Высокая простота – протоиерей Валериан Кречетов. Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе Евангелие от Луки


Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Божия, и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"

Евангелие от Луки 2,1-14


Мы с вами здесь, как и пастухи однажды в Вифлееме, услышали сегодня великое Евангелие: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». Услышали также хвалебное песнопение многочисленного воинства небесного: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
Когда Христос Господь родился в Вифлееме, это Евангелие и славящее песнопение слышали только несколько пастухов, но в сегодняшний вечер его слышат миллионы, которые, подобно нам, в Духе идут в Вифлеем поклониться Господу, воздать Ему хвалу, честь и славу за то, что Он смилостивился над нами и для нашего спасения принял человеческую плоть.
Праздник Рождества для всего христианского мира стал праздником радости и ликования. В праздничном освещении сияют церкви, стар и млад ликуют:

Полный благости, полный радости
Благодатный день Рождества!

Мир грехом томился,
Вот Христос родился,

Верующим всем - день торжества! Зелёная рождественская ёлка символизирует древо жизни Иисуса Христа, которое Бог посадил в этот греховно мёртвый мир, а многочисленные дары, украшающие рождественскую ёлку, напоминают нам о небесных дарах, которые принёс нам Христос. Яркое сияние огней в нашей церкви сегодня - это отражение небесного света, который осиял пастухов, когда им предстал Ангел Господень, и который указывает на Христа, сказавшего: «Я - свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Прекрасные рождественские песнопения, которыми мы приветствуем Господа славы, словно эхо хвалебного пения многочисленного воинства небесного: «Слава в вышних Богу, на земле мир и в человеках благоволение».
Праздник Рождества - праздник великой радости для старых и молодых, взрослых и детей. Кто не радуется в праздник Рождества, тот грешит против Господа Бога, ибо Бог Сам возвещает нам через Своего Ангела: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».
Поэтому радуйтесь, мои дорогие, радуйтесь в Господе, нашем Боге, Который снизошел к нашей бедности и беспомощности и послал нам Своего Сына, чтобы мы чрез Него стали детьми Божьими и наследниками вечной жизни. Радуйтесь вы, бедные, подобные пастухам, которые тогда под Вифлеемом пасли свои стада: вам явился Тот, через Которого вы можете найти мир, ибо Он обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою.
Радуйтесь вы, души сокрушённые и повинные, воздыхающие день и ночь под тяжестью своих грехов, ибо ныне родился вам Спаситель, Который избавил вас от всех грехов, и Который приобрёл вам мир Своей кровью.
Радуйтесь вы, скорбящие, говорящие: «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь», -ибо явился Тот, Который говорит плачущим «Не плачь», а скорбящим даёт обетование:
«Ещё немного, и печаль ваша в радость будет».
Радуйтесь вы, седовласые старцы, уставшие и утомлённые бременем и зноем жизни, ибо вы можете сказать вместе со старцем Симеоном: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё».
Радуйтесь вы, молодые, ибо вы теперь имеете твёрдый посох, на который вы можете опереться во всех опасностях и искушениях жизни. Если Христос будет жить в ваших сердцах, то вы, подобно Ему, будете преуспевать в премудрости, и в возрасте, и в любви у Бога и человеков, и Божие благоволение всегда будет покоиться на Вас.
Радуйтесь вы, одинокие и покинутые, думающие, что никто не имеет сердца для вас, никто не заботится о вас: Иисус близок к вам со Своим утешением и миром, и говорит вам: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: я победил мир».
Радуйтесь вы, вдовы, ибо Иисус, Который был сердечен со вдовой из Наина, сердечен и с вами и хочет вас утешить во всех ваших заботах и скорбях.
Радуйтесь вы, сироты, ибо Спаситель говорит: «Не оставлю вас сиротами, приду к вам». Следуйте только гласу вашего доброго Пастыря, тогда Он направит вас на стези правды и подкрепит души ваши ради имени Своего.
Великая радость да наполнит нас всех сегодня, ибо Христос Избавитель, Христос Спаситель с нами.
Сегодня всё, что имеет жизнь и дыхание, должно присоединиться к хвалебному песнопе­нию многочисленного воинства небесного: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Да: Мир грехом томился, Вот Христос родился, Верующим всем - день торжества!

Мы уже с вами незаметно вступили в Рождество. Литургически сегодняшняя служба соответствует той ночи, в которой явились Ангелы пастухам. И вот мы, как уже новозаветные пастухи, пришли к вертепу Христа Спасителя, чтобы ему поклониться. Само Рождество ещё не случилось. Это событие произойдёт чуть позже, когда мы все соберёмся на ночную службу и услышим ангельское пение «Слава в вышних Богу!» Ангелы прославляют Бога. Потому что совершилось нечто такое, что, конечно, ум человеческий вместить не может, что Бог, Который Сам шире Вселенной, сошёл на землю... А Бог действительно шире Вселенной, потому что Бог бесконечен, а Вселенная замкнута, хотя и очень большая. Все небесные тела, которые существуют во Вселенной, даже можно пересчитать. Для человека это невозможно. И радиус Вселенной очень велик. У меня на цифры память плохая, поэтому не могу сказать десять в какой степени. Но это неважно. До ближайшей звезды – шесть с половиной световых лет. Только свет летит шесть с половиной лет. То есть когда мы на неё смотрим, мы должны понимать, что то, что мы видим, – это было шесть лет тому назад. Может быть, её уже давно нет, а свет ещё к нам бежит и бежит.

И вот, Он весь умещается в Младенце. Он обрекает себя на человеческую жизнь. Она вообще-то у каждого человека весьма трудна. Степень этой трудности, конечно, разная. Но так вот, чтобы прожить легко, так не бывает.

Что-то мне вспомнился один мой старый друг, который давно уже отошёл ко Господу. В молодости он, при Сталине ещё, в лагере сидел. И он как-то говорил: «Я вообще-то прожил легко. Меня даже, – говорит, – в лагере любили». А я подумал: «Илюша, да это просто у тебя характер такой, незлобивый». Если человек говорит, что ему и в лагере было легко, то это не потому, что в лагере было хорошо или сытно. А просто он так к этому относился со смирением, и Бог посещал его, утешал. Поэтому было легко. Но объективно (хотя, вроде, по тем временам не долго) получил десять лет, отсидел всего шесть, пока кумир народов не отошёл тоже в мир иной.

Жизнь у всех очень трудная. И, конечно, если бы Он просто прожил обычную человеческую жизнь, Ему тоже было бы очень трудно. Но ещё была одна проблема. Он был не просто человек, а был Богочеловек.

Мне один из наших воспитанников пожаловался: «Ребята в колледже меня заставляют курить». Я спрашиваю: «А почему?» – «А потому что я не такой, как они». Я говорю: «Ну хорошо. Пойдём вместе. Я там с ними разберусь». Потому что грех всегда хочет вобрать в себя всех. Обычно это явно проявляется за столом, когда один не пьёт, а все ему наливают и так далее. Хотят обязательно замазать, куда-то втянуть – такие чисто блатные вещи, чтобы ты стал, как один из нас.

А каково же этому Младенцу было, когда уже с двух лет Его захотели убить? И убить не кто-то там из ревности, зависти, какая-нибудь соседка или близкая родственница… Какие уж там страсти у людей бывают… У нас в стране больше восьмидесяти процентов убийств совершается вообще на кухне. Люди спорят внутри семьи… Так называемая «бытовуха». Но от этого не легче, когда тебя режут. Просто к слову о том, какие страсти в людях кипят. А проблема была в том, что Он был единственный Христианин на земле. А вокруг творилось незнамо что. Сейчас ни один правитель не решится убивать младенцев. А тогда это была обычная история. Никто в Израиле не удивился, что четырнадцать тысяч младенцев полегло. Так вот открыто убивать, отдать такой приказ… Сейчас, если нужно младенцев убивать, то обычно чужими руками, незаметно. А это как раз потому, что Младенец родился в Вифлееме. И нельзя уже просто убивать, обязательно нужно под это убийство хотя бы какую-то теорию подвести. Как с царевичем Димитрием. Дескать, ну в ножик играл и сам накололся. Прямо себе в шею воткнул и вот истёк кровью, дескать, он припадочный такой был. Вот и поэтому вроде никто и не виноват. Ну а как шило в мешке нельзя утаить, так и здесь: смотри, кому это выгодно. Как и в Сирии четыреста младенцев газом отравили – ну и кому это выгодно? Башару Асаду, что ли? Да нет. Сразу ясно, откуда. Нужно быть полным идиотом, чтобы не увидеть, кому это выгодно. И совершенно известно, кто вообще это всё затеял. Только неизвестно, почему они там спокойно спят. А может, снотворное принимают? Может, всё-таки в кровати ворочаются? Вот это было бы вообще-то очень интересно, как это с людьми, так сказать, бывает: человек творит какую-то ужасную гадость и спит спокойно.

Но мы живём в хорошее время. Всегда можно найти человека (хотя всё становится труднее и труднее), который просто хороший человек. Это уже стало значительной редкостью. Но всё-таки есть. А как же трудно было Христу, который вообще никого не нашёл. И даже из тех двенадцати один оказался предателем, а остальные вообще Его бросили, убежали и испугались. И как Он их так укорял совершенно безнадёжно: «Ну что же вы не могли пободрствовать со Мною?» (Мф. 26, 40) . В последнюю ночь, перед тем, как Его убьют страшной казнью, которую Он абсолютно ничем не заслужил.

Если Иоанн Предтеча хотя бы вслух обличал царя, что «нехорошо тебе жить с женой твоего брата» (Мк. 6, 18) . Ну мало того, что это прелюбодеяние, это ещё и кровосмешение. Ну, дескать, совсем с ума царёк сошёл. И тот не решился его сразу убить. В темницу посадил, чтобы, так сказать, тихо было в царстве. Чтобы можно было делать, «что хочу». Когда человек делает то, что он хочет, получается, к сожалению, один грех.

И вот Христос народился в Вифлеемской пещере, чтобы помочь каждому человеку, кто желает, освободиться от греха. Помочь в этом. Потому что с Его пришествием, с тем, что Он основал эту Церковь на земле, каждый человек, каждый грешник может получить исцеление от своего греха через Церковь. Церковь – через просвещение, через Святые Таинства и через молитву ко Спасителю. Каждому из нас дана такая возможность.

Поэтому будем благодарны Богу, что Он нас всех собрал. И Он на каждого из нас надеется, что любовь к Нему превысит в нас любовь ко греху.

Города Казани. После чтения уставного Евангельского зачала архипастырь обратился к молившимся со словом.

Евангелие от Луки. Глава II

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3 И пошли все записываться, каждый в свой город.

4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.

17 Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.

18 И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас мы с вами слышали повествование о Рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-20). Тысячелетия после грехопадения человечество ожидало [исполнения] обетования, которое Бог дал людям после того, как они нарушили заповедь Божию. Изгоняя из рая, Господь обещал, что Семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). Но до этого сколько испытаний, сколько падений и восстаний, сколько надежд и отчаяния испытывали люди! Грешили и были наказаны то всемирным потопом, то пленом египетским, то пленом вавилонским. Когда люди начинали каяться, Господь вновь и вновь простирал Свою руку. И, все же, не было окончательного избавления от греха.

Позже великая Римская империя простерла свою железную руку на Палестину, на Богом избранный народ. Народ истосковался, его терпение было на пределе. С одной стороны, жажда ожидаемого Мессии, с другой, некое отчаяние. [Появляются] различные философские течения — то стоики, то циники — отвергающие всё и вся. Но были и те, кто верил в пророчество, данное Богом и подтвержденное неоднократно пророками. И вот настала эта благословенная минута.

В Римской империи все обязаны [были] явиться в Иерусалим для переписи. Среди большого количества народа [пришли] и Дева Мария со своим мнимым мужем, старцем Иосифом. [Тогда же настало Ей] время родить. Представьте себе: Господь, Который сотворил небо и землю, Господь, Который сотворил человека, … ради человека воплощается от Девы Марии.

Не задавайте мне вопрос, возможно ли Богу воплотиться. Возможно, но это под силу только Богу. Это любовь, которая приклонила небеса, чтобы Бог сошел на землю в образе человека. Это — жертва Бога.

Но что происходит? Деве Марии настало время родить, а гостиницы все заняты, нигде нет приюта. Представьте картину: ночь — хотя это и южная страна, но палестинская ночь, особенно в это время, холодная — и нет ничего. На их пути встречается пещера, обыкновенная пещера, которых множество, где от ненастья прятался скот. И в этой убогой пещере рождается Сын Божий.

Невозможно понять ни умом, ни сердцем, трудно поддается разуму, что Бог, обладающий всем и вся, рождается в пещере. Но в этом и проявилась Божественная любовь к нам. Так незаметно пришел Он в мир грешный, чтобы спасти нас.

Тихая палестинская ночь, пастухи пасут овец. И вдруг необыкновенное явление: темнота ночи озаряется небесным светом, с неба слышится пение. Что-то непонятное для пастухов. Такого хора раньше они не слышали, ведь это поют небожители. Что они поют? Внимательно прислушиваются [пастухи], и до их слуха доходит ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Звезда, не бывшая до сих пор, идет по небу и ведет из далекой Персии волхвов-звездочетов. Идет и останавливается над местом, где родился Христос. В недоумении волхвы, но понимают, что это некое Божественное явление. Они видят пещеру, где в яслях лежит Сын Божий. Золото, ладан и смирну подносят они Богомладенцу Христу.

Более двух тысяч лет прошло с тех пор. Что же, Христос родился только «исторически», и всё? Почему мы празднуем ежегодно этот великий день, почему мы так ждём Рождество Христово? Для нас это историческая память или нечто большее? Не просто большее — для нас это жизнь, для нас это обновление, для нас это надежда, для нас это спасение. Христос родился, чтобы через Свою смерть, Воскресение и Вознесение, через восприятие нашей плоти обновить и нас.

Но есть условие, некогда данное Богом в раю: не нарушать заповедей. Так и нам дано спасение, но при условии исполнения Его Божественных заповедей. Мы не будем сейчас долго о них распространяться — все их неоднократно слышали и знают. А две главные заповеди, которые объединяют все остальные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, … вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).

В эти Рождественские часы, когда мы вновь и вновь переживаем величайшее событие Рождества Христова, что можем сказать и принести Христу? Только одно: задуматься и прочитать книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год. Найдем ли мы там исполнение заповедей Христовых, норм Божественных? Или же вновь и вновь — грехи в различной форме? Но и здесь нет места отчаянию, ведь для того и родился Христос.

В Рождественскую ночь, в эти минуты я прошу вас: оставьте праздничный стол, неубранную комнату, базар, который не успели посетить — оставьте всё там… Станьте перед Богом, перед яслями Богомладенца. Давайте помолимся. Будем не просто стоять, ожидая, чтобы быстрее закончилась служба. Встанем мысленно перед Богом, пролистаем книгу бытия своего и, если увидим там что-то непотребное, будем просить у Него прощения и сил для исправления. И Господь, видя наше искреннее желание, укрепит нашу волю и наше сердце.

Вновь и вновь обращаюсь к тебе, славянин, вновь и вновь напоминаю сегодня: приди в свой дом и скажи близким и знакомым: давайте в эту Рождественскую ночь вернемся к Богу. Бог к нам стучится, вновь через Рождество Он напоминает, что любит нас, вновь Он нам говорит: «войди, сын Мой, Я жду тебя». Не говори «потом», — откуда ты знаешь, будет ли время после или нет? Торопись к этим Вифлеемским яслям, торопись к Богомладенцу Христу, торопись, Русь святая! Помни, что, теряя веру, теряешь всё. Хранящим же веру Господь вновь и вновь посылает Свой Покров и Свою защиту. Об этом мы всегда, особенно же в великий праздник Рождества Христова, должны помнить.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Теги: Рождество Христово - публикации слово митрополита Феофана проповеди

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

Сочельник . Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» – вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.

6 января – Навечерие Рождества Христова, или , – последний день Рождественского поста, канун . В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому возникает множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник.

Что значит поститься до первой звезды?

Как поститься в этот день болящим?

Обязательно ли посетить ночную литургию на Рождество и быть на службе в вечер Праздника?

Праздновать ли Рождество в семейном кругу?

Отвечает на эти вопросы протоиерей Александр Ильяшенко.

– Как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит «пост до первой звезды»? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

В сам день Сочельника пост строгий до первой звезды. Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо ». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Вкушение постной пищи дозволяется только один раз в день после окончания Великой вечерни, то есть примерно после часа дня, но до начала вечернего богослужения.

Те, кто причащаются на ночной литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.

– Как поступить больным людям, которые не могут соблюдать пост?

Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!

– Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот, например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживания и восприятию Праздника.

– Закончилась праздничная литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. С кем праздновать Рождество?

– На Рождественской литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе. Люди боятся потерять молитвенный настрой.

Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.

Апостол Павел заповедовал нам «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа » (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.

Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит сесть за стол ненадолго, уйти раньше, сохранив духовную радость.

– А не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояние – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!».

Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

– Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?

Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из-за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.

Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры! Сердечно всех вас поздравляю с Рождеством Христовым - событием, которое для каждого из нас, наверное, одно из самых радостных. Христос рождается, ангелы поют, люди прославляют своего Творца, эта великая радость не оставляет равнодушными людей уже в течение двух тысяч лет. Сменялись поколения, одни люди уходили, их место занимали другие, но радость о Рождении Христа, который пришел спасти род человеческий, всегда давала человеку силы.

Мы готовимся к этому празднику сорокадневным постом, по мере наших сил, возможностей подвизаемся. Но конечно никакой подвиг, никакой пост не может в полной мере изменить человека, вообще человеческими усилиями это сделать невозможно. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. И мы знаем, дорогие братья и сестры, что когда ты обращаешься к Богу, вверяешь свою жизнь, свою душу в Его руки, все становится возможным. Я думаю, что каждый из нас знает это на собственном опыте и видел людей, которые приходили к Богу и полностью меняли свою жизнь.

Иногда человеку, далекому от Христа, от Церкви, кажется многое неясным, непонятным: как можно поститься, как можно три часа кряду в храме отстоять службу, как можно открывать свою совесть перед чужим человеком, называть какие-то грехи. Но тот, кто делал шаг навстречу Богу, кто принимал Христа в свое сердце, знает, как легко становится человеку, как жизнь обретает смысл, значение. Господь приходит в этот мир, чтобы спасти не просто всех людей, Он приходит, чтобы спасти каждого из нас. Для каждого человека у Бога есть и любовь, и забота, и нужное слово, которое может переменить нас.

Все вы знаете, братья и сестры, как случилось Рождество. Как в убогом вертепе, в этой маленькой пещере, Святое Семейство разместилось на ночлег. Когда Христос родился, Ему пришли поклониться совсем немногие люди: пастыри, волхвы. Большинство людей не заметило Рождение Спасителя. Порой это кажется странным, непонятным. Но ведь даже человеку, который каждый день совершает молитвенное правило, приходит в храм, участвует в Богослужении, знакомы чувства холодности и привыкания. И только когда человек, как говорят святые отцы, трезвиться, понуждает себя к исправлению, он по-настоящему ощущает Бога в своем сердце. Христос рождается в сердце каждого человека. И очень важно постараться сделать так, чтобы для каждого из нас вот эта самая встреча стала началом пути ко спасению.

Сегодня я хотел бы, дорогие братья и сестры, от всего сердца, от всей души, поздравить всех вас с этим великим праздником, пожелать всем помощи Божьей, сил, никогда не унывать, никогда не отчаиваться ни в своем спасении, ни в спасении ближних наших. Потому что, если бы Господь сомневался, в том, что человеку возможно исправиться, наверное, Он бы и не пришел на землю. Но зная наше непостоянство, Христос Сам стал человеком, жил среди людей и собственным примером показал нам, как возможно заработать свое спасение.

Сегодня, братья и сестры, ликует вся Вселенная. Сегодня святая, удивительно светлая ночь. Мы переживаем великую радость – рождение в мир Спасителя. Сохраним это чувство в своем сердце, чтобы переживания о Рождестве были в нас не только сейчас, но и во все дни нашей жизни. Будем этой радостью делиться с ближними. Постараемся быть искренним и добрым примером для всех людей.

Рождество, последние три столетия, связано с Новолетием. Мы, конечно, ждем от нового года перемен в своей жизни. Но прекрасно на опыте знаем, что кроме нас никто не может нам помочь. Если человек не берет себя в руки, не начинает исправляться, никто, даже Сам Господь, не может его исправить. Ведь Бог никогда нашу свободу не нарушит.

Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы новый год принес нам радость, утешение, чтобы Господь дал нам силы в предстоящем пути быть верными Ему. Чтобы мы не изнемогали на своем христианском пути, чтобы всегда находили в себе силы и мужество идти за Господом, служить Ему, служить Церкви нашей. Ибо часто мы забываем, братья и сестры, о том, что Бог нам дал великую радость, великую возможность послужить Ему и быть Ему верными. Я еще раз всех вас поздравляю с праздником, желаю всем сил и здравия, спасения и помощи Божьей. С Рождеством Христовым, дорогие братья и сестры!

+Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)
6 января 2017 г.



error: