Различие между причастным и деепричастным оборотом. Что такое деепричастный оборот: конкретные примеры

Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (в некоторых источниках самостоятельные части речи), которые образуются от глаголов СВ и НСВ и отличаются по значению и грамматическим признакам. Чтобы понять, как отличить причастие от деепричастия, достаточно выучить, какие морфологические категории и синтаксические признаки присущи каждой из словоформ.

Причастие выражает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? Какие?.

Деепричастие выражает дополнительное действие при основном глаголе и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Например: Солдат, решившийся на подвиг, достоин высшей награды.

Солдат (какой?) решившийся — это причастие.

Решив задачу, я облегчённо вздохнул.

Вздохнул (что сделав?) решив — это деепричастие.

Причастный оборот -это само причастие плюс слова, связанные с ним по смыслу.

Деепричастный оборот — это само деепричастие плюс слова, связанные с ним по смыслу.

Вернёмся к нашим примерам: Солдат, решившийся на подвиг, достоин высшей награды. Решившийся на подвиг — причастный оборот.

Решив задачу, я облегчённо вздохнул. Решив задачу — деепричастный оборот.

Особенности образования причастий и деепричастий

Причастия и деепричастия образуются с помощью суффиксов от глагольных основ.

типы суффиксы примеры
Деепричастия (отвечают на вопросы Что делая? Что сделав? , обозначают добавочное действие) Несовершенного вида -а/-я сплетать – сплетая, уговаривать – уговаривая, ступать – ступая
Совершенного вида -в/-вши/-ши укусить – укусив, выпить – выпив, закрутить – закрутив
Причастия (отвечают на вопросы Какой? Каков? Что делавший? Что делающий? , обозначают признак по действию) Действительные Настоящего времени -ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- сметать – сметающий, грохотать – грохочущий, сидеть – сидящий
Прошедшего времени -вш-/-ш- сплетать – сплетавший, уйти – ушедший, знать – знавший
Страдательные Настоящего времени -ем-/-ом-/-им- уговаривать – уговариваемый, видеть – видимый, знать – знаемый
Прошедшего времени -енн-/-нн-/-т- укусить – укушенный, выпить – выпитый, сплести – сплетенный

Грамматические признаки причастий и деепричастий

У причастий и деепричастий отличия морфологического характера сводятся к тому, признаками какой второй части речи (кроме глагола) они обладают.

Чем отличается роль деепричастий и причастий в предложениях?

В предложениях деепричастия, как и наречия, выполняют синтаксическую роль обстоятельства (Оглянувшись , я заметил маленького котенка) . Полные причастия в предложениях, как правило, являются определением (Сломанные часы нельзя было починить ); краткие причастия – частью составного именного сказуемого (Эти часы были сломаны ребенком) .

Кроме того, причастия и деепричастия вместе с зависимыми словами образуют соответственно причастный и деепричастный обороты.

  • Причастный оборот в предложении обычно выполняет синтаксическую роль обособленного либо необособленного определения.

    Примеры: Дети, плескавшиеся в озере , весело смеялись. Сделанная из фарфора статуэтка очень нравилась Маше.

  • Деепричастный оборот является обособленным обстоятельством.

    Примеры: Перебегая дорогу , он не смотрел по сторонам. Дедушка, выходя вечером в сад , всегда брал с собой чашку кофе.

Причастия и деепричастия свойственны скорее письменной, нежели устной речи. Поэтому исключительно важно тщательно изучить их функции, свойства и признаки, чтобы научиться писать грамотно, точно, выразительно. Однако не обойтись без трудностей, связанных с их употреблением, потому что данные морфологические единицы часто путают между собой.

Терминология

Причастие – морфологическая единица, особая форма глагола (некоторые учёные-лингвисты выделяют причастие в роли самостоятельной части речи), обозначающая признак предмета по действию. Ему присущи признаки глагола и прилагательного.

Деепричастие – морфологическая единица, особая форма глагола (некоторые учёные-лингвисты выделяют деепричастие в роли самостоятельной части речи, как и причастие), обозначающая добавочное действие при основном действии. Ему присущи признаки глагола и наречия.

Для того чтобы разобраться, в чём они отличаются друг от друга, сначала нужно выделить то, в чём они схожи.

Общие черты, характерные для причастия и деепричастия

Образование обеих глагольных форм требует основу глагола и особые суффиксы . Для причастий: — ущ, — ющ, -ащ, -ящ, -енн, -ённ, — нн, -ом, -ем, -им, — вш, -ш. Для деепричастий: — вши, -ши, -в, -а, -я.

Если в предложении присутствуют зависимые слова, то обе формы могут образовать причастный и деепричастный оборот соответственно. Пример: Мужчина, только что вышедший из комнаты, был когда-то известным фотографом. Причастный оборот: «только что вышедший из комнаты». Выйдя из ресторана, компания закадычных друзей отправилась вниз по улице. Деепричастный оборот: «выйдя из ресторана».

Обладают признаками глагола :

  • Вид (совершенный и несовершенный). Пример: глагол совершенного вида «продать». От него образуются причастие совершенного вида «продавший» (какой?/что сделавший?), деепричастие совершенного вида «продав» (что сделав?). Глагол несовершенного вида «танцевать», от него образуются причастие несовершенного вида «танцующий» (какой?/что делающий?), деепричастие несовершенного вида «танцуя» (что делая?).
  • Возвратность/невозвратность (наличие/отсутствие возвратного суффикса -сь/-ся). Пример: возвратный глагол «смеяться», от него образуются возвратное причастие «смеющийся» и возвратное деепричастие «смеясь». Невозвратный глагол «кричать», от него образуются невозвратное причастие «кричащий», невозвратное деепричастие «крича».
  • Переходность (управление беспредложной формой существительного, которая стоит в винительном падеже). Пример: переходный глагол «вкушать» — вкушать скороспелую славу, вкушающий скороспелую славу, вкушая скороспелую славу. Непереходный глагол «влюбляться» — влюбляться в красавиц, влюбляющийся в красавиц, влюбляясь в красавиц.

Чем отличается причастие от деепричастия?

Отнюдь не все глагольные признаки присущи обеим морфологическим единицам.

Глагольные признаки, характерные причастию:

  1. Залог (действительный и страдательный). Пример: глагол «рассказывать», от него образуются действительное причастие «рассказывающий», страдательное причастие «рассказанный».
  2. Категория времени . Пример: глагол «любить», от него образуются причастия «любящий» (настоящее время/ что делающий?) , «любивший» (прошедшее время/ что делавший?).

Глагольные признаки, характерные деепричастию:

  • Залог . Деепричастия могут стоять только в действительном залоге. Некоторые учёные – лингвисты выделяют ещё и средневозвратный залог, который, по сути, является таким глагольным признаком как возвратность.

Признаки прилагательного, характерные причастию:

  1. Род . Пример: глагол «купить» — «купленный галстук», «купленная рубашка», «купленное платье».
  2. Число . Пример: глагол «прикормить» — «прикормленная кошка, «прикормленные кошки».
  3. Форма (полнота и краткость, изменяются только страдательные причастия). Пример: глагол «жарить» — «жареные каштаны», «каштаны жарены».
  4. Падеж (по падежам могут изменяться только причастия в полной форме). Пример: глагол «смущать», от него образуется причастие «смущённый».
  • И.п. (кто?/что?) – смущённый юноша.
  • Р.п. (кого?/ чего?) – смущённого юноши.
  • Д. п. (кому?/ чему?)– смущённому юноше.
  • В. п. (кого?/что?) – смущённого юношу.
  • Т. п. (кем/чем?) – смущённым юношей.
  • П. п. (о ком?/о чём?) – о смущённом юноше.

Синтаксическая функция — определение, примыкает к подлежащему или дополнению. Пример: Заплаканная женщина провожала взглядом удаляющийся поезд. Женщина (какая?) – заплаканная. Аналогичную функцию выполняют причастные обороты, являясь обособленными определениями (если не находится в абсолютном начале предложения; выделяется запятыми). Струи дождя, хлещущие по окнам, мерцали в тусклом свете фонаря. Струи дождя (какие?) – хлещущие по окнам.

Отвечает на вопросы, задаваемые к прилагательному: «какой?», «какая?», «какое?» и т.д. У деепричастия нет признаков прилагательного, зато оно обладает признаками наречия.

Признаки наречия, характерные деепричастию:

  1. Неизменяемость . Деепричастия не могут изменяться по временам, родам, падежам числам, как причастия.
  2. Синтаксическая функция – обстоятельство (обособленное, выделенное запятыми). Пример: Краснея, он признался матери, что прогуливал занятия в музыкальной школе. Он признался матери (как?) – краснея. Аналогичную функцию выполняют и деепричастный оборот(обособленное обстоятельство, выделенное запятыми). Спросив дорогу у проходящего мимо старика, она, наконец, нашла дом, в котором её уже давно ждали. Она нашла дом (как?) – спросив дорогу у проходящего мимо старика.
  3. Отвечает на вопросы, задаваемые к наречию «как?», «когда?», «зачем?» и т.д.

Обобщение

Ключевое отличие данных морфологических единиц состоит в том, какую синтаксическую роль они несут. Также им присущи разные признаки.

Ответ на вопрос, чем отличается причастный оборот от деепричастного, кроется в терминологии. Достаточно вспомнить, что представляют собой их образующие части речи:

  • причастие – неспрягаемая форма глагола, обладающая и признаками прилагательного, выражающая процессуальный признак предмета;
  • деепричастие – неспрягаемая форма глагола, обладающая и признаками наречия, выражающая процессуальный признак действия (чаще обозначает добавочное).

Сочетание причастий и деепричастий с грамматически зависимыми от них словами называют оборотами.

Сравнение

Рассматриваемые синтаксические конструкции наследуют все свойства и особенности их основообразующих частей речи. Причастный оборот обозначает временный признак предмета как действие, которое он производит или которому подвергается. Петр, возглавивший Сухопутный шляхетский кадетский корпус , проявил себя как достойный продолжатель дела Миниха. Деепричастный оборот обозначает добавочное действие, характеризующее другое действие. София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, прибыв в Россию , постаралась как можно скорее стать Екатериной Алексеевной.

Отличие причастного оборота от деепричастного легко заметить по заданным вопросам: первый отвечает на «что сделавший/делавший/делающий?» или же, обобщенно, «какой?»; второй – «что делая/сделав?» или же «как/каким образом?».

Причастный оборот связан с существительным, числительным или местоимением, деепричастный – с глаголом-сказуемым. Он всегда относится к лицу, совершающему основное действие. Берлиозу, умеющему говорить многословно, но содержательно , беседа с якобы иностранцем давалась легко. Поэт Бездомный, вынужденно выступая в роли слушателя , его точку зрения полностью разделял.

Деепричастный оборот не изменяется, в отличие от причастного, который склоняется по родам, числам и падежам. Купивший шоколад мальчик, купившая шоколад девочка, купившие шоколад первоклассники, купившему шоколад в подарок, купившего шоколад клиента . Мальчик (девочка, первоклассники), купив шоколад , направился (-лась, -лись) к выходу.

В предложении причастный оборот выступает в роли согласованного обособленного определения (и подчеркивается волнистой линией при синтаксическом разборе), деепричастный – в роли обособленного обстоятельства (графически обозначается точками с тире).

В чем разница между причастным и деепричастным оборотом с точки зрения пунктуации? Для первого важно его расположение относительно определяемого слова: когда оно в предложении стоит впереди, то конструкция выделяется запятыми, когда наоборот – знаки препинания между ними не ставятся. Причастный оборот обособляется в любом случае, если относится к личному местоимению, имеет добавочное причинное, условное или уточняющее значение, а также если между ним и определяемым словом есть другие члены предложения.

Деепричастный оборот выделяется запятыми всегда, если не является частью устойчивого сочетания (спустя рукава, сломя голову). Исключение составляют случаи, когда он входит в смысловой центр высказывания. Студенты, ждавшие Кедрова изрядно нервничая и заранее благоговея, расходились в недоумении. Кроме того, если он выступает членом предложения, однородным с необособленным обстоятельством, то пунктуационно не выделяется. Девочку с фамилией Бруштейн члены институтской комиссии изучали подозрительно и нахмурясь.

Таблица

Причастный оборот Деепричастный оборот
Образован причастием с зависимыми словами (носит признаки прилагательного) Образован деепричастием с зависимыми словами (носит признаки наречия)
Обозначает признак предмета, отвечает на вопросы «что делавший/сделавший?» Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы «что делая/сделав?»
Относится к существительному, местоимению, числительному Относится к глаголу-сказуемому
Изменяется по числам, родам и падежам Не изменяется
Выступает в роли обособленного определения Выступает в роли обособленного обстоятельства
Для обособления важно расположение относительно определяемого слова Обособляется независимо от места в предложении
Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1. Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции.
2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
3. Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.
4. В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка.
5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.
6. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
7. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.
9. Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
10. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба.
2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.
3. Автору пришлось присутствовать при сцене у помещика Пеночкина, которая надолго останется у него в памяти.
4. В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет.
5. Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью.
6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
7. Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня.
8. Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь.
9. Илья входил на двор с важным видом человека, который хорошо поработал.

Подсказка 1

1. Ошибка в употреблении времени причастия.
2. Формы причастий на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными формами: вместо «сын, воспитывающийся отцом» сын, воспитываемый отцом. Иногда такая замена необходима потому, что частица -ся имеет различные значения, в том числе возвратное и страдательное, которые могут смешиваться; например, вместо «коровы, отправляющиеся на убой» нужно...отправляемые на убой.
3. Ошибочны формы причастий на -ший от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени), поскольку такой формы причастия не существует («сделающий», «вздумающий» и т. п.).
4. Неправильны формы причастий с частицей бы, поскольку глаголы в сослагательном наклонении причастий не образуют («выступление, вызвавшее бы возражения» и т п.).
5 Причастный оборот должен полностью стоять или после определяемого существительного (книга, лежащая на столе), или перед ним (лежащая на столе книга), но не должен разрываться определяемым словом («лежащая книга на столе»).
6. Неправильный порядок слов в предложении с обособленный причастным оборотом.
7. Замена невозможна, потому что в главном предложении имеется соотносительное слово (форма указательного местоимения то).
8. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени.
9. Замена невозможна, если союзное слово который стоит в творительном или дательном падеже (замена возможна, если слово который стоит в именительном или винительном падеже без предлога).
10. Замена невозможна, потому что сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме сослагательного наклонения.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.
2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
3. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.
4. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.
5. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.
6. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
7. Пользуясь логарифмической линейкой, расчет производится быстро и легко.
8. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.
9. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.

Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.
2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело.
3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков.
4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради.
5. Когда Плюшкин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя такой пылью, что тот чихнул.
6. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами.
7. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.
8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики.
9. Не восстановив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.
10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

Подсказка 2

1. Ошибка в употреблении вида деепричастия.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам; например: «Возвращаясь домой, меня застиг дождь».
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее, например: «Подходя к лесу, мне стало холодно».
4. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают, например: «Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода».
5. Нагромождение деепричастий, создающее неблагозвучие.
6. Замена невозможна, потому что главное предложение безличное.
7. Замена невозможна, потому что в главном и в придаточном предложениях разные подлежащие.
8. Замена невозможна, потому что деепричастие указывает на образ действия.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие - это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне )

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.



error: