Индивидуальная профориентация с психологом. Роль психолога в сфере профориентации и построения карьеры Консультации психолога по профориентации

На портале Psy.Firmika.ru собраны службы психологической помощи, предлагающие услуги профориентации в Москве и области. В удобных для сравнения таблицах представлены цены на услугу - можно сравнить предложения компаний и подобрать оптимальный по стоимости вариант. Отдельного внимания заслуживают отзывы о психологах, оставленные реальными клиентами компаний.

Как проходит профориентация учащихся и взрослых?

Беседы по профориентации призваны для того, чтобы определить наиболее подходящий для человека род занятий. Обычно такие консультации проводятся со школьниками, однако и взрослые люди могут обратиться к психологу за помощью. Профессиональная профориентация начинается с объяснения типов профессии. Если для взрослых этот вопрос еще более понятен, то к детям нужен индивидуальный подход и тщательное разъяснение видов деятельности. В зависимости от возраста клиента могут быть использованы разные методики:

  • Профориентация для учеников 6, 7 или 8 класса, а также классов старше, зачастую включает викторину с отгадыванием профессий, когда дети уже ознакомлены с типами деятельности. Это помогает пройти профориентацию наиболее успешно и найти подходящую отрасль для конкретного ребенка.
  • Занятия по профориентации для подростков основаны на том, что ребенком получены основные знания о видах профессиональной деятельности. В этом возрасте ребенок уже превращается во взрослого человека, у него появляются свои предпочтения и цели.
  • Профориентация подростков должна начинаться с постановки целей, чего хочет добиться ребенок. Необходимо помочь ему добиться желаемого.

В ходе работы психолог освещает ряд вопросов: Как достичь цели? Что человек делает сейчас для этого? Сколько потребуется времени для достижения результатов? Стоит ли потраченное время поставленных целей? Занятия по профориентации должны проводиться в комфортной и доверительной обстановке. Специалист начинает консультацию с изучения личности клиента, его истории, предпочтений. Нередко занятия превращаются в интересный творческий процесс – моделирование ситуаций, рисование, лепка.

Когда стоит пройти профориентацию?

Тестирование и беседы по профориентации рекомендуется всем детям и подросткам еще до сдачи экзаменов для поступления. Заранее определившись с видом деятельности, можно продуктивно подойти к подготовке к ЕГЭ. Что касается взрослых людей, то консультация необходима в следующих случаях:

  • Профессия не приносит эмоционального и духовного удовлетворения, возникает чувство ненужности.
  • Достижения науки в сфере деятельности человека не вызывают никакого интереса, чтение профильной литературы становится неинтересным.
  • Каждый выход на работу приносит негативные эмоции, раздражение и уныние преследуют в течение всего рабочего дня.

По результатам беседы со специалистом вырисовывается единственно-верное решение: сменить профессию или просто уйти в другую компанию. Когда речь встает об изменении рода деятельности, то общение с психологом позволяет сузить круг выбора до 2-3 профессий.

Подготовка к консультации

Перед обращением к психологу важно четко сформулировать проблему, чтобы суметь донести ее суть до специалиста. Отталкиваясь от целей клиента, можно будет составить план общения с выбором соответствующих методик работы.

Выбирая специалиста, рекомендуется проверить наличие сертификата и лицензии на деятельность. Изучение отзывов поможет определиться с психологическим центром и специалистом. Следует созвониться с психологом, договориться о времени сеанса. В ходе беседы можно сформировать представление о специалисте, а также получить от него рекомендации по прохождению предварительных тестов и анкетирования.

Истоки профориентации нередко относят к 1908 году - моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на них.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится, в первую очередь, к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

Профессия психолога сформировалась гораздо позже, и только в наше время она полностью оформилась и приобрела широкую известность и популярность. Как же психолог, профессионал своего дела, может применить свои знания и умения в сфере профориентации?

Существует мнение, что искусство психологии – это искусство задавать верные вопросы. Каждый из нас на определённом жизненном этапе задаётся вопросом: «Кем я хочу быть?». Но, как оказывается, этого вопроса мало, для того чтобы найти своё место в жизни.

Психолог-профконсультант сайта PsiMaster.ru задаст Вам ещё множество вопросов: На что Вы ориентируетесь при выборе профессии? Что Вы более всего цените в жизни? Комфорт? Успех? Стабильность или риск? Что Вы умеете, и что Вам легко даётся изучать? Чего Вы боитесь? Каким Вас видят близкие? И каким Вы видите себя сами? О каком будущем Вы мечтаете?

Всё это поможет клиенту как можно точнее дать ответ на первый, самый главный вопрос: «Кем я хочу быть?». Рассмотрим подробнее, в чём заключается работа психолога-профконсультанта. В профориентации школьников психолог может и должен принимать участие во всех этапах работы: начиная с мотивационного компонента, заканчивая психологическим сопровождением выбора профессии и построением карьерного плана.

Во-первых, при работе со старшеклассниками психологам важно замотивировать школьников к активному построению своего профессионального будущего , помочь осознать важность и ответственность этого выбора. Ведь верный выбор профессии – это залог будущего успеха, а главное, удовлетворения тем делом, которым будет заниматься человек. Как писал Э. Севрус: «Трудно вложить душу в дело, к которому она не лежит ».

В задачи психолога также входит ориентация клиента в критериях выбора профессии . Ведущих критериев и их сочетаний может быть множество: от уровня заработной платы до скорости карьерного роста, от стабильности до комфортных условий работы, от престижности до лёгкости трудоустройства. В сегодняшнем мире многие при выборе профессии ориентируются на «доходность» профессии, но ведь хороший, высокоэффективный специалист в любой области будет получать заработную плату выше, чем человек, окончивший юридический или экономический факультеты (наиболее популярные сейчас), но ни в кой мере не представляющие себя в данных профессиях.

Выбирая профессию, не стоит также ориентироваться только на то, что популярно в данный момент на рынке труда. Нужно опираться на свои сильные стороны, на свои личные качества, на свои склонности. Необходимо учитывать также и свои слабые стороны, так как стать по настоящему эффективным можно только в той сфере деятельности, к которой у Вас лежит душа, к которой у Вас есть предрасположенность. Отсюда вытекает следующее направление деятельности психолога-профконсультанта - психодиагностика .

Несмотря на то, что никто не знает нас лучше, чем мы сами, помощь психолога в познании себя – огромна. В арсенале психолога есть большой выбор психодиагностических методик, главное достоинство которых в их способности структурировать знания клиента о самом себе.

Задайте себе вопрос: «Кто Я? ». Если Вы постараетесь, то сможете назвать за короткое время и 20, и 30, и даже 50 ответов на этот вопрос, но это будет хаос, состоящий из ваших качеств, устремлений, социальных положений, отношений и многого другого. Потратив столько же времени на заполнение качественного психологического теста, и при участии психолога, вы получите более конкретизированные, обобщённые ответы. Например, Вы узнаете о вашей склонности к сфере «человек-человек», и это сразу определит круг профессий, которые могут стать Вашим будущим. Кроме непосредственно профориентационных тестов, психолог также использует множество других психодиагностических методик, которые позволяют определить уровень выраженности определённых профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества включают в себя индивидуально-психические и личностные качества субъекта, которые необходимы и достаточны для реализации той или иной продуктивной деятельности. Кроме собственно психических свойств профессионально важные качества могут включать и некоторые внепсихические свойства субъекта – например, физическую силу и выносливость.

Результаты психодиагностического исследования – это не приговор, а ориентир . Это тот уровень развития качеств, склонностей и способностей, который объективно есть сейчас, и от которого нужно будет отталкиваться. Знание своих слабых сторон может помочь либо избежать неудачного выбора, либо, напротив, станет стимулом развивать в себе эти стороны и самосовершенствоваться. Объяснить это, подготовить клиента к осмысленному и позитивному восприятию результатов также входит в задачи психолога.

Психолог не должен навязывать клиенту своё видение его профессионального пути, а напротив – должен повышать уровень личной ответственности клиента за сделанный им самостоятельный выбор. Исходя из этого, особенно важна работа психолога в рамках активизирующих методов профориентации. Психолог школьнику должен быть не только доступен для общения и консультаций, но также и сам специалист по профориентации должен инициировать общение со старшеклассниками. Эффективными являются методы тренинговой работы, в ходе которой идёт взаимодействие между учащимися с активной обратной связью.

Психолог должен быть хорошо осведомлён о мире профессий, чтобы ввести клиента в этот разнообразнейший и богатейший профессиональный мир.

Задумайтесь, сколько профессий вы можете назвать, не прибегая к помощи дополнительных источников информации? А знаете, сколько всего на свете профессий? По приблизительным подсчётам общее количество профессий превышает 20 000, а специальностей 40 000. Мало кто сталкивается с такими профессиями, как, например:

Актуарий — специалист по страхованию, занимающийся разработкой научно обоснованных методов исчисления тарифных ставок по долгосрочному страхованию жизни.

Титестер – дегустатор чая, чайный сомелье. Специалист этой редкой профессии определяет сорт, качество чая, место, где он был выращен, составляет чайные купажи.

В последнее время появляется множество новых профессий со звучными, часто иностранными названиями. Появление некоторых из них связано с новыми жизненными реалиями, например, всеобщей информатизацией, технологизацией и компьютеризацией. Прогноз на будущее ещё более оптимистичный. В перспективе, возможно, будут популярны такие профессии, как наномедик, менеджер по продлению жизни, специалист по увеличению памяти, космический гид, климатический полицейский, телегид и другие.

Ряд других, на первый взгляд, новых профессий, на самом деле лишь новая маска старых, издавна существующих занятий. Вот, несколько примеров этого.

Менеджер (англ. – manager – управляющий). Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала низшего звена организаций. Распределяет объем работ между сотрудниками, обучает, объясняет, передает распоряжения руководства, осуществляет связь между правлением и работниками. Менеджер высшего звена ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, проводит деятельность по повышению эффективности сбыта продукции, руководит реализацией бизнес-плана организации.

Рецепшонист (англ. – reception - прием) – сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов по телефону или лично; встречает и приветствует клиентов, адресует их к соответствующим сотрудникам фирмы; занимается регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.

Офис-менеджер – человек, основной задачей которого является обеспечение работы офиса. Это включает в себя руководство секретарями на телефоне и на приеме, водителями, курьерами, вызов специалистов для ремонта оргтехники, закупку расходных материалов и пр.

Даже, если после всего перечисленного выше, клиент уже твёрдо уверен в своём профессиональном выборе, работа психолога не завершена. Выбор профессии – это лишь первый шаг на пути к личному успеху . Чтобы уверенно шагать вперёд навстречу будущему, нужно разработать пути получения необходимого и качественного образования, опыта работы, спроектировать свой карьерный рост. При этом желательно, чтобы план профессионального становления был не абстрактным, а конкретным, привязанным ко времени, что поможет человеку оптимально распределить временные ресурсы, активизироваться и достичь желаемого.

Также ошибочно думать, что профориентация полезна только для школьников и студентов. Пробовать себя в новых профессиях – никогда не поздно . И при этом, психологические трудности при выборе и смене профессии гораздо больше во взрослом возрасте, а значит и помощь психолога тогда более актуальна.

Профориентация – это помощь человеку в выборе профессии и в поиске личностного смысла в выполняемой деятельности. С работой связана огромная часть жизни каждого человека, поэтому невозможно переоценить важность и значимость для человека этого выбора. Кроме того, профессиональная жизнь предоставляет человеку наиболее полно выявить и реализовать весь свой потенциал, все свои способности и возможности, что является высшей потребностью человека.

Выбор профессии – желанный или вынужденный, обдуманный или поверхностный – важный, поворотный этап в жизни каждого человека.

Осознанный и обдуманный подход к выбору профессии позволяет человеку создать наилучшую профессиональную историю, возможную для него.

В каких ситуациях люди чаще всего обращаются к психологу за помощью в выборе профессии?

  • за подтверждением правильности своего выбора;
  • из-за отсутствия явных интересов и способностей, которые помогли бы в выборе профессии;
  • трудности выбора одной профессии из-за многообразия интересов и способностей подростка;
  • трудности выбора из-за расхождения интересов и способностей;
  • расхождение мнения о профессиональном выборе между подростком и родителями.

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • распространенные предрассудки, основанные на представлении некоторых важных профессиях как непрестижных и неприличных;
  • выбор профессии под влиянием родителей, друзей, учителей;
  • слабое представление об основном содержании профессиональной деятельности, увлечение только внешней, «красивой» стороной профессии (например, профессии актера, журналиста, топ-модели);
  • отождествление учебного предмета с профессией, или перенос отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию;
  • излишняя самоуверенность или, наоборот, недооценка своих способностей и возможностей.

Воспользовавшись этой услугой психолога , Вы сможете избежать типичных ошибок, а также:

  • понять, какая профессия лучше всего подходит человеку;
  • выявить слабые и сильные стороны своей личности;
  • увидеть реальный сценарий своей будущей профессиональной жизни;
  • принять самостоятельное решение, взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Выбор профессии – право каждого человека, и никто не может это право отобрать. В трудной ситуации выбора психолог способен оказать необходимую помощь и поддержку, но решение – за подростком. Психолог будет стимулировать его принять осознанное, ответственное, но самостоятельное решение относительно профессионального выбора.

Оптант – человек, находящийся на этапе выбора профессии. Я работаю с подростками от 12 до 18 лет.

Этапы профориентации:

    Первичная консультация (50 минут). Индивидуальная беседа с оптантом, выявление интересов, мотивов выбора профессии, профессиональных предпочтений.

    Диагностика профессионального самоопределения оптанта: исследование личности оптанта и его профессиональных предпочтений.

    Заключительная консультация (50 минут). Заключительная беседа, предоставление результатов исследования личности оптанта, рекомендации о выборе профессии и предпочтительного вида деятельности. После этого этапа оптант на основе знаний о себе и своих возможностях может сделать свой собственный, осознанный и объективно обоснованный выбор.

Цель профориентации – помочь человеку реализовать себя полностью в профессиональной деятельности, максимально раскрыть все свои возможности и потенциал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.

3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз. Впрочем, по заверениям специалистов, таких детей меньшинство, гораздо больше тех, у кого выбор профессии вызывает серьезные сомнения и трудности. Что делать родителям в такой ситуации? Разворачивать серьезную профориентационную работу! Причем вопрос о том, куда пойти учиться, лучше начинать решать еще в 8-9-м классе.

Вместе, но не вместо

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают - потому что большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит так уж рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ваш повзрослевший малыш подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Но, разумеется, действенная профориентационная работа возможна только в тех семьях, где налажена доверительная атмосфера. Если же диалога не получается и обсуждение любого вопроса заканчивается открытой конфронтацией, значит, сначала надо восстанавливать «погоду в доме» (и лучше при помощи психолога), а уж потом заниматься планированием будущего.

7 шагов к решению

Итак, задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?

ШАГ 1 . Составьте таблицу профессиональных предпочтений. Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа. Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.). Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными. Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус. Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ профориентации - не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

К профориентационной работе можно привлечь друзей и знакомых. Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности.

ШАГ 3. Больше информации! Активно (и вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях. В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

ШАГ 4. От слов - к делу. Но не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе.

ШАГ 5. Предложите ребенку пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя - свои личностные качества, способности, стремления. Ведь очевидно, что карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую подготовку и организаторские способности и т. Д

Однако надо иметь в виду, что цель таких тестов - не выдать на гора готовый ответ на вопрос «кем быть», а «запустить» процесс самопознания, помочь ребенку разобраться в том, какой он по складу характера, к чему у него есть склонности, а к чему нет. И ни в коем случае нельзя считать полученные результаты и выводы однозначно верными.

ШАГ 6. В институт - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз - и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не мое».

ШАГ 7. Обсуждайте альтернативы. Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

Ошибка - тоже опыт

Выбор профессии - дело, без сомнения, важное и ответственное, но не стоит относиться к нему как к процессу необратимому. Тот выбор, который делают наши дети сегодня, отражает лишь их нынешние интересы и потребности. Замечательно, если выбранная специальность всегда будет им интересна, ну а если их предпочтения изменятся - в этом нет никакой трагедии. Специалисты отмечают, что выбор профессии один раз и на всю жизнь уходит в прошлое. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Невозможно предсказать, какова будет ситуация на рынке труда, скажем, лет через десять.

Не исключено, что специальности, которые в настоящее время востребованы и высоко оплачиваются, совсем не будут таковыми и наоборот. Но в любом случае у каждого остается возможность что-то п ереиграть или начать заново.


На услугу профориентации в центре SELF проводится акция . Получите консультации со скидкой 1000 руб.

Выбор карьеры – это вопрос, который может встать перед нами и в 17, и в 30, и в 40 лет. Сделав выбор однажды, даже успешные люди время от времени думают о правильности своего пути. Ведь возможности мира безграничны, и периодически возникает мысль – а может быть, мой талант лежит совсем в другой сфере?

Консультация психолога поможет Вам понять, какая профессия больше всего соответствует Вашему характеру, темпераменту и другим личностным особенностям. Вы сможете осознать свои сильные и слабые стороны, глубоко узнать себя. Это поможет Вам не только в профессиональной ориентации, но и в самоопределении в целом.

Как происходит работа с психологом?

Для выявления личностных особенностей и склонностей проводятся тесты. В соответствии с ними даются рекомендации по профессии. Но основную роль играет живое общение с психологом. В ходе него могут моделироваться различные ситуации, типичные для той или иной профессиональной деятельности. Так раскрываются разные стороны личности, которые иначе могут остаться незамеченными.

В поиске профессионального пути бывают сложные ситуации. Например, человек оказывается на перекрестке и не знает, по какой из дорог идти дальше. Иногда два направления привлекают настолько, что хочется разорваться. Или, наоборот, вообще ничто не вызывает интереса, хочется все бросить и ничего не делать.

В таких случаях может проводится психологическая диагностика , выявляющая потенциал человека и особенности его характера. Понимание своего «Я» позволяет делать осознанный выбор во всех сферах жизни – и профессиональной, и личной.



error: