Басня в чем заключается ее особенности. Определения басни и её характерные черты

УРОК № 15

Тема. Особенности басни как литературного жанра. Легендарный Эзоп - основоположник жанра басни

Цель: сообщить об особенностях басни как литературного жанра, вспомнить имена и произведения известных баснописцев; ознакомить со сведениями о Эзопа - первого баснописца, басни «Волк и Ягненок», «Ворон и Лисица», «Муравьи и Цикада»; раскрыть понятие «басня», «аллегория», «эзопов язык»; развивать внимание, логическое мышление; прививать любовь к басне.

Оборудование: портрет Эзопа Д. Веласкеса, сборник басен Эзопа.

Ты неуч и лодырь, даже Эзопа не выучил.

Аристофан

Начать урок сегодня я хочу с одной истории, которая случилась давным-давно.

Черепаха и заяц

Черепаха и заяц спорили, кто из них быстрее. Назначили они для соревнования время и место и разошлись. И заяц, рассчитывая на свою естественную скорость, не стал бежать, а разлегся возле дороги и заснул. А черепаха понимала, что двигается она медленно, и потому бежала без остановки. Так она обогнала спящего зайца и одержала победу.

Нередко труд превосходит природные способности, когда их презирают.

Как называется произведение, которое вы прослушали? (Басня)

Почему вы так решили? (Герои - животные, сочинение поучает читателя.)

Правильно, вы слушали басню «Черепаха и заяц», автором которой является известный древнегреческий баснописец Эзоп. Эта басня учит человека уважать природные способности и не забывать, что без усердного труда достичь чего-то в жизни почти невозможно.

II. Изучение нового материала

Басня - это короткий рассказ сатирического и назидательного характера, в котором высмеиваются человеческие пороки и недостатки общественной жизни.

Басня чаще всего состоит из двух частей: повествования и морали, поучения, ради которого и состояла байка. Мораль может находиться как в начале произведения, так и в конце его. Иногда мораль бывает отсутствует как отдельная часть произведения, но всегда можно сделать поучительный вывод из содержания басни самостоятельно.

Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделенные определенными чертами.

Одним из самых распространенных художественных средств, что используется в басне является аллегория.

Аллегория - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ. Например, сердце - аллегория любви, образ богини Фемиды - аллегория правосудия.

2. Сообщение о жизни и творчестве первого баснописца - Эзопа

Возникновение басни традиционно связывают с именем легендарного древнегреческого баснописца Эзопа. Его всегда считали одним из первых авторов, которых должен изучать каждый школьник. У Аристофана, близкого к Эзопа по времени, есть выражение: «Ты неуч и лодырь, даже Эзопа не выучил».

Эзоп жил в VI в. до н. э. в Древней Греции. Родиной его называют Фригию, область в Малой Азии. Известно, что он был рабом, что несколько раз переходил от одного хозяина к другому и претерпел немало испытаний судьбы.

Древние греки проиВНОсили его имя иначе, чем мы,- Айсопос. Вид имел Эзоп не очень хороший: он был некрасивый, имел большую голову еще и горба на спине. Но этот некрасивый раб определялся большим умом.

По легенде известно, что Эзоп был освобожден из рабства. По другой легенде, царь Крез отправил Эзопа в город Дельфы. Там баснописец должен был принести пожертвование богу Аполлону в величественном храме, но дельфийские жрецы незаметно бросили в вещи Эзопа золотой кубок Аполлона и, обвинив его в краже, осудили и сбросили с высокой скалы в бездну. Позже невиновность баснописца было установлено. Однако Аполлон, разгневавшись на жестоких дельфийцев, наслал на город чуму.

Басни Эзопа впервые собрали и записали в 300 г. до н. э. Они были написаны прозой остроумно, понятно и просто. Их переписывали, изучали в школах, заучивали наизусть. Басни Эзопа стали одними из найпопу - лярніших произведений в античном мире.

В записях, сделанных римским писателем II ст. Авгон-Гелием, отмечается: «Эзоп, фригийский баснописец, не случайно считался мудрецом, ибо свои полезные советы и наставления он давал без суровости и властности, как это обычно делают философы, а выдумывал странные и интересные притчи, умно и прозорливо обдуманные истории передавал людям с какой-то приманкой для слуха».

Сюжеты езопівських басен повлияли на сирийскую, армянскую, еврейскую, индийскую литературу. Именно с именем древнегреческого баснописца связано понятие «эзопового языка». Эзопов язык использовался и позднее авторами, желавшими скрыть свои идеи от цензуры и при этом донести их до читателей в достаточно простой и понятной форме (например, в русской литературе с конца XVIII в.).

Эзопов язык - иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и намеками.

Вопрос к классу

Имена каких баснописцев вам известны? (Римлянин Федр (i ст.), грек Бабрій (II ст.), француз Ж. де Лафонтен (XVII ст.), русский И. А. Крылов (ХІХ ст.), украинцы Гр. Сковорода (XVIII ст.), П. Гулак-Артемовский (ХІХ ст.), Есть. Гребенка (ХІХ ст.), Л. Глебов (ХІХ ст.), Остап Вишня, С. Олейник, М. Годованец (ХХ ст.))

Почти все народы мира имеют свои байки, и среди них есть много похожих на сюжеты, заимствованные у Эзопа, хотя и составлен их в разных краях, в разные времена и на разных языках.

3. Чтение басен Эзопа

1) Басня «Волк и Ягненок»

Выразительное чтение басни.

Назовите героев басни.

Охарактеризуйте их поведение. (Волк обвиняет Ягненка в различных грехах, тогда как бедный Ягненок ни в чем не виновато.)

Какие черты характера олицетворяют в себе Волк и Ягненок? (Волк олицетворяет лицемерие, хищность, бесстыдство, силу; Ягненок - беззащитность, хрупкость, честность, слабость.)

Прочитайте мораль басни. («Даже справедливый защита не имеет силы для тех, кто взялся чинить несправедливость»)

Как вы ее понимаете?

Знаете ли вы примеры из жизни, к которым можно было бы применить эту мораль?

2) Басня «Ворон и Лисица»

Выразительное чтение басни.

Определите тему басни. (Лиса с помощью лести выманивает мясо в Ворона.)

Какие черты олицетворяют герои произведения? (Лиса - хитрость, лесть, ум, коварство; Крук - глупость, доверчивость, наивность.)

Какова мораль басни? («Эта басня касается неразумного человека»)

Сформулируйте идею произведения. (Надо отличать искренних людей от льстецов, не быть слишком доверчивым и объективно оценивать себя и свои возможности.)

3) «Муравьи и Цикада»

Выразительное чтение басни.

Из каких частей состоит басня?

Какие черты олицетворяют Муравьи и Цикада? (Муравьи - исполнительность, трудолюбие, умеренность; Цикада - легкомыслие, непредусмотрительность, нестаранність.)

Какова мораль этой басни? («Не следует пренебрегать ничего, чтобы впоследствии не пришлось жалеть»)

Как вы ее понимаете?

Сформулируйте совет Цикаді, которую вы могли бы ей дать.

III. Выводы

Что такое басня?

Дайте определение аллегории.

Что такое эзопов язык?

Чем прославился Эзоп?

Чему учат прочитанные вами басни Эзопа?

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о жизни и творчестве французского баснописца Жана де Лафонтена.

Басня как литературный жанр

Потапушкина Наталья Владимировна


Что такое басня? Особенности басни.

Басня - один из древнейших литературных жанров, короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом.

Цель басни : осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни

Наличие морали (нравоучения) в начале или в конце басни. Иногда мораль только подразумевается

Наличие аллегории: иносказательного изображения событий, героев

Часто героями являются животные

Часто вводится диалог, придающий оттенок комедийности

Язык басни преимущественно разговорный


Происхождение басни

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является полулегендарный Эзоп (6 век до н.э.) По преданию, он был рабом, имел безобразную внешность и стал жертвой коварства. О его мудрости слагались легенды.

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов.

Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

Эзо́пов язык - тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора.


Басни Эзопа

Басни Эзопа представляют собой сборник прозаических произведений, содержащий не менее 400 басен. Легенды гласят, что по мудрому сборнику эзоповских басен обучались дети в эпоху Аристофана в Афинах. В чем особенность сборника? В том, что изложение текстов скучное, без литературного лоска, но крайне проницательное. Поэтому на протяжении многих веков многие писатели стремились художественно перевести эти басни. Благодаря этому эзоповские сюжеты дошли до нас и стали нам понятны.

На русском языке полный перевод всех Эзоповских басен был опубликован в 1968 году.


Жанровое отличие и сходство притчи и басни

притча

басня

1.Нет четких жанровых границ: в роли притчи могут выступать сказка и пословица.

1.Жанр сатирической поэзии.

2.Поучение заключается в иносказательном виде. Притча должна быть разгадана, пережита.

2. Имеет чёткий вывод – мораль.

3.Персонажи безымянны, очерчены схематично, лишены характеров.

3. Герои – люди, животные, растения – являются носителями определенных черт характера.

4.Смысл в том, что нравственный выбор сделан человеком.

4. Осмеяние общественных и человеческих пороков.

5. Прозаическая форма.

5. Обычно стихотворная форма.

6. Небольшой по объёму рассказ.

7. Носит поучительный характер.

8. Использует аллегорию.


Знаменитые баснописцы

И.А.Крылов

Жан Лафонтен

Г.Лессинг

В.К.Тредиаковский

А.Кантемир

С.В.Михалков

А.П.Сумароков

И.И.Дмитриев


Басня в русской литературе

В русскую литературу басня проникла несколько столетий назад. Уже в XV-XVI веках пользовались популярностью басни, пришедшие через Византию с Востока. В дальнейшем стали известны и басни Эзопа, жизнеописания которого были в большом ходу в XVII и XVIII столетиях (лубочные книги).

В 1731 году Антиох Кантемир написал, подражая Эзопу, шесть басен. Также с баснями выступали Василий Тредьяковский, Александр Сумароков (первый дал подражания Эзопу, второй - переводы из Лафонтена и самостоятельные басни).

Гениального же совершенства достигла басня у Ивана Андреевича Крылова (1768-1844), переведённого едва ли не на все западноевропейские и некоторые восточные языки. Достигши своего высшего предела, басня после Крылова исчезает, как особый род литературы, и остается разве только в виде шутки или пародии.


Иван Андреевич Крылов

(1769-1844)

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Семья жила очень бедно, и дать систематического образования ребенку не могла. Очень рано, еще подростком И.А.Крылов пошел работать. Однако он упорно и много занимался самообразованием, изучал литературу, математику, французский и итальянский языки. В 14 лет он впервые попробовал свои силы на литературном поприще. Однако его ранние комедии не имели успеха. В 1809 г. вышла первая книга басен И.А.Крылова и с этого момента к нему приходит настоящая слава.


Особенности басен Крылова

– близость к русской народной сказке

– живой и непринужденный язык

У предшественников И.А.Крылова в басне главенствовал дидактический момент – мораль. И.А.Крылов создал басню-сатиру, басню – комедийную сценку. В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои - от царя до пастуха.

Герои и высказывания басен И.А.Крылова органично вплелись в ткань современности. Крылатыми выражениями стали многие строки произведений И.А.Крылова. Они до сих помогают точнее и ярче передать наши впечатления о событиях окружающей жизни и населяющих её людях.

Кто не слыхал его живого слова

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной партой с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова. М.Исаковский


Всего И.А.Крыловым было написано более 200 басен и выпущено 9 книг. Он умер, будучи признанным корифеем литературы.

Памятник И.А.Крылову в Летнем саду, г. Санкт-Петербург. Скульптор Клодт П.К.

Могила И.А.Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской Лавре, Санкт-Петербург

И. А.Крылов

Эзоп

Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, -

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: "Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос - быть тебе владыкой всех пернатых!" Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: "Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало". Не верь врагам - проку не выйдет.


И. А.Крылов

Эзоп

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: "Он еще не дозрел". Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

Лисица и виноград

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь".


Крылатые выражения из басен Крылова

Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши

А Васька слушает да ест

«Стрекоза и Муравей»

«Кот и повар»

Хоть видит око, да зуб неймет

У сильного всегда бессильный виноват

«Лисица и виноград»

«Волк и ягненок»

«Слон и Моська»

Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на слона.

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь

Басня — один из самых популярных и древнейших литературных жанров, ровесница мифов. За что ее называют вечным жанром, что такое басня в литературе? Художественная литература уходит своими корнями в самое далекое прошлое. Человек всегда обладал богатым воображением и любознательностью. Когда одни наши предки пытались познать мир, его устройство и происхождение с научной точки зрения, других интересовала духовная сторона — человеческие взаимоотношения, нормы поведения и морали.

Все это находило свое отображение в словесном искусстве, фольклоре. В народном творчестве есть много произведений, которые носят нравоучительный характер. Это пословицы, притчи, басни, сказки. Попробуем дать определение басни и разобраться, чем она отличается от других жанров.

Что такое басня? Определение

Басня — это краткий нравоучительный рассказ в прозаической или стихотворной форме, в начале или в конце которого содержится четко сформулированный поучительный вывод, или мораль. Повествование ведется в иносказательной форме, поэтому персонажами басни являются животные, вещи, растения. Басни высмеивают человеческие пороки, глупость и недостойное поведение.

Персонажами сказок тоже являются животные, но не всегда они имеют человеческие черты характера. Сказки охватывают большой период времени, в то время как в баснях описано только одно событие, эпизод, поэтому они гораздо короче сказок.

История жанра басни и его роль в литературе

Роль басни в литературе всех народов трудно переоценить. Родиной этого жанра принято считать Древнюю Грецию, где самые известные банси в прозе писал Эзоп (VI-V в.в. до н.э.). Упоминания и отсылки к его басням встречаются в произведениях Геродота, Демокрита, Аристофана. Басня прошла стадии притчи, учебной и популярной литературы для безграмотной публики, прежде чем стала собственно литературным жанром.

Проникновение ее в Европу произошло намного позже, в эпоху Возрождения и было связано с распространением греческого языка. Русская литература познакомилась с басней примерно тогда же, в XV — XVI веках. Многие русские писатели подражали Эзопу, переводили произведения Лафонтена и других баснописцев, но настоящего мастерства добился в этом жанре Иван Андреевич Крылов (1760-1844).

Он превзошел своих русских и зарубежных предшественников. Благодаря Крылову произошло слияние литературной речи и разговорной, что значительно обогатило вторую. Особенности яркого русского характера нашли воплощение в его поучительных произведениях. Басни И. А. Крылова не раз переводились на все языки мира, потому что мудрость народа, выразившаяся в его произведениях, поучительна и актуальна до сих пор.

Пришла к нам басня из глубин веков.
И если вы нуждаетесь в совете,
Откройте томик с надписью «Крылов»,
Перечитайте снова банси эти.

Наиболее известным эпическим жанром, изучаемым в начальной школе является басня. Басня - это:

1. Небольшой рассказ, обычно стихотворный, как правило, носит сатирический характер.

2. Нравоучительный и сатирический краткий рассказ прозе и стихах, в котором под видом картин из жизни зверей рисуются людские недостатки.

3. Жанр дидактической поэзии, короткая повествовательная форма сюжетно-законченная и подлежащая аллегорическому (иносказательному, наглядному, картинному выражению отвлеченных понятий посредством конкретного образа) истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу.

4. Литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения.

Происхождение жанра

Басня - это один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI-V вв. до н. э.), писавший басни в прозе; в Риме - Федр (I в н. э.). Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII в.).

В России развитие басен относится к середине XVIII- началу XIX вв. и связано с именами А.П. Сумарокова («притчи»), И.И. Хемницера, А.Е. Измайлова, И.И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине XVIII в. у А.Д. Кантемира. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.

Басни И.А. Крылова с их реалистичной живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Д. Бедного, С. Михалкова, Ф. Кривина и др.

Существуют две наиболее известные концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др. Согласно этой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; жанр происходит из сказки о животных, а сказка о животных - из мифа. Вторая концепция выдвинута американским учёным Б.Э. Перри. Согласно ей, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, данный жанр возникает как вспомогательное средство аргументации.

Цель басни - высмеивание человеческих недостатков, пороков, негативных социальных явлений. Действующими лицами произведений такого жанра являются животные, растения, вещи. Характеристика персонажей не даётся развёрнуто. Она реализуется не через действия, а через подобную детализацию со стороны автора.

В басне отличают повествование и вывод из него, т.е. определенное положение (нравоучительное заключение, афоризм, правило, совет, указание), присоединенное к повествованию. Этот вывод – так называемая мораль - в басне прилагается обыкновенно в конце, иногда в начале. Чаще всего содержится в скрытом виде, как легко подразумеваемый в связи с изложенными событиями и разговорами. Мораль может быть выражена как эксплицитно , т.е. автором басни, так и имплицитно , т.е выводится самим читателем. В русской литературе довел басню до наибольшего художественного совершенства Крылов. Его басни отличаются меткостью народных поговорок, веселым и насмешливым тоном, практичностью общего духа. Мораль басен Крылова принадлежит к области житейской мудрости, направлена к поощрению навыков, полезных в жизни.

Басня по той роли, какую имеют в ней животные, восходит к сказаниям первобытных времен, когда одушевленность животных представляли себе совершенно тождественною с одушевленностью человеческою и животным приписывали сознательную волю, разум и т.д.

Басня, как правило, построена на основе противопоставления парных признаков с противоположным значением: ум – глупость, жадность – щедрость, трудолюбие – лень, простота - хитрость и др.

Изучив и проанализировав научные литературоведческие источники, мы обобщили полученную информацию, оформив всё в таблице 1.



error: