Общая и социальная психология. Творогова Н.Д

Юрий Михайлович Орлов — доктор психологических наук, кандидат философских наук, практикующий психолог, создатель теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления (СГМ), автор книг по психологии личности, более 100 научных публикаций по педагогической психологии, лидер по разработке психолого-педагогических основ совершенствования отечественного высшего медицинского и фармацевтического образования.

Разработал:

Концепцию эффективности учения, ее показателей;

Вопросники для измерения потребностей в достижениях, в аффилиации и в доминировании, тревожности в экзаменационной ситуации;

Разработал совместно с Н.Д. Твороговой шкалу измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы (МПРГ) и когнитивно-эмотивный тест (КЭТ);

Ревалидизировал тест тематической апперцепции для измерения мотива достижения, мотива аффилиации (последний совместно с Н.Д. Твороговой);

Ввёл новое понятия «потребностный профиль», «мотивационный синдром потребности»;

Разработал теорию и практику саногенного мышления (СГМ) как метод оздоровления человека.

Родился 16 апреля 1928 г. в семье школьных учителей, умер 11 сентября 2000 г. В 1947-1949 гг. учился в Ленинградской военно-морской медицинской академии им. С.М. Кирова. Из-за слабого здоровья (болезнь органов дыхания, плеврит) перешел в Челябинский педагогический институт (специальность «История»), в котором учился с 1949 по 1952 (за три года экстерном прошел пятилетнюю программу обучения). После окончания вуза преподавал в школе.

С 1953 по 1956 учился в очной аспирантуре Института философии АН СССР. Ученую степень кандидата философских наук получил за диссертацию о диалектике относительной и абсолютной истины в познании. С 1964 по 1971 г. заведовал кафедрой педагогики и психологии Балашовского пединститута имени Н.Г. Чернышевского. С 1969 по 1971 Юрий Михайлович работал в Институте повышения квалификации психологов АПН СССР (сейчас это Психологический институт им. Л.Г. Щукиной), в качестве профессора читал лекции по теории эксперимента и математической статистике в психологии. Совмещал преподавательскую деятельность с работой в институте социологии АН СССР.

С 1973 по 2000 г. — профессор Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова (сейчас это Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), с 1973 по 1993 г. заведовал здесь кафедрой педагогики и медицинской психологии (с 1993 г. — профессор этой кафедры). Успешно защитил докторскую диссертацию по психологии («Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа»). С 1993 по 2000 г. — действительный член Международной академии информатизации, президент отделения психологии этой академии. Все годы советского периода оставался беспартийным.

Юрий Михайлович Орлов — один из основателей кафедры педагогики и медицинской психологии 1 ММИ им. И.М. Сеченова (кафедра была образована в 1971 году, первый заведующий — д.м.н. К.С. Митин). Возглавил кафедру Ю.М. Орлов в 1973 г. Широта научных интересов позволила ему объединить в единый кафедральный коллектив специалистов с базовым педагогическим, психологическим и медицинским образованием. Он возглавлял кафедру на протяжении 22 лет. При нем она стала признанным научно-методическим центром совершенствования отечественного высшего медицинского и фармацевтического образования. Большим научным и практическим достижением этого периода стала разработка на кафедре и внедрение в учебный процесс медицинских и фармацевтических вузов СССР новой педагогической технологии — Единой методической системы (ЕМС) института, кафедры (проф. И.А. Сычеников, проф. В.И. Каган). Всесоюзная конференция работников высших учебных заведений (Москва, 1980 г.) рекомендовал ЕМС к распространению в учебных заведениях СССР. Концепция ЕМС получила признание научной и образовательной общественности и за рубежом.

Профессор Ю.М. Орлов руководил разработкой всех программ учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре, которые стали типовыми для аналогичных кафедр всех медицинских и фармацевтических вузов СССР. Им внесен значительный вклад в развитие теории педагогического мастерства, в разработку критериев и методик исследования эффективности учебной деятельности, построение тестов учебных достижений, в разработку методики создания модели специалиста. Им предложена программа психологической подготовки студентов к экзамену. Под руководством и при непосредственном участии Ю.М. Орлова проведено многолетнее лонгитюдное исследование мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов.

Кафедра педагогики и медицинской психологии в рамках исследовательских проектов (научный руководитель — проф., д.пс.н. Ю.М. Орлов): «Социально-психологические аспекты высшего медицинского образования», «Разработка методики построения модели врача-специалиста заданного профиля и провизора», «Разработка педагогического проекта курса кафедры медвуза», «Совершенствование форм и методов обучения в медицинском вузе», «Разработка дидактических требований к системе учебных занятий в медвузе» — подготовила требования к разработке экзаменационных тестов, сформулировала показатели эффективности внедрения новых форм, методов и средств обучения, предложила модель учебного пособия к практическим занятиям, проводила эмпирические исследования мотивов учебной деятельности студентов (в результате этих исследований была подготовлена брошюра «Моральное стимулирование учения»), подготовила рекомендации по воспитанию и самовоспитанию студентов, др. На материалах кафедральных научных разработок на кафедре были защищены 3 докторские диссертации и 5 кандидатских диссертаций (под руководством проф. Ю.М. Орлова всего защищено более 10 кандидатских диссертаций, он также был научным консультантом 4-х докторских диссертаций). Педагогическая технология, разработанная преподавательским коллективом кафедры под руководством Ю.М. Орлова, вышла за пределы института и стала ведущей для всей отечественной медицинской и фармацевтической высшей школы СССР.

Ю.М. Орлов — был уважаемым членом президиума Московского психологического общества, действительным членом Международной академии информатизации, входил в состав 2-х Советов по присуждению ученых степеней кандидата и доктора психологических наук. Он сотрудничал со многими общественными организациями и институтами (в частности, с Российским земским движением, с институтом Валеологии, др.), был лектором в Институте повышения квалификации психологов АПН СССР.

Талантливый педагог, прекрасный лектор — Ю.М. Орлов неизменно демонстрировал пример педагогической работы как в аудитории со студентами, преподавателями вузов (слушателями ФПКп), аспирантами, так и в аудитории при чтении лекций для населения. Он выступал с лекциями в различных регионах СНГ (раньше — СССР, в качестве признанного лектора Всесоюзного общества «Знание»), выступал в широкой печати и по кабельному телевидению, а с 1993 г. на протяжении более 5 лет вел систематические циклы лекций для населения в Политехническом музее по психологическим и философским аспектам саногенного мышления. 90-е годы отмечены также всплеском его издательской активности: опубликовано более 30 брошюр («Психология ненасилия», «Целительное рисование», «Психология болезни», «Менталитет человека, его здоровье и болезнь», «Психология врачевания», «Зависимость», «Психодинамика здоровой и больной личности» и многие другие). Ю.М. Орлов является автором монографий: «Прогнозирование социальных потребностей молодежи» (1978, совместно с проф. И.В. Бестужевым-Ладой), «Самопознание и самовоспитание характера» (1987), «Восхождение к индивидуальности (1991), «Саногенное мышление» (1991), «Половое развитие и воспитание» (1993). В последние годы жизни им опубликованы: «Обида», «Вина», «Стыд», «Зависть», «Как беречь любовь», «Научение. Становление человека», «Исцеление философией», «Философия гипертонической болезни» и многие другие.

Ю.М. Орлов разработал теорию и практику саногенного (оздоравливающего) мышления (СГМ) с целью управления отрицательными эмоциями (в частности, такими как обида, вина, гнев, зависть, стыд, др.) путем осознания и управления теми умственными операциями, которые автоматически порождают соответственную эмоцию. Первые его публикации в этой сфере появились в 1991 г. в контексте санологии (комплексного направления медицинской науки и практики).

Основные принципы СГМ («здравомыслия»): (а) принцип уместности умственных операций, (б) принцип осознания привычек собственного ума, (в) принцип интроспекции, (г) принцип научности обыденного мышления. Теория СГМ объясняет, как эмоции возникают вследствие автоматизированных, привычных и неосознаваемых умственных операций, порождаются привычной работой ума, осуществляемой по определенной программе, характерной для каждого вида эмоций. Патогенное мышление (ПГМ) — это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. Ю.М. Орловым разработана технология обучения СГМ, которая опирается на развитие естественной способности человека к интроспекции, к осознанию с помощью специальных упражнений своих автоматизированных умственных операций. Эффективная интроспекция, связанная с той или иной эмоцией, кроме полноценной жизненной философии требует выработки новых привычек думать, размышлять об обиде, стыде, зависти, чтобы привычный ход мыслей автоматически не приводил к этим эмоциям. Такое осознание не может быть достигнуто без научного знания о психологии мышления и психологии эмоций. Знание об операционных основаниях эмоций порождается научными психологическими исследованиями. СГМ вносит в привычное течение мысли, в обыденную философию человека научные основания. Такое осознание порождает контроль и управление предметом осознания. Клиент ведет дневник самонаблюдения, в результате чего повторяет акты СГМ, которые автоматизируются; уже они становятся для него привычными. Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самостоятельное усвоение СГМ. Практика обучения СГМ — отечественная синтетическая психотехнология, разрабатывалась начиная с 80-х годов прошлого столетия психологом и философом Ю.М. Орловым независимо от западной теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач.

Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии. Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать системы мышления, которые приносят вред человеку, умножая его страдания и беспокойство, от других, которые способствуют достижению блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в различении вещей зависящих от нас и независящих. Человек должен научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, которые могут быть благоприятными и неблагоприятными. Эпикур предлагал каждому установить для себя предел, за который он не хотел бы переходить, если бы даже и мог. Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений с людьми, следуя непривязанному отношению к дружбе, любви, богатству и даже жизни. Стоической философии мы обязаны принципом реалистичности в мышлении. Философия отношения к разным вещам формулирует требование соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями и иными возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривал как антитезу распущенности. Любое отклонение в сторону недостатка или избытка в удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, который ведет к неблагополучию. Античность знала лишь 2 средства управления эмоциями — подавление их и сдерживание внешнего проявления.

В философии обыденной жизни каждой личностью решается задача объяснить (в первую очередь себе), почему обстоятельства таковы, а не иные. Понимание является условием эффективной ориентировки в жизненных ситуациях и принятия эффективных решений по тем или иным вопросам. Философия обыденной жизни человека в свою очередь определяет специфику его обыденного мышления. Мышление может работать и на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, поражения, необязательности близких, возникших препятствий в общении и пр. Многое зависит от способов мышления. Противоположно саногенному («здравомыслию») патогенное мышление (ПГМ) — это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. ПГМ предполагает слепое следование привычным стереотипам обыденного мышления, без осознания его последствий. Это не патологическое, а вполне нормальное с медицинской точки зрения мышление, но оно патогенно. Обыденное патогенное мышление продлевает возникший стресс далеко за пределы объективного воздействия стрессора, приписывает нередко нейтральной ситуации свойства стрессовой.

Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями, теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций, в некоторых своих идеях близка теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; практика обучения СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте когнитивной (в частности, рационально-эмотивной психотерапии). Практика СГМ используется для коррекции негативных эмоционально-насыщенных отношений человека к себе, к др. людям, сопровождающихся отрицательными эмоциями.

На протяжении нескольких десятилетий с первого дня его появления на кафедре Первого МГМИ им. И.М. Сеченова до последних дней его жизни мне посчастливилось быть рядом с этим выдающимся Человеком, состоявшимся ученым, руководителем новой формации. Свои идеи, технологии работы с людьми он не только публиковал в научных и популярных изданиях, но и практиковал в повседневной жизни. В бюрократически заорганизованном профессиональном сообществе ему удавалось поддерживать с коллегами атмосферу доверительных открытых отношений. Он практиковал «менеджмент с человеческим лицом». Творческий по натуре он поддерживал все начинания, работающие на результат, не считаясь с тем его ли идеи реализуются или кого-либо из коллег — если, дело казалось ему полезным для науки, для высшего медицинского образования, то он в него вкладывался целиком, внося в реализацию проекта свой неповторимый вклад, воодушевляя соратников на движение к истине для достижения блага, невзирая ни на какие имеющиеся бюрократические инструкции и указания. Ю.М. Орлов был и блестящим психотерапевтом-практиком; после лекций к нему обязательно кто-нибудь подходил с просьбой проконсультировать (сотрудники кафедры и их ближайшие родственники также бесплатно пользовались этой возможностью). В начале Перестройки в 80-е годы Ю.М. Орлов создал первый в Москве кооператив «Изида» для обучения желающих (психологов, врачей) практической психологии, который пользовался большой популярностью. Занятия, на которых проводили тренинги лучшие московские психологи и приезжающие зарубежные психотерапевты, посещали и студенты-медики; это были первые для них элективные занятия (они тогда еще не вошли в отечественную практику вузовской жизни).

Дело Ю.М. Орлова живет, кафедра помнит его. Надеюсь, что со временем значение вклада этого многогранного ученого в психологическую науку и практику все больше будет осознаваться профессиональным сообществом.

УДК 159.9(092)

Творогова Н.Д. 85 лет со дня рождения профессора Ю.М. Орлова [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2013. - N 3 (20)..мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Звание, уч степень: проф.,д.пс.н.

Доктор психологических наук, профессор, психотерапевт. Член Московского Дома Ученых РАН, действительный член Международной Академии Информатизации и Американской Академии наук, образования, промышленности и искусств (The international academy of sciences, education, industry, & arts /California), академик Международной Академии Психологических Наук; Doctor of philosophy, Grand doctor of philosophy, full professor (World Information Distributed University, Belgique, Bruxelle) c 2002г.; имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия», Член Президиума Московского психологического общества (МПО), почетный профессор факультета психологии МГУ, с 2008 г. - член Президиума УМО по классическому университетскому психологическому образованию. С 2011 г. по 2013 г. - председатель учебно-методической комиссии по клинической психологии УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, член Комитета по психологии и здоровью (SC on Psychology and Health) Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA), С 2012 г. - член Этического комитета РПО, с 2005 г. - председатель секции «Психология здоровья» в МПО и РПО. Награждена медалью 850-летия Москвы, медалью «Ветеран труда», бронзовой медалью ВДНХ, значком «Отличник здравоохранения»; является лауреатом конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2002); удостоена престижной премии «Золотая Психея» на XIII Национальном психологическом конкурсе по итогам 2011 г. в номинации «Проект года в психологической науке» (награда вручена как редактору-составителю третьей части Энциклопедического словаря по психологии общения, разработанного под общей редакцией академика РАО А.А. Бодалева; название части - «Трудности и нарушения общения и их коррекция»), др.

Окончив в 1971 г. факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (по кафедре нейро- и патопсихологии, научный руководитель дипломной работы - проф. А.Р.Лурия), начала работать в 1 ММИ им.И.М.Сеченова. С 1994 г. заведует кафедрой педагогики и медицинской психологии этого вуза (его новое название - Первый Московский Государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова), с 2010г. - руководитель отделения клинической психологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. С 2000г. по 2008 г. совмещала работу в ММА с заведыванием кафедрой клинической психологии Университета РАО.

Н.Д.Творогова - признанный лидер в разработке образовательных программ и обучающих пособий по психологии для высших и средних медицинских учебных заведений. С ее участием разработаны учебно-методические комплексы и интегрированные программы непрерывного повышения квалификации преподавателей (ассистентов, доцентов, профессоров) медицинских и фармацевтических вузов СССР; под ее руководством разработаны учебно-методические комплексы преподавания психологических дисциплин будущим врачам, врачам-гигиенистам, фармацевтам, стоматологам, медсестрам, семейным врачам, менеджерам здоровья; под ее руководством и с ее участием разрабатываются учебно-методические комплексы учебных дисциплин, предусмотренные учебным планом подготовки клинических психологов. Автор учебников для медицинских вузов (1998; 2001, 2002, 2008, 2011), практикумов по психологии (1997, 2002, 2008, 2011), рабочих тетрадей «Введение в психологию» (1999), «Психология развития профессионала» (2000), «Деловое общение» (2001), «Медицинская психология» (2002), «Социальная психология» (2008), др. По результатам конкурса V Съезда психологов РПО Н.Д.Творогова награждена дипломом «За лучшее учебное пособие по психологии» (2012).

Н.Д.Творогова - автор более трехсот научных публикаций. Сфера научных и практических интересов - клиническая психология (психология здоровья, психологическая профилактика и реабилитация), социально-психологическая подготовка медицинских работников (развитие коммуникативной компетенции), медицинская педагогика (школы здоровья, модификация поведения). В 1977 г. в качестве соискателя защитила кандидатскую диссертацию по социальной психологии «Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента» (научные соруководители - проф. Ю.М.Орлов, акад. РАО А.В.Петровский). В 1992 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Психология управления общением личности», которая стала обобщение предыдущих научных исследований автора, посвященных социальному благополучию личности. Изучались факторы, влияющие на переживание студентом чувства одиночества в своей учебной группе, а также влияние рефлексии, сопровождающей эмоции страха неудачи, вины, обиды, стыда, на процесс общения. Высокая потребность в общении при низких межличностном статусе и технике общения при условии наличия примера курящего неформального лидера в референтной для студента группе способствуют его приобщению к табакокурению, как своеобразному элементу недостающей ему техники общения. Показано, что личность имеет возможность осознанно управлять своими межличностными взаимоотношениями в группе, влиять на свой межличностный статус в ней. Саноцентристская направленность исследований заложена в монографии Н.Д.Твороговой «Общение: диагностика и управление» (2002) (рецензент - акад. А.А.Леонтьев), рекомендованной к печати решением Ученого Совета факультета психологии МГУ. Совместно с проф. Ю. М.Орловым разработала когнитивно-эмотивный тест (КЭТ) (1992, 1999) и шкалу измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы (МПРГ), проводила тренинговые занятия по предложенной проф. Ю.М.Орловым технологии развития саногенного мышления, опубликовала статью «Учимся позитивно мыслить» (1998), др.

Опубликовав в 1975 г. статью «Системный подход к психологическому исследованию структуры деятельности общения личности», Н.Д.Творогова практически во всех последующих своих исследованиях использовала деятельностный подход (который по ее мнению соответствует понятию «системный подход в психологии») к решению встающих перед ней профессиональных задач. Она - редактор-составитель первого в России энциклопедического словаря «Клиническая психология» (2007), входящего в состав 6-томного словаря - научный редактор академик РАО А.В.Петровский; а также редактор-составитель части словаря «Трудности и нарушения общения и способы его коррекции», вошедшей в Энциклопедический словарь «Психология общения» (2011) (научный редактор - академик РАО А.А.Бодалев). С 2005 года Н.Д. Творогова участвует в ежегодных Всероссийских форумах «Здоровье нации — основа процветания России». В рамках секции «Здоровье нации и образование» четыре года подряд была сопредседателем круглого стола «Психология здоровья». В настоящее время ею проводится цикл научных исследований по психологии здоровья, разрабатываются понятия «саногенное поведение», «саногенное общение».

Деканат : Зав. отделением
Кафедра педагогики и медицинской психологии : Заведующая кафедрой, руководитель отделения «Клиническая психология»

М.: МИА, 1997, 374с.
Московская медицинская акадения им. И.М.Сечинова

Настоящий практикум предназначен для студентов медицинских вузов, изучающих базовый курс психологии.

Прохождение курса предполагает, что студенты усваивают систему психологических знаний, основное понятия по каждой теме, приобретают опыт применения этих знаний для лучшей ориентации в своей психологической реальности, для лучшего понимания окружающее их людей. Преподавание курса личностно ориентировано.
Содержание практических занятий находится тесной взаимосвязи с лекционным курсом. Объем информационных блоков Практикума варьируется в зависимости от необходимости дополнить теоретический материал соответствующей лекции.
Структура занятий включает: контроль исходного уровня знаний (письменный или устный), самостоятельную работу студентов на занятии (индивидуальную групповую) для отработки целевых задач занятия, итоговый контроль, дающий каждому студенту обратную связь о его работе на занятии.
По каждой теме наряду с методическими материалами к аудиторному занятию представлены и задания для самоподготовки к нему. Эталоны ответов на тестовые задания даны только к этим разделам Практикума.

В зависимости от факультета и времени, отведенного в его учебном плане на практические занятия в психологии, преподаватели в каждом отдельном случае могут вносить изменения в содержание и методику занятия, акцентировать внимание студентов на отдельных заданиях, помещенных в Практикуме.
По каждой теме приведен список литературы для самоподготовки к занятию, что не исключает возможности студентов самостоятельно по согласованию с преподавателем расширить этот список. Такая работа по подбору релевантных научных источников может оказаться особенно полезной при подготовке студентом доклада или при выполнении им письменной самостоятельной работы по заданию преподавателя.
Базовый курс психологии, методические материалы к практическим занятиям которого представлены в настоящем Практикуме, получает дальнейшее развитие в курсах «Медицинская психология», «Психология управления», «Педагогическая психология», «Психология семьи» и др., которые читаются как основные или элективные курсы на до-и постдипломных этапах психологической подготовки специалистов-медиков.
Настоящий Практикум базового курса по психологии (Общей и социальной) является результатом коллективного труда преподавателей кафедры педагогики и медицинской психологии ММА им. И.М. Сеченова. В нем приняли участие дипломированные специалисты по психологии: Н.А. Демина, И.Б. Ханина («Восприятие»), Е.В. Иванова («Психология в медицине», «Механизмы психологической защиты»), Л.Л. Леснова («Методологические принципы современной психологии. Развитие психики и сознания», «Основные направления современной психологии», «Научение», «Личность», «Личностный рост»), А.Г. Макалатия («Эмоциональные процессы»), Н.Д. Творогова («Предмет психологии», «Общение», «Психология групп»), О.В. Тимакова («Познавательные процессы»), И.Б. Ханина («Методы психологического исследования», «Деятельность», «Потребности и мотивы»). При подготовке Практикума были использованы тестовые пункты из учебника Ж. Годфруа «Что такое психология» (М., 1992). Ответственная за выпуск Практикума - кандидат психологических наук И.Б. Ханина.

Описание: Настоящий практикум предназначен для студетов медицинских вузов, изучающих базовый курс психологии.
Прохождение курса предполагает, что студенты усваивают систему психологических знаний, основное понятия по каждой теме, приобретают опыт применения этих знаний для лучшей ориентации в своей психологической реальности, для лучшего понимания окружающее их людей. Преподавание курса личностно ориентировано.
Содержание практических занятий находится тесной взаимосвязи с лекционным курсом. Объем информационных блоков Практикума варьируется в зависимости от необходимости дополнить теоретический материал соответствующей лекции.
Структура занятий включает: контроль исходно.) уровня знаний (письменный или устный), самостоятельную работу студентов на занятии (индивидуальную групповую) для отработки целевых задач занятия, итоговый контроль, дающий каждому студенту обратную связь о его работе на занятии.
По каждой теме наряду с методическими материалами к аудиторному занятию представлены и задана для самоподготовки к нему. Эталоны ответов на тест, вые задания даны только к этим разделам Практикума.
В зависимости от факультета и времени, отведенного в его учебном плане на практические занятия в психологии, преподаватели в каждом отдельном случае могут вносить изменения в содержание и методику занятия, акцентировать внимание студентов на отдельных заданиях, помещенных в Практикуме.
По каждой теме приведен список литературы для самоподготовки к занятию, что не исключает возможности студентов самостоятельно по согласованию с преподавателем расширить этот список. Такая работа по подбору релевантных научных источников может оказаться особенно полезной при подготовке студентом доклада или при выполнении им письменной самостоятельной работы по заданию преподавателя.
Базовый курс психологии, методические материалы к практическим занятиям которого представлены в настоящем Практикуме, получает дальнейшее развитие в курсах «Медицинская психология», «Психология управления», «Педагогическая психология», «Психология семьи» и др., которые читаются как основные или элективные курсы на до-и постдипломных этапах психологической подготовки специалистов-медиков.
Настоящий Практикум базового курса по психологии (Общей и социальной) является результатом коллективного труда преподавателей кафедры педагогики и медицинской психологии ММА им. И.М. Сеченова. В нем приняли участие дипломированные специалисты по психологии: Н.А. Демина, И.Б. Ханина («Восприятие»), Е.В. Иванова («Психология в медицине», «Механизмы психологической защиты»), Л.Л. Леснова («Методологические принципы современной психологии. Развитие психики и сознания», «Основные направления современной психологии», «Научение», «Личность», «Личностный рост»), А.Г. Макалатия («Эмоциональные процессы»), Н.Д. Творогова («Предмет психологии», «Общение», «Психология групп»), О.В. Тимакова («Познавательные процессы»), И.Б. Ханина («Методы психологического исследования», «Деятельность», «Потребности и мотивы»). При подготовке Практикума были использованы тестовые пункты из учебника Ж. Годфруа «Что такое психология» (М., 1992). Ответственная за выпуск Практикума - кандидат психологических наук И.Б. Ханина.

Учебное заведение: МГУ имени М.В. Ломоносова

Специальность по диплому: психолог

Ученое звание: профессор

Ученая степень: доктор психологических наук

Доп. образование: 1. Удостоверение №1111 о присвоения высшей квалификационной категории по специальности психотерапия. Приказ ММА им. И.М.Сеченова от 28.06.1999 № Р -115 2. Удостоверение № 31119 о присвоения высшей квалификационной категории по специальности психотерапия. Приказ ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова от 29.12.2004 № Р -0253 3. Сертификат (Центра процессуальной работы в Портланде, США) о завершении в октябре 2005 г. прохождения 3-х годичных курсов по процессуальной психотерапии

Должность: Заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии, руководитель отделения «Клиническая психология»

Место работы: ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский университет)

Наличие и направление практической деятельности: индивидуальное консультирование, консультирование взрослых, психотерапия взрослых

Членство в зарубежных академиях наук: Международная Академия Информатизации, Американская Академия наук, образования, промышленности и искусств, Международная Академия Психологических Наук

Секция РПО: Секция психологии здоровья

E-mail: [email protected]

EuroPsy: Дата выдачи: 16.12.2015 Регистрационный номер: RU-008908-201512

Специальность EuroPsy: Педагогическая психология (Education), Клиническая психология (Clinical and health)

Член Московского Дома Ученых РАН, имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия», почетный профессор факультета психологии МГУ. С 1998 г. на протяжении 5 лет Творогова Н. Д. была членом докторского совета по восстановительной медицине (ММА им. И. М. Сеченова), с 2007 г. стала членом докторского совета по медицинской психологии (МГУ), членом президиума УМО по классическому университетскому психологическому образованию. С 2011 г. Творогова Н. Д. – председатель учебно-методической комиссии по клинической психологии УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России, член Комитета по психологии и здоровью (SC on Psychology and Health) Европейской федерации психологических ассоциаций (EFPA). С 2005 года Н.Д. Творогова участвует в ежегодных Всероссийских форумах «Здоровье нации - основа процветания России». В рамках секции «Здоровье нации и образование» четыре года подряд была сопредседателем круглого стола «Психология здоровья». Клиническое и социально-психологическое направление исследований Н.Д. Творогова включает разработку направлений первичной психопрофилактики заболеваний применительно к различным сферам жизни человека, а также изучение возможностей психологической самопомощи.

Темы диссертационных работ

  • Кандидатская - Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента (научные соруководители – проф. Ю.М.Орлов, акад. А.В.Петровский);
  • Докторская - «Психология управления общением личности».

Трудовая деятельность

Окончив МГУ им. М.В.Ломоносова (по кафедре нейро- и патопсихологии, научный руководитель дипломной работы – проф. А.Р.Лурия), начала работать в 1 ММИ им.И.М.Сеченова. С 1991 г. заведует кафедрой педагогики и медицинской психологии этого вуза (его новое название – Первый Московский Государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова), с 2010г. – руководитель отделения клинической психологии. С 2000г. по 2008 г. совмещала работу в ММА с заведыванием кафедрой клинической психологии Университета РАО.

Научная деятельность

Клиническое и социально-психологическое направление исследований Твороговой Н. Д. включает разработку направлений первичной психопрофилактики заболеваний применительно к различным сферам жизни человека, а также изучение возможностей психологической самопомощи.

По результатам докторской диссертации, опубликованы статьи: «Эмпирическое изучение процесса межличностной аттракции» (1983), «Учимся позитивно мыслить» (1998), др. Саноцентристская направленность исследований заложена в монографии Н.Д.Твороговой «Общение: диагностика и управление» (2002) (рецензент – акад. А.А.Леонтьев), рекомендованной к печати решением Ученого Совета факультета психологии МГУ. Совместно с проф. Ю. М.Орловым разработаны когнитивно-эмотивный тест (КЭТ) (1992, 1999) и шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы (МПРГ) др.

Опубликовав в 1975 г. статью «Системный подход к психологическому исследованию структуры деятельности общения личности», Н.Д.Творогова практически во всех последующих своих исследованиях использовала деятельностный подход (который по ее мнению соответствует понятию «системный подход в психологии») к решению встающих перед ней профессиональных задач.

Публикации

Н.Д.Творогова – автор более 200 научных публикаций, признанный лидер в разработке образовательных программ и обучающих пособий по психологии для высших и средних медицинских учебных заведений. Ее учебное пособие «Психология» для студентов медицинских и фармацевтических вузов получило диплом 1-ой степени на конкурсе, проводимом в рамках V Cъезда РПО в 2012 г. Она – редактор-составитель первого энциклопедического словаря «Клиническая психология» (2007), изданного в России и входящего в состав 6-томного словаря – научный редактор академик А.В.Петровский. Как редактор-составитель части «Трудности и нарушения общения и способы его коррекции», вошедшей в Энциклопедический словарь «Психология общения» (2011) (научный редактор – академик РАО А.А.Бодалев), она награждена в составе авторского коллектива почетной премией «Золотая Психея».

Награждена медалью 850-летия Москвы, значком «Отличник здравоохранения», отмечена престижной премией «Золотая Психея» на XIII Национальном психологическом конкурсе, дипломом РПО «За лучшее учебное пособие по психологии».



error: