Изучение романа жюль верна таинственный остров. Таинственный остров является символом земного шара, отданного в распоряжение заинтересованных в его преобразовании людей

  • скучное повествование;
  • сложность сюжета и авторской задумки;
  • иностранный язык в конце концов.

Впервые словосочетание «сложная для чтения книга» я услышал применительно к «Архипелагу ГУЛАГ» Солженицына, второй раз - к «Тошноте» Жана-Поля Сартра, а третий - «Улисс» Джеймса Джойса. И если «сложность» «ГУЛАГа» я так и не успел оценить (все еще впереди), то вот остальные два произведения осилил, и сложными они мне не показались. «Улисс» сложен в сюжетной линии и непонятен порой в повествовании, но его невероятно интересно читать, особенно когда речь идет о карикатурных, сатирических и нелепых эпизодах. «Тошнота» мне показалась весьма близкой к «Запискам из подполья» Достоевского. Но вот поистине сложным для чтения мне показался «Таинственный остров» Жюля Верна.

Наступил долгожданный период, когда можно устраиваться поудобнее в комнате Пересвета и начинать читать ему вслух книжки. И первым комом на этой блинной вечеринке стал роман «Таинственный остров». И главная сложность была отнюдь не в сюжетной линии - там было все здорово и вполне интересно, проблема заключалась в описании способов выживания главных героев на необитаемом острове. Но обо всем по порядку.

Герои таинственного острова

Роман Жюля Верна рассказывает нам любопытную и полную приключений историю жизни нескольких американцев и одного британца, попавших волею судьбы на необитаемый остров. Каждый герой заслуживает отдельного внимания, но начать хочется все же с того, чьи непосредственные действия и инструкции по выживанию в диких условиях просто ломали мне мозг, так как налицо серьезные пробелы по многим дисциплинам школьной программы. Как говорил всем известный герой Артура Конана Дойля: «Ну, когда я был школьником, я это знал, а потом основательно забыл.» Итак, Сайрес Смит.

«Сайрес Смит, уроженец Массачусетса. по профессии инженер, был первоклассным ученым; во время войны правительство Соединенных Штатов доверило ему управлять железными дорогами важного стратегического значения.»

Вот эта ученость Смита и стала камнем преткновения для всего чтения по вечерам. Сложность заключалась в описанных теориях и практиках применения своих знаний Сайресом Смитом. Просто давняя привычка представлять себе все, что я читаю, убийственно подействовала в данном конкретном случайно. Мне приходилось в уме представлять все физические, химические и даже навигационные наброски инженера, чтобы понять, о чем конкретно идет речь.

«Второго апреля днем Сайрес Смит предпринял попытку определить положение острова в отношении сторон света.

Накануне он точно заметил время, когда закатилось солнце, учтя при этом и явление рефракции. А утром 2 апреля он не менее точно установил время восхода солнца. От заката до восхода прошло двенадцать часов двадцать четыре минуты. Итак, через шесть часов и двенадцать минут после восхода в тот день солнце должно было пройти через меридиан острова, и точка, на которой оно в тот момент окажется в небе, и будет указывать, где находится север».

«Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на огне, получилась жирная негашеная известь, которая сильно вздувалась и бурлила при гашении, - известь такая же чистая, как та, что получается при обжигании мрамора или мела. Смешивая полужидкий раствор гашеной извести с песком, который не давал ей затвердевать слишком быстро, наши колонисты получили превосходное цементирующее вещество».

Если мне было это тяжело читать и представлять, то как подобный поток информации воспринимал Пересвет, остается только догадываться. В целом Сайрес Смит предстал перед нами каким-то сверхчеловеком. Определенно могу сказать, что без него колонисты если бы и выжили, то не достигли описанного процветания и развития различных видов коммуникаций на острове (у них даже дистанционная связь между отдельными районами острова была).

Вообще это один из двух центральных персонажей произведения, но о втором несколько слов будет сказано чуть позже, тем более идентифицировать его стало возможно лишь к концу романа. А Сайрес Смит оказался не только умным, но и смелым человеком, для которого нет «терра инкогнито» как в мыслительном процессе, так и в обыденной жизни. Эта черта героя мне показалась крайне не интересной, потому что идеальный персонаж всегда вызывает уныние своей неправдоподобностью, а может и подсознательной завистью. Пока не решил, какое ощущение сильнее, потому что тоже хотел бы уметь делать самодельное взрывчатое устройство на основе глицерина из подручных средств на необитаемом острове. Сравните Бэтмена и Супермена - все любят Темного рыцаря, а у Человека из стали аудитория поклонников крайне мала.

Наиболее приятным и симпатичным лично мне персонажем оказался Гедеон Спилет.

«Гедеон Спилет был высокого роста и еще не стар - лет сорока, не больше. У него были рыжеватые беканбарды. Живые, быстрые глаза смотрели спокойно и уверенно. Такие глаза бывают у людей, привыкших мгновенно схватывать все подробности открывающейся взору картины. Сложения он был крепкого да еще закалился, путешествуя под различными широтами, - так закаляют холодной водой раскаленный стальной брусок.

Уже десять лет Гедеон Спилет состоял постоянным корреспондентом «Нью-Йорк геральда» и обогащал газету своими заметками и рисунками, - он одинаково хорошо владел пером литератора и карандашом рисовальщика».

Коллеги по островной жизни поражались умению лощеного журналиста управляться с хозяйственными предметами, использовать грубую мужскую силу в пользу общего дела, а также отменно охотиться. Тогда и уж тем более сейчас не часто встретишь сотрудника сми, способного пройти путь настоящего «робинзона», не теряя бодрости духа и самообладания. Благодаря уму и рассудительности именно Спилет был главным советником Смита во всех самых загадочных и трудных задачах.

Из оставшейся троицы вынужден выделить Герберта, так как именно этот герой неистово запал в душу Пересвета. Несколько дней подряд ребенок переживал из-за того, что на остров высадились пираты и подстрелили юного Герберта. Слава Богу, юноша выздоровел, потому что мой мальчишка находился в искреннем смятении.

«В начале 1865 года Пенкроф приехал по делам в Ричмонд из Нью-Джерси с пятнадцатилетним Гербертом Брауном, сыном своего капитана, оставшимся сиротой; Пенкроф любил этого юношу, как родного сына».

Следующим, собственно, идет моряк по имени Бонадвентур Пенкроф, который привнес столь нужную легкость и непринужденность в этот роман с обилием напряженных ситуаций, загадочных случаев и драматических происшествий. Ни раз старый моряк вызывал искреннюю улыбку своей простотой и прямолинейностью. Чего стоит только эпизод, когда Пенкроф стал испытывать нестерпимую тягу к табаку. Желание покурить съедало его изнутри, хотя он старался это более-менее скрывать. И какого же было его счастье, когда у колонистов появился-таки табачок.

«В тот день к инженеру Сайресу подошел на улице какой-то незнакомый ему человек. Это был моряк лет тридцати пяти или сорока, носивший фамилию Пенкроф, рослый, крепкий и очень загорелый, с живыми, быстро мигавшими глазами и добродушным лицом. Он был уроженец Северной Америки, плавал по всем морям, побывал во всяческих переделках, изведал множество необыкновенных приключений, какие иному сухопутному обывателю и во сне не приснятся. Нечего и говорить, что это был человек предприимчивый, смельчак, ничего не боявшийся и ничему не удивлявшийся».

Был среди колонистов и еще один член этой дружной команды Наб. Когда-то он был рабом у семьи Сайреса Смита, но в уже сознательном возрасте Сайрес даровал ему свободу, а тот, будучи благодарен и предан своего бывшему хозяину, обещал оставаться с тем в минуты радости и печали, благополучия и неприятностей.

«Ему [Набу - прим. Батин Блог] шел тридцать первый год, он был сильный, проворный, ловкий и сообразительный человек, кроткий и спокойный, порой очень наивный, всегда улыбающийся, услужливый и добрый. Его звали Навуходоносор, но он не любил этого пышного имени и предпочитал ему привычное с детства уменьшительное имя — Наб».

Последний человекообразный житель острова - Айртон. Любопытный персонаж, который некогда был преступником, пиратом, высаженным на соседний с колонистами остров в назидание. За много лет он одичал и превратился в настоящего дикаря, пока команда наших героев не прибыла вплавь на этот самый островок, не нашла Айртона и не вернула ему человеческий облик. За время, проведенное с новыми друзьям, Айртон вернул доверие к самому себе и отрекся от всех плохих делишек прошлой жизни.

«С той поры как Айртона высадили на берег, он под именем Бен Джойса возглавил шайку беглых каторжников, теперь же нагло утверждал, что кораблекрушение произошло на восточном берегу. Он нарочно направил лорда Гленарвана по ложному пути, в надежде, что, пока тот будет путешествовать, ему удастся завладеть яхтой, превратить ее в пиратское судно и стать грозой морей».

Оставшиеся члены колонии - это верный пес Сайреса Смита по имени Топ, не раз спасавший своих двуногих коллег и друзей, а также орангутанг по имени Юп, ставший верным помощником для пришлых жителей, сохраняя при этом статус аборигена.

Спасительный остров

Самым слабым «персонажем», если так можно выразиться, в романе оказался сам остров. Нет, здесь нет никакого олицетворения, просто непосредственное место действия, столь многозначительно выделенное в названии произведения Жюлем Верном, невероятно разочаровало своей предрасположенностью колонистам.

Пока что опущу весь антураж таинственности острова, потому что он оказался таковым не из-за своей магической природы, а ввиду присутствия конкретного человека, чья личность тщательно скрывалась до самой развязки. Так вот более идеального места обитания для человека, казалось бы, не придумаешь. Абсолютно все, что требовалось героям романа не только для жизнедеятельности, но и для роскошного пребывания вдалеке от родных американских просторов, там присутствовало. И это не очень честно.

Колонисты дали наименование этому клочку суши, рогом изобилия баловавшему своих новых обитателей всеми прелестями своего богатства. И имя ему - Линкольн. Нужны ли дополнительные комментарии, в честь какого политического деятеля остров получил название? Чтобы оценить всю щедрость острова Линкольна и неправдоподобность сего факта глазами читателя, стоит отметить важную деталь - никто и никогда раньше здесь не бывал (кроме одного секретного персонажа). А ведь это вторая половина XIX века, большинство ключевых открытий уже было произведено, оставались лишь единичные белые пятна. И уж огромная обитель острова Линкольна, богатая полезными ископаемыми, реками, джунглями, горной местностью и всякими разными тварями всех мастей точно не тянула на ту землю, которой быть не могло на картах в период гражданской войны в США. Которую некому было открыть среди россыпи путешественников и мореплавателей эпохи.

Причем рядом по расположению был остров Табор, гораздо меньший по размерам, менее богатый на ископаемые и возможные варианты пропитания, но он-таки был нанесен на карту. О его существовании знала цивилизация, а вот Линкольн как-то не подвернулся. Причем автор замел все следы, уничтожив остров в конце произведения при помощи извержения вулкана.

Вкупе с неиссякаемой изобретательностью Сайреса Смита и постоянным содействием тайного помощника, жизнь колонистов вообще выглядела словно курорт на райском острове, где для пущего удовольствия не хватало только женщин и виски. Причем виски они рано или поздно бы научились готовить.

Личные впечатления

Но в конечном счете, несмотря на излишнюю мифичность и неправдоподобность некоторых важных фактов, роман «Таинственный остров» важен во многих аспектах. Во-первых, это весьма интересная история о том, как можно выжить в трудных условиях вдали от цивилизации. И как минимум ряд советов можно смело брать на вооружение. Юным подрастающим путешественникам определенно будет любопытны описания изготовления нужных в хозяйстве инструментов.

Во-вторых, «Таинственный остров» - является краеугольным произведением во всей вселенной Жюля Верна, вмещающей три ключевых сюжетных линии: семья Капитана Гранта, судьба Капитана Немо и жизнеописание беглецов крепости Ричмонд. И именно роман об острове расставляет все точки над ‘i’, венчая развязку в судьбах многих героев, встречавшихся на страницах других произведений Жюля Верна. Да и в целом процесс чтения никоим образом не может считаться скучным и заурядным. Происходящие с колонистами события то и дело рождали приступы неописуемого интереса, заставляя ждать следующего вечера, когда мы с Пересветом продолжим читать. Судьба юного Герберта Брауна пару недель не давала покоя старшему сыну, и иногда он все-таки уточняет, все ли в порядке в итоге с Гербертом, хотя читать «Таинственный остров» мы уже давно закончили. Помню я и свои ощущения, когда узнал, что таинственным помощником колонистов, которому они обязаны жизнью, оказался Капитан Немо. Я тогда дочитал главу, уложил сына, выключил свет, закрыл дверь и в шоке проследовал на кухню, где с искренним волнением поделился столь неожиданной новостью с женой.

Каждый любитель приключений и наглядных примеров настоящих мужских поступков должен оценить сие литературное произведение. И непременно я посоветую своим сыновьям перечитать «Таинственный остров» уже в одиночку. Здорово возвращаться к книгам авторов прошлых лет, где все еще сохранены близкие мне жизненные ориентиры. Современная проза, за редким исключением, изобилует произведениями, в которых тебе нарочито демонстрируется и восхваляется умение обдурить постороннего или описывается темная сторона той или иной сферы жизни. Возможно, мне просто не везло и я частенько на такое натыкался, но у меня сохранилось четкое осознание, что предпочитаю читать книги из прошлого или о прошлом. А ввиду необъятного багажа подобных материалов, остаться без чтения мне не грозит. А заодно и моим детям, которым хочется зачитывать уже проверенные временем сюжеты.

ВЫМЫСЕЛ И РЕАЛЬНОСТЬ:

ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ ЖЮЛЯ ВЕРНА

Все мы помним ещё с раннего детства, захватывающие романы Жюля Верна. Лично меня в этих романах всегда захватывало то, что Верн, ничтоже сумняшеся, наделял абсолютной и объективной реалистичностью всё и вся в своих произведениях. Почти все герои его произведений обладают собственной биографией. Если он вёл речь об описании того или иного события, которое разворачивается по ходу произведения, то почти всегда указывал не только точную дату, но и часто свидетельствовал точное время события. Если он описывал какой-либо механизм или прибор, то старался описывать его с сугубой реалистичностью. Если один из героев его романа смотрел, допустим, на барометр, то Верн и здесь не отступая от своего принципа – указывал показания этого барометра. Если его героям выпадало по его воле посещать какой-либо остров, то он всегда указывал его точные координаты. Так случилось и с «Таинственным островом», которого не существовало и не существует, но он обладает чёткими географическими координатами – 150° 30’ западной долготы и 34° 57’ южной широты.

Никто, или почти никто, из астрологов не сомневается в работоспособности такой астрологической техники как геодезические эквиваленты . Эта техника прекрасно зарекомендовала себя и в Гамбургской астрологии. Данная техника хороша тем, что углы и куспиды домов такого гороскопа никогда не зависят от фактора времени. Эта техника – как раз то, что нам надобно для создания полноценного гороскопа Таинственного острова.

Итак, давайте по порядку.
По воле Жюля Верна, пятеро несуществующих беглецов и собака попадают на несуществующий остров 24 марта 1865 года . Верн даже указывает время – примерно 16:30 . К сожалению, не очень понятно, какое это время. То ли местное, то ли Ричмондское время. Но судя по тексту, скорее всего Верн описывал местное время, ибо повествование он вёл от рассвета этого дня. Если принять эту версию за основу, то получается, что это было 25 марта 1865 года, примерно в 02:30 GMT . К чему я веду речь? Среди многочисленных формул Гамбургской астрологии. Существуют лишь две формулы, которые явно указывают на авиакатастрофы (или как сказали бы во времена Верна – несчастные случаи в аэронавтике). Одна из двух этих формул выглядит следующим образом: SU+NE-HA . Так вот, в гороскопах геодезических эквивалентов (сообразно методам ГША), эта формула реализуется, когда имеет контакт со значимой геодезической осью гороскопа. И вот вам первая загадка: Если мы построим гороскоп геодезических эквивалентов на координаты таинственного острова исходя из системы Грима-Фридриха , то увидим, как 25 марта 1865 года, в 02:30 GMT, формула SU+NE-HA встала точно на ось PE острова (PE – от англ. Place of Events – это полусумма между геодезическим МС и геодезическим Асцендентом гороскопа геодезических эквивалентов ). Причём орбис влияния был всего 00° 05’ дуги. Вторая же формула несчастных случаев в аэронавтике записывается так: NE+KR-MA . И вот эта формула была, хоть и с несколько большим орбисом, на оси геодезического Асцендента острова (в гороскопе геодезических эквивалентов по Сефариалу ). Итак, всего лишь две формулы, но обе имели реализацию, посредством их контакта с углами геодезического гороскопа, построенного на координаты несуществующего острова , на котором произошли несуществующие события , связанные с несчастными случаями в аэронавтике.

В то время, как герои романа потерпели крушение, на широте и долготе острова бушевал ураган, шторм, буря – назовите это как хотите… Одна из формул, которая указывает на морские ураганы – это UR+HA-ZE и именно эта чувствительная точка находилась в это время на уже упоминавшемся мною, геодезическом Асценденте острова. Другая формула, которая обозначает внезапные ураганы в море, - UR+ZE-NE – не только реализуется сама по себе, посредством того, что замыкается на Уране (UR+ZE-NE=UR ), но вдобавок ко всему она, совместно с Ураном, находится точно на оси геодезического МС острова (по Сефариалу ). И, наконец, на оси PE острова (по Гриму-Фридриху ) оказался мидпойнт UR/ZE , который часто трактуется как действия природы и природные явления, в том числе и бури. А вот другой мидпойнт – NE/HA – который указывает на штормы, циклоны, ливни с грозами, потопления, несчастные случаи на воде или в воздухе, находился очень точно (орбис 00° 00’) на оси геодезического МС (по Гриму-Фридриху ). И, почему-то, на оси PE острова (по Сефариалу ) находилась чувствительная точка KR+AD-HA , которая указывает на опасность падения с высоты.

Загадка номер два: Почему именно 25 марта 1865 года, в 02:30 GMT, на оси PE несуществующего острова, который выдумал писатель, оказалась планетарная связка Меркурия и Купидона, которая указывает на художественное мастерство писателя.

27 марта 1865 года, примерно в 02:30 местного времени (значит 27 марта 12:30 GMT ), находится пятый герой романа – инженер Сайрес Смит. То есть, Жюль Верн именно в это время даёт нам первую возможность узреть на несуществующем острове несуществующего инженера, но именно в это время (точно) на ось геодезического Асцендента (по Гриму-Фридриху ) пришла чувствительная точка ME+NE-UR , которая трактуется как «Высоко одаренный гражданский инженер (Highly gifted civil engineer )».

30 марта 1865 года , примерно в 08 часов утра (то есть, примерно в 18 часов GMT, 30 марта ), герои романа стали выдумывать различные топонимы, для рек, гор, мысов, бухт и т.п. Именно в это время, мидпойнт SU/AD , который указывает на «топографию», находился в точнейшем квадрате (00° 02’) к оси PE острова (по Гриму-Фридриху ).

21 мая 1865 года , примерно в 17:00 местного времени , на несуществующем таинственном острове прогремел взрыв, когда Сайрес Смит подорвал около 10 литров нитроглицерина. В Гамбургской астрологии существует формула дня, в который происходят сильные взрывы. Выглядит эта формула следующим образом: UR+ZE-SU . Так вот именно эта чувствительная точка, в момент взрыва находилась всего лишь в 00° 08’ дуги от PE острова (по Гриму-Фридриху ).

В конечном итоге, взрыв был совершён ради того, что бы сделать себе достойное жильё. То есть, герои романа пожелали приобрести или расширить своё недвижимое имущество. Так вот, именно на следующий день, когда колонисты стали обустраивать несуществующее жильё на несуществующем острове, по геодезическому МС острова (по Сефариалу ) проходила чувствительная точка JU+SA-AP , которая указывает на приобретение или расширение недвижимого имущества. Тогда же, чувствительная точка AS+CU-SU (где AS – геодезический Асцендент по Сефариалу ) была в аспекте полуквадратуры к оси PE острова (по Сефариалу ), а значит данная формула реализовалась. А ведь эта чувствительная точка указывает на владельца квартиры или жилого помещения.

«Всё было готово 12 февраля. В этот день Сайрес Смит включил ток и запросил Айртона, всё ли у него благополучно, а через несколько секунд получил положительный ответ».

Речь идёт о дне торжественного пуска героями романа, телеграфной связи на несуществующем таинственном острове. 12 февраля 1867 года , таинственный остров заполучил трудами Жюля Верна – электрическую энергию. Именно 12 февраля 1867 года, мидпойнт UR/ZE , который, ко всему прочему, указывает на вырабатывание электричества, находился на оси геодезического МС (Сф ) несуществующего острова (орбис 00° 03’). Планетарная сумма ZE+VU , которая указывает на электрическую энергию, находился недалеко от оси PE острова (Г-Ф) , с орбисом в 00° 15’ дуги. И в это же самое время, по оси геодезического Асцендента (Сф ), проходила планетарная картина (UR+VU) / MA , которая указывает на действие или работу электрического тока (орбис 00° 15’ ).

Ко всему прочему, утром 12 февраля, на оси геодезического МС (Сф ) оказался прямой мидпойнт ME/UR , который указывает на телеграммы (орбис на 08:00 местного времени - 00° 02’ ). Если же мы создадим чувствительную точку ME+UR-AP , которая обозначает телеграммы как таковые, то убедимся, что данная планетарная картина находилась на оси геодезического МС острова (Г-Ф ) (правда, эта же планетарная картина указывает и на внезапные астрологические мысли, но Жюль Верн не удосужился населить остров астрологами ). А вот чувствительная точка VP+UR-ME , которая обозначает телеграф и телеграфные новости, находилась на оси геодезического Асцендента (Г-Ф ).

Фантазия Жюля Верна пригнала пиратов к берегам несуществующего острова, которые появились на страницах произведения 17 октября 1867 года , и принесли с собой немало бед героям романа. Именно тогда ось PE острова (Сф ) оказалась в резонансе с полусуммой HA/ZE («Проявление злобы. Военные злодеяния и преступления. Вспышка ненависти. Причинение бедствий» ).

Хотелось бы обратить ваше внимание на одну очень интересную деталь. Корабль пиратов бросил якорь около полуночи (примерно 10:00 GMT, 18 октября 1867 г .) и сделал выстрел из корабельного орудия. Именно в это время Марс встал точно на ось Зевса, который, в свою очередь, был всего в 00° 19’ дуги от PE острова (Сф ). А ведь планетарная взаимосвязь MA=ZE , указывает на обращение с огнестрельным оружием и обозначает стрельбу, пальбу и военные действия. В тоже самое время, планетарная сумма UR+ZE находилась всего лишь в двух минутах дуги от оси PE (Г-Ф ) острова. Эта планетарная картина указывает на взрывы и обстрелы. Там же, на этой оси, всего в двенадцати минутах дуги, находилась планетарная сумма NE+HA , которая указывает на несчастные случаи на воде и на потопление. На следующий день, как мы помним, бриг пиратов был потоплен (взорван торпедой) с большинством его команды. В этот день (18 октября), на оси геодезического Асцендента (Г-Ф ) находилась планетарная картина NE/HA // ZE , которая обозначает катастрофу для флота, корабля, а также возможность возникновения огня на корабле или судне.

Небольшую информацию, изложенную в этом абзаце, я считаю не бесспорной, но интересной. Как мы помним, Жюль Верн наградил юного Герберта ранением, которое спровоцировало тропическую лихорадку. Тогда Герберт чуть не отдал Богу душу. 9 декабря 1867 года , в 05 часов утра (09.12.1867 г., примерно в 15:00 GMT ), героям романа был преподнесён капитаном Немо, сернокислый хинин. Было бы интересно рассмотреть эту дату и время, ибо, в Гамбургской астрологии существует формула тропической лихорадки – VP+HA-JU . И вот, именно в это время, именно эта чувствительная точка достигла оси геодезического МС (Г-Ф, орбис 00° 00’ ). И в это же время, по оси другого геодезического МС (Сф ) прошла планетарная картина SU/HA // ZE (орбис 00° 03’ ), которая также отвечает за лихорадку. И на этой же оси находился мидпойнт JU/PL , который в Гамбургской астрологии отвечает за выздоровление и восстановление. Теоретически, мы вправе привлечь к рассмотрению и планетарную взаимосвязь Плутона и Асцендента, которая, по мнению Космобиологов, также отвечает за выздоровление. Но только, нам надо взять к рассмотрению геодезический Асцендент, и проанализировать – есть ли взаимосвязь этой планетарной картины с другой геодезической осью? Оказалось, что мидпойнт AS/PL находился в 00° 09’ дуги от оси геодезического МС (где геодезические МС и Асцендент, рассчитаны по системе Грима-Фридриха ).

Судя по тексту романа, Верн знакомит нас с таинственным гением Таинственного острова (капитаном Немо) – с 15-го на 16-е октября 1868 года . Тогда же Немо и сходит со страниц романа в мир иной. Для героев «Таинственного острова» - этот человек являлся чуть ли не Богом земным, который помогал им во многих случаях. Он был гораздо старше их, был богат, да и вообще был рождён принцем. И вот опять, по каким-то неведомым мне законам, именно в это время на ось геодезического МС (Сф ) пришёл Кронос, с орбисом 00° 02’ дуги. Кронос , в Гамбургской астрологии, указывает на начальство, на старших, на людей облечённых властью и на правителей разных уровней и рангов. Но в это же время, той же оси геодезического МС достиг и Сатурн (орбис 00° 04’ ), который совместно с Кроносом указывает на отделение от старшего человека, от начальства, обозначает последнюю волю, а также говорит о потере и смерти авторитетных, правящих и верховных людей.

И, наконец, в ночь с 8-го на 9-е марта 1869 года , таинственного острова не стало. Была буря, было землетрясение, был колоссальный вулканический взрыв и.. всё. Несуществующий остров ушёл в ещё более несуществующие дали.
В это время, по оси геодезического МС острова (Г-Ф ), проходила планетарная разница UR-AD , которая указывает на землетрясения (орбис 00° 01’ ). В восьми минутах дуги от PE острова (Г-Ф ) находился Уран, на оси которого замыкалась чувствительная точка SU+UR-VP , которая указывает на землетрясения. Меня изумляет прозорливость великого фантаста. Дело в том, что в Гамбургской астрологии существует формула природных явлений, типа землетрясений и вулканических извержений, вот такого вида: UR+AD-NE . Именно с 8-го на 9-е марта 1869 года, мидпойнт UR/AD совершил точную аспектацию к оси Нептуна (UR/AD=NE) , которая находилась в 00° 17’ дуги от оси геодезического Асцендента. В восьми минутах дуги от PE острова (Сф ) находилась планетарная картина UR/PL // VU , которая также может указывать на землетрясения и извержения вулканов. Чувствительная точка UR+ZE-VP , которая может указывать на такие природные явления как вулканическое извержение, находилась в 00° 07’ дуги от оси PE острова (Сф ). На оси другой PE острова (Г-Ф ) находилась в 00° 13’ дуги, чувствительная точка ZE+AD-VU , которая указывает на извержение вулкана. Чуть подальше от этой оси (в 00° 16’ дуги) проходил мидпойнт ZE/VU («Экстраординарные и колоссальные извержения или взрывы» ). И, наконец, в четырёх минутах дуги от оси геодезического МС острова (Сф ) была планетарная сумма ZE+AD , которая указывает на расплавленную вулканическую лаву.

  1. Вспомните, какие произведения называют «робинзонадами». Докажите, что «Таинственный остров» — «робинзонада».
  2. «Робинзонадами» называют произведе-ния, повествующие о том, как человек справился с самыми неблагоприятными условиями, встретившись один на один с дикой природой. Именно это происходит и с героями «Таинственного острова». Им удается не только выжить, но и организо-вать трудовую жизнь на ранее безжизнен-ном острове. Тот коллектив, который воз-ник, радует читателя не только своими успехами, но и той дружбой, которая свя-зала воедино очень разных людей.

  3. Кто из героев «Таинственного острова» на-стоящий лидер и руководитель этого сообщества робинзонов? Как решают этот вопрос сами неволь-ные робинзоны?
  4. Ни у одного читателя никогда не возни-кало сомнения в том, что лидер на «Таин-ственном острове» — Сайрес Смит. В этом же были уверены и все, кто оказался на этом острове. Так определяется личность лидера: не желанием человека командо-вать, а тем, что окружающие, не раздумы-вая, с ним соглашаются и принимают его решения.

  5. Кто из героев романа представляется вам са-мым привлекательным? Кто самый лучший и пре-данный друг? Кто самый хладнокровный человек? Кто одарен технически? Попробуйте описать круг профессий, которыми владеет каждый из героев.
  6. Оценки героев читателями не всегда бы-вают одинаковыми. Однако при обсужде-нии качеств героев, которые оказались на таинственном острове, мнения часто сов-падают: все они представляются равно привлекательными людьми именно пото-му, что им удалось стать дружным кол-лективом. Способность дружить, надеж-ное чувство локтя обеспечивают им такую оценку.

    Те, кто любит технику, с особым внима-нием относятся не к герою романа, а к са-мим техническим решениям.

    На острове у героев возникают десятки обязанностей и появляется множество сфер деятельности: строительство, изобретальство, забота о растениях, животных, приготовление пищи, обустройство бы-та… И каждый человек может освоить любую из них, но любит обычно лишь не-которые. Например, Герберт, пристрастия которого еще не определились, тяготеет к тому, чтобы помогать своим друзьям в лю-бой работе.

  7. Назовите качества, которые отличают Сай-реса Смита, Гедеона Спилета, негра Наба, моряка Пенкрофа, юного Герберта. Есть ли у них качества, общие для всех?
  8. Проще всего решить, что дружбу на этом затерянном острове каждому помога-ет сохранить сознание, что они одни в этом бескрайнем океане и никто больше им помочь не может. Но кроме этого боль-шую роль играют личные качества каждо-го из членов сообщества: яркий организа-торский талант Сайреса Смита, сила и преданность его слуги негра Наба, неиз-бывная энергия журналиста Гедеона Спилета, навыки моряка, которыми владел Пенкроф, юношеский энтузиазм Гербер-та. Однако можно еще обозначить их об-щее свойство — порядочность и чувство взаимной выручки.

  9. Создайте устные портреты героев романа «Та-инственный остров».
  10. Чаще всего устный портрет создают своему ровеснику Герберту. Но не раз это задание подвергалось критике, посколь-ку среди имен героев романа нет капитана Немо — гениального индийского ученого. А именно он играет огромную роль во всех тайнах, которые связаны с этим островом.

    Портрет Герберта чаще всего воссозда-ют девочки, которые готовы его нарисо-вать по идеальным канонам: стройным, стремительным, легким в движениях, ум-ным, смелым.

    Те же, кто требовал включить в галерею портретов и капитана Немо, описывали его, вспоминая романы не Жюля Верна, а Александра Дюма: задрапированным в какие-то особые одежды и очень таинст-венным.

  11. Первая глава романа «Таинственный остров» начинается с диалога. Попробуйте решить, кому принадлежат реплики начала романа:
  12. «- Поднимаемся?

    - Какое там! Книзу идем!»

    Докажите свою правоту.

    Вопрос, скорее всего, принадлежит мис-теру Сайресу. Наверное, он спрашивает не столько потому, что не может сам оценить ситуацию, сколько потому, что стремится заставить всех быть крайне внимательны-ми к происходящему. Может быть, он да-же пытается несколько успокоить своих спутников. Но ответ, судя по его реши-тельности, скорее всего, принадлежит мо-ряку Пенкрофу, потому что он быстрее других мог оценить ситуацию над реву-щим морем.

    Однако вопрос может принадлежать и Спилету, который как журналист всегда стремится быстрее оценить ситуацию.

  13. Напомним вам, что основными темами в творчестве Жюля Верна были освоение Арктики и завоевание обоих полюсов, подводная навигация, авиация и воздухоплавание, использование элект-рической энергии, межпланетные путешествия. К какому из этих направлений отнесем мы «Таинст-венный остров»?
  14. Среди произведений Жюля Верна «Та-инственный остров» занимает особое мес-то. Хотя он входит в трилогию лучших ро-манов писателя (в нее входят также «Двадцать тысяч лье под водой» и «Дети капитана Гранта»), он все же отличается тем, что немного связан с темой подвод-ной навигации, немного — с воздухопла-ванием, немного — с использованием электрической энергии. Все это разнооб-разие проблем и вопросов объяснимо — перед нами еще одна «робинзонада». А «робинзонады» требуют решения мно-жества проблем. Но более всего вспомина-ют этот роман, когда говорят о том, каким хорошим может стать мир, когда люди су-меют на нем мирно жить. Именно потому, что маленький коллектив обитателей ост-рова сумел создать свой мир тружеников, этот роман называют утопией.

    Справка. Утопия — у этого слова два значения: 1) место, которого нет; 2) благословенное место. Само слово стало обозначать идеальное общество, когда То-мас Мор создал книгу о жизни на сказоч-ном острове, который назвал Утопия.

  15. Кто был таинственным помощником героев?
  16. Таинственным помощником героев ро-мана был капитан Немо, о чем с самого начала догадываются те, кто прочел не только этот роман, но и два предшествую-щих произведения трилогии.

  17. Подготовьте описание самого трудного техни-ческого решения, которое приняли жители острова.
  18. Перед обитателями острова одна за дру-гой вставали достаточно трудные пробле-мы, и не только технические. Каждая из них при ее появлении казалась неосу-ществимой, а затем переходила в разряд уже решенных проблем.

    Так что при обсуждении этого вопроса не стоит искать только Одного конкретно-го решения. Ведь для вынужденных робинзонов все было проблемой: создание жилья, отопление, освещение, способы приготовления пищи… Отвечая на этот вопрос, можно подумать и о том, решение какой из проблем было бы интересно и до-ступно каждому из учеников. Здесь возможен выбор ответа в зависимости от ва-ших интересов и возможностей.

  19. Что в этом романе от технической смекалки и знаний, а что — от научной фантастики?
  20. История того, как путешественники обустроились на необитаемом острове, предлагает описание того, как возможно выживание коллектива в трудных услови-ях. Для рядового шестиклассника все ре-шения и находки этих отважных людей могут представляться решениями из области научной или даже ненаучной фантастики. Но для некоторых учеников со спортивной подготовкой и тренировкой или навыками в области техники многое покажется доступным. Например, вопрос о сооружении жилища в условиях, в кото-рые попали герои, для опытных турис-тов не проблема. Так что ответ требует оценки собственных возможностей. Для одних ответ — возможность показать свою подготовленность устроить свой быт в условиях экстремальных, непривыч-ных. Для других — сигнал, который под-сказывает необходимость овладения прие-мами выживания в нестандартных усло-виях.

  21. Считаете ли вы, что и для сегодняшнего дня роман остается научно-фантастическим, или он стал только приключенческим романом?
  22. О Жюле Верне говорят как о писателе, который предсказал многие открытия по-следующих лет. Однако, если открытие уже осуществлено, а его результаты во-шли в обиход людей, оно перестает счи-таться чем-то недостижимым. И рассказ о технических решениях, которые стали привычны для сегодняшнего дня, может специально не возникать. Нельзя же об-суждать возможность существования под-водной лодки, когда такие лодки давно бороздят океаны. Поэтому многие романы Жюля Верна сейчас мы воспринимаем как приключенческие произведения. Материал с сайта

  23. Составьте краткий словарик терминов, кото-рые используют колонисты, осваивая остров.
  24. Подумайте о том, одинаковый ли слова-рик вы могли бы создать, описывая каж-дого из колонистов. Наверное, сразу же ясно, что у Сайреса Смита и у его слуги Наба словарный запас различен и по со-держанию и по объему. Но освоение ост-рова требовало от всех участников общих усилий. При этом возникала потребность в употреблении новых слов — при общей работе каждый должен был понимать сво-его соучастника в этом труде. Так, в том словарике, который можно создать для колонистов, могут быть разделы слов, связанных с их деятельностью: «Слова-рик строителя», «Словарик ботаника», «Словарик морехода», «Словарик метео-ролога»…

  25. Сопоставляя произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и «Таинственный остров» Жюля Верна, составьте словарики робинзонов (по вашему выбору): «Словарь первого дня Робинзона», «Сло-варь первого дня на таинственном острове», «Сло-варь Робинзона-строителя», «Ботанический слова-рик двух «робинзонад» и т. п.
  26. Выбирайте такой словарь, который помог бы обогатить вас словами в соответствии с вашими ув-лечениями. Еще лучше, если вы сами придумаете название словаря.

    Работа по составлению словаря требует перечитывания текста, внимательного от-бора слов, которые вошли в ваш активный словарь, в ежедневный обиход. При этом словарики вовсе не должны представлять собой набор незнакомых слов. Слова «то-пор» и «пила» не могут быть исключены из словаря строителя, а «зерно», «пшени-ца», «виноград» — из словаря ботаника.

  27. Как вы оцениваете команду таинственного острова? Можно ли назвать членов этой команды «друзьями по несчастью» или настоящими друзь-ями?
  28. Если в начале своего приключения лю-ди, попавшие на таинственный остров, были всего лишь «друзьями по несчас-тью», то совместная борьба за выживание сплотила их и превратила в замечатель-ный, сплоченный коллектив. Этот путь создания коллектива в совместном труде и преодолении трудностей всегда вызыва-ет уважение читателя и стремление под-ражать этим чудесным людям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинеие на тему рассказ таинственный остров
  • какие качества помогли героям книги таинственный остров выжить на необитаемом острове
  • Жюль Верна «Таинственный остров» картинка
  • какое животное поймали герои в таинственный остров
  • 2 вопроса по таинственному острову жюль верн

Трилогию, связанную с именем капитана Немо, завершает «Таинственный остров». Если Паганель — ученый чудак, то ка-питан Немо и Сайрес Смит — подлинные герои, ученые-творцы, наследники Фауста, активные деятели и борцы, хотя идут они различными путями. Первый не лишен черт эгоистического ин-дивидуализма, оправдываемого в какой-то мере перенесенными страданиями, а второй воплощает в жизнь идеи утопического социализма в духе Сен-Симона и Кабе. «Таинственный ост-ров» — несомненно самая блестящая из многочисленных робин-зонад, в своих истоках так или иначе связанных с традициями Дефо и Вераса. Но это не только робинзонада, но подобно книге о севарамбах и утопия, подлинный гимн труду свободно-го человека на свободной земле, притом не одиночки, изоли-рованного от общества, а человека, живущего в творческом содружестве, в коллективе, идеями всеобщего блага.

Сопоставляя судьбу своих героев с судьбами героев Дефо, Виса и других, писатель специально ставит их в неизмеримо более сложные условия: у них нет ни остатков корабельного груза, ни даже обломков судна. Они воистину безоружны, не имея ни инструментов, ни утвари. «Из ничего надо было со-здать все!» — такова программа творческих исканий, постав-ленная автором. Отыскавшийся, наконец, Смит прежде всего добывает огонь, а из ошейника Топа делает два острия для ножей, положив начало эпопее творческого труда. Под его уме-лым руководством колонисты становятся попеременно кирпич-никами, литейщиками, кузнецами, гончарами, рабочими хими-ческого завода, изготовляя инструменты, утварь, мыло и даже нитроглицерин, а позднее становясь огородниками, землепаш-цами и животноводами.

Оболочка воздушного шара, а еще более ящик, подброшенный Немо, неизмеримо обогащают их, пользовавшимися до тех пор лишь дарами природы и делавших все сами; улучшает их ресурсы и груз пиратского корабля, но во всех этих случаях обычная для робинзонады ситуация, как бы выворачивается наизнанку. Если Робинзон начинал с раз-грузки разбитого корабля, то здесь этот груз становится своего рода наградой за уже достигнутые успехи. Жюль Верн декла-рирует здесь ведущую роль науки, говоря, что «раз у людей есть знания, они всегда выйдут победителями там, где других ждет — прозябание и неминуемая гибель». Научно-технический материал, которым буквально пропитана вся ткань романа, становится наряду с раскрытием тайны средством раз-вития сюжета, не только не утомляя читателя, но буквально захватывая его, как подлинный гимн творческому труду. Чело-век, утверждает писатель, стал венцом творения именно в силу присущей ему потребности созидать, вкладывать душу в нечто большое, что надолго его переживет.

Фаустовский завет про-является в мечтах колонистов о том, как побывав на родине, они возвратятся на остров, куда вложили столько труда и одержали столько побед. Колонисты острова Линкольна как бы воплощают мечту Фауста о свободном труде на свободной зем-ле во имя всеобщего счастья, и роман о приключениях на не-обитаемом острове превращается в роман о созидающей силе знания и творческого коллектива. Колонисты как бы повторяют историю человечества в ином масштабе времени и благодаря знанию и трудолюбию добиваются благосостояния. Их бытие подлинная утопия, и остров, по словам Пенкрофа, принадлежит к числу островов, специально предназначенных для потерпев-ших кораблекрушение: прекрасный умеренный климат, плодо-родная почва, обилие полезных ископаемых, богатство и разно-образие флоры и фауны. Давно уже стало трюизмом, что при-рода острова Линкольна, где обезьяны и ягуары соседствуют с тюленями, а саговники растут рядом с соснами — утопична, что отмечают не раз сами герои, живущие «беспечальной жизнью», и если бы не тоска по родине, — их счастью не было бы пределов. Их сердца трепещут при виде корабля, а между тем Наб и Пенкроф — простые труженики были бы весьма огорчены разлукой с островом, где были так счастливы, как равные среди равных.

На острове царит строгая плановость: Смит — признанный руководитель — решает, что является в тот или иной момент первоочередной проблемой, но при этом всегда выносит ее на обсуждение, и только тогда запланированное мероприятие проводится в жизнь. Их сообщество по существу — коммунистическое, ибо каждый отдает в общую пользу все, на что способен, получая для себя все то, в чем нуждается. Коло-нисты любят свой остров как результат общего творческого труда, причем каждый раз показан процесс труда, а не только его результаты, как во втором романе трилогии, и каждый ге-рой воспринимается через труд, через ту пользу, которую при-носит общему делу: юный натуралист Герберт — своими позна-ниями в области флоры и фауны, Наб — мастерством выдаю-щегося кулинара, Пенкроф — топором плотника, иглой портно-го, инструментами корабела и т. д.

Но человек и даже группа людей не может жить в отрыве от общества, где один человек дополняет другого, и в этом в первую очередь убеждается капитан Немо, умирающий пото-му, что не смог жить один; он, искавший индивидуальной свободы на дне океана, приходит к выводу, что эта свобода от общественных уз — обманчивая иллюзия. Умирающий пере-дает Сайресу Смиту ларец с драгоценностями и коллекцией жемчуга для приобретения земель, необходимых для продолже-ния поставленного социального опыта.

Тема утопии объединена с темой справедливой войны. Эта война необходима для защиты результатов мирного труда от вторжения пиратов — грязной накипи собственнического мира. И Айртон, переродившийся под благотворным воздействием маленькой коммуны, решает погибнуть, но взорвать крюйт-ка-меру пиратского брига, убежденный, что также мыслит и Смит. Автор подчеркивает, что излишняя гуманность к уцелевшим пиратам слишком дорого обошлась колонистам, лишив их бота и едва не став причиной гибели Герберта. И капитан Немо — борец против общества насилия, активно помогает им. В этом эпизоде можно усмотреть проявление прозорливости писателя, знающего, что в мире купли и продажи всегда найдутся темные силы, которые захотят надругаться над справедливо построенным обществом.

Писатель, видевший революцию 1848 г. и разгром Парижской коммуны, понимал, что в буржуазном мире человек не может полностью проявить свои способности в творческом труде и насладиться его результатами, — вот почему он перенес своих героев на созданный его воображением необитаемый остров, поставив их в условия полной политической свободы. Остров Линкольна становится как бы аллегорией планеты Земля, от-данной во владение свободному человеку. Такова утопическая мечта Жюля Верна, созревшая под влиянием утопического социализма.

Подобно своим предшественникам, писатель озабочен тем, чтобы придать своей обаятельной утопии как можно больше правдоподобия. Так, с предельной точностью датируются все события, начиная с катастрофы у берегов «таинственного» ост-рова и вплоть до появления дымка над вершиной вулкана. Многочисленные пейзажи, рисующие бо-гатую природу острова, реальны и точностью приближаются к географическим и геоботаническим атласам, причем немало-важным средством усиления правдоподобия становится подроб-ная карта острова, приведенная в тексте. Даже фантастический, на первый взгляд, пейзаж базальтовой пещеры, где заперт «Наутилус», легко ассоциируется с реально существующей Фин-галовой пещерой на острове Стаффа.

Глубоко реальны и герои романа — не титаны, а обыкновен-ные люди, трудолюбивые и порядочные. Сайрес Смит, ум кото-рого изобретателен, а мускулы неутомимы, мыслитель и прак-тик, ученый и рабочий, владеющий киркой и молотом, также как и сложнейшими инструментами. Знания его велики и разносто-ронни. Очень храбрый и решительный, он к тому же чрезвычайно точен и методичен, как организатор. «Настоящий человек», по словам Пенкрофа, истинный герой труда, Смит никогда не перекладывает своих обязанностей на чьи-либо плечи. Чтобы глубже раскрыть его внутреннюю сущность, автор тонко пока-зывает его деликатность по отношению к Айртону, которому Смит стремится исподволь вернуть утраченный человеческий образ. Реалистически точен его портрет, внешние черты кото-рого говорят о внутренней сущности этого сухопарого северо-американца с медальным профилем и горящим огнем энергии глазами. Он не только умен, но и ловок. Это дает ему возмож-ность в условиях робинзонады привить своим товарищам раз-личные профессиональные навыки. Казанцев безосновательно принижает Смита, противопоставляя ему капитана Немо как гениального ученого-творца, — Сайрес Смит как раз наделен качествами творца и изобретателя. К тому же и капитан Немо не смог бы создать «Наутилус», если бы не заказывал необхо-димые части на заводах различных стран Европы. Отнюдь не титаном выглядит и умный, смелый, закаленный в скитаниях по свету журналист Гедеон Спилет, такой же убежденный або-лиционист, как и С. Смит, для которого негр Наб — близкий друг и человек. Характеристика Спилета, данная вначале, не-однократно раскрывается в ходе романа, что следует отнести к реалистическим достижениям писателя, не довольствующегося статической констатацией характерных черт персонажей.

Реалистически полнокровен образ бывалого моряка Пенкро-фа, смелого человека, мастера на все руки, неутомимого тру-женика и к тому же мечтателя-оптимиста. Непосредственный, как ребенок, он глубоко эмоционален и проявляет поистине детское тщеславие, когда его назначают капитаном бота. Стра-стный патриот острова, он мечтает о его будущем: о порте с доками и причалами, о сети железных дорог, о разработке руд-ников и каменоломен, так как убежден, что Смит сможет сде-лать все. С юмором описан его чисто гастрономический подход к животному миру и его огорчение из-за отсутствия табака среди полезных растений острова. Он употребляет отборные словечки морского лексикона, но прибегает к ним только тогда, когда чересчур разгневан.

Его юный воспитанник Герберт Браун, отважный и хладно-кровный подросток, страстно увлечен естествознанием. Его не-дюжинные познания в области ботаники и зоологии приносят немалую пользу колонии. Став искусным охотником, он вместе с журналистом берет на себя доставку продовольствия. Любовь к науке не оставляет его, и все свободное время он посвящает учебе: читает книги из ящика Немо, проходит практику под руководством старших товарищей. Смит учит его инженерному искусству, а журналист — иностранным языкам. С образом Герберта связана проблема подготовки младшего поколения, проблема молодых кадров в утопической стране, и не случайно именно ему Смит собирается впоследствии передать управление колонией.

Искуснейший шеф-повар колонии негр Наб изображен лов-ким, сильным, крепким, порой очень наивным человеком и при-том крайне эмоциональным в отчаянии и в радости.

Айртон — некогда главарь шайки беглых каторжников Бен-Джойс, оставленный Гленарваном на острове Табор, рассказы-вая свою историю, не щадит себя, отмечая, что раскаялся в содеянном. Сначала он напряженно работал, надеясь, что труд его исправит, но вскоре с ужасом стал замечать, что под влия-нием одиночества постепенно утрачивает рассудок. Одичалый, он, как зверь, набросился на Герберта, и показался прибежав-шим на помощь человекообразной обезьяной.

Осторожными мазками рисует автор, как постепенно к озве-релому существу возвращается разум. Слабеют приступы сле-пой ярости, он начинает есть вареную пищу, плачет. Начав понемногу интересоваться жизнью колонии, Айртон берется за работу на огороде и только тогда соглашается поселиться в ко-рале, когда открывает колонистам всю правду о себе. Обретя человеческие черты под гуманным воздействием коллектива, он готов лучше умереть, чем помочь каторжникам овладеть Гранитным дворцом. Он же во время финальной катастрофы спасает ларец, подаренный Немо, и возвращает его Смиту. Глубокий психологический анализ постепенного восстановления травмированной полным одиночеством психики и превращение бывшего злодея в честного человека свидетельствует не только о непоколебимой вере писателя в человека и его возможности, но также и о его большом реалистическом мастерстве.

Даже образ капитана Немо утрачивает в значительной мере романтический ореол, и перед нами не таинственный мститель, подобный Гяуру или Ларе, а талантливый ученый, художник, страстный патриот и борец против угнетения родины захват-чиками-англичанами. Не раз приходя на помощь колонистам, он все же долгое время не хотел встречаться с ними, хотя и знает, что они хотели бы этого. Не божество, которое гото-вились увидеть простые души: Наб и Пенкроф, а умирающий старик — вот каким предстает он перед этими мужественными, добрыми и честными людьми, которых полюбил за их предан-ность общему делу. То, что он, хотя и не общался с ними не-посредственно, но все же наблюдал, приходя в случае необхо-димости на помощь, — спасло его от утраты человеческого образа, как это случилось с Айртоном. Но добровольное оди-ночество, все же ускорило конец, и устами самого Немо автор решительно утверждает, что отрыв от человеческого общества губителен.



error: