Как стать самовыдвиженцем в депутаты. Как становятся депутатами местных органов власти

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

Б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

В) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

Б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

3.3. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Документы, указанные в пунктах 2 , 2.2 , и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2 , 2.2 , и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае выдвижения кандидатом, в том числе в составе списка кандидатов, лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в пунктах 2 , 2.2 , и 3.1 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2 , 2.1 и настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Совет Федерации), представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный избирательной комиссией.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

6.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у кредитных организаций имеющиеся у них сведения о счетах, вкладах кандидатов, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о счетах, вкладах супругов и несовершеннолетних детей кандидатов.

6.3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.

6.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации.

6.5. Запрос о представлении сведений, направляемый Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям, должен содержать следующие данные о кандидатах, их супругах и несовершеннолетних детях: фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата рождения, место рождения, адрес места жительства.

6.6. Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

6.7. Результаты проверки сведений, указанных в пунктах 6.2 и 6.3 настоящей статьи, полученные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от кредитных организаций, держателей реестра и депозитариев, передаются избирательным комиссиям, представившим в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации соответствующие данные о кандидатах, их супругах и несовершеннолетних детях при проведении ими проверки достоверности представленных кандидатами сведений.

7. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией.

8. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

Стать народным депутатом Госдумы желают многие. Сегодня об этом задумываются предприниматели, руководители, даже поп-звёзды и спортсмены – люди, казалось бы, к политике отношения не имеющие. В принципе, в этом нет ничего зазорного, тем более что стать депутатом Госдумы в нашей стране не так сложно, как некоторым кажется.

Гордость же, которая переполняет от мысли, что будешь служить такой Великой стране как Россия, лишь добавляет актуальности и желания стать депутатом Госдумы.

Процедура становления депутатом Госдумы

По закону, депутатом Госдумы может стать любой гражданин России не младше 21 года, постоянно проживающий в стране и не привлечённый к уголовной ответственности. Любопытно, что для получения депутатского мандата не требуется высшее образование: достаточно аттестата об окончании 9 классов школы.

Желательно также ознакомиться с законодательством Российской Федерации; но… тоже не обязательно. То есть люди, которым граждане поручают создавать законы, сами не обязаны знать законодательство, даже Конституцию. Кстати, в Конституции РФ и кроется большое количество недочётов, которые вскоре придётся решать.

Прежде чем стать депутатом Госдумы, нужно стать кандидатом в депутаты. Для этого надо заполнить соответствующее заявление и собрать определённое количество подписей в свою поддержку. Если нужное количество голосов собрано, можно переходить к следующему этапу. Новоиспечённый кандидат вступает в какую-либо партию, которая, по идее, всеми возможными средствами поддерживает своего представителя. Можно выступить и самовыдвиженцем, но это гораздо сложнее в плане трудоёмкости и денежных затрат: всю предвыборную кампанию придётся устраивать самостоятельно. Для самовыдвиженцев также предусмотрены особые правила, облегчающие сбор голосов и регистрацию в качестве депутата.

Есть возможность также внести депутатский залог . При этом уплаченная сумма возвращается кандидату в полном объёме, если на выборах он наберёт не менее 3 процентов голосов; в противном случае залог переходит в бюджет. Данная мера достаточно разумна, поскольку защищает от сомнительных лиц, которые просто хотят привлечь внимание к своей персоне; такой лже-кандидат рискует своим капиталом.

Итак, все нужные процедуры проделаны . Кандидат в депутаты Госдумы приступает к полномасштабной избирательной кампании. Средств для её проведения достаточно много, и они рассчитаны на разную платежеспособность выдвиженца. Стандартное и недорогое средство – листовки, они
используются повсеместно. Информация на листовках должна рассказывать о биографии кандидата и о том, что он собирается сделать для страны, если одержит победу на выборах. Листовки можно расклеивать самому, хотя вряд ли птица столь высокого полёта согласится выполнять эту «грязную» работу сама. Можно попросить друзей или родственников, но наиболее качественный (хотя и стоящий дороже) путь – заказать распространение листовок промо-агентству.

Если кандидат в депутаты Госдумы располагает большими средствами, то он может, к примеру, заказать рекламный щит.

Каждый кандидат получает стандартные полосы в центральных газетах и определённое количество минут в телеэфире. Однако если ему этого недостаточно, он может купить дополнительные полосы и эфирное время.

Избирательная кампания начинается за три месяца до выборов и заканчивается в полночь перед днём выборов. В этот день граждане окончательно решают для себя, за кого им голосовать, без какого-то информационного давления.

Наконец, одержавший победу кандидат становится депутатом и приступает к исполнению обязанностей.

Ещё один важный момент состоит в том, что депутат Государственной думы обязан отказаться от предпринимательской деятельности и других видов оплачиваемых работ. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельность. Ведь депутат находится на полном государственном обеспечении и освобождается от налогов. Увы, этот закон российские парламентарии исполняют отнюдь не всегда.

Обязанности депутатов Госдумы

Новоиспечённый депутат Госдумы, одержавший победу на выборах, на пять лет становится работником российского парламента. К чему же сводится его деятельность? Прежде всего — это, конечно же, посещение заседаний Госдумы. Парламент – это место, где рождаются и обсуждаются законопроекты, которые впоследствии могут войти в силу. Кроме того, депутаты должны посещать специальные заседания, участвовать в различных комиссиях и других подобных мероприятиях.

Далее – депутаты должны проводить беседы с членами правительства, задавать им вопросы, выяснять мотивы того или иного решения. Если народный избранник обнаружит, что работник правительства нарушает закон, он обязан сообщить об этом в соответствующие органы.

Ещё одна важная обязанность – общение с
избирателями
. Деятельность парламента должна быть открытой для народа, перед которым депутаты отчитываются о принимаемых решениях.

Депутат парламента не должен уклоняться от политической деятельности и просто присутствовать на заседаниях и совещаниях. А в огромном коллективе, которым является Госдума, проявить свою активность не так-то просто. Мнение одного может не совпадать с решением большинства. Соблазн отлынивать от работы велик, тем более что контролировать работу всех членов парламента проблематично: депутатов Госдумы насчитывается 450 человек. Гораздо удобнее наблюдать за парламентом в небольших государствах, таких как Исландия: в тамошнем Альтинге насчитывается всего 68 членов. Деятельность такого собрания и более прозрачна, и более слаженна.

Государственная дума, строго говоря, является только одной половиной российского парламента – нижней палатой. Верхняя палата – это Совет Федерации. Неофициально он именуется Сенатом – по аналогии с такой же палатой в европейских парламентах. Несмотря на свой статус, Сенат никак не связан с деятельностью Госдумы и существенного влияния на жизнь страны не оказывает. Работа его членов сводится к установлению чрезвычайного положения, утверждению указов президента, изменению границ страны, процедуре импичмента (отстранения президента от власти) и некоторым другим.

Избирайтесь в Госдуму и служите честно своему народу.

Вот смотрят люди на народных избранников, оценивают их привилегии и зарплату, поневоле думают о том, как становятся депутатами. Вдруг дело несложное, почему бы не попробовать? Мысли, надо сказать, хорошие. Во власти нужны ответственные, инициативные, принципиальные работники. Если вы, читатель, один из них, то давайте разбираться, как становятся депутатами.

Личностные качества

Необходимо знать, не каждый человек способен на такую деятельность. Если заинтересовались, как становятся депутатами в шкурных интересах, оцените свои личностные качества. Дело в том, что народ любит харизматичных лидеров, умеющих внушать уважение, вести за собой. Качество это сложное и многогранное. Словом зажечь сердца не так просто как кажется со стороны. Посмотрите, к примеру, на депутата Госдумы В. В. Жириновского. Вы думаете его небольшие «спектакли», регулярно попадающие в СМИ – это характер? Нет, они устраиваются в рекламных целях.

Свою политическую силу необходимо продвигать постоянно, ежеминутно. Для этого нужно уметь выступать на публике, грамотно говорить, быстро соображать, много знать и уметь. На федеральном уровне приветствуется серьезный жизненный опыт. Да и при работе в местном совете без него не обойтись. Ведь мало выиграть выборы. Это, кстати, самое простое. Потом придется работать – принимать решения, влияющие в прямом смысле на жизни людей. А как это делать без образования, широкой эрудиции и знания местных условий? Это вопрос для размышления тем, кто задумался, как стать депутатом совета депутатов.

Трудоспособность

Для справки не мешало бы заглянуть в рабочий график народного избранника. Мы видим этих людей на экранах или в красивых залах, где они, так сказать, при параде. Кажется, жизнь их – малина с сахаром. Улыбайся, читай умные масли с бумажки, да получай за это денежки. А после снятия полномочий еще и пенсия будет такая, какой обычному человеку не видать. И за рубеж депутаты катаются за бюджетные деньги. Но это только внешняя сторона дела. Следует учитывать тому, кто интересуется, как становятся депутатами. Существует иная сторона медали.

Рабочий график у народного избранника очень плотный. Необходимо успевать встречаться с людьми, изучать документы, ездить на предприятия, вникать в проблемы граждан, выдавать задания и контролировать их исполнение. Поверьте, труд изматывающий и напряженный. Порой некогда даже поболеть нормально, «как люди». Избиратели требуют постоянного внимания. Они пишут запросы, ищут личных контактов. Люди нынче знают свои права. Они не отстанут, пока проблема не решится положительно. А следом бегут журналисты, подозревающие, что ты отлыниваешь от работы. Много всего приходится терпеть. И что еще сложнее, вся жизнь проходит публично. Всем интересно, с кем ты говорил, куда поехал, где отдыхал. Об имуществе, которым владеешь, даже не вспоминаем. Депутат обязан обнародовать список – подать декларацию.

Минимальные требования

Если вы еще не испугались, то пойдем дальше. Когда начинаете разбираться, как стать депутатом местных органов власти, требуется открыть и внимательно изучить законы. Без этого не обойтись. Ведь придется соблюдать множество формальностей. Поверьте, очень многие люди, стремящиеся в народные избранники, «погорели» на бюрократических моментах. Первое, что следует узнать, это требования, предъявляемые к кандидатам. Их соблюдают свято, как и другие пункты законодательства. Депутатом имеет право быть гражданин страны, достигший 21 года, постоянно проживающий на территории РФ. Кроме того, этот человек должен быть дееспособным, не иметь действующей судимости. К счастью, таковых граждан у нас большинство. Но не стоит останавливаться на этом, коли действительно интересуетесь, как стать местным депутатом. Вас должен кто-то выдвинуть. Здесь имеются два пути. И каждый из них изобилует сложностями.

Два способа выдвижения

Повторимся, тем, кто интересуется, как стать депутатом местных органов власти, четкое и твердое знание законодательства просто необходимо. На этапе выдвижения возникает много подводных камней. Рекомендовать народу вашу кандидатуру может партия. Причем членом ее быть необязательно. Необходимо проявить себя, продемонстрировать деловые качества, вызвать доверие у руководителей политической силы. Как это сделать? Нужно общаться, разговаривать, выдвигать инициативы. В общем, находится постоянно в поле зрения. Домоседов, пусть и очень умных, трудно продвинуть в депутаты. А политические силы не любят проигрывать. Они выдвигают только «проходных», по их мнению людей. Если партии вами не заинтересовались, есть иной путь. Кандидат может выдвинуться сам. Для этого необходимо подать пакет документов в соответствующую избирательную комиссию. Учтите, персональных данных недостаточно. От вас потребуют список людей, поддерживающих кандидатуру. Его станут тщательно проверять на подделку. В нем необходимы подписи реальных граждан, проживающих на данной территории.

Выдвинулись, что дальше?

Этот вопрос необходимо было бы поставить на первое место. Те, кто реально интересуются, как стать местным депутатом, готовятся к процессу выборов задолго. Ведь придется активно заниматься агитацией. Для многих это самый сложны момент. Выборы – реальная конкуренция. Учтите, общественность не особенно желает в нужный день бежать к урнам. Людей нужно заинтересовать, уговорить, подтолкнуть к этому шагу. Иначе все на дачи разъедутся, и вы останетесь без голосов. Кроме того, ваших избирателей будут перетягивать к себе конкуренты. В общем, борьба даже на самом низшем уровне идет нешуточная. Приходится нанимать помощников, закупать агитационные материалы, печататься в СМИ (не бесплатно), участвовать в телепередачах и так далее. Вы поняли – нужны средства. Их объем зависит от региона и количества конкурентов. Вам еще интересно, что нужно, чтобы стать депутатом? Тогда пойдем дальше.

Что нужно знать о муниципальных выборах?

Совет депутатов муниципальных образований - представительный орган местного самоуправления. Его членов выбирают на народном голосовании по одномандантным и (или) многомандатным избирательным округам сроком на пять лет. По баллотироваться может любой гражданин России, достигший 18 лет. Иметь прописку в Москве совсем не обязательно.

Но надо понимать, что муниципальное депутатство - скорее общественная работа, чем реальная. Зарплату за нее не платят; платят компенсацию раз в квартал за переданные полномочия от мэрии в размере около 15 000 рублей в месяц. Также муниципальным депутатам, помимо корочки, предоставляют бесплатный проезд на общественном транспорте.

Выборы муниципальных депутатов назначают районные муниципальные собрания. Всего в Москве - 124 района плюс Новая Москва. Так как по федеральному закону выборы должны проходить в один день, все они будут назначены на 10 сентября. Официально об этом объявят на неделе с 12 по 18 июня. После чего у потенциальных кандидатов будет 30 дней на выдвижение и регистрацию.

С 2012 года, когда выборы муниципальных депутатов проводились в последний раз, были значительно увеличены размеры избирательных округов. Это, а также гарантированная низкая явка - выборы совпадают с периодом отпусков, - осложняет проведение предвыборных кампаний. Но победить на выборах можно. Для этого нужно выработать определенную стратегию и тактику, а также разобраться в устройстве избирательного процесса.

Зачем становиться муниципальным депутатом?

Александр Соловьев

Председатель движения «Открытая Россия»

«Главная привилегия муниципальных депутатов - легитимность. Они единственные общественные деятели в районе, за которых проголосовали на выборах. Тогда как префекта, главу управы и чиновников городских департаментов спускают сверху.

По закону в одиночку депутат может только отклонить решение о проведении капитального ремонта. Другие решения требуют большинства в Совете. Тем не менее за последние несколько лет депутатам удалось многое - они останавливали точечные застройки, срывали заключения коррупционных контрактов, меняли планы по благоустройству районов, спасали парки от вырубки, боролись со свалками и влияли на изменение системы работы общественного транспорта. Получается, что муниципальный депутат - такой локальный супермен.

Самое важное в истории с муниципальными выборами - то, что вы при любом раскладе лучше, чем те, кто голосует по указке управы и старается поскорее сбежать с собрания. Поэтому мы учим неравнодушных людей, как стать теми, кто будет по-настоящему защищать интересы москвичей».

Как стать кандидатом?

Познакомиться с членами Территориальной избирательной комиссии (ТИК) или депутатами муниципального собрания. Их адреса и координаты можно посмотреть . Поддерживать отношения с ними необходимо, чтобы отслеживать, что происходит в комиссии, и оперативно получать информацию.

Найти избирателей, прописанных на территории округа и готовых поставить за вас подпись. Для этого можно составить список всех знакомых, проживающих в округе, и обойти собственный и соседние дома.

Подготовить первый пакет документов. Это:

Паспорт. Если есть, то свидетельство о браке или его расторжении, свидетельство о смене Ф.И.О., а также диплом о высшем образовании.

Справка с основного места работы. Если есть - справка об осуществлении обязанностей депутата и справка о принадлежности к политической партии или политическому объединению.

Нужно заполнить заявление о согласии баллотироваться, которое можно взять в местном ТИКе, и о доходах и имуществе. С последним надо быть особенно аккуратным: если ошибетесь, то про вас, скорее всего, напишут гадость на избирательном стенде.

Муниципальные собрания должны назначить выборы к 21 июня. Как только их назначат в вашем районе, отнесите в местный ТИК (адреса опять-таки на ) заверенные копии документов. Копию паспорта заверяет избирком, остальные документы - сам кандидат.

Важно! Не забудьте получить письменное подтверждение того, что ваши документы приняли. С этого момента вы считаетесь кандидатом, хотя и не зарегистрированным.

После публикации решения о назначении дня выборов кандидатам дается 30 дней на выдвижение и сбор подписей. В случае отказа за это время можно успеть выдвинуться и собрать подписи как минимум дважды.

Отказать могут, если кандидат представил неполный комплект документов либо подписи за него неправильно оформлены или эксперты ФМС и МВД признали их поддельными. А также в случае неправильного оформления подписного листа.

До начала сентября

Найти единомышленников и создать предвыборную коалицию.

Провести агитационную кампанию.

Как заполнить заявление о согласии баллотироваться?

В заявлении необходимо указать паспортные данные, место жительства, ИНН (его можно посмотреть на сайте налоговой), гражданство, сведения о профессиональном образовании, основное место работы и занимаемую должность или род занятий. Также в заявлении нужно отметить, что в случае избрания вы прекратите заниматься деятельностью, несовместимой с депутатством (например, госслужба).

Какие ограничения распространяются на кандидатов?

Ограничений много. Но главное заключается в том, что все операции необходимо проводить через избирательный счет. Печатать агитационные материалы только по предоплате с этого счета и исключительно в аккредитованных на выборы типографиях. При этом на счет можно внести только 40 тысяч рублей из собственных денег и по две тысячи от физлиц - поддерживающих вас избирателей.

Как собирать подписи и сколько?

После подачи первого пакета документов в ТИК кандидату выдают направление в филиал Сбербанка для открытия избирательного счета. Через счет нужно провести деньги на оплату подписных листов - их кандидат печатает самостоятельно. Договор с банком и реквизиты счета предоставляются в ТИК.

Для подсчета необходимого количества подписей можно воспользоваться формулой «полпроцента избирателей на один мандат». То есть, если в округе пять мандатов и 20 тысяч избирателей, кандидату будет достаточно собрать 20 подписей. Для этого нужно убедить избирателя поставить подпись и предоставить свои паспортные данные. Все данные записываются в подписной лист. Если подпись избирателя выходит за пределы ячейки, ее, а заодно и соседнюю могут признать недействительными.

Можно не собирать подписи?

Да. В случае выдвижения от одной из четырех парламентских партий либо в случае выдвижения от «Яблока» в одном из 18 районов Москвы, где в действующем созыве есть депутаты от этой партии.

С какими трудностями сталкиваются кандидаты?

Константин Янкаускас

30 лет, депутат I созыва района Зюзино

«Я родился и живу в районе Зюзино. В 2012 году был избран здесь муниципальным депутатом и в этом году тоже иду на выборы. Причин несколько. Во-первых, мне не безразлично то, что происходит в моем районе. Во-вторых, не хочется, чтобы Зюзино представляли только депутаты от «Единой России» - это партия чиновников, начальников и коррупционеров. При принятии решений они руководствуются интересами только этих социальных групп. Мне же хочется, чтобы в Совете депутатов был хотя бы один независимый человек, представляющий интересы жителей района.

То, что было на выборах пять лет назад, и то, что будет сейчас, - абсолютно разные истории. В 2012 году муниципальные выборы, во-первых, совпали с президентскими. То есть явка была больше, а саму избирательную кампанию было проще проводить. Второй момент - митинги «За честные выборы», которые напугали власть и заставили допустить к выборам значительную часть независимых кандидатов. Думаю, в этот раз административного противодействия кандидатам будет больше. Пять лет назад у меня не было никаких сложностей при регистрации своей кандидатуры, хотя я знаю, что в других районах кандидатов снимали по подписям. То есть признавали подписи за них недействительными и на этом основании отказывали в регистрации.

Во время агитации кандидаты сталкиваются со стандартным набором проблем. Например, дворники моментально срывают все листовки и плакаты. А в этом году появились специальные люди, которые достают агитационные газеты из почтовых ящиков. По закону районные и окружные газеты должны предоставлять равные условия для агитации всем кандидатам. Но в реальности такая возможность есть только у выдвиженцев от «Единой России».

Зато сложностей с местными жителями у меня никогда не было. Я ходил по домам, раздавал листовки, знакомился. Все было очень позитивно. Вообще, мне нравится общественная работа. Люди тоже с интересом реагируют на возможность пообщаться с кандидатом».

Лена Верещагина

23 года, журналист, кандидат в муниципальные депутаты г. Троицка

«Я живу в Троицке, который пять лет назад вошел в состав Новой Москвы. Про участие в выборах в Совет депутатов я думала последние четыре года точно, но действовать начала только недавно. Зарегистрировалась на проекта Дмитрия Гудкова и Максима Каца, который дает независимым кандидатам базовую поддержку. Я уже прошла тренинг по сбору подписей от электорального юриста Саши Грезева. Хотя мне нужно будет собрать всего десять подписей, без досконального знания процесса заполнения листов и других бюрократических закорючек сделать это непросто.

Я уже сделала свою первую листовку, с которой сейчас хожу по квартирам и общаюсь с жителями. Просто написала о себе и о том, почему иду в муниципальные депутаты. На дизайн и печать тысячи экземпляров ушло около восьми тысяч рублей. Если кандидат хочет победить, а не просто похайпить в соцсетях, ему придется вкладываться в кампанию. Думаю использовать собственные средства или попробовать фандрайзинг. По моим подсчетам, на простую, но уверенную муниципальную кампанию уйдет около 100 000 рублей.

Самое сложное - найти не деньги, а время. На стороне конкурентов - вся сила административного ресурса, поэтому независимым кандидатам, чтобы быть известными в районе, нужно знакомиться с жителями. Политтехнологи называют это «От двери к двери». Хотя день выборов еще не объявлен, я уже начала ходить по квартирам и рассказывать о себе. Всего в моем округе 4600 квартир, и я хочу обойти все. Буду ходить по подъездам каждый день по два-три часа без выходных. Это тяжело: никогда не знаешь, что тебя ждет за дверью. Например, вчера я пришла к женщине, у которой посреди комнаты сидел огромный жирный голубь. Но это еще ничего. Бывает, люди просто выплескивают на тебя весь негатив - хорошо, что не зеленку. Наверное, это самая сложная часть кампании.

Мне очень не хватает постоянной юридической поддержки. Конечно, что-то я сама могу посмотреть в избирательном законодательстве, что-то - уточнить у коллег из штаба Гудкова. Но лучше, когда на связи постоянно есть человек, готовый ответить на самые странные вопросы, вроде: «Могут ли меня арестовать за то, что я хожу по квартирам и знакомлюсь с жителями района?» Надеюсь, что ближе к выборам я найду такого юриста».

«Афиша Daily» благодарит за помощь в подготовке материала образовательный центр «Открытые выборы».

С детства нам прививают мысль о том, что следует закончить школу, вуз, то есть получить образование, и только тогда ты сможешь чего-то добиться. Однако, это далеко не так. Вот, например, депутатом может стать любой человек, который соответствует определенным условиям (ниже более подробно). Самое главное, что вы должны сделать сперва, - это определиться с тем, что вы хотите предложить избирателям, чем вы им можете помочь. А также задуматься над аргументами, почему именно за вас должны голосовать. Этот пункт не зависит никак от того, какого уровня эти выборы: от сель.совета до Госдумы.

На сегодняшний момент, определены только два способа выдвижения кандидата в депутаты (по российскому законодательству):

  1. Самостоятельное выдвижение, либо выдвижение от какого-либо избирательного объединения.
  2. Быть включенным в состав списка возможных кандидатов, подготовленного избирательным объединением.

Самовыдвижение

1. В этом случае вам необходимо соответствовать определенному возрасту, либо просто быть старше 21 года, либо если вы хотите попасть в кандидаты в президенты, то быть старше 35 лет. Если вы хотите участвовать в выборах, проводимых только по пропорциональной системе, то вы не сможете этого сделать, так как самовыдвижение кандидатов для таких выборов не предусматривается.

  • сведения о вашей биографии;
  • заявление о том, что вы согласны баллотироваться;
  • данные о ваших доходах и имуществе.

3. Регистрация (ниже более подробно для каждого типа выборов).

4. Стоит провести свою агитационную компанию. Это может быть:

  • реклама в СМИ;
  • проведение публичных мероприятий, например, таких, как встречи с потенциальными избирателями.
  • распространение предвыборных материалов.

Выдвижение от избирательного объединения

Здесь ваши действия зависят от уровня выборов.

Если это выборы в Госдуму, то выдвинуть вас может только политическая партия. Если вы хотите принять участие в выборах в законодательные органы субъектов РФ или в выборах главы региона, то кроме непосредственно самой политической партии вас может выдвинуть также их региональное отделение.

Если же это выборы муниципального уровня, то выдвинуть вас может не только политическая партия, но и общественное объединение, зарегистрированное на соответствующем уровне. Более того, вы можете даже не вступать в само избирательное объединение.

  • Первое, что вы должны сделать, - это провести собрание всех членов избирательного объединения. На нем проводится тайное голосование, по результатам которого и определяются кандидаты.
  • Второе, если вы попали в список кандидатов, то вам необходимо уведомить избирательную комиссию и предоставить ей лично определенные документы такие, как и в случае самовыдвижения.
  • Третье, только после выполнения предыдущих пунктов кандидаты могут начинать сбор подписей в их поддержку.
  • Четвертое, вам следует провести агитационную компанию в виде рекламы в СМИ; публичных мероприятий, например, встречи с потенциальными избирателями или распространения предвыборных материалов.

Как стать кандидатом в Мосгордуму

Если вы хотите попасть в Мосгордуму , то вы, во-первых, должны удовлетворять следующим требованиям:

  • должны быть дееспособным;
  • являться гражданином России;
  • быть старше 21 года;
  • у вас не должно быть неснятой, непогашенной судимости.

Во-вторых, зарегистрироваться до определенного срока в счетной комиссии какого-нибудь избирательного округа.

В-третьих, ждать выборов. Когда придет время выборов, избиратели будут выбирать своего кандидата (при том, что они могут голосовать только по месту постоянной регистрации), и по результатам этих выборов и определяются те, кто пройдут в Мосгордуму .

Как стать кандидатом в депутаты местного самоуправления

Для того, чтобы зарегистрироваться в кандидаты в депутаты местного самоуправления, вам необходимо собрать суммарно более 1% от числа всех избирателей округа, отнесенного к числу мандатов в данном избирательном округе.

После того, как вы передадите эту информацию избирательной комиссии, вам выдадут удостоверение о том, что вы прошли регистрацию, при этом зарегистрированы вы можете быть только в одном избирательном округе.

Также вы можете зарегистрироваться еще и другим способом, а именно внеся избирательный залог, равный 15% от предельного размера затрат избирательного фонда кандидата.

После регистрации вы можете проводить свою агитационную компанию, как было описано ранее, вплоть до дня выборов, не считая его.

В день выборов вы просто ждете, пока все избиратели с вашего участка сделают выбор, далее избирательная комиссия подсчитывает голоса и опубликовывает результаты.

Как стать кандидатом в президенты

Пожалуй, задача: как стать кандидатом в президенты - самая сложная. Во-первых, здесь очень сильные требования для желающих:

  • необходимо являться гражданином России;
  • необходимо жить в России более 10 лет;
  • быть старше 35 лет.

Во-вторых, вы должны иметь свою программу действий, в которой будет описан подробный план того, что вы хотите совершить на месте президента.

Во-третьих, если вы удовлетворяете этим требованиям, то вам, начиная с определенного срока, установленного Центризбиркомом , необходимо обратиться в это же учреждение (то есть в Центризбирком ) с соответствующим ходатайством.

Если вы состоите в политической партии, то она может предлагать своих кандидатов на общем собрании, начиная с той же даты. И только после того, как Центризбирком одобрит вашу кандидатуру, вы можете начинать свою агитационную компанию.

Если же вы выдвигаетесь самостоятельно или от партии, которой нет в Думе, то вам необходимо собрать подписи граждан России в количестве, превышающем 2 миллиона.

Выше было рассказано о том, что необходимо сделать и чем следует обладать, чтобы стать кандидатом в депутаты местного самоуправления, Мосгордумы и кандидатом в президенты. Надеемся, что информация окажется полезной и пригодится вам!



error: