Тактика действий подразделений пожарной охраны при пожарах на автоцистернах для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Пожар класса «B» — горение жидких веществ Средства тушения лвж и гж

Само название - легко воспламеняющиеся жидкости (далее - ЛВЖ) говорит само за себя, поэтому их использование требует особого внимания. В гаражах, сараях и других подсобных помещениях хранить бензин и другие ЛВЖ (растворители, спирт, ацетон, керосин и др.) можно. Но в определенных условиях, т.е. общей массой не более 20 кг и в металлических, плотно закрывающихся емкостях. Даже если вы храните в гараже всего лишь одну небольшую канистру с бензином, в помещении должны быть идеально соблюдены остальные противопожарные требования.

В частности, если там ветхая электропроводка, наличие канистры с бензином будет расценено как нарушение. При этом в гараже категорически запрещается курить и пользоваться источниками открытого огня - спичками, зажигалками, свечами. Помещение гаража постоянно содержите в чистоте, а пролитые горюче-смазочные материалы должны быть засыпаны песком и немедленно убраны. Обеспечьте гараж средствами пожаротушения: ящиком с песком, лопатой и по возможности огнетушителем.

Привести в действие огнетушитель очень просто. Необходимо направить сопло или ствол насадку на очаг пожара. Сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг и приступить к тушению пожара. Помните, что использование открытого огня (спички, сигареты и т.п.) при работе с легковоспламеняющимися жидкостями запрещается. Если вы работали с растворителями, красками или пролили на себя ЛВЖ, даже через некоторое время вспышка паров от любой искры может привести к серьезным ожогам. Будьте внимательны и аккуратны в обращение с ЛВЖ и ГЖ.

Как тушить загоревшуюся ЛВЖ?

В отличии от, например, загоревшегося дерева, ЛВЖ ни в коем случае нельзя тушить водой. Это объясняется тем, что бензин, керосин и тому подобные вещества легче воды, и при попытке залить их водой будут всплывать наверх, не только не прекращая гореть, но и растекаться в стороны, увеличивая площадь пожара.

Так как горение невозможно без доступа кислорода, то для тушения можно использовать способы, ограничивающие доступ воздуха к очагу возгорания. Легковоспламеняющиеся жидкости можно тушить при помощи влажных кусков ткани или плотной одежды, порошкового огнетушителя, а также используя песок или землю, для этого надо забросать им горящую поверхность. Делать это стоит аккуратно, избегая резких бросков, так как иначе можно разбрызгать бензин и, попадая на окружающие предметы, он воспламенит и их. В идеале надо сначала устранить возможность распространении пожара за границы горения, а проще говоря, не дать жидкости растечься еще больше. Для этого следует песок или землю начинать сыпать с внешней стороны горящей жидкости по ее периметру, затем по направлению от края к центру постепенно засыпать жидкость полностью.

Развернуть содержание

По “Правилам устройства электроустановок” определение горючей жидкости звучит довольно лаконично – это жидкость, которая вспыхнуть при температуре больше 61℃, продолжая после этого самостоятельно гореть без внешнего инициирования, воздействия. Легковоспламеняющаяся жидкость согласно ПУЭ – это ГЖ с Т вспышки не больше 61℃, причем те из них, что имеют давление испарения не меньше 100 кПа при Т = 20℃ являются взрывоопасными.

ГЖ относят к пожароопасным материалам, но они являются взрывоопасными, если в ходе технологического процесса нагреты до Т вспышки.

Подобное предварительное категорирование объектов защиты позволяет на этапе проектирования, начала эксплуатации принять организационные, технические решения по выбору, монтажу, подходящих по требованиям нормативных документов, например, таких как видов, типов , в т.ч. взрывозащищенных извещателей пламени, датчиков дыма для установок АПС, стационарных систем пожаротушения; для ликвидации первичных очагов возгораний в помещениях с наличием ЛВЖ, ГЖ.

Дополнительные сведения в таблице:

Наименование материала Аналог или исходный материал Низшая теплота сгорания Плотность ГЖ Удельная скорость выгорания Дымообразующая способность Потребление кислорода Выделение CO 2 Выделение CO Выделение HCL
Q н р Ψ уд D m L O 2 L CO 2 L CO L HCl
МДж/кг кг/м 3 кг/м 2 с Нп м 2 /кг кг/кг кг/кг кг/кг кг/кг
Ацетон Химическое вещество; ацетон 29,0 790 0,044 80,0 -2,220 2,293 0,269 0
Бензин А-76 Бензин А-76 43,2 745 0,059 256,0 -3,405 2,920 0,175 0
Дизельное топливо; соляр Дизельное топливо; соляр 45,4 853 0,042 620,1 -3,368 3,163 0,122 0
Индустриальное масло Индустриальное масло 42,7 920 0,043 480,0 -1,589 1,070 0,122 0
Керосин Керосин 43,3 794 0,041 438,1 -3,341 2,920 0,148 0
Ксилол Химическое вещество; ксилол 41,2 860 0,090 402,0 -3,623 3,657 0,148 0
Лекарственные препараты, содержащие этиловый спирт и глицерин Лекарств. препарат; этил. спирт + глицерин (0,95+0,05) 26,6 813 0,033 88,1 -2,304 1,912 0,262 0
Нефть Сырье для нефтехимии; нефть 44,2 885 0,024 438,0 -3,240 3,104 0,161 0
Толуол Химическое вещество; толуол 40,9 860 0,043 562,0 -3,098 3,677 0,148 0
Турбинное масло Теплоноситель; турбинное масло ТП-22 41,9 883 0,030 243,0 -0,282 0,700 0,122 0
Этиловый спирт Химическое вещество; этиловый спирт 27,5 789 0,031 80,0 -2,362 1,937 0,269 0

Источник: Кошмаров Ю.А. Прогнозиро­вание опасных факторов пожара в помещении: Учебное пособие

Класс пожара горючих жидкостей

Легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в силу своих параметров при горении как в закрытых помещениях производственных, складских строений, технологических сооружений, так и на открытых промышленных площадках; где размещены наружные установки по переработке нефти, газового конденсата, аппараты химического органического синтеза, объекты хранения сырья, готовой товарной продукции при возникновении очагов возгораний, распространении пожара относят его к классу В.

Символ класса пожара наносится на емкости с ЛВЖ, ГЖ, объекты их хранения, что позволяет оперативно сделать правильный выбор , сократив время на разведку, локализацию и ликвидацию очагов возгорания таких веществ, их смесей; минимизировать материальный ущерб.

Классификация горючих жидкостей

Температура вспышки горючей жидкости является одним из основных параметров для классифицирования, отнесения ГЖ к тому или иному виду.

ГОСТ 12.1.044-89 определяет ее как наименьшую температуру сконденсированного вещества, имеющего над поверхностью пары, что способны вспыхнуть в воздушной среде помещения, или на открытом пространстве при поднесении низкокалорийного источника открытого пламени; но устойчивого процесса горения при этом не возникает.

А самой вспышкой считается мгновенное выгорание воздушной смеси паров, газов над поверхностью горючей жидкости, что визуально сопровождается кратковременным периодом видимого свечения.

Полученное в результате испытаний, например, по в закрытом лабораторном сосуде, значение Т℃, при которой вспыхивает ГЖ, характеризует ее взрывопожарную опасность.

Важными параметрами для ГЖ, ЛВЖ, указанными в этом государственном стандарте, также являются следующие параметры:

  • Т воспламенения является наименьшей температурой горючих жидкостей, выделяющих горючие газы/пары с такой интенсивностью, что при поднесении источника открытого огня они воспламеняются, продолжая гореть при его изъятии.
  • Этот показатель важен при классифицировании групп горючести веществ, материалов, опасности технологических процессов, оборудования, в которых участвуют ГЖ.
  • Т самовоспламенения – это минимальная температура ГЖ, при которой происходит самовоспламенение, которое в зависимости от сложившихся условий в защищаемом помещении, объекте хранения, корпусе технологического оборудования – аппарата, установки может сопровождаться горением открытым пламенем и/или взрывом.
  • Полученные данные по каждому виду ГЖ, способных к самовоспламенению, позволяет выбирать подходящие типы электрооборудования во взрывозащищенном исполнении, в т.ч. для установок зданий, строений, сооружений; для разработки мероприятий по взрывопожарной безопасности.

Для сведения: «ПУЭ» определяет вспышку быстрым выгоранием горючей воздушной смеси без образования сжатого газа; а взрыв – горением моментального типа с образованием сжатых газов, сопровождающимся появлением большого количества энергии.

Важны также скорость, интенсивность испарения ГЖ, ЛВЖ со свободной поверхности при открытых резервуарах, емкостях, корпусах технологических установок.

Пожары ГЖ опасны также по следующим признакам:

  • Это распространяющиеся очаги пожаров, что связано с розливом, свободным растеканием горючих жидкостей по площадям помещений или территории предприятий; если не приняты меры к изоляции – обвалование емкостей хранения, наружных технологических установок; наличие строительных преград с установленными в проемах стен .
  • Пожары ГЖ могут быть как локальными, так и объемными, в зависимости от вида, условий хранения, объема. Так как объемное горение интенсивно воздействует на несущие элементы зданий, строений, то обязательно необходима .

Следует также:

  • Устанавливать на воздуховодах вентиляционных систем помещений, где имеются ГЖ, для ограничения распространения поджара по ним.
  • Проводить для сменного, оперативного/дежурного персонала, организовать ответственных за противопожарное состояние объектов хранения, переработки, транспортировки, транзита ЛВЖ, ГЖ, ведущих специалистов, ИТР; проведение регулярных практических тренировок с членами ДПД предприятий, организаций; ужесточить процесс , проводить строгий контроль за местом их проведения, в т.ч. после окончания.
  • Устанавливать на дымовые, выхлопные трубы отопительных, силовых агрегатов, печей, монтировать на трубопроводах технологической цепочки по транспортировке ЛВЖ, ГЖ по территории производственных предприятий.

Список, конечно, далеко не полон, но все необходимые мероприятия можно без труда найти в нормативно-технической базе документов по ПБ.

Как правильно хранить ЛВЖ и ГЖ жидкости, наверное этим вопросом задается большинство людей. Ответ можно найти в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности” от 22.07.2008 № 123-ФЗ», в таблице 14 Категории складов для хранения нефти и нефтепродуктов. Более подробная информация по хранению и расстоянию до объектов, представлена в . (СП 110.13330.2011)

Тушение пожаров класса В, согласно нормам, производят следующими :

  • Воздушно-механической пеной, получаемой из водных растворов пенообразователя. Для тушения производственных, складских помещений зданий особенно эффективны .
  • Огнетушащим порошком, для чего используют .
  • Используют для небольших по площади, объему помещений, отсеков, например, расходных складов ГСМ, моторных отделений.

Применение распылённой воды для тушения пламени бензина и других ГЖ, имеющих низкую температуру вспышки, затруднено, так как капли воды не могут охладить нагретый поверхностный слой ниже температуры вспышки. Решающим фактором механизма огнетушащего действия ВМП является изолирующая способность пены.

При покрытии зеркала горения жидкости пеной прекращается поступление паров жидкости в зону горения, и горение прекращается. Помимо этого, пена охлаждает прогретый слой жидкости выделяющейся жидкой фазой - отсеком. Чем мельче пузырьки пены и больше поверхностное натяжение раствора пенообразователя, тем выше изолирующая способность пены. Неоднородность структуры, крупные пузырьки снижают эффективность пены.

Ликвидация очагов возгорания ЛВЖ, ГЖ производится и для особо важных объектов защиты; а также для помещений с различными по свойствам видами пожарной нагрузки, ликвидировать горение которых одним огнетушащим агентом сложно или невозможно.

Таблица интенсивности подачи 6-ти процентного раствора при тушении горючих жидкостей воздушно-механической пеной на основе пенообразователя ПО-1

Согласно . В.П. Иванников, П.П. Клюс,

Вещества

Интенсивность подачи раствора л/(с*м 2)
Пена средней кратности Пена низкой кратности
Разлитый нефтепродукт из аппаратов технологической установки, в помещениях, траншеях, технологических лотках 0,1 0,26
Тарные хранилища горючих и смазочных материалов 1
Горючая жидкость на бетоне 0,08 0,15
Горючая жидкость на грунте 0,25 0,16
Нефтепродукты первого разряда (температура вспышки ниже 28 °С) 0,15
Нефтепродукты второго и третьего разрядов (температура вспышки 28 СС и выше) 0,1
Бензин, лигроин, керосин тракторный и другие с температурой вспышки ниже 28 0С; 0,08 0,12*
Керосин осветительный и другие с температурой вспышки 28 °С и выше 0,05 0,15
Мазуты и масла 0,05 0,1
Нефть в резервуарах 0,05 0,12*
Нефть и конденсат вокруг скважины фонтана 0,06 0,15
Разлившаяся горючая жидкость на территории, в траншеях и технологических лотках (при обычной температуре вытекающей жидкости) 0,05 0,15
Этиловый спирт в резервуарах, предварительно разбавленный водой до 70 % (подача 10 % раствора на основе ПО-1С) 0,35

Примечания:

Звездочкой обозначено, что тушение пеной низкой кратности нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 280 С допускается в резервуарах до 1000 м 3 , исключая низкие уровни (более 2 м от верхней кромки борта резервуара).

При тушении нефтепродуктов с применением пенообразователя ПО-1Д интенсивность подачи пенообразующего раствора увеличивается в 1,5 раза.

При осуществлении пожаротушения необходимо выполнять все установленные требования к технике безопасности, во избежание существенного ущерба и человеческих жертв. В процессе горения различных нефтепродуктов находящихся в резервуарах, которые способны осуществлять выброс, расстановку всех технических элементов следует осуществлять с учетом разлива жидкостей и уровня задымления.

Автонасосы на канавы, ручьи, реки по течению монтироваться не могут. При наличии существенного уровня опасности, необходимо удалить на определенное расстояние людей и технические приборы. В процессе осуществления подготовительных работ и последующем тушении должно принимать участие минимальное количество личного состава, большая часть которых будет ствольщиками.

«ГЖ» и «ЛВЖ» резервуары для хранения

Для хранения ГЖ и ЛВЖ применяются различные емкости из синтетических материалов, льдогрунта, железобетона, металла. Наибольшим спросом пользуются стальные емкости. Им присуща такая базовая классификация:

  1. Вертикального типа выполненные в форме цилиндров, крыша плавающая, примерный объем резервуара составит 120 тыс. куб. м.
  2. Вертикального типа в форме цилиндра, крыша у них стационарная, понтон плавающий, примерный объем резервуара составит 50 тыс. куб. м.
  3. Вертикального типа в форме цилиндра, крыша которых может быть как сферической, так и конической, примерный размер резервуара составит 20 тыс. куб. м., а вот для хранения ЛВЖ объем составит около 50 тыс. куб. м.

Осуществление пожаротушения ГЖ, ЛВЖ резервуарных парков может осуществляться несколькими способами в зависимости от сложности имеющегося процесса развития бедствия. Процесс горения является последствием взрыва хранящегося состава, однако, только при наличии первоначального источника зажигания. Образование столь специфической среды происходит благодаря первоначальным свойствам ОВЖ и ГЖ. Также немаловажным аспектом станет климатические и эксплуатационные условия самих резервуаров.

После взрыва, смесь в большом объеме направится вверх, тем самым полностью или частично деформируя крышу. Следствием притока кислорода, вся смесь начнет гореть по своей поверхности. Дальнейшее распространение пламени будет зависеть от места нахождения резервуара, наличия и качества противопожарного оборудования, погодных условий, конструктивных особенностей резервуара.

Если речь идет о железобетонных конструкциях, то взрывом может повредиться и часть резервуара и именно с этого участка и начнется горение хранимой жидкости. Спустя последующие полчаса емкость будет полностью разрушена и пламя распространится. При отсутствии какого-либо охлаждения, любые другие резервуары будут деформированы в течение четверти часа.

При пожаре возможно

  1. Продукты горения могут изменить направление своих потоков, как и тепловое воздействие. В большинстве случаев причиной служат метеоусловия.
  2. Результатом деформации резервуара станет образование карманов, перекосы и обрушение конструкции кровли. В такие места подача огнетушащего состава весьма затруднена.
  3. Большое количество горящего продукта может выйти из обозначенных границ.
  4. Окружающая среда будет подвержена мощному теплоизлучению.

Что необходимо сделать в процессе ведения тушения

  1. Определение тактики осуществления пожаротушения. При этом следует учитывать все особенности пожара, его вида. Осуществляется ревизия имеющихся противопожарных устройств и стационарных установок, используемых при пожаротушении.
  2. Следует принять все необходимые меры охраны труда. За это берет на себя ответственность один из работников ГПС.
  3. Осуществление подготовки к атаки пеной.
  4. Создается полноценный штаб по тушению пожара. В состав такой группы должны входить представители технического и инженерного персонала.
  5. При помощи стволов осуществляется охлаждение резервуаров как горящих, так и не горящих. Определяется очередность осуществления охлаждения в зависимости от типа хранимого продукта и направления потоков ветра.
  6. Определиться со скоростью доставки всех необходимых пенообразующих средств с расположенных неподалеку объектов.
  7. Выявить возможность осуществления дренажа или откачки воды из резервуара, охваченного пламенем.
  8. Выявить наличие и определиться с возможностью использования имеющихся средств пожаротушения на объекте.
  9. Выявить необходимость и возможность откачки сырья хранимого в резервуаре, заполнение его паром, газом или водой.
  10. Проверить состояние имеющейся ливневой канализации, гидрозатворов и смотровых колодцев.
  11. При наличии обвалования проверить его исправность.
  12. Ориентировочно просчитать время вскипания состава и риск обрушения расположенных неподалеку резервуаров с сооружений.
  13. Использовать имеющиеся установки стационарного типа.
  14. Выявить количество и разновидность ГЖ и ЛВЖ.
  15. Рассчитать продолжительность пожара к моменту прибытия бригады пожарных и спасателей.

Способы осуществления пожаротушения

Практически любой способ осуществления пожаротушения подразумевает существенное снижение количества кислорода внутри воспламененных резервуаров. Ведь именно кислород так необходим для осуществления горения. При существенном снижении количества паров, происходит нарушение условий горения. При использовании комбинированных методов, воздействие будет осуществляться одновременно на несколько условий горения. Способы тушения необходимо различать, так как от этого напрямую будет зависеть тип необходимого тушащего компонента, который будет связан с применяемой тактикой осуществления пожаротушения.

При использовании противопожарного оборудования передвижного типа и полустационарных устройств применяется:

  1. возможно применение метода перемещения горящей смеси из резервуара;
  2. используемые порошки позволяют принимать одновременно и инертные газы;
  3. вода используется тонкораспыленная, дисперсность которой составит порядка 0,1-0,4 мм, а интенсивность 0,2 л;
  4. средней кратности воздушно-механическую пену (низкой кратности также применяется).

Ключевой фактор, от которого будет зависеть степень интенсивности подачи используемого состава, является:

  1. тепловой режим и условия осуществления горения в зоне пожара непосредственно до начала атаки пенным составом;
  2. химические и физические свойства пены и пенообразователей;
  3. химические и физические свойства горящего состава.

При наличии затяжного (длительного) процесса горения нефтепродуктов, существенно изменится высота горящего слоя, поэтому корректировка показателя интенсивности может меняться. Для того, чтобы определить высоту горящего слоя в резервуаре при наличии понтонов, необходимо:

  1. при частичном или полном разрушении понтона или крыши, за усредненный показатель высота горящего слоя следует принимать среднее значение высота в объеме, куда будет направлен поток на основе пенного состава;
  2. в случае затопления крыши или понтона для расчета будет использоваться высота над понтоном или крышей.

При пожаротушении необходимо наличие:

  1. стационарных установок пожаротушения неавтоматического типа;
  2. установки стационарного типа при осуществлении автоматического пожаротушения.

10.2. Тушение ЛВЖ и ГЖ в резервуарах и резервуарных парках

Количество пожаров, возникающих в резервуарах с ЛВЖ-ГЖ, сравнительно невелико и составляет менее 15% от пожаров, имеющих место на объектах химии и нефтехимии. Однако это наиболее сложные пожары, представляющие опасность для коммуникаций, смежных сооружений, а также для участников тушения. Опасность этих пожаров обусловлена возможностью жидкостей растекаться на большой площади с большой скоростью распространения пламени. Пожары в резервуарах характеризуются сложными процессами развития, носят затяжной характер и требуют для их ликвидации большого количества сил и средств.

Основным средством тушения пожаров в резервуарах остается воздушно-механическая пена (ВМП) средней кратности, подаваемая на поверхность горючей жидкости. Проводится работа по замене биологически жестких пенообразователей на биологически мягкие по условиям требований экологии. Поэтому одной из задач службы пожаротушения является разработка и обеспечение нормативной интенсивности подачи растворов новых типов пенообразователей.

Классификация резервуаров и резервуарных парков.

Для хранения нефти и нефтепродуктов в отечественной практике применяются резервуары металлические, железобетонные, земляные, из синтетических материалов, льдогрунтовые.

Наиболее распространены, как у нас в стране так и за рубежом, стальные резервуары. Применяются следующие типы стальных резервуаров:

Вертикальные цилиндрические резервуары со стационарной конической или сферической крышей вместимостью до 20000 м3 (при хранении ЛВЖ) и до 50000 м3 (при хранении ГЖ);


Вертикальные цилиндрические резервуары со стационарной крышей и плавающим понтоном вместимостью до 50000 м3;

Вертикальные цилиндрические резервуары с плавающей крышей вместимостью до 120000 м3.

Геометрические характеристики основных типов стальных вертикальных резервуаров приведены в (табл. 10.6).

Таблица 10.6

Тип резервуара

Высота резервуара, м

Диаметр резервуара, м

Площадь зеркала горючего, м2

Периметр резервуара, м

Стенки вертикальных стальных резервуаров состоят из металлических листов, как правило, с размерами 1,5х4 м. Причем толщина нижнего пояса резервуара колеблется в пределах от 6 мм (РВС-1000) до 25 мм (РВС-120000) в зависимости от вместимости резервуара. Толщина верхнего пояса составляет от 4 до 10 мм. Верхний сварной шов с крышей резервуара выполняется ослабленным с целью предотвращения разрушения резервуара при взрыве паровоздушной смеси внутри замкнутого объема резервуара.

Склады нефти и нефтепродуктов в зависимости от вместимости резервуарных парков и вместимости отдельных резервуаров делятся на следующие категории (табл. 10.7).

Таблица 10.7

Максимальный объем одного резервуара, м3

Общая вместимость резервуарного парка, м3

св. 20000 до 100000 вкл.

св. 10000 до 20000 вкл.

св. 2000 до 10000 вкл.

до 2000 вкл.

Единичный номинальный объем резервуаров, допустимая номинальная вместимость группы резервуаров и минимальное расстояние между резервуарами в одной группе представлены в (табл. 10.8).

Таблица 10.8

Резервуары

Единичный номинальный объем резервуаров, устанавливаемых в группе, м3

Вид хранимых нефти и нефтепродуктов

Допустимая общая номинальная вместимость группы, м3

Минимальное расстояние между резервуарами, расположенными в одной группе

1. С плавающей крышей

50000 и более

Независимо от вида жидкости

менее 50000

0,5D, но не более 30 м

2 С понтоном

менее 50000

0,65D, но не более 30 м

3. Со стационарной крышей

50000 и менее

Нефть и нефтепродукты с температурой вспышки выше 45°С

0,75D, но не более 30 м

50000 и менее

То же, с температурой вспышки 45°С и ниже

0,75D, но не более 30 м

По назначению резервуарные парки могут быть подразделены на следующие виды:

· товарно-сырьевые базы для хранения нефти и нефтепродуктов,


· резервуарные парки перекачивающих станций нефти и нефтепродуктопроводов,

· резервуарные парки хранения нефтепродуктов различных объектов.

Резервуарные парки первого вида характеризуются, как правило, значительными объемами хранимых жидкостей, а также тем, что в одной резервуарной группе хранятся нефтепродукты близкие или одинаковые по составу и своим пожароопасным свойствам. В резервуарных парках второго вида все резервуары чаще всего имеют нефть или нефтепродукт одного вида.

Наземные резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов объемом 5000 м3 и более оборудуются системами автоматического пожаротушения

На складах IIIа категории при наличии не более двух наземных резервуаров объемом 5000 м3 допускается предусматривать тушение пожара этих резервуаров передвижной пожарной техникой при условии оборудования резервуаров стационарно установленными генераторами пены и сухими трубопроводами с соединительными головками для присоединения пожарной техники и заглушками, выведенными за обвалование.

Стационарные установки охлаждения оборудуются наземные резервуары объемом 5000 м3 и более.

Особенности развития пожаров.

Пожары в резервуарах обычно начинаются со взрыва паровоздушной смеси в газовом пространстве резервуара и срыва крыши или вспышки "богатой" сме­си без срыва крыши, но с нарушением целостности ее отдельных мест.

Сила взрыва, как правило, большая у тех резервуаров, где имеется большое газовое пространство, заполненное смесью паров нефтепродукта с воздухом (низкий уровень жидкости).

Рис 10.12 Погруженная в горящую жидкость крыша резервуара.

В зависимости от силы взрыва в вертикальном металли­ческом резервуаре может наблюдаться обстановка:

Крыша срывается полностью, ее отбрасывает в сто­рону на расстояние 20-30 м. Жидкость горит на всей площади резервуара;

Крыша несколько приподнимается, отры­вается полностью или частично, затем задержи­вается в полупогруженном состоянии в го­рящей жидкости (рис. 10.12);

Крыша деформируется и образу­ет небольшие щели в местах крепления к стенке резервуара, а также в сварных швах самой крыши. В этом случае го­рят пары ЛВЖ над образованными ще­лями. При пожаре в железобетонных заглубленных (подземных) резервуарах от взрыва происходит разрушение кров­ли, в которой образуются отверстия больших размеров, затем в процессе пожара может произойти обрушение по­крытий по всей площади резервуара из-за высокой температуры и невозможности охлаждения их несущих конструкций.

У цилиндрических горизонтальные, сферических резервуаров при взрыве чаще всего разрушается днище, в результате чего жидкость разливается на значительную площадь, создается угроза соседним резервуарам и сооружениям.

Состояние резервуаров и его оборудования после возникновения пожара определяет способ тушения и боевых действий подразделений. Например, значительное влияние на продолжительность тушения в подземных резервуарах оказывают железобетонные сваи, в зоне которых пена разрушается от тепловой радиации, чем объясняется увеличение нормативного времени подачи пены.

Основными параметрами пожаров в резервуарных парках являются:

площадь пожара, высота факела пламени, плотность теплового потока, скорость выгорания, скорость прогрева жидкости.

Горение ЛВЖ и ГЖ со свободной поверхности происходит сравнительно спокойно при высоте светящейся части пламени, равной 1,5 диаметров резервуара.

При наличии ветра горение значительно усиливается, масса дыма и пламени отклоняется в сторону, тем самым усложняется обстановка на пожаре за счет увеличения вероятности распространения пожара на соседние резервуары и сооружения, ведет к потере ориентации, сковывает боевые действия подразделений (рис. 10.13).

Рис. 10.13 Обстановка при пожаре в резервуаре:

1 - при отсутствии ветра;

2 - при наличии ветра.

Изменяется тепловой режим пожара за счет увеличения теплоотдачи к поверхности жидкости, стенки резервуара, контактируя с пламенем, нагреваются до более высокой температуры

За счет теплового излучения факела пламени, а также конвективного переноса тепла раскаленными газами часто происходит воспламенение паров нефтепродуктов на соседних резервуарах, выходящих через дыхательную арматуру, замерные устройства и т. п. (рис 10.14)

Температура пламени зависит от вида нефтепродукта и практически не зависит от размеров факела и колеблется от 1000 до 1300°С

Линейная скорость выгорания различных нефтепродуктов в зависимости от их физико-химических свойств находится в пределах от 6 до 30 см/ч она практически не зависит от размеров резервуара или от площади горения, если эта площадь превышает 5 м2

Процесс горения нефтепродуктов в резервуарах металлических наземных и железобетонных подземных при полностью разрушенной крыше практически не отличается Например, линейная скорость выгорания υЛ для нефти составляет 15 см/ч для обоих видов резервуаров, а скорость прогрева υП в металлических резервуарах для нефти составляет 24-36 см/ч и в железобетонных 24-30 см/ч.

Накопление тепла в поверхностном слое нефтепродукта в значительной степени влияет на процесс тушения Высокая температура разрушает пену, увеличивает расход огнетушащих веществ и время тушения.

На поверхности жидкости температура близка к температуре кипения, но у нефти температура поверхности медленно возрастает по мере выгорания легких фракций. Для большинства нефтепродуктов температура поверхности жидкости составляет более 100°С.

Подготовка и проведение пенной атаки.

Подготовку к пенной также не­обходимо проводить в минимальные сроки, т. к. увеличение времени го­рения повышает опасность распро­странения пожара на соседние резер­вуары за счет вскипания и выброса.

Таблица 10.12

Разность давления на вставке, МПа

Показатель

Пеногенераторы

Требуемый расход пенообразователя, л/с

Разность давлений пенообразователя и воды у вставки, МПа

Для проведения пенной атаки необходимо:

· сосредоточить расчетное количество пенообразующих средств;

· собрать схему подачи пены и проверить ее работоспособность на воде;

· назначить боевые расчеты и ответственных лиц из начальствующего состава для обеспечения работы технических средств подачи;

· установить и объявить личному составу сигналы о начале и конце пенной атаки, сигналы на отход, а также на случай вскипания или выброса

Пенную атаку проводят одновременно всеми средствами непрерывно до полного прекращения горения, учитывая, что интенсивность подачи пены должна рассматриваться как решающее условие успешной ликвидации пожара.

После прекращения горения подачу пены в резервуар необходимо продолжать примерно 5 мин для прекращения повторного воспламенения.

РТП должен иметь в виду, что в случае вскипания подачу пены прекращать не следует, но для этого случая заблаговременно должны быть разработаны меры безопасности для людей и по защите рукавных линий с помощью водяных струй и других средств (костюмы, щиты, кошмы и т. п.

Особенности управления боевыми действиями.

На пожарах в резервуарных парках, как правило, организуется оперативный штаб для управления подразделениями.

Месторасположение штаба с наветренной стороны, вне зоны активного воздействия лучистой энергии пожара. Оно должно обеспечивать хороший обзор места пожара и соседних резервуаров.

Начальник штаба, работники объекта и служб, включенные в состав штаба, кроме выполнения общих задач, предусмотренных БУПО, обязаны

Обеспечить резерв сил и средств,

Выяснить особенности конструкций и состояние резервуаров и их оборудования, коммуникаций к ним,

Оценить возможности и вероятность угрозы соседним резервуарам,

Установить содержание воды в нефти в резервуаре, наличие подтоварной воды, определить время вскипания и выброса, рельеф местности,

При тушении спирта определить уровень его в резервуаре и при необходимости возможность откачки спирта,

Поддерживать связь с администрацией объекта и через ее представителей обеспечивать выполнение работ , в перечень которых входит информация РТП о характере продукта в резервуаре, уровне жидкости и особенностях технологической обвязки, спуск или откачка подтоварной воды, организация защиты дыхательной арматуры (совместно с личным составом подразделений), обеспечение водой участка пожара, сосредоточение необходимой техники для сооружения обвалования, временных переездов, настилов, организация и выполнение функций тыла и связи на пожаре.

Если горит несколько резервуаров, РТП концентрирует все силы на тушение одного резервуара с наветренной стороны или со стороны того резервуара, который больше угрожает соседним, затем приступает к последующим резервуарам.

При недостатке сил и средств в гарнизоне для тушения пожаров в планах пожаротушения должен быть определен порядок привлечения сил и средств пожарной охраны и гражданской обороны ближайших гарнизонов, городов, областей и федеральных центров, воинских частей, милиции, рабочих, а также транспортных предприятий. Планы пожаротушения должны быть согласованы с руководителями всех служб, подразделений и предприятий, от которых предполагается привлечение средств и утверждается в органах исполнительной государственной власти краев, областей и городов.

В процессе тушения пожара необходимо строго выполнять требования техники безопасности . При горении нефтепродуктов в наземных резервуарах, особенно жидкостей, способных к выбросу, расстановку необходимо производить с учетом направления возможного розлива жидкости и положения зоны задымления. Поэтому не следует ставить автонасосы на реки, ручьи, канавы по течению; при наличии угрозы выброса нефтепродукта или взрыва резервуара со сжиженным газом необходимо удалить людей и технику на расстояние 150 м с подветренной стороны от горящего резервуара и на 100 м с наветренной стороны, при этом водяные стволы закрепляют на позициях и работу их не прекращают. При тушении пожаров в резервуарных парках весь личный состав должен быть оповещен об установленном сигнале опасности и направлениях выхода из опасной зоны. В процессе подготовки к пенной атаке в обваловании на нем должен холиться минимум людей, главным образом ствольщиков.

Сборку пеномачт, пеноподъемников необходимо производить за обвалованием. Во время проведения атаки из обвалования удаляют всех, ствольщиков по возможности располагают на обваловании или за ним. Не следует располагать технику и личный состав вблизи резервуаров, заполненных ЛВЖ и ГЖ, которые подвергаются воздействию тепла, дыма и особенно пламени.

Для охлаждения горящего резервуара и соседних, подвергающихся воздействию пламени, безопасно применять стволы А и лафетные с насадками диаметром 28,32 мм. При тушении наземных горизонтальных резервуаров необходимо учитывать характер их разрушения при взрывах и поэтому не следует располагать ствольщиков и технику с торцов емкостей, особенно возле коллекторов и запорной арматуры. Нельзя допускать пребывания людей на кровлях аварийных или соседних резервуаров, если это не связано с крайней необходимостью. Личный состав, занимающийся установкой пеносливов или генераторов на подземные резервуары, должен быть обеспечен теплоотражательными костюмами или надежной защитой распыленными водяными струями, а при разрушившейся кровле и отсутствии борта на уровне земли необходимо страховать бойцов спасательными веревками.

При горении в железобетонных резервуарах значительную опасность представляет обрушение плит покрытий и стенок резервуаров. При подвозе песка для дополнительных обваловании необходимо контролировать движение транспортных средств на территории пожара, не допускать пребывания их в опасных зонах, а также проезда их по рукавным линиям, трубопроводам, нефтепроводам и т. п.

При ликвидации пожара на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ и ГЖ, личный состав подразделений ГПС должен руководствоваться Боевым уставом пожарной охраны, Правилами по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России и настоящими рекомендациями.

Пожар на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ), как правило, протекает с проявлением первичных и вторичных поражающих факторов пожара. Для руководителя тушения пожара особое значение приобретает прогноз развития пожара с учетом мер, принимаемых для его локализации и ликвидации, а также предотвращения травм и гибели людей.

Маршруты по перевозке ЛВЖ и ГЖ подлежат учету. Учет указанных маршрутов осуществляется при проведении обследования объектов, анализа планов по ликвидации последствий аварий и инцидентов, а также занятий по тактической подготовке (ПТУ, ПТЗ, оперативно-тактическое изучение района возможного выезда подразделений), корректировке документов предварительного планирования боевых действий.

Организация системы и практические мероприятия по обеспечению безопасности возлагаются на перевозчика и грузовладельцев. В рамках договора между грузоотправителем и грузополучателем, а также автотранспортным предприятием создаются аварийные бригады по ликвидации последствий аварий в случае их возникновения.

Руководители предприятий, которые имеют автотранспортные средства, перевозящие ЛВЖ и ГЖ, несут ответственность за обучение водителей приемам работы в аварийных ситуациях.

Сведения информационных карточек для перевозки ЛВЖ и ГЖ должны быть отражены в планах и карточках пожаротушения, а также в графической части указанных документов.

Необходимо учесть, что при перевозке ЛВЖ и ГЖ в целях обеспечения безопасности действует единая система информации об опасности с определением мероприятий по ликвидации последствий инцидента .

Данная система предполагает наличие информационных таблиц для обозначения транспортного средства; аварийной карточки для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий; информационной карточки для расшифровки кода экстренных мер (только для перевозок по правилам РФ), указанных в информационной таблице; специальной окраски и надписей на транспортном средстве .

Информационные таблицы размещают на передней и задней вертикальной плоскости транспортного средства по строго установленной форме.

Аварийная карточка заполняется по единой форме, прилагается к товарной накладной и должна находиться на транспортном средстве или автомобиле прикрытия.

Карточка системы информации об опасности имеет на лицевой стороне расшифровку информационных таблиц, на оборотной - образцы знаков опасности.

При возникновении инцидента и ликвидации его последствий, включая и возможный пожар, все мероприятия должны проводиться в строгом соответствии с указаниями аварийной карточки или кодом экстренных мер.

Во всех документах, начиная с заявки на перевозку, ЛВЖ и ГЖ должны быть идентифицированы и обозначены согласно нумерации по списку ООН, что дает возможность однозначного применения необходимых мер при инцидентах, включая и пожары.

Руководителем работ по локализации и ликвидации пожароопасной ситуации на автоцистерне до прибытия оперативных подразделений пожарной охраны является водитель автотранспортного средства.

После прибытия пожарных подразделений руководство ликвидацией пожара возлагается на руководителя тушения пожара (РТП), действия по эвакуации и рассредоточению автотранспортных средств осуществляются по указанию руководителя работ и по согласованию с РТП.

При транспортировке ЛВЖ и ГЖ обслуживающему персоналу автотранспортных средств запрещается перевозить пассажиров, курить в кабине или непосредственно около транспортного средства, оставлять его без надзора, кроме того, запрещается доступ в транспортное средство с осветительными приборами, имеющими металлические открытые поверхности, способные к искрообразованию, и с открытым пламенем. Конструкции используемых переносных ламп должны исключать возможность зажигания горючих паров или газов.

Во время стоянки водитель должен поставить автотранспортное средство на стояночный тормоз, ночью при плохой видимости на дороге должен поместить «проблесковые огни» спереди и сзади транспортного средства (примерно на расстоянии 10 м).

В случае опасности, связанной с утечкой ЛВЖ (ГЖ) от автотранспортного средства, водитель должен сообщить в транспортную организацию, ГИБДД и региональный орган Государственной противопожарной службы о возникновении аварийной ситуации и принять меры, указанные в аварийной карточке.

Стоянки автотранспортных средств с ЛВЖ и ГЖ в населенных пунктах запрещены; они должны быть организованы отдельно от других транспортных средств. На охраняемой стоянке необходимо предупредить персонал о характере опасности перевозимого груза.

В случае технической неисправности автотранспортного средства и невозможности ее устранения на месте необходимо срочно поставить в известность представителей транспортной организации и ГИБДД.

Водитель транспортных средств должен строго выполнять требования дорожных знаков по проезду с ЛВЖ (или ГЖ), особенно в транспортных тоннелях.

Действия водителя при аварии или инциденте должны осуществляться в строгом соответствии с разработанными аварийными карточками на каждую перевозку.

Перед рейсом водитель должен внимательно ознакомиться с кодом экстремальных мер (КЭМ), с аварийной карточкой и карточкой системы информации об опасности перевозимого груза. В странах Европейского сообщества (ЕС) должна соблюдаться Инструкция по действиям при несчастных случаях ДОПОГ (Rn 10.385).

Водитель должен иметь при себе все сопроводительные документы, аварийную карточку и карточку системы информации об опасности. Карточка должна находиться в кабине водителя на видном, доступном месте.

Особое внимание обслуживающего персонала автотранспортных средств должно быть обращено:

На правильное и полное выполнение всех пунктов аварийной карточки, сопровождающей груз;

Соответствие имеющегося на автомобиле комплекта аварийного оборудования и средств индивидуальной защиты водителя;

Опасность перевозимого груза;

Наличие и состояние первичных средств пожаротушения;

Наличие и содержание аптечки первой помощи.

Согласно ГОСТ 27352-87 в зависимости от назначения и транспортной базы устанавливают следующие типы автоцистерн для перевозки ЛВЖ и ГЖ:

1. Транспортные, предназначенные для перевозки топлива и масла:

АЦ (АЦМ) - автоцистерна для топлива (масла) на базе автомобиля;

ПЦ (ПЦМ) - прицеп-цистерна для топлива (масла) на базе автоприцепа;

ППЦ (ППЦМ) - полуприцеп-цистерна для топлива (масла) на базе полуприцепа.

2. Заправочные, предназначенные как для транспортировки топлива и масла, так и для заправки ими техники:

АТЗ (АТЗМ) - автозаправщик (автотопливозаправщик) на базе автомобиля;

ПТЗ (ПТМЗ) - прицеп-топливозаправщик (топливомаслозаправщик) на базе автоприцепа;

ППТЗ (ППТМЗ) - полуприцеп-топливозаправщик (топливомаслозаправщик) на базе полуприцепа.

В условное обозначение типа автоцистерны должно входить следующее: номинальная вместимость, м 3 ; указание модели базового автомобиля или седельного тягача.

Новым дорожным стандартом, введенным в 1992 г., предусмотрены для автомобильных цистерн большой вместимости нижеследующие технические характеристики.

Максимальная длина (м): АЦ на шасси автомобиля - 12; ППЦ - 15,5; ПЦ - 12; автопоезда (тягач + ППЦ) - 18.

Полная масса (т): двухосных прицепов и полуприцепов - 18; трехосных полуприцепов и прицепов - 24; автопоездов - 40...44.

Минимум оборудования, установленного на автомобилях-цистернах, должен включать следующие устройства:

Вентиль для заполнения и слива (выпуска) перевозимых веществ;

Вентиль для выравнивания давления и выпуска (сброса) паров из верхней части цистерны;

Предохранительный клапан;

Манометр;

Устройство контроля жидкости.

В маркировку цистерн, по рекомендациям Комитета экспертов ООН, должны быть включены следующие сведения: страна-изготовитель, номер утверждения конструкции, наименование изготовителя или марка, регистрационный номер, год изготовления, пробное и рабочее давление в Паскалях, объем в литрах, дата первоначального гидравлического испытания, шифр ООН конструкции цистерны, материал цистерны, облицовочный материал, дата последнего испытания, наименование и номер ООН перевозимого вещества, масса брутто цистерны, масса самой цистерны.

Периодичность испытаний цистерн с внутренним осмотром составляет шесть лет.

Все цистерны объемом свыше 2000 л оборудуются предохранительными клапанами не более двух на одну цистерну. Цистерны меньшего объема изготавливают с предохранительными пластинами (мембранами) или плавкими элементами одноразового действия.

Следует учитывать, что потенциальную опасность автоцистерн в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объем, маршрут и технология перевозок. Каждый из этих элементов влияет на опасность, в т. ч. и пожарную, а их параметры в различных качественных и количественных сочетаниях определяют ее уровень или степень. Важнейшим элементом при этом является объем перевозимых опасных грузов.

Степень наполнения цистерн ЛВЖ и ГЖ в документации (ДОПОГ/ ADR ) всегда дается для веществ при температуре 15 °С, если не указана другая температура.

Транспортные средства, перевозящие опасные грузы, независимо от класса груза должны иметь следующее минимальное оснащение: огнетушитель, содержащий вещества, соответствующие перевозимому грузу; портативный огнетушитель для тушения пожара в двигателе, содержащий вещества, не способствующие горению перевозимых грузов; набор аварийных инструментов, которые изготовлены из материалов, не дающих искры или имеющих искрогасящее покрытие; противооткатные упоры в количестве не менее двух, соответствующие диаметру колеса; один фонарь красного цвета, постоянно горящий или мигающий, с автономным питанием; знак аварийной остановки; аптечку и средства первичной нейтрализации опасных веществ. В случае возникновения инцидента, при котором нежелательна остановка других автомобилей в непосредственной близости от места происшествия, рекомендуется иметь на транспортном средстве два знака, запрещающих остановку в радиусе 200 м.

Особое внимание при перевозке огнеопасных грузов следует обратить на электрическое оборудование транспортных средств:

Устройства должны иметь номинальное напряжение не выше 24 В;

Электропроводка должна быть рассчитана таким образом, чтобы полностью исключить ее нагрев;

Электросеть должна быть защищена от повышенных нагрузок предохранителями или автоматическими выключателями заводского изготовления (запрещается крепление самодельных предохранителей);

Электропроводка должна иметь надежную изоляцию, прочно крепиться на транспортном средстве с учетом защиты от механических повреждений и нагрева выхлопной системы;

Оболочка электропроводов должна быть бесшовной и стойкой к коррозии.

Кроме перечисленных требований, рекомендуется предусмотреть возможность отключения аккумулятора от электросети с приводом из кабины водителя. Все лампы, установленные в специальные углубления потолка или бортов, необходимо предохранять от механических повреждений прочной сеткой или решеткой.

При возникновении аварийной ситуации водитель автотранспортного средства должен произвести следующие действия:

Немедленно остановить автомашину, съехав на обочину (лучшее место для остановки - основание с гравием, щебнем, грунтом);

Покинуть кабину, держась только с наветренной стороны;

Эвакуировать пострадавших членов экипажа из опасной зоны, держась с наветренной стороны, и оказать им первую помощь;

Выставить перед автомобилем и позади него знаки аварийной остановки (красный треугольник на белом фоне или красный мигающий фонарь) и вызвать ГИБДД;

Удалить из опасной зоны посторонних людей;

Принять меры по оцеплению периметра опасной зоны. Величина зоны определяется в зависимости от опасности перевозимой ЛВЖ или ГЖ (указано в аварийной карточке). Опасная зона ограждается знаком: «въезд запрещен» или другими подручными средствами;

Любым возможным в создавшейся ситуации видом связи сообщить в близлежащие к месту происшествия органы ГИБДД, территориальные подразделения ГПС о случившейся аварии, ее месте, характере и размерах, при необходимости вызвать скорую помощь.

Пои возникновении пожара на автоцистерне в дополнение к вышеуказанным водитель должен осуществить следующие действия:

Взять с собой документы на перевозимый груз, т. е. аварийную карточку;

На начальной стадии развития пожара, в случае незначительных проливов ЛВЖ и ГЖ (площадь пролива не более 3 м 2), тушение осуществлять самостоятельно, начиная с горящего под автомобилем топлива, с последующей подачей струи огнетушащего вещества на очаг в нем;

Использовать огнетушители соответствующей марки согласно указаниям аварийной карточки и только с близкого расстояния;

Выключить мотор и не передвигать автоцистерну;

Гасить огонь снизу вверх;

Гасить огонь только с наветренной стороны и в направлении от себя;

Гасить огонь малыми порциями огнетушащего вещества, сохраняя его резерв;

Распределять облако огнегасящего средства равномерно по горящему объекту.

Запрещается тушить огонь в загрязненной одежде (промасленной, пропитанной парами топлива), руками, запачканными топливом.

Действия РТП должны быть направлены на предупреждение возможных взрывов, распространения пожара и воздействия опасных факторов на личный состав подразделений ГПС и участников тушения пожара.

РТП должен:

1) оценить возможность появления опасных факторов, которые могут угрожать здоровью и жизни личного состава, и обеспечить своевременную эвакуацию людей в безопасную зону;

2) с помощью сотрудников ГИБДД или самостоятельно принять меры к перекрытию движения на транспортных магистралях;

3) при проведении разведки во взаимодействии с обслуживающим персоналом автотранспортных средств, представителями объекта (очевидцами) установить:

Продолжительность пожара (у водителя автотранспортного средства) к моменту прибытия подразделений ГПС и характер возможных разрушений;

Вид и количество перевозимой ЛВЖ (или ГЖ), номера аварийной карточки по транспортным документам;

Количество и местонахождение людей в зоне воздействия опасных факторов пожара;

Состояние запорной арматуры автоцистерны (открыта или закрыта);

Характер повреждения емкости или оборудования автоцистерны.

Исходя из полученной информации, РТП должен определить:

а) тактику тушения, учитывая характер развития аварийной ситуации и пожара, наличие противопожарной техники и пожарно-технического вооружения, огнетушащих веществ, наличие и состояние стационарных систем пожаротушения;

б) возможные пути эвакуации;

в) возможность устройства обвалования для ограничения разлива горючей жидкости или ее сбора;

г) меры, обеспечивающие выполнение требований охраны труда (лично и с помощью специально назначенных работников ГПС);

д) примерное время возможной разгерметизации (взрыва) автоцистерны в результате теплового воздействия;

е) место, порядок и способ эвакуации автоцистерны из опасной зоны;

ж) безопасное расстояние для участников тушения пожара;

з) возможность привлечения и использования дорожных аварийных служб и аварийных служб городского хозяйства, спасателей МЧС России;

и) порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

Ликвидация пожара на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ и ГЖ, относится к классу тушения пожаров в условиях особой опасности для личного состава ГПС.

Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) осложняется следующими факторами:

Наличием постоянной угрозы «пожара-вспышки» (при отсутствии горения горючих жидкостей), при котором зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси совпадает с максимальным размером облака продуктов сгорания (см. табл. 4);

Наличием больших емкостей с горючими жидкостями, создающими угрозу взрыва в виде «огненного шара» и больших площадей растекания;

Мощным тепловым излучением при горении жидкостей;

Возможной удаленностью места пожара;

Изменением направления распространения пожара в зависимости от рельефа местности, геологического расположения и метеоусловий;

Наличием веществ и материалов, для тушения которых требуются специальные огнетушащие вещества.

Работы по тушению пожара на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) необходимо выполнять с привлечением минимально необходимого количества личного состава ГПС.

Первоочередной задачей РТП является обеспечение безопасных условий тушения пожара путем исключения воздействия опасных факторов на участников тушения пожара. РТП должен приступать к ликвидации пожара только после установления вида и количества перевозимого груза (а в отдельных случаях начинать тушение лишь при получении разрешения Санэпидемнадзора), наличия возможности подъезда к нему, номера аварийной карточки по транспортным документам.

Для выполнения поставленной задачи РТП должен предпринять следующее:

Оценить возможность образования паровоздушной смеси по наличию пламени над зеркалом пролива горючей жидкости;

Создать резерв огнетушащих средств для тушения с учетом трехкратного запаса;

Установить наличие, состояние и возможность использования рельефа местности, производственной и ливневой канализации, смотровых колодцев с учетом возможного распространения горения продуктов пролива;

Оценить интенсивность теплового воздействия на автоцистерну с ЛВЖ или ГЖ;

Принять меры к снижению интенсивности теплового потока на автоцистерну с ЛВЖ или ГЖ путем его экранирования (например, созданием водяных завес - как правило, плотность теплового потока при этом уменьшается в 2 раза);

Начать подачу огнетушащих средств после подготовки расчетного количества сил и средств (с учетом резерва и продолжительности горения);

Установить и довести до личного состава сигнал начала и прекращения подачи огнетушащих веществ, отхода при угрозе взрыва или пролива нефтепродуктов;

Определить безопасные места для вывода туда личного состава, участвующего в ликвидации пожара, при возникновении угрозы взрыва;

Принять меры по устройству обвалования для ограничения площади пролива горючей жидкости или ее сбора, учитывая рельеф местности (например, создавая заградительные валы из песка, земли или гравия);

При возможности вывести автоцистерну из зоны горения на безопасное расстояние, соблюдая при этом меры безопасности. При аварийной транспортировке автоцистерны избегать толчков, резкого торможения;

Запретить движение автоцистерны с ЛВЖ (или ГЖ) через зону пожара, а при невозможности ее эвакуации и тепловом воздействии очага пожара организовать охлаждение всей поверхности цистерны;

Оценить возможность перекачки оставшейся горючей жидкости в резервные емкости, как в стационарные, так и в передвижные. В соответствии с ППБ 01-03 для перекачки ГЖ и ЛВЖ следует, как правило, применять бессальниковые насосы и насосы с торцевыми уплотнениями;

Использовать искробезопасный инструмент для выполнения работ, связанных с устранением повреждений автоцистерны и течи горючих жидкостей;

При растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из повреждений цистерны принять меры для создания заградительных валов из земли, песка или гравия, а также запретить эвакуацию цистерны;

Выяснить направление ветра, рельеф местности для предотвращения угрозы перехода огня на близлежащие здания и сооружения;

Определить возможность быстрой доставки требующегося количества огнетушащих веществ;

Организовать установку постов и обозначений, допуская передвижение в опасных зонах только согласно распоряжению штаба по ликвидации аварии;

При необходимости вызвать дополнительные силы и средства;

Располагать резерв и силы, участвующие в ликвидации пожара, на безопасном расстоянии с наветренной стороны;

Организовать сменную работу личного состава ГПС в зоне высоких температур и орошение водой в процессе выполнения боевых задач;

Предусмотреть резерв звеньев ГДЗС;

Для обеспечения минимального доступа личного состава к очагу пожара (зона возможных испарений) состав звеньев ГДЗС можно уменьшить до двух человек;

При работе в непосредственной близости или в зоне возможных испарений применять дыхательные аппараты с избыточным давлением под маской;

При тушении использовать теплоотражательные костюмы;

Назначить ответственного из должностных лиц ГПС за обеспечение охраны труда.

После обеспечения мер безопасности, исключающих образование зон взрывоопасных концентраций паров продукта с воздухом и повторное воспламенение, РТП принимает решение о целесообразности и возможности полной ликвидации горения.

При тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ (или ГЖ) следует контролировать интенсивность теплового потока, который действует на автоцистерну, по косвенным признакам, указанным в табл. 5.

Таблица 5

Воздействие теплового излучения на людей, на элементы строительных конструкций и технологического оборудования

Степень воздействия теплового излучения

Плотность теплового излучения, кВт/м 2

Максимальное значение при неопределенно долгом воздействии на кожу

1,00

Без негативных последствий в течение длительного времени

1,40

Болевые ощущения незащищенной кожи отсутствуют

3,00

Безопасно для человека в брезентовой одежде

4,20

Боль спустя 8 с после начала воздействия на кожу

6,40

Непереносимая боль через 20-30 с

Ожог 1-й степени через 15-20 с

Ожог 2-й степени через 30-40 с

7,00

В боевой одежде и касках с защитным стеклом не более 5 мин

7,00

Заметного влияния на конструкцию нет

7,00

Расслоение, вспучивание краски на котле автоцистерны

8,5-9,0

Обгорание краски через 2 мин

Обугливание резинотехнических изделий через 4 мин

10,5-13,5

Обгорание краски через 1 мин

Загорание резинотехнических изделий через 1 мин

14-15,0

Самовозгорание листовой фибры спустя 5 с после начала воздействия теплового потока

52,00

В теплоотражательных костюмах, со средствами индивидуальной защиты, не более 60 с

85,00

Тактика действий подразделений ГПС при тушении пожара на автоцистернах с ЛВЖ (или ГЖ) определяется в зависимости от сложившейся оперативно-тактической обстановки при воздействии теплового излучения на автоцистерну с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара.

Безопасность личного состава ГПС, а также участников тушения пожара на автоцистернах с наличием ЛВЖ или ГЖ достигается выполнением технических и организационных мероприятий, исключающих воздействие опасных факторов, возникающих при этом. Личный состав ГПС и участники тушения пожара должны размещаться на безопасном расстоянии от места возможного взрыва автоцистерны с ЛВЖ (ГЖ), либо за естественными или искусственными укрытиями. В случае необходимости возможно применение различного рода защитных устройств (например, экранов). При тушении вышеуказанных пожаров личный состав ГПС должен быть обеспечен СИЗОД и защитной одеждой. Зона поражения высокотемпературными продуктами сгорания паровоздушной смеси может достигать 300 м.

При использовании пожарных автомобилей в качестве искусственных укрытий от волн сжатия взрыва необходимо учитывать возможность их опрокидывания.

В табл. 6 приведены сценарии наиболее характерных аварийных ситуаций и тактика действий подразделений ГПС в сложившихся обстоятельствах.

Таблица 6

Особенности оперативно-тактической обстановки при тушении пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) и рекомендуемая тактика действий должностных лиц и личного состава ГПС

Особенности оперативно-тактической обстановки

Косвенные признаки оценки опасности аварийной ситуации

Действия должностных лиц и личного состава ГПС

Возможные опасные факторы пожара

Автоцистерна (АЦ) или прицеп АЦ с ЛВЖ (ГЖ) в очаге пожара

Величина теплового потока, воздействующего на АЦ или прицеп АЦ, может достигать 40-60 кВт/м 2 и более

1. Осуществить эвакуацию людей (в течение минимально возможного времени) на безопасное расстояние, организовать оцепление места пожара и выставить посты по границе опасной зоны (не менее 300 м), привлекая к этому минимальное количество личного состава ГИБДД и ГПС.

2. Вывести личный состав ГПС в безопасную зону, а также убрать в укрытие или на безопасное расстояние технику, используя естественные и искусственные сооружения

1. «Пожар-вспышка».

2. Тепловое излучение.

3. «Огненный шар».

4. Отравляющее действие продуктов горения ЛВЖ (или ГЖ)

АЦ или прицеп АД находится вне зоны очага горения, но при этом подвергается тепловому излучению

Окраска поверхности автоцистерны не изменена (тепловой поток не более 7 кВт/м 2)

1. Оценить интенсивность воздействия теплового потока на поверхности АЦ.

2. При интенсивности теплового потока менее 3,0 кВт/м 2), характерным признаком которого является отсутствие болевых ощущений незащищенных участков поверхности кожи, принять меры по транспортировке АЦ из зоны теплового воздействия пожара. Транспортировку проводить с соблюдением мер безопасности, по возможности избегая толчков и резкого торможения. При транспортировке АЦ, а также по завершении вывода АЦ из опасной зоны организовать ее охлаждение путем орошения с двух сторон тонкораспыленной водой.

3. Организовать работу по сооружению заградительных валов из песка, земли или гравия для ограничения площади растекания горящей жидкости.

1. «Пожар-вспышка».

2. Тепловое излучение.

3. Отравляющее действие продуктов горения ЛВЖ (или ГЖ)

При визуальном наблюдении изменения окрашенной поверхности автоцистерны (вспучивание, расслоение краски). Тепловой поток более 9 кВт/м 2

4. При интенсивности теплового потока больше порогового значения, указанного выше, необходимо принять меры к его снижению (например, с помощью водяных завес, устанавливаемых со стороны защищаемой АЦ на расстоянии 1,5 м), а если это невозможно, то личному составу ГПС и участникам тушения пожара следует удалиться на безопасное расстояние от автоцистерны

АЦ находится вне зоны горения и не подвергается непосредственно тепловому излучению

При визуальном наблюдении окраска цистерны и автотранспортного средства не изменена (тепловой поток не более 7 кВт/м 2). Температура нагрева поверхности цистерны не более 60 °С (определяется касанием влажной руки - жжение через 2-3 с)

1. Оценить по косвенным признакам температуру поверхности стенок цистерны и интенсивность теплового потока в зоне размещения цистерны.

2. При интенсивности теплового потока менее 1,4 кВт/м 2 , характерным признаком которого является отсутствие болевых ощущений незащищенных участков поверхности кожи, необходимо принять меры по удалению цистерны из зоны пожара. Транспортировку автоцистерны проводить с соблюдением мер безопасности, по возможности избегая появления потенциальных источников зажигания

«Пожар-вспышка»

АЦ на открытой площадке. Из горловины цистерны и запорных вентилей наблюдается факельное (диффузионное) горение в виде языков пламени. Пролива жидкой фазы не наблюдается

Пламя ярко-оранжевого цвета. Тепловой поток до 60 кВт/м 2 и выше

1. В течение не более 15 мин с момента обнаружения пожара пролива ЛВЖ (ГЖ) провести рассредоточение окружающих цистерн и транспортных средств на безопасное расстояние, в первую очередь с людьми и опасными грузами, с учетом возможного направления развития пожара, создающего непосредственную угрозу окружающим зданиям, сооружениям и объектам.

2. При обеспечении защиты соседних цистерн и транспортных средств допускается вывести горящую автоцистерну на территорию, препятствующую растеканию ЛВЖ (ГЖ) и пожарам их проливов.

3. Приступить к охлаждению стенок горящей и расположенных рядом автоцистерн. Охлаждение проводить из-за укрытий путем подачи распыленных водяных струй

Тепловое излучение

АЦ на открытой площадке. Вблизи автоцистерны наблюдается незначительное истечение жидкой фазы. Горение ЛВЖ и ГЖ не наблюдается. Пролив жидкой фазы не превышает 2 м 2

Наличие пролива жидкости. Горение отсутствует

1. Не прикасаться к пролитому веществу.

2. С помощью технических средств, не подвергающих опасности жизнь сотрудников ГПС, приостановить утечку, заткнув щель или отверстие, если они не очень велики, любыми подручными средствами (ветошью, тампонами из полиэтиленовых пакетов, деревянной пробкой).

3. Устранить потенциальные источники зажигания (огонь, искры и т.п.).

4. При проливе ЛВЖ (ГЖ), в т.ч. нефтепродуктов, использовать водопенные и порошковые огнетушащие вещества из огнетушителя для осаждения и конденсации пара, если это не запрещено в аварийной карте и кодом экстренных мер.

5. Ликвидировать пролив ЛВЖ или ГЖ с помощью песка.

6. Провести рассредоточение окружающих цистерн и транспортных средств на безопасное расстояние

«Пожар-вспышка»

АЦ на открытой площадке. Вблизи автоцистерны наблюдается незначительное истечение жидкой фазы. Пролив жидкой фазы не превышает 2 м 2

Наличие пролива и горение жидкости

1. С помощью первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок, кошма и др.) ликвидировать горение пролива ЛВЖ.

2. Тушение пролива ЛВЖ (ГЖ) осуществлять с наветренной стороны и в направлении от себя. Тушить огонь путем направления струи огнетушащего вещества снизу вверх.

3. При горении масла и бензина ни в коем случае не направлять сильную струю огнетушащего вещества сверху вниз.

Тепловое излучение

Наблюдается горение ЛВЖ (ГЖ)

4. Тушить пламя малыми порциями огнетушащего вещества, сохраняя его резерв.

5. По возможности отбуксировать АЦ в безопасное место

Пролив топлива вблизи автоцистерны. Площадь пролива превышает 2 м 2 . Горение не наблюдается

Площадь пролива превышает 2 м 2 . Горение жидкости не наблюдается

1. Осуществить эвакуацию людей в течение минимально возможного времени на безопасное расстояние, организовав место оцепления пролива жидкости и выставив посты на границе опасной зоны (не менее 300 м), привлекая к этому минимальное количество личного состава ГПС.

2. Зона поражения будет определяться воздействием высокотемпературных продуктов сгорания при «пожаре-вспышке» (табл. 4) в зависимости от площади пролива ЛВЖ (ГЖ).

3. Прекратить все технологические операции по сливу и наливу ЛВЖ (ГЖ), а также движение автотранспортных средств в зоне поражения, не относящиеся к локализации и ликвидации пожароопасной ситуации.

4. Устранить потенциальные источники зажигания (огонь, искры и т. п.).

5. Организовать работу по сооружению заградительных валов из песка, земли или гравия для ограничения площади растекания горючей жидкости.

6. По возможности вести постоянный контроль за образованием зон загазованности в радиусе не менее 300 м.

7. Вызвать на место аварии аварийную бригаду. При наличии специалистов устранить течь на автоцистерне. Если это не представляется возможным, то оказать помощь аварийной бригаде по перекачке содержимого в исправную цистерну и устранению пролива ЛВЖ (ГЖ).

8. Аварийно-спасательные работы проводить при орошении цистерны тонкораспыленной водой.

9. Использовать водопенные и порошковые огнетушащие вещества из огнетушителя для осаждения и конденсации пара, если это не запрещено в аварийной карте и кодом экстренных мер

«Пожар-вспышка»

Ликвидация пожара и его последствий на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ) создает опасность травмирования и гибели личного состава ГПС.

Для обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности и правил охраны труда личным составом ГПС и участниками тушения пожара РТП назначает ответственного из числа должностных лиц.

Ответственный за охрану труда своевременно информирует оперативный штаб на пожаре об опасности возникновения взрыва, увеличения площади пролива ЛВЖ (ГЖ) и т.д., а также о принимаемых мерах.

При проведении разведки необходимо предусмотреть защиту личного состава от поражения взрывной волной, осколками и тепловым излучением с использованием бронежилетов, касок военного образца, защитных экранов. Экипировка личного состава ГПС должна соответствовать требованиям БУПО и Правилам по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России.

Тушение пожара необходимо производить в теплоотражательных костюмах.

В целях защиты личного состава следует применять индивидуальные средства защиты органов дыхания и зрения при работе в зоне пожара, а также в местах возможного скопления продуктов сгорания ЛВЖ (или ГЖ).

Место пожара должно быть оцеплено на расстоянии не менее 300 м с привлечением для этой цели нарядов милиции.

Буксировку АЦ из опасной зоны следует производить крайне осторожно: двигатель не заводить, запорную арматуру не открывать и не закрывать и т. д.

Необходимо вызвать на место пожара и организовать дежурство бригады скорой медицинской помощи до ликвидации пожара.

В соответствии с БУПО следует определить и довести до сведения личного состава подразделений ГПС сигнал об отходе с позиций при возникновении опасности.

ЛИТЕРАТУРА

2. ДОПОГ. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

3. ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка.

4. Правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом. - М.: Минтранс РФ, 1995.

5. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справ, изд.: В 2 т. // А.Н. Баратов, А.Я. Корольченко, Г.Н. Кравчук и др. - М.: Химия, 1990. - Т. 1. - 496 с.

6. ГОСТ 12.1.004-76. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования.

7. СНиП 2.01.01-82. Строительная климатология и геофизика. - М.: Стройиздат, 1983. - 136 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ

1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоцистернами

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

3. ОПАСНЫЕ И ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА И ВЗРЫВА

4. ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНАХ

4.1. Предварительное планирование боевых действий

4.2. Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу автотранспортных средств, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

4.3. Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ

4.4. Действия водителя в аварийных ситуациях

4.5. Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ)

5. ОСНОВНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРА НА АВТОЦИСТЕРНЕ С ЛВЖ (ИЛИ ГЖ)

6. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ, СЛУЖАЩИХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ ИЛИ ГЖ



error: