Окончание -s в английском языке. Как определить лицо глагола правильно 3 лицо единственное число примеры

Осуществляется согласно лицу и числу последнего, что создает возможность для изменения формы выраженного глаголом сказуемого и получения этой частью речи так называемых «личных» форм. При этом, если в русском языке многочисленные личные глагольные формы являются различными для каждого лица и числа, то в сравнении с ним английские личные глагольные формы зачастую совпадают, например:

I get up earl y every day. Я встаю рано каждый день.
You get up early on Mondays. Ты встаешь рано по понедельникам.
He gets up late daily. Он встает поздно ежедневно.
She gets up early every day. Она встает рано каждый день.
My cat (it) gets up at 4 o’clock in the morning. Мой кот (оно) встает в 4 часа утра.
We get up late at weekends. Мы встаем поздно в выходные.
They get up early every day. Они встают рано каждый день.

Как видно из приведенных примеров, в первом случае глагольное сказуемое согласуется с подлежащим I (я) и приобретает форму get up (первое лицо единственное число), во втором примере за счет согласования с подлежащим she (она) глагол получает окончание s gets up (третье лицо единственное число), а отличие третьего примера от первого заключается также в лице и числе сказуемого (they – третье лицо множественное число), которое, тем не менее, никак не влияет на форму сказуемого.

Следовательно, приходим к выводу, что различие в лице и числе не всегда приводит к изменению его формы.

Лицо английского глагола

  • первым, которому соответствуют местоимения I (я), we (мы):

I go skiing every winter. – Я занимаюсь лыжным спортом каждую зиму.

We go swimming on Tuesdays. – Мы ходим на плавание по вторникам.

  • вторым – you (ты, вы, Вы):

You always help your friend. – Ты всегда помогаешь своему другу.

In the autumn you like walking in the forest together. – Осенью вы любите прогуливаться по лесу вместе.

  • третьим – he (он), she (она), it (оно), they (они).

H e likes writing letters to his penfriends. – Он любит писать письма своим друзьям по переписке.

She helps us with our homework . Она помогает нам с нашим домашним заданием.

Число английского глагола

I (первое лицо ед.число) travel a lot during my holidays. – Я много путешествую во время моих каникул.

We (первое лицо мн.число) travel to Asia every two years. – Мы путешествуем в Азию каждые два года.

Лицо и число подлежащего как ориентир для спряжения глагола

Таким образом, те позиции, по которым осуществляется спряжение глаголов (насколько это допускает довольно бедная на окончания грамматическая система английского языка) можно представить в следующей таблице:

Конечно, это условные ориентиры, а в реальных предложениях в качестве подлежащего могут встретиться не только местоимения (см. подробнее тему Подлежащее в английском языке ), но, заменив его соответствующим личным местоимением, всегда можно определить лицо и число подлежащего, а значит и необходимую личную форму глагола. Например:

единственное число множественное число
первое лицо I play the guitar in my free time. / Я играю на гитаре в свое свободное время. My parents and I (= we) play cards in the evenings. / Мои родители и я (= мы) играем в карты по вечерам.
второе лицо You play golf every Saturday. / Вы играете в гольф каждую субботу.
третье лицо Tom (= he) plays ball with his little brother. / Том (=он) играет в мяч со своим маленьким братом.

My sister (= she) plays volleyball for the school team. / Моя сестра (= она) играет в волейбол за школьную команду.

My computer (= it) plays chess better than I do. / Мой компьютер (= оно) играет в шахматы лучше, чем я.

My friends (= they) play frisbee in the park after classes. / Мои друзья играют в фрисби в парке после уроков.

Различия в категории лица между русским и английским языком

При этом соответствие тех или иных существительных, выполняющих функции подлежащего, личным местоимениям различается в русском и в английском языках, особенно в том, что касается третьего лица единственного числа. Так, в русском языке категория рода никак не привязана к биологическому полу субъекта (он – стол, рюкзак; она – куртка, палатка; оно – окно, привидение). В английском же языке:

  • местоимением he можно обозначить только представителя мужского пола (мужчину, мальчика, самца животного, если необходимо подчеркнуть его пол);
  • she – соответственно, только представительницу женского пола (женщину, девочку, самку животного, если важно подчеркнуть ее половую принадлежность);
  • а все предметы, явления и животные, пол которых не так важен для высказывания, в случае необходимости заменить их личным местоимением обозначаются при помощи слова it .

Редкие случаи выражения глаголом категорий лица и числа

Выше уже говорилось о том, что глагольные формы в английском предложении отражают категорию лица и числа не так уж часто. О подобных проявлениях можно говорить в нижеперечисленных ситуациях:

Третье лицо единственное число настоящего простого времени Present Simple – к основе глагола добавляется окончание —s или -еs . Этого не происходит в случаях с модальными глаголами, для которых характерно наличие одинаковой для всех лиц формы настоящего простого времени. Окончание s или -еs не является формообразующим также в случаях с глаголами to be и , для последнего из которыхв третьем лице единственного числа характерна форма has.

She goes to the candy shop every day after work and buys a big bar of bitter chocolate.

He can tell y ou the truth but he wouldn’t do it.

She has a dream of a big house near a lake.

Она ходит в конфетный магазин каждый день после работы и покупает большую плитку горького шоколада.

Он может сказать тебе правду, но он не будет этого делать.

У нее есть мечта о большом доме у озера.

В этом уроке мы познакомимся:

  • Личные местоимения третьего лица
  • Правила чтения буквосочетаний sh, ch
  • Глагол в третьем лице, единственном числе настоящего времени, преобразование глаголов в этом числе и лице. Правила прибавки окончания -s и его чтение
  • Новые слова английского языка

Личные местоимения третьего лица и глагол be в третьем лице

К личным местоимениям третьего лица относятся:

they [ðei] - они
she* [ʃi:] - она
it - это, он, она, оно
* - обратите внимание на произношение этого местоимения. Дело в том, что в английском языке нет звука [ы], поэтому вы не можете произносить привычное нам [шы], но нельзя произносить и звук [i] слишком мягко, тогда у вас получится [щи], попробуйте произнести нечто среднее.

Нам уже встречалось буквосочетание sh в предыдущих уроках, а теперь пора выучить правило его чтения. Это сочетание читается как звук [ʃ] - аналог русскому "ш", и пример из прошлого урока: short [ʃɔ:(r)t] - короткий


Перед тем как увидеть особенности применения этих местоимений в предложениях посмотрим какую форму принимает глагол be после этих местоимений:

are

Теперь посмотрите на особенности личных местоимений третьего лица:

    Особенностью английского языка является то, что деление по родам в речи выражается только с людьми. То есть мы используем местоимения he и she только при замене существительных, выражающих людей соответствующего пола. В других случаях используется личное местоимение It . Оно ставится вместо неодушевленных предметов, животных или детей. Это значительно упрощает процесс изучения языка, так как нам не нужно учить какого рода то или иное существительное, для замены его на соответствующее местоимение, как мы делаем это в русском языке. Однако если мы хотим подчеркнуть пол какого-то явления, животного, то допускается использовать местоимения he и she . Но местоимение they заменяет все существительные третьего лица множественного числа, вне зависимости от того, чем является существительное (человек, предмет, животное или какая-то сила). Также местоимение It может быть в качестве формального подлежащего - вспомните пример предыдущего урока:

    It is sunny today. - Сегодня солнечно.

    В этом предложении личное местоимение на русский язык не переводится, но оно необходимо в английском языке, для сохранения порядка в структуре предложения (вы дальше поймете что английский язык очень любит порядок, в нем все строго структурировано). Посмотрите другие примеры:

    The friend reads a plan . He is good. - Друг читает план. Он хороший. - здесь существительное friend заменяется местоимением he , так как оно выражает мужчину.

    Но friend может быть и женщина, тогда:

    She is good. - Она хорошая.

    В этом предложении может описываться и существительное plan , тогда оно заменяется it :

    It is good. - Он плохой.

    К глаголу read добавлено окончание -s . Причину постановки этого окончания мы разберем далее в этом уроке.

    People* like books*. They are very good. - Людям нравятся книги. Они очень хорошие. - здесь местоимение they может обозначать оба существительных (хорошими могут быть и люди, и книги), и чтобы понять какое именно, нужно смотреть в контексте других предложений текста.

    * - Хоть пока и рано, но если вы могли заметить - перед существительными people и books нет определителя, а в предыдущем уроке говорилось, что перед существительным должен быть обязательно артикль или какой-то другой определитель. В нашем предложении существительные стоят во множественном числе, но в контексте имеются в виду неопределенные люди и книги. И мы должны поставить неопределенный артикль a . Но дело в том, что исторически этот артикль произошел от числительного "один". Поэтому будет грамматически неправильно ставить в предложении "один люди" или "одна книги", и в связи с этим артикль опускается, но подразумевается что он там есть (нулевой артикль). Подробнее мы рассмотрим этот случай, когда будем изучать случаи постановки артиклей. А в этом предложении перед существительными можно поставить определенный артикль the , но тогда изменится смысл предложения - люди и книги будут уже не какие-то, а "совсем" конкретные.

    Если в предложении несколько личных местоимений, то порядок их таков - 3 лицо ставятся перед 1 л., 2л. ставится перед 3 л., примеры:

    She and I read the book. - Я и она читаем книгу. You and he are friends. -Ты и он друзья.

    И помните, что как и в русском языке, личные местоимения заменяют в предложении другие части речи (наиболее часто существительное). Поэтому в предложении глагол be спрягается с существительными по тому же принципу. Для того чтобы понять о чем речь перепишем 3 последних предложения:

    The friends (they) are very good. - Друзья очень хорошие. Anna (she) and I read the book. - Я и Аня читаем книгу. You and Pavel (он) are friends. -Ты и Павел друзья.

Настоящее простое время (Present simple). Глаголы в третьем лице, единственном лице настоящего времени.

Время present simple очень похоже на настоящее время в русском языке и выражает обычные ежедневные события, неоспоримые факты, все что есть в настоящем. Вспомните, что происходит с окончанием глагола в русском языке на примере глагола "читаю":

Но есть одна сложность - при образовании 3 л. ед.ч. глагола есть ряд исключений:

    Если глагол заканчивается на буквы: -s , -sh , -ch , -x , то для образования 3 лица единственного числа глагола добавляется окончание -es и произносится как звук (если хотите понять это правило, попробуйте произнести это окончание с прибавкой -s , и вы увидите что последний звук почти не различим), например:

    Также после согласных свистящих звуков [z], [ʒ], окончание -s/-es читается как звук [-iz] : changes .

    "y" , а перед ней стоит согласная, то в 3л. ед. ч. y меняется на букву "i" , и добавляется окончание -es и произносится как звук [z] :

    Если глагол заканчивается на букву "y" , но перед ней стоит гласная буква, то в 3л. ед. ч. она остается неизменной, и добавляется окончание -s , например:

    (делать - делает)
    go - goes
    (идти - идет)

    И помните, что если перед глаголом стоит существительное (подлежащее), но его можно заменить на личное местоимение третьего лица единственного числа (he, she, it ), то и глагол ставится в том же лице и числе:

    The friend likes books. - Друг любит книги. (друг кто? - он, поэтому к глаголу добавляется окончание -s )

Произношения окончание -s может передаваться звуком [s] , если перед ними стоит глухая согласная буква (звук) (k, p, t, f, h, θ ); звуком [z] , если перед ними стоит гласная или звонкая согласная буква (звук) (b, d, g, l, m, n, r, v, ð, ŋ ); звуком в случае рассмотренных исключений. Подробнее мы рассмотрим чтение окончания -s при изучении образования множественного числа существительных в следующих уроках. Посмотрите примеры:

Reads -
likes*-
sees -
comes -

* - непроизносимая "e" остается такой и после прибавки окончания -s .

Правила чтения буквосочетаний ch

Очень распространенное сочетание передает известный нам звук: - похож на русский звук "ч", но при произношение прижимайте кончик языка к альвеолам. Посмотрите на примеры (помните все озвученные слова нужно учить):

* - Обратите внимание на существительное home . С ним часто путается существительное house - дом

Они очень похожи, но house характеризует "дом" как постройку, а home - это место для проживания.

  • Прилагательные:

  • ["əʊpən]
    book - книги
    ["veri]
    very - очень
    life - жизнь
    ["ɒfn]
    often - часто
    A child comes We are big She is a student I like new letters**

    * - посмотрите на место положение артикля. Он стоит перед прилагательным, как и говорилось выше.

    1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

    Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить ), «галжу» (от галдеть ), «гвозжу» (от гвоздить ), «дужу» (от дудеть ), «ерунжу» (от ерундить ), «прегражу» (от преградить ), «пылесошу» (от пылесосить ), «сосежу» (от соседить ), «шкожу» (от шкодить ).

    Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить ), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать ), «тужу» (оттузить, ср.: тужу от тужить ) и некоторые др.

    Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю , ропщу.

    2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1 спряжения: выздоровею , ешь , -еют; опостылею , -еешь, -еют; опротивею , -еешь, -еют. Формы этих глаголов выздоровлю , шь, -ят и т.д. употреблять не рекомендуется.

    3. Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился ) с суффиксом - и деепричастие (зиждясь ) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется ,-утся, зиждущийся ).

    Такое же соотношение форм у глагола зыбиться зыбился, зыблясь зыблется, -ются, зыблющийся.

    Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся) стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

    Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут , а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий – чтущий ; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. Их чтут , им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтят присутствием.

    4. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие ) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю , полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

    Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

    Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

    Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье ); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет , брызжет слюной ).

    Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска ); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет ! ); в значении «приводить в движение, в действие» двигает – движет (пружина двигает /движет часовой механизм ).

    Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет ), но во фразеологизме только: над нами не каплет ; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру ).

    Глагол метать в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю , метает (метает кофту, метает шов ). Его омоним, глагол метать в значении«разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру ); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется формаметает : метает гранату, диск, копье и т.д.

    В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать ), мяучит (от мяучить ; литературная форма мяукает - от мяукать ).

    Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете , по II спряжению – сыпят , такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

    5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на , форма на ненормативная. Ср.: ...Тревогой бранной напои ! (Блок). –Напой ее чаем, баловница, закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

    Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь,выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить , чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

    Некоторые глаголы на ить : портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь , выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь . Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди ), обойми (вместо обними ); езжай (вместо поезжай ); формы едь , ехай являются недопустимыми.

    §174. Варианты видовых форм

    1. Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективноорганизовал работу ); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывали фольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии ).

    2. Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о а обусловливать обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать , условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться; не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

    3. Чередование о – а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопо тать – выхлопа тывать, заболо тить – забола чивать, заморо зить – замора живать, застро ить –застра ивать, затро нуть – затра гивать, обрабо тать – обраба тывать, облагоро дить – облагора живать, осво ить – осва ивать, оспо рить – оспа ривать, удосто ить – удоста ивать, усво ить – усва ивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать зирова -; глаголыагонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом зова -.

    4. Видовые пары захлопнуть – захлопывать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить –узаконивать и др. сохраняют корневое о.

    5. Варианты приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами ва-, -ыва- и -а-, -я-, образующие видовые пары: заготавливать/заготовлять – заготовить, подбадривать/подбодрять – подбодрить, приспосабливать/приспособлять – приспособить, простуживаться/простужаться – простудиться, разрезывать/разреза́ть – разре́зать равноправны.

    6. Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать – замерзнуть, порочить/опорочивать – опорочить, заботить/озабочивать – озаботить и др. равноправны.

    7. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом зова - и -изирова- вулканизоватъ – вулканизировать, гармонизовать – гармонизировать, канонизовать – канонизировать, колонизовать –колонизировать, легализовать – легализировать, модернизовать – модернизировать, рационализовать – рационализировать, секуляризовать – секуляризировать, стабилизовать – стабилизировать, стандартизовать – стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

    Варианты форм брезгать – брезговать, прочитать – прочесть, свистеть – свистать равноправны.

    В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант разговорно-просторечный.

    8. Необходимо различать значения парных глаголов движения:

    бегать – бежать

    летать – лететь

    водить – вести

    носить – нести

    возить – везти

    плавать – плыть

    гонять – гнать

    ползать – ползти

    ездить – ехать

    таскать – тащить

    катать – катить

    ходить – идти

    лазить – лезть

    Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на направление или действие, совершающееся не за один прием (глаголы неопределенного движения), а вторые –действия, протекающее в одном направлении, или действие, совершающееся непрерывно и в определенный момент (глаголы определенного движения). Ср.: грузовик возит кирпич –грузовик везет кирпич; самолет летает над лесом – самолет летит над лесом; утки плавают в зарослях камыша – утки плывут к берегу и т.п.

    В некоторых случаях допустимы обе формы, например: Автобус по этой линии ходит каждые пять минут. – Автобус по этой линии идет каждые пять минут. Различие между обоими вариантами заключается в следующем: ходит имеет значение «туда и обратно» , т.е. указывает на движение не в одном направлении, а идет обозначает только «туда» , т.е. указывает на движение в одном направлении.

    Ср. также: иди на почту (движение в одном направлении) – не ходи на почту («движение туда и обратно») и приставочные образования: ко мне приехал брат («прибыл и находится здесь») – ко мне приезжал брат («был и уехал»).

    Значение рассматриваемых форм зависит также от контекста: при конкретизации действия употребляются глаголы определенного движения. Ср.:

    Сегодня утром он возил нас на станцию. – Сегодня утром он вез нас па станцию очень быстро;

    Я ходил вчера на работу. – Я немного задержался, когда шел вчера на работу;

    В тот день мы ездили в город. – В тот день мы не устали, потому что ехали в город медленно.

    9. Названия средств сухопутного, механического и воздушного транспорта обычно сочетаются с глаголом идти, например: Автобус идет по новой трассе; Поезд идет со скоростью60 километров в час; Трамвай идет в парк; Самолеты идут (также летят ) один за другим, но: Трамваи плохо ходят. Слово мотоцикл сочетается с глаголом ехать, например: Мотоцикл ехал прямо на нас.

    Названия средств передвижения по воде сочетаются как с глаголом идти, так и с глаголом плыть, например: Вниз по реке идут (плывут) нагруженные баржи ; Вблизи берега шла (плыла) лодка ; Миноносцы идут в кильватерной колонне; В море плывут корабли .

    10. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- вял – вяну л, лип – липну л, слеп – слепну л, отверг – отвергну л, гиб – гибну л, прибег – прибегну л, расторг – расторгну л, опроверг – опровергну л, пух – пухну л равноправны; формы сохну л, мерзну л, мокну л, гасну л, зябну л при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб являются допустимыми.

    1. Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида достичь – достигнуть, застичь – застигнуть, настичь – настигнуть, постичь – постигнуть равноправны; личные же формы параллельных вариантов не образуют и обслуживают обе неопределенные формы.

    §175. Возвратные и невозвратные формы

    1. Варианты типа вдали белеется парус – вдали белеет парус (с возвратной и невозвратной формами глагола, имеющими одинаковое значение «быть видным своим цветом, выделяться им» ) различаются тем, что в возвратном глаголе указанный признак выявляется менее четко и менее стойко. Ср. также: в отдалении чернеется лес – в отдалении чернеет лес, в тумане что-то синеется – в тумане что-то синеет , желтеется мед в чашке желтеет мед в чашке и т.п. При наличии в предложении слова, указывающего на интенсивность проявления признака,предпочтительней невозвратная форма, например: ярко зеленеет молодая трава.

    В значении «становиться белым (зеленым, красным, черным и т.д.)» употребляется только невозвратная форма, например: земляника на солнце краснеет (становится красной или более красной ), серебро от времени чернеет , мех песца в носке желтеет .

    2. грозить – грозиться, стучать – стучаться, убирать – убираться и т.п. возвратным глаголам присуще значение большей интенсивности действия,заинтересованности в его результате; ср.: он постучал в дверь – он постучался в дверь, чтобы ему открыли . Стилистически эти формы различаются тем, что формы на я свойственны сниженному стилю речи, например: Одна баба с порогу своей избы погрозилась мне ухватом (Тургенев).

    3. В совпадающих в значении парах кружить – кружиться, плевать – плеваться, плескать – плескаться, решить – решиться и т.п. первые (невозвратные ) формы характеризуются как общелитературные, вторые – как разговорные; ср.: Даша решила как можно скорее начать самостоятельную жизнь (А.Н. Толстой). – Низведенная на степень кухарки, Глафира решилась скоротать свой век в кухне (Гл. Успенский). Не рекомендуется употреблять играться вместо играть .

    4. При использовании глаголов на я следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породитьдвузначность , например: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?). В подобных случаях необходима соответствующая нужному смыслу правка; ср.:

    а) Сюда приходят дети...;

    б) Сюда собирают детей...

    Ср. также: «Деталь бросается в ванну» (вместо Деталь бросают в ванну ). В технической литературе формы на я целесообразно употреблять в тех случаях, когда на первый план выступает самое действие независимо от его производителя, например: Дверь открывается автоматически. Если же с понятием действия связано представление о его производителе, иногда неопределенном, то правильнее употреблять формы без я .

    §176. Формы причастий

    1. Бесприставочные глаголы с суффиксом у- типа гасну ть, мокну ть, сохну ть, мерзну ть, пухну ть, вяну ть, зябну ть образуют причастия гасну вший, мокну вший, мерзну вший, пухну вший,вяну вший , сохраняя этот суффикс.

    Глаголы с суффиксом у- типа ввергну ть, отвергну ть, прибегну ть, расторгну ть, опровергну ть образуют параллельные формы причастий, как и личные формы мужского рода прошедшего времени: ввергший – ввергнувший, отвергший – отвергнувший, прибегший – прибегнувший, расторгший – расторгнувший, опровергший – опровергнувший.

    2. Действительные причастия настоящего времени на ийся - совпадают в значении со страдательными причастиями на -мый: состав, отправляющийся (отправляемый ) на восток; рукав, пришивающийся (пришиваемый ) к пройме; товар, выставляющийся (выставляемый ) на витрину; но в сочетаниях типа коровы, отправляющиеся (отправляемые ) на убой; реакция, вызывающаяся (вызывавмая ) медицинским препаратом следует предпочесть страдательное причастие (см. также §175, п. 4).

    §177. Формы деепричастий

    1. Подавляющее число глаголов с суффиксом у- не имеет параллельных форм деепричастий: отвергнуть – отвергнув, мокнуть – мокнув, мерзнуть – мерзнув, расторгнуть –расторгнув, но. остынуть – остыв/остынув . Формы на ши сохраняются в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.

    2. Варианты деепричастий заперши, умерши, отперши, вытерши, натерши при наличии нормативных заперев, умерев, отперев, вытерев, натерев являются допустимыми.

    3. Глаголы на ти не образуют параллельных деепричастных форм: вывести – выведя, отвезти – отвезя, обрести – обретя, недопустимо употреблять выведши, отвезши, обретши

    4. В парах высунув – высуня (ср.: бежать высуня язык ); положив – положа (ср.: положа руку на сердце ), разинув – разиня (ср.: слушать разиня рот ), скрепив – скрепя (ср.: согласиться скрепя сердце ), сломив – сломя (ср.: броситься сломя голову ), спустив – спустя (ср.: работать спустя рукава ) и т.п. вторые формы являются устарелыми , но сохраняются в устойчивых фразеологических выражениях.

    5. Стилистически окрашенными (под народную или старинную речь) являются деепричастные формы на чи (-ючи) глядючи , играючи , гуляючи , едучи , жалеючи , живучи и т.п. В значении наречий употребляются формы играючи (делать играючи ), крадучись (идти крадучись ), припеваючи (жить припеваючи ), умеючи (пользоваться умеючи ) и некоторые др.

    Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь - пишешь , стучишь.

    Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

    Делай так: Читаешь - н.в., 2л., ед.ч., рисуешь , танцуешь , гуляешь.

    Правописание безударных окончаний глаголов.

    Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

    Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

    1. поставить глагол в начальную форму;

    2. определить спряжение глагола;

    3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

    (они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании);

    4. определить окончание данного глагола.

    Спряжение глаголов в настоящем времени

    Глаголы в неопределённой форме

    I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

    II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений :

    Слышать, видеть иобидеть,

    Гнать, держать иненавидеть,

    И дышать, смотреть, вертеть,

    Изависеть и терпеть.

    Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

    Делай так: Строим – строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим , купим.

    Запятая в предложении с однородными членами.

    Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

    Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

    Делай так: Мальчики смеялись , веселились и кувыркались .


    Запятая в сложном предложении.

    Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

    Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

    Делай так: Дедушка с утра на работу ходил , внучка в избе прибирала.

    Правописание –тся, -ться в глаголах.

    Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

    Например: что делает ? трясётся ; что сделает ? разбежится.

    Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

    Например: что делать ? прятаться ; что сделать ? радоваться.

    В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

    стеречь , стричь.

    Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

    Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает ?) торопит ся;

    перестань торопит…ся – перестань (что делать ?)торопить ся

    Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях

    Существительных.

    Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

    Делай так: овцо й красавице й

    кольцо м туче й

    ножо м крыше й

    плющо м товарище м

    коржо м стороже м

    Правописание Ы или И после Ц.

    Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция .

    цитировать, операционная, дисциплина.

    Буква Ы после Ц пишется:

    · в окончаниях и суффиксах: Синицы н, щипцы ;

    · в корнях слов – исключений: цы ган, цы почки, цы ц, цы кнул, цы плёнок.

    171. Прочитайте.

    • Определите лицо и число глаголов. Что общего в написании личных окончаний в вопросах и в глаголах?
    • Почему написание мягкого знака (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа надо запомнить?

    172. Прочитайте текст.

    Мы и ростом невелички, и цветы у нас капельные, и запаха приятного нет. А ты нас всё равно не забудешь .

    Увидишь голубое небо весной, - нас вспомнишь. Встретишь голубое чистое озерцо, - нас вспомнишь. Глаза у кого-нибудь увидишь голубые, - опять нас вспомнишь. Мы ведь - незабудки.

    • Выпишите выделенные глаголы. Определите их время, лицо, число. Выделите личные окончания.

    173. Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.

    Звонить - звон[ишь], спать - ..., цвести - ..., стучать - ..., плыть - ..., лететь - ... .

    174. Прочитайте диалог выразительно.

    Сизов, почему ты молчишь ?
    - Я слушаю тишь .
    - Разве можно слышать тишь ?
    - Можно, если ты помолчишь .

    (О. Григорьев)

    • Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?
    • Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог.
    • Определите «работу» мягкого знака (ь) в словах диалога.

    175. Прочитайте.

    Помо[щ"], товари[щ"], изучае[ш], ланды[ш], помни[ш], смер[ч"], бага[ш], грусти[ш], мело[ч"], бере[ч"], мы[ш], ве[щ"], полно[ч"], бро[ш].

    • Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.

    176. Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

    1. Поспешишь - людей насмешишь. 2. Поживём - увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.

    • Спишите. Выделите личные окончания глаголов.
    • Устно определите время, лицо и число каждого глагола.

    177. Прочитайте текст Г. Скребицкого. Озаглавьте его.

    Вес..ло пускат.. по в..сенн... руч..ям белые бумажные к..раблики. Пустиш.. его на воду и любуеш..ся, как мутные воды весенн... руч..йка подхватят твоё судёнышко и пон..сут. Скол..ко радост..! Беж..ш.. рядом по гряз.., стараеш..ся не отстат.. от к..раблика.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
    • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Над другими глаголами укажите время. Выделите окончания глаголов, стоящих во 2-м лице единственного числа.

    178. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Исаак Ильич Левитан одну из своих к..ртин назвал «Весна. Большая вода». На ней художник изобразил в..сенний разлив. Ш..роко разлилась вешняя вода. Смотриш.. на к..ртину и думаеш.., что половодье и на земле, и на небе. Всё зат..пила эта тёмно-голубая, и светло-голубая, и голубовато-серая вода. В прозрачной воде стоят тонкие дер..вца и отражаются в её чистом зерк..ле. И чудится, что дерев..я растут сразу и вверх, и вниз. Лёгкое прикосновение вет..рка чуть покачивает отражение б..резок.

    (В. Порудоминский)

    • Что вы представили, читая текст? Что обозначает слово половодье ? Объясните значение четвёртого предложения.
    • Сколько частей можно выделить в тексте? Запишите данный текст, выделяя в нём части и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в словах другие знакомые вам орфограммы.

    179. Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» в «Картинной галерее» учебника.

    • Составьте свой текст по картине. Запишите его.


  • error: