Кризис в стране: после Олимпиады могут начаться тяжелые времена. С чем связан обвал рубля и что будет с экономикой страны после олимпиады в сочи — А что вы можете сказать о ближайшем будущем рубля


Пока болельщики ведут напряженный учет завоеванных российской сборной медалей, политологи гадают: что будет после Сочи? Станут ли Игры-2014 тем самым водоразделом в политике и экономике, который общественность предвкушает на протяжении последних месяцев (а то и лет)? "До Олимпиады не снимут" – такой прогноз то и дело приходится слышать, когда речь заходит о судьбе того или иного чиновника. А после? С окончанием Олимпиады связаны самые апокалипсические ожидания – от отставки правительства до очередного витка "закручивания гаек".

Слухи о том, что после Олимпиады может произойти либо отставка кабмина, либо девальвация рубля, либо экономический кризис, пришлось опровергать даже пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Точнее, опровергал он только отставку правительства (это такая перманентная, по словам Пескова, "забава"), потому что девальвация рубля случилась еще до начала Игр, ну, а вялотекущий кризис давно уже очевиден.

Тем не менее ряд отставок можно с высокой степенью вероятности прогнозировать если не сразу после Олимпиады, то вскоре после ее окончания. В последние дни СМИ упорно одного из ближайших соратников Владимира Путина, главного железнодорожника страны Владимира Якунина. Как сообщил 11 февраля телеканал "Дождь" со ссылкой на несколько информированных источников, в июне у главы РЖД истекает срок контракта, и принципиальное решение о его уходе уже принято. Это уже вторая волна слухов об отставке Якунина ( случилась прошлым летом). Ведущаяся сейчас против руководителя РЖД активная информационная кампания заставляет подозревать, что у Якунина обнаружился конкурент в ближайшем окружении Путина. Первая "отставка" сопровождалась разоблачениями со стороны известного "информационного киллера" Алексея Навального; вторая волна слухов сопровождается разгромным отчетом Счетной палаты.

Скорое появление вакансии ожидается и в другой госкорпорации: известно, что Алексей Миллер покидает пост председателя правления "Газпрома" из-за проблем со здоровьем. На его место сватают Германа Грефа. Но позицию рассматривают также как возможное будущее место работы Дмитрия Медведева Ранее в этом качестве чаще фигурировал объединенный Верховный суд, реформу которого Путин запустил осенью прошлого года. Однако, по слухам, сам Медведев дал понять, что предпочитает газовую монополию – тем более, он там уже работал.

В любом случае, в прошлую субботу начался прием заявлений от претендентов на должности судей в объединенном Верховном суде. Он продлится до середины марта – значит, если Медведев намерен развивать свою карьеру в этом направлении, он должен предпринять соответствующие шаги в ближайшее время. Хотя, если рассматривать действующее правительство исключительно как клапан для стравливания социального пара, ближайшие месяцы – не самое удачное время для замены кабинета министров: основной рост недовольства явно еще впереди.

Однако тревожный звонок уже прозвенел: в декабре бывший глава правительства России, авторитетный академик Евгений Примаков выступил с докладом, в котором жестко раскритиковал кабмин Медведева за неолиберальную политику – по мнению Примакова, она идет полностью вразрез с интересами страны и курсом президента. Примаков к прямому "противодействию политики неолибералов" – то есть любым попыткам правительства сократить присутствие государства в экономике. И, вполне возможно, этот призыв уже услышан в Кремле.

До последнего времени феномен Путина заключался в том, что ему удавалось проводить правую экономическую политику, удовлетворяя при этом левый политический запрос большинства. Однако логика "авторитарной тенденции", проявившейся после возвращения президента в Кремль, требует отказа от либеральных приемов управления национальной экономикой – они вызывают все более сильное раздражение у патриотов-государственников, на которых вынужден делать ставку Кремль. Это давление может оказаться сильнее, чем ожидаемый социальный протест, и сработать раньше.

И, кажется, в этом смысле Олимпиада, которая важна Кремлю, прежде всего, как инструмент самопозиционирования в мире, может оказаться не только формальным рубежом. Очень похоже на то, что принимать решения будут в том числе и по итогам Игр – по крайней мере, на эмоциональном уровне. "Закручивание гаек" последних дух лет было отчетливо связано с реакцией на протесты конца 2011-го – начала 2012 года. Если Путину и его окружению не позволят ощутить запланированный олимпийский триумф, а вместо этого заставят почувствовать себя изгоями (сообщения иностранных журналистов о многочисленных недоделках в Сочи как намек на именно такое развитие событий), реакцией может стать новый виток ужесточения режима, новая консервативная волна, которая вполне способна накрыть не только уличных демонстрантов, но и правительство Медведева.

Олимпиада пройдет в Сочи с 7 по 23 февраля 2014 года. В ноябре 2013 года Минэкономразвития РФ скорректировало прогноз социально-экономического развития до 2030 года. Худший - консервативный - сценарий развития страны был выбран базовым еще в сентябре, а в ноябре он еще более ухудшился: в 2030 году российская экономика по-прежнему будет сырьевой, отток капитала продолжится, сильное имущественное расслоение сохранится, спрогнозировали в ведомстве. Ранее мы писали о семи признаках ухудшения экономической ситуации в стране. На этот раз RB.ru собрал мнения специалистов о влиянии сочинской Олимпиады на экономику России.

Алексей Кузнецов, руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН:
"В нашей стране с экономикой явно не все в порядке, это все видят. Наблюдается замедление темпов роста экономики. За прошедшие годы не решено несколько проблем, которые приводят к этому торможению. Это коррупция, это жилищный вопрос, который влечет за собой спад рождаемости. У нас часто говорят, что рождаемость хорошая. Но хорошей ее можно назвать только по сравнению с показателями 90-х годов. Среди серьезных проблем - монополизированный рынок, медленное внедрение инноваций. Это наследие советских времен, но СССР прекратил существование 20 лет назад, оглядываться на это время не нужно. Все эти факторы не вселяют оптимизма относительно российской экономики.

Говорить о том, что Олимпиада ударит по экономике - неправильно. Часть инвестиционных расходов в Олимпиаду была сделана еще при подготовке к Играм.

Нельзя сказать, что огромная стройка останется без дела после спортивных мероприятий. У нас в стране и так достаточно мегастроек. По моему мнению, сам факт проведения Олимпиады ни в коем случае не стоит рассматривать как спусковой крючок для экономического кризиса".

Диана Маклозян, руководитель юридического департамента компании HEADS:
"Стоит отметить, что под проведение Олимпиады в налоговое законодательство была внесена масса поправок, вводящих налоговые льготы для компаний, принимающих участие в проведении Олимпиады. Основная их часть касается так почитаемого в России НДС.

После сдачи объектов значительно возрастет сумма НДС, заявляемая к вычету, что ляжет бременем на российский бюджет. А бюджет надо пополнять, следовательно, возрастут налоги на самую эффективную отрасль экономии РФ, нефтегазовую промышленность, что повлечет за собой рост цен на газ и бензин, что, в свою очередь, приведет к очередному скачку цен и инфляции.

Также после Олимпиады возможен отток инвестиций за пределы РФ, для этого существуют две причины: закончатся иностранные инвестиции в Олимпийские объекты и возмещенный НДС, который должен кто-то получить.

Не стоит забывать, что Олимпиада в Сочи совпадает по времени с датой судьбоносной для доллара США (на февраль в США намечен технический дефолт – прим.ред.), а экономика России слишком тесно связано с судьбой этой иностранной валюты.

Исходя из вышеизложенного можно предположить, что кризис возможен. Но нас пугают финансовым коллапсом каждый год, начиная с 2008 года. В любом случае жителей нашей страны им уже сложно удивить, да и вряд ли для 80% населения страны что-то сильно поменяется".

Антон Шабанов, эксперт банка "БКС Премьер":
"Оснований полагать, что Сочи столкнется с финансовым кризисом, на данный момент нет – если, конечно, будет предложена адекватная программа использования олимпийской инфраструктуры для развития курорта в будущем, спортивные и прочие сооружения не постигнет та же судьба, что и, например, многие объекты в Афинах, которые были закрыты за ненадобностью вскоре после олимпийских игр 2004 года. Не стоит забывать, что Сочи будет принимать и другие масштабные спортивные мероприятия: Чемпионат мира по футболу-2018, гонки Формулы-1. Тот факт, что город уже насыщен транспортными, инфраструктурными, коммунальными мощностями, позволит развивать туристическую привлекательность, создавать новые рабочие места, повышать городские доходы".

После Олимпийских игр-2014 Россия может испытать «постолимпийскую» депрессию, вызванную высокими издержками на проведение Игр.

Об этом пишет The Financial Times. Издание указывает, что существует целый список стран, которые сначала стали хозяевами престижных спортивных мероприятий, а затем пережили экономический упадок – например, Греция и Южная Африка.

По экспертным оценкам, на подготовку к сочинской Олимпиаде Москва потратила более 50 миллиардов долларов – это в семь раз превышает затраты на проведение Игр в Лондоне. России удалось обогнать даже Китай, который вложил в Олимпийские игры в Пекине (причем летние, а не зимние) 40 миллиардов долларов. По мнению The Financial Times, российские олигархи и госкомпании, которые обеспечивали финансирование строительства олимпийских объектов, активно занимали средства у иностранных кредиторов, из-за чего в последние два года наблюдался устойчивый рост российского внешнего долга.

Расплата по этим долгам после Олимпиады может больно ударить по российской экономике. По прогнозу Минэкономразвтития, в 2014 году ВВП увеличиться всего 2,5% вместо предварительных 3%, а по мнению ряда экспертов, рост ВВП вообще не превысит 1,5-2%. В этой ситуации зимние Игры в Сочи, которые, как пишет The Financial Times, являются демонстрационной витриной режима Владимира Путина, способны ухудшить экономическую ситуацию и в будущем существенно ослабить позиции российского лидера.

Издание считает, что Путин может повторить судьбу турецкого премьера Реджепа Эрдогана. В 2012-2013 годах Эрдоган сосредоточился на ряде «безумных» проектов (его собственное определение), к 100-летней годовщине образования Турецкой республики, чтобы оставить след в истории Турции. В частности, согласно плану главы турецкого правительства, на фракийском перешейке параллельно Босфору следовало прорыть канал длиной 50 километров и глубиной 25 метров между Мраморным и Черным морями, чтобы разгрузить судоходство по проливу, разделяющему надвое турецкий мегаполис. Стоимость работ достигала 8-10 миллиардов долларов США.

По мнению критиков, в попытке реализовать свой грандиозный проект премьер утратил ясное понимание, что на самом деле нужно большинству жителей Турции. В результате, против Эрдогана поднялась половина страны, причем наиболее обеспеченная и образованная ее часть. Затем последовали аресты эрдогановских министров и зачистка руководства турецкой полиции во всех региональных департаментах.

Сегодня турецкие рынки переживают тяжелые времена – министр финансов Турции предупредил о высокой вероятности роста уровня инфляции и снижения темпов экономического роста. Впервые за десятилетие гегемонии Эрдогана его авторитет на внутриполитической арене подвергся серьезным сомнениям.

Возможно, Путин сейчас рискует совершить те же ошибки, сосредоточившись на Олимпиаде в Сочи, и игнорируя реальные проблемы российской экономики, – резюмирует The Financial Times.

Что на самом деле ждет Россию после Олимпиады?

– После проведения Олимпиад страны-хозяева мероприятия испытывают, как правило, серьезное ухудшение экономической ситуации, – подтверждает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Это можно считать постолимпийской закономерностью. Наиболее яркий пример такого рода – Греция, которая именно после проведения Олимпиады 2004 года стала вползать в нынешнюю тяжелую экономическую ситуацию. В других странах эти процессы протекали в менее выраженной форме, но присутствовали почти всегда.

Единственным исключением стали Игры 2012 года в Лондоне, которые принесли пусть небольшую, но прибыль, плюс оказались испытательным полигоном для новых бесконтактных платежных систем. Так, компания Visa – спонсор Игр – продемонстрировала инновационную технологию оплаты посредством мобильного телефона и карты со встроенным чипом, благодаря которой можно было оплатить покупки в тысячах торгово-сервисных предприятиях Лондона и на территории олимпийских объектов.

«СП»: – Испытает ли Россия постолимпийский спад в экономике?

– В российском руководстве прекрасно понимали, что постолимпийские проблемы в экономике могут возникнуть. С одной стороны, исчерпывается стимул инвестиционного спроса в связи с завершением строительства олимпийских объектов. С другой – возникают проблемы у инвесторов, которые вложили в эти объекты огромные деньги. Эти инвесторы после Олимпиады могут попасть в непростую ситуацию, а поскольку многие из них являются капитанами российского бизнеса, это может отразиться и на состоянии экономики страны в целом.

Но нужно иметь в виду ряд обстоятельств, которые могут сгладить этот прогнозируемый негативный эффект. Олимпийские игры дадут довольно значительный толчок к росту потребительского спроса. Это стимул краткосрочный, но все же может помочь экономике погасить эффект от снижения инвестиций, и поддержать ее на плаву. Думаю, в первом полугодии 2014 года мы сможем даже получить нулевой баланс, когда сокращение инвестиций восполнится всплеском потребительского спроса.

Но долгосрочная проблема с финансовым положением инвесторов, бесспорно, останется. Для ее нивелирования правительством были приняты превентивные меры: Внешэкономбанк пошел на рассрочку платежей по «олимпийским» кредитам, Сбербанк также принимает меры по реструктуризации этих займов. Поэтому, я считаю, у России есть неплохие шансы ослабить постолимпийский синдром.

Но, повторюсь, полностью избежать его не удастся. Если можно так выразиться, имеется серьезная линейка факторов, играющих на общее ослабление российской экономики в 2014 году, прежде всего, из-за ее нерешенных структурных проблем. Никто сегодня не даст гарантии, что Россия избежит постолимпийского торможения, которое испытывали все страны при проведении крупный спортивных мероприятий.

«СП»: – Какие выводы можно сделать из этой ситуации?

– Нам нужно заниматься не только превентивными мерами для сглаживания негативного постолимпийского эффекта, но и активным аудитом эффективности затрат на олимпийское строительство. Думаю, после проведения Олимпиады в этой сфере вскроется немало любопытных фактов.

На мой взгляд, из этой ситуации следует сделать выводы и для финансово-экономической политики в широком смысле. Прежде всего, необходимо создать институты независимой экспертизы крупных инвестиционных проектов, которые реализуются на территории РФ. Это крайне острая проблема, и после Олимпиады она, надеюсь, получит дополнительный импульс для скорейшего разрешения…

– Параллель The Financial Times между судьбами Путина и Эрдогана не кажется мне убедительной, – отмечает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. – В Турции, как мы видим, при росте роли Эрдогана сохранялись и другие центры силы. Фактически то, с чем столкнулся сейчас турецкий премьер – это не вдруг произошедший раскол в элите, а действия сил, которые Эрдоган никогда не контролировал.

В России – для Путина – ситуация тактически лучше, но стратегически хуже. Лучше потому, что невозможно представить, чтобы Верховный суд или какая-то силовая структура вдруг выступит вопреки мнению, решению, позиции президента. С другой стороны, это означает, что в Турции, пусть через кризис, ситуация стабилизируется, и не всегда взвешенные и адекватные действия Эрдогана будут быстро пересмотрены. А вот в России можно идти в тупик довольно долго, поскольку нет сдержек, которые могут приводить систему власти в оптимальное состояние. И потому, когда наша страна все же столкнется с политическим кризисом, его последствия могут быть весьма разрушительными для властной системы.

«СП»: – В чем для России будет заключаться негативный постолимпийский эффект?

– Здесь нужно различать два момента. Первый – Олимпиада как таковая. Сегодня уже понятно, что получить дополнительные выгоды – например, имиджевые – в результате проведения Игр не удастся. Речь идет, скорее, об издержках, и о том, насколько велики они будут.

Это зависит отчасти от власти, но в большей степени от того, как будет развиваться ситуация в стране во время Игр – например, будут ли масштабные теракты. В конечном счете, при тех колоссальных затратах, которые понесены в связи с сочинской Олимпиадой, любой сбой – будь то техногенная катастрофа или плохое выступление российской сборной, – могут привести – условно – к эффекту русско-японской войны 1904 -1905 годов. Эта война, напомню, задумывалась как демонстрация силы царского режима, но в результате привела к резкому ослаблению позиций императора Николая II, поскольку поражение в ней рассматривалось, как национальное унижение.

Что касается долгосрочных экономических последствий, неправильно сравнивать Россию с ЮАР или Грецией – масштабы другие. Да, затраты на сочинскую Олимпиаду огромны, но и российская экономика немаленькая. Серьезные негативные экономические последствия могут, скорее, почувствовать лишь южные регионы России.

Тот же Краснодарский край в течение нескольких лет получал колоссальные инвестиции, и находился в центре внимания федеральной власти. Сразу после Игр ситуация изменится – причем, не только для края, но и всего Северного Кавказа. Кроме того, она изменится политически для этнического Северного Кавказа. Те факторы, которые обуславливали готовность Кремля платить любые деньги за покупку лояльности этнических элит, перестанут действовать сразу после Олимпиады.

Поэтому после Игр возможна как политическая дестабилизация региона, так и его экономическое проседание – это в данном случае взаимосвязанные вещи. Это и будет главным постолимпийским синдромом Игр-2014 в Сочи…

Андрей Полунин Свободная Пресса

— За последние недели рубль существенно упал и по отношению к евро, и по отношению к доллару. И людям непонятно, что происходит, потому что обычно мы связываем рост курса валюты с падением цен на нефть. Не могли бы вы объяснить нашим читателям, что происходит и почему?

Тут имеет место ряд связанных друг с другом обстоятельств. Обстоятельство первое: в России ухудшается платежный баланс. За время высоких цен на нефть мы привыкли к тому, что у нас положительное сальдо платежного баланса — причем с весьма значительным превосходством.

Однако итоги 2013 года иначе как тревожными не назовешь. Речь идет о том, что положительное сальдо текущих операций платежного баланса сократилось в прошедшем году более чем в два раза. С 82 млрд долларов в год до 33 млрд.

Если подобная тенденция сохранится, то к концу 2014-го это сальдо может стать отрицательным. Когда сальдо таких операций становится отрицательным, это как раз и влияет сильнейшим образом на курс национальной валюты.

Второе обстоятельство. Наши власти, собственно, не против этой девальвации. Девальвация рубля примерно на рубль означает появление в бюджете более 150 млрд рублей дополнительного дохода, поскольку основные доходы бюджет получает от внешнеэкономической деятельности, и номинированы они в валюте. А основные расходы бюджета осуществляются в рублях.

— То есть власти это выгодно?

Фактически мы имеем дело с сокрытой формой обесценения государственных обязательств. Причем масштабы тут довольно приличные: уже полгода назад мы имели возможность наблюдать десятипроцентную девальвацию. История эта продолжается и поныне.

Правительство столкнулось фактически с прекращением экономического роста. Он небывало низок за все время путинского правления — 1,3 процента по итогам 2013-го. Хуже было только в кризисном 2009 году, когда произошло падение почти на 8 процентов. Однако такого низкого экономического роста не было с 1999 года.

Если посмотреть на динамику с 10-го года, когда было восстановление и было 4 процента, то мы можем наблюдать весьма печальную тенденцию. И тенденция эта усиливается тем, что у нас небывало низкие темпы роста добычи нефтепродуктов. Добыча нефти выросла в этом году менее чем на процент.

Правительство прокомментировало это так, что у нас достигнут рекордно высокий уровень. Но этот показатель (менее процента) имеет прямое соотношение с низким экономическим ростом.

Последние пару лет у нас активно шло огосударствление топливно-энергетического комплекса — доля государства там превысила уже 50 процентов. А это означает, что в следующем году Россия может столкнуться не только с маленьким ростом, но и с падением добычи нефти.

С точки зрения конъюнктуры доходов бюджета, это усугубляется еще и тем, что цены на нефть стагнируют — они не растут. В 11—12-м году российскому правительству помогало то, что шла война в Ливии, но теперь этого фактора нет.

Поэтому правительство кредитует коммерческие банки по весьма низким ставкам. Они получают рублевую наличность, а затем, видя, что идет девальвация, охотно эту девальвацию усугубляют, покупая валюту на деньги, полученные от Центробанка. И власти, как я уже сказал, не против этой девальвации.

Можно обратить внимание и на ряд других цифр. К примеру, в декабре прошлого года избыточные резервы коммерческих банков подскочили на 60 процентов. Это связано с сезонным характером. В декабре происходит резкий всплеск расходов бюджета: ведомства хотят успеть провести все свои траты в уходящем году, потому что их перенос на следующий год связан с серьезными бюрократическими издержками (фактически речь идет о повторном согласовании этих расходов). Все это, разумеется, подстегивает девальвацию.

И еще один фактор. Население и предприятия изъяли за какой-нибудь месяц из банковского сектора примерно полтриллиона рублей, а это огромная сумма. Возникла паника после отзыва лицензий у Мастер-банка и Инвестбанка.

Последовало также заявление руководства ЦБ о том, что они продолжат бороться с «плохими» банками. Это тоже вызвало панический эффект, поскольку никто не знает, какой банк плохой, а какой — хороший. А на предприятия, если помните, не распространяется даже известная гарантия на 700 тысяч. И предприятия, державшие средства в коммерческих банках, столкнулись с опасностью их полной потери.

— А что вы можете сказать о ближайшем будущем рубля?

Что касается прогнозов, я считаю, главное, что будет определять курс национальной валюты в наступившем году, — состояние нашего платежного баланса. Если импорт продолжит увеличиваться, а экспорт будет стагнировать, то положительный платежный баланс станет сокращаться.

Власти, в свою очередь, будут смягчать это за счет расходования золотовалютных резервов, которые в России весьма значительны — это сотни млрд долларов. Мы входим в пятерку стран с крупнейшими золотовалютными резервами.

Обычно, когда курс растет — причем серьезно, — люди начинают волноваться, задавать вопросы. А тут странная реакция — лишь московский офисный планктон грустно вздыхает: мол, отъездились в Европу. А на ваш взгляд, почему граждане не бегут в обменники, чтобы избавиться от рублей?

Просто у большей части населения нет никаких сбережений, которые они могли бы вкладывать в валюту или перекладывать из одного актива в другой. Происходящее вызвано главным образом действиями крупных игроков: коммерческих банков, получающих дешевую ликвидность; предприятий, изымающих деньги со счетов в частных банках, и физических лиц, занятых тем же, но лиц, я подчеркиваю, очень богатых.

У значительной части населения никаких серьезных сбережений нет. Наоборот, есть долги в виде кредитов. По уровню закредитованности населения мы сравнились с США — если учитывать, сколько денег от месячного дохода мы тратим на выплату кредитов.

Но наш долг при этом короче и дороже: у нас намного более высокий процент кредитов, а срок их погашения куда короче, чем в Америке. А ведь Соединенные Штаты тоже считаются весьма закредитованной страной — в этом плане она выбивается из ряда других развитых стран.

— И последний вопрос. Большинство населения после окончания олимпиад предвкушает какой-то экономический коллапс. Многие говорят, что экономика просто рухнет.

Лично я жду продолжения стагнации. Я не жду какого-то резкого спада. Резкий спад возможен только в одном случае — в случае резкого падения цен на углеводороды. Такое уже бывало: все мы помним 1998 и 2008 годы. Мы знаем, что цены на углеводороды могут упасть в два-три раза за несколько месяцев.

Это, конечно, минус. Но плюс тут состоит в том, что такое падение — пусть и глубокое — носит недолгий характер. Как показал опыт двух последних кризисов, в течение года эти цены с успехом восстанавливаются.

В России помимо уже упомянутых золотовалютных существуют и другие значительные резервы. Это, к примеру, Резервный фонд и ФНБ, в котором сосредоточено ныне порядка 10 триллионов рублей. Чтобы вы понимали, это почти годовой бюджет. Бюджет у нас сейчас 13,6 триллиона рублей, и вполне сопоставимая сумма находится в суверенных фондах.

Это значит, в течение года правительство худо-бедно способно выдерживать удар даже от резкого падения цен на углеводороды. А вероятность того, что такой кризис может продлиться дольше года, на мой взгляд, невелика.

Существует, однако, объективная проблема: в России становится выгодно быть госслужащим и невыгодно заниматься бизнесом и предпринимательством. Поэтому у нас нарастает отток капитала. У нас падает промышленное производство. Уже к нулю начинает стремиться экономический рост.

Эти проблемы тоже долгосрочные — быстро их не решить. Это значит, никаких серьезных улучшений тоже ждать не следует.

Что касается Олимпиады, то ее значение для экономики просто ничтожно. Что касается политики… Все действия, которые были предприняты на международной арене ради улучшения имиджа России (в виде амнистии ряда политзаключенных, в том числе Ходорковского), то они уже осуществлены.

И власть будет и дальше существовать в том режиме мягкого авторитаризма, в котором она существовала последнюю пару лет, то есть будет действовать путем выборочных и немассовых репрессий. И те, кто говорит, что после Олимпиады у нас вновь наступит 37-й год, на мой взгляд, просто бредят. Причем бредят они так уже не один год: вот как Путин пришел к власти, так среди неуравновешенной публики и начались разговоры про 37-й. И до сих пор так говорят.

— Получается, что нам следует ждать продолжения стагнации, а вот резкого кризиса не будет?

Да, резкого падения не будет, потому что золотовалютные резервы и суверенные фонды российского бюджета позволят выдержать даже резкое падение цен на углеводороды.

Материал подготовили : Мария Пономарева, Роман Попков

Население нашей страны замерло в тревожном ожидании - по слухам, Россию после Олимпиады-2014 ждет масштабный экономический кризис. Кажется, что недавнее падение курса рубля - одна из его первых ласточек.

Экономика России после Олимпиады 2014

Ходят слухи, что после Олимпиады 2014 Россию ждет экономический кризис. После мобилизации всех внутренних ресурсов для претворения в жизнь масштабного проекта Сочи-2014. Портал RB.ru приводит мнения экспертов о возможности кризиса после Олимпиады 2014 и ее влиянии на российскую экономику.

Алексей Кузнецов, руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН:

"В нашей стране с экономикой явно не все в порядке, это все видят. Наблюдается замедление темпов роста экономики. За прошедшие годы не решено несколько проблем, которые приводят к этому торможению. Это коррупция, это жилищный вопрос, который влечет за собой спад рождаемости. Среди серьезных проблем - монополизированный рынок, медленное внедрение инноваций. Все эти факторы не вселяют оптимизма относительно российской экономики. Говорить о том, что Олимпиада ударит по экономике - неправильно. Часть инвестиционных расходов в Олимпиаду была сделана еще при подготовке к Играм. По моему мнению, сам факт проведения Олимпиады ни в коем случае не стоит рассматривать как спусковой крючок для экономического кризиса".

Антон Шабанов, эксперт банка "БКС Премьер":

"Оснований полагать, что Сочи столкнется с финансовым кризисом, на данный момент нет – если, конечно, будет предложена адекватная программа использования олимпийской инфраструктуры для развития курорта в будущем. Не стоит забывать, что Сочи будет принимать и другие масштабные спортивные мероприятия: Чемпионат мира по футболу-2018, гонки Формулы-1".

Диана Маклозян, руководитель юридического департамента компании HEADS:

"Стоит отметить, что под проведение Олимпиады в налоговое законодательство была внесена масса поправок, вводящих налоговые льготы для компаний, принимающих участие в проведении Олимпиады. Основная их часть касается так почитаемого в России НДС.

После сдачи объектов значительно возрастет сумма НДС, заявляемая к вычету, что ляжет бременем на российский бюджет. А бюджет надо пополнять, следовательно, возрастут налоги на самую эффективную отрасль экономики РФ, нефтегазовую промышленность, что повлечет за собой рост цен на газ и бензин, что, в свою очередь, приведет к очередному скачку цен и инфляции.

Также после Олимпиады возможен отток инвестиций за пределы РФ, для этого существуют две причины: закончатся иностранные инвестиции в Олимпийские объекты и возмещенный НДС, который должен кто-то получить.

Не стоит забывать, что совпадает по времени с датой судьбоносной для доллара США, а экономика России слишком тесно связана с судьбой этой иностранной валюты. Исходя из вышеизложенного можно предположить, что кризис возможен".

Что будет после Олимпиады 2014 с олимпийскими объектами

Судьба почти всех олимпийских объектов определена. Некоторые планы их дальнейшего использования были озвучены еще в марте 2013 года, во время встречи Президента России Владимира Путина с чиновниками и представителями спортивных федераций.

По сообщению РИА-новости, во время этой встречи губернатор Краснодарского края рассказал, что конькобежный центр в будущем станет большой выставочной площадкой и будет вести коммерческую деятельность, а международный медиацентр превратится в торговый комплекс. По оценкам губернатора, после Олимпиады в гостиницах и домах бывшей олимпийской деревни будут жить около 100 тыс. человек, и торговый молл будет пользоваться популярностью.

Ранее чиновники Минспорта и эксперты посчитали возможным перепрофилировать в крытый велотрек ледовый дворец спорта для фигурного катания и соревнований по шортреку "Айсберг". Малая ледовая арена для хоккея с шайбой в последствие может стать всероссийским образовательным центром по хоккею.

На сессии МОК в начале февраля 2014 года подтвердил планы перепрофилирования: «На базе нескольких объектов Игр будет создан Всероссийский детский спортивно-образовательный центр. Для мировой практики передача объектов олимпийского значения, олимпийских объектов в сферу детского спорта явление пока редкое».



error: