. Нам есть что вспомнить, есть чем гордиться. За эти годы мы стали дружной семьей. Тёплые чувства и воспоминания у меня связаны с поездками в театр и нашими туристическими маршрутами. Именно здесь, в непринужденной обстановке, я узнавала своих воспитанников еще ближе. Их дружелюбие, самостоятельность, взаимоуважение и поддержка всегда радовали меня.

А еще я помню, как перед очередным учебным годом порог нашей школы перешагнули сразу три подростка из других школ посёлка, сделав совместно с родителями свой выбор продолжить обучение в нашем ОУ. Волнующими были минуты, когда шло объединение классов в старшей школе и очередное пополнение новичками. И вот теперь передо мной четырнадцать девушек и семь юношей, ставших вдруг сразу взрослыми. Что ж, так и должно быть, такова жизнь.

В моей жизни было много людей, оказавших на меня сильное влияние. Мой выпускной класс - это особый случай. Рядом с ними моя жизнь была удивительна и многогранна. Все эти годы они не переставали удивлять меня всё новыми и новыми сюрпризами.…и оставляют в моей памяти нежный, трепетный след. Мне очень повезло с родителями. Общение, сотрудничество, взаимопонимание в воспитании наших детей - это результат наших общих усилий.

«Школа - ваш второй дом!» - разве не это всегда неустанно я повторяла своим детям. Они были подростками, со всеми сложностями этого периода взросления, ясно осознающими смыл когда-то сказанных классным руководителем слов, но делающими иногда по-своему. Теперь они юноши и девушки, а это возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Школьный бал. Я с волнением спешу на очередную встречу с моим выпускным. Я вижу их праздничное настроение, улыбки и широко раскрытые глаза, полные радостных, озорных огоньков. На душе становится тепло и спокойно. Никто и не подозревал, что за семь лет мы станем одной большой семьей, что расставаться не захочется.

Мой класс - это море талантов, задора, творчества. Мой класс - это дружная команда детей и родителей. Мой класс - это часть моей жизни. Я воспитывала в моих учениках человечность, доброту, искренность, уверенность, толерантность. Я хотела, чтобы они стали культурными, духовно-нравственными, достойными гражданами России. Вместе с тем я сама ежедневно училась у ребят креативности, оптимизму, умению находить положительные моменты в любой ситуации.

Так почему же так грустно? А как же иначе! Разве не печально порой, вспоминая все то, прекрасное, что подарила мне судьба - быть классным руководителем именно в этом классе, осознавать, что очередные семь лет в прошлом? Было и прошло. Ушло безвозвратно? Но нет… Я уверена, что мои дети будут очень внимательны на уроках жизни. Будут, как и прежде, думать, размышлять и анализировать…Из стен ОУ выходят уникальные, неповторимые человеческие личности. Школа по праву может гордиться своим юбилейным, действительно золотым, пятнадцатым выпуском.

…Внимательно смотрю на каждого из своих выпускников, анализирую их успехи и спокойно отпускаю их во взрослую жизнь. Верю, что сумеют добиться своей цели, найти ответы на трудные вопросы, преодолеть трудности, помочь другу, смогут взять ответственность на себя.

Мои повзрослевшие юноши и девушки должны будут помнить, что они пришли в этот мир приумножать добро, наполнять его истиной и красотой. Жить осознанно, думать всегда. Знать, что их поступки и мысли сегодня - это личная судьба завтра. Не забывать людей, которые помогли им стать взрослыми и всегда протягивали руку помощи и поддержки. Я говорю спасибо родителям за уникальное сотрудничество и советы по нашему общему воспитанию.

Пройдут годы, я в этом уверена, мечты моих ребят сбудутся. Они молоды, красивы, энергичны и образованны. И хорошо понимают, что в них самих есть всё для того, чтобы сделать свою жизнь полезной, удивительной и ценной. И пусть будет именно так!

Мои дети! У меня есть, я думаю, такое право именно так сказать. Я люблю Вас всех, и каждый из Вас дорог мне по-своему. Вы - лучшие. За эти годы вы стали частичкой моей жизни и моего сердца. Я не забуду Вас никогда. Спасибо Вам за любовь, которую Вы дарили мне, понимание, искренность и доброту. Спасибо Вам, что Вы есть! Я буду очень скучать без Вас! В добрый путь! Счастливой Вам дороги!

Галина Михайловна Ременникова, учитель математики высшей категории МБОУ «Любинская СОШ № 3», р. п. Любинский, Омская область. Победитель ПНПО «Образование» «Лучший учитель Российской Федерации», Почётный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат Всероссийского конкурса «Современный классный руководитель», Лауреат Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Классный час в 11 классе «А напоследок я скажу…»
(Откровения классного руководителя на последнем классном часе в выпускном классе)
Классный час посвящен окончанию школы учащимися 11 класса. На него приглашены виновники торжества-выпускники 11 класса и их родители, первые учителя, учителя-предметники.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный экран.

Ход мероприятия
1. Вступительное слово классного руководителя.
Вот и прозвенел ваш последний звонок, окончились школьные годы: долгих и трудных 11 лет позади. Больше в вашей жизни не будет ни одного школьного звонка, ни одного школьного урока. Мне очень хочется надеяться, что каждый из вас будет вспоминать школьные годы с теплотой, как лучшее время вашего детства.
Школа окончена.Детство ушло. Оно уходило по капле, тихо и незаметно, с первыми буквами на доске, с коротенькими платьицами, с пронзительными звонками, которые дороже всех теорем на свете. Со знакомыми, привычными голосами учителей.
А за окном шел дождь… В классе зажигали свет и под признания в любви Татьяны Онегину списывали математику. Доказывали недоказуемые теоремы. Приписывали Ньютону лишние законы, и все было прекрасно. А детство уходило…
Пора взрослеть и расставаться, оставив детство за спиной.
Вот позади года вашей учебы…
и первый взлет, и первое паденье…
И в этот вечер мне хотелось, чтобы
Запомнили вы каждое мгновенье.
Пока вы вместе, классом, еще рядом…
А впереди- далекий, трудный путь.
Но есть возможность добрым, нежным взглядом
Прощенья попросить за что-нибудь!
Пусть в этот вечер с вами вновь
проносятся мгновенья каждой встречи,
И первый друг, и первая любовь-
Все вспомнится в прощальный этот вечер.

И этот классный час тоже последний, итоговый. Пока вы еще одноклассники и одноклассницы, а пройдет совсем немного времени, и вы разлетитесь по разным сторонам.
Итак, наш последний классный час. Говорят, в последние минуты человек вспоминает всю свою жизнь. А так как у нас последние сорок минут школьной жизни, то я предлагаю вспомнить школьные годы.

Мультимедийная презентация «Школьные годы чудесные» (Песня «Школьная пора»)

Учитель. Много исписано за эти годы тетрадей, прочитано книг, испорчено карандашей, ручек. Все это – атрибуты школьной жизни. Но вместе с ними был еще один предмет, который любили не все, бывало, что оставляли его дома, прятали от родителей и учителей, убирали» ненужные» записи, теряли, но он, вопреки всему, оставался верным и преданным спутником вашей школьной жизни. Конечно, вы догадались, что это дневник.
Отношение к дневнику менялось с годами. Сначала его бережно хранили, тщательно заполняли, содержали в чистоте. Затем, с годами, для многих из вас он оказался лишним и от него старались избавиться.
Так происходит очень часто. И если бы можно было писать свои мысли в дневниках, то вот бы что получилось.
Дневник выпускника 2012 года средней школы № 10 станицы Новощербиновской

2001 год 1 класс
Быть первым учеником очень ответственно
Нужно учиться на пять соответственно,
Нужно быть вежливым,
Нужно быть смелым,
Нужно служить ежедневным примером.

2011 год 10 класс
Ох, уж эти уроки-мучения,
Скоро наступит умопомрачение.
Когда из Москвы отступали французы?
Чему равна гипотенуза?
Оксиды, сульфиды, кислоты,
Причастные обороты-
С ума можно сойти,
Скорей бы из школы уйти!
Как надоели эти уроки и учителя,
Сил больше нет – просто беда.
25 мая 2012 года 11 класс
Вот и повесть о детстве подходит к развязке.
Дописаны главы, досмотрены сны.
Уже, не надеясь на чьи-то подсказки,
Мы сами решать все задачи должны.
Звени же над прошлым и настоящим,
Над всем, что берег я и что не сберег,
Звени же над детством моим уходящим,
Веселый и грустный последний звонок.
(на этом запись в дневнике обрывается)

Вот ваши дневники с моими пожеланиями вам удачи и счастья. Вы тоже можете на память друг другу что-то пожелать. (Выпускники берут дневники и пишут пожелания).

А еще за школьные годы вы написали много объяснительных. Некоторые из них (самые интересные и необычные) я и хочу зачитать.
Надеюсь, что вы больше не будете их писать, оправдываясь перед кем-то.
И, поступив в институт, университет или техникум, будете пользоваться советами нашего педагогического коллектива:
Совет №1. Если дурные мысли лезут в голову, гони их в шею.
Совет № 2.Выходя из себя, не заблудись.
Совет № 3. Не хватайте с неба звезд. Если все будут хватать звезды с неба, не будет звездных ночей.
Совет № 4. Одна голова хороша, а двух не бывает.
Совет № 5. Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во все времена.
Совет № 6. Не плыви по течению, не плыви против течения, а плыви туда, куда тебе надо.

Я желаю, чтобы вы были:
Умные, но не занудные,
Гордые, но не заносчивые,
Ласковые, но не навязчивые,
Строгие, но не злые,
Скромные, но не робкие,
Храбрые, но не задиристые,
Милые, но не придирчивые,
Богатые, но не жадные,
Стройные, но не тощие,
Полные, но не толстые,
Высокие, но недлинные,
Любвеобильные, но не гулящие,
Компанейские, но не пьющие,
Деловые, но не нахрапистые,
Решительные, но не нахальные,
Удачливые и счастливые.

Трудно мне было с вами порою. Но чтобы поднять себе настроение, когда вы меня огорчали, я сочинила (переделала) анекдот и всегда его вспоминала.

Алло, Наталья Ивановна! Моя дочь не хочет идти в школу.
- Это почему же?
- Говорит, опять Уколова будет смеяться без причины, Балакший целый урок посылать СМС-ки, Водолажский спать и видеть конец урока, Алещенко и Ляшко болтать, как две сороки, Кушнир тихо мечтать о будущем. И только ей есть о чем поговорить, но это счастье выпадает редко.
- Нет, нет, дорогая мама, пусть ваша дочь обязательно идет на урок. Во-первых, ей уже сорок лет, а во-вторых, она же учитель!

Удачи, взлеты и ненастья,
Жизнь полосата, как матрас.
Мой пик учительского счастья-
Вы, мои дети, весь ваш класс.
И к вам всем сердцем обращаюсь,
На мысли я себя ловлю.
Поверьте, я не притворяюсь,
Я каждого из вас люблю.
И каждому я дарю маленькое сердечко, частичку своего сердца. Это маленькое сердечко дышит атмосферой любви и добра, тепла и сердечности. Сохраните его. Пусть оно помогает вам в жизни.
Звучит тихая музыка.
Дорогие родители, папы и мамы,
Сегодня вы важный экзамен сдаете:
Кого вы во взрослую жизнь выдаете?
Кого вы растили и как воспитали,
Чему их учили и что прививали,
Вы, пусть в душе, в ответе пред всеми
За все, что сделают наши дети.
Родители, не забывайте детей,
Не вычеркнуть их из жизни своей.
Любите их, помните, помогайте,
Чтоб дом ваш всегда семьею своей
Был пристанью верной ваших детей.

Вы сегодня отпускаете своих повзрослевших детей во взрослую жизнь. Разлетятся они словно птицы по белу свету. Отпустите их с легким сердцем, с пожеланием «удачного полета» через всю жизнь.
Показ слайдов с мамами под песню Стаса Михайлова «Мама».

Полгода назад ваши дети написали письма мамам, и сегодня я хочу, чтобы дети вручили эти письма родителям.
Звучит песня Стаса Михайлова «Мама».
Это не последние письма сегодня. А помните ли вы совсем недавнее время, когда впереди было 7 лет учебы, 7 лет для выбора жизненного пути, 7 счастливых лет школьной жизни. Да, конечно, это 1 сентября 2005 года. Давайте вспомним, что в этот день вы выразили на бумаге свои мечты, свои мысли, свои пожелания. А прочитать мы их собирались на последнем классном часе. Я думаю, что время настало. Можно это сделаю я?

Учитель зачитывает письма, написанные 7 лет назад.
Мечты… Да разве ж их осудишь?

Все пройди, не петляя окольно,
А, сломав у невзгод острие,
Утвердись в этой жизни достойно
И поверь в назначенье свое.
И вперед! И движенье! Движенье:
И, по трудным пройдя адресам,
Не проси у судьбы снисхожденья,
Сам судьбу свою вылепи, сам!


Осталось на прощанье
Нам загадать желание,
Чтоб снова здесь когда-нибудь
Мы вместе собрались.
У меня в руках вы видите конверт, на котором слова »Мои мечты- мои надежды». Напишите свои мечты и вложите листы в этот конверт, родители могут помочь вам. Встретимся через 10 лет и увидим, что же у вас сложилось в жизни.

В добрый путь, мои любимые дети!

А сейчас каждому из вас я предлагаю продолжить фразу «А напоследок я скажу…»

Выпускники по порядку подходят к классному руководителю, кладут в большой конверт письма и говорят несколько слов, продолжая фразу»А напоследок я скажу…», и выходят из класса.

Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».




error: