Понятие грамотности включает в себя. Понятие грамотности и этапы развития грамотности

Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * … Сводная энциклопедия афоризмов

Подготовленность, осведомленность, знакомство, знание, компетентность, квалифицированность, информированность Словарь русских синонимов. грамотность см. осведомлённость Словарь синонимов русского языка. Практичес … Словарь синонимов

Современная энциклопедия

Определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения один из базовых показателей его социально культурного развития. Конкретное содержание понятия… … Большой Энциклопедический словарь

Грамотность - ГРАМОТНОСТЬ, первоначально определенная степень владения навыками чтения и письма в соответствии с устоявшимися нормами родного языка. Исторически понятие грамотности расширялось от элементарных умений читать, писать, считать к владению некоторым … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГРАМОТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ГРАМОТНОСТЬ - ГРАМОТНОСТЬ. Определенная степень владения человеком навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного (изучаемого) языка. Один из базовых показателей социально культурного развития человека … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

грамотность - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN literacy … Справочник технического переводчика

Уровень грамотности по странам мира (отчёт о развитии человечества 2011) Грамотность степень владения человеком навыками письма и … Википедия

Под словом грамотный обыкновенно подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Грамотность за 10 минут в день круговой тренажер , Бахурова Е.. В пособии собраны орфограммы из курса русского языка начальной школы, вызывающие наибольшие трудности у учащихся 1-4 классов…
  • Грамотность за 10 минут в день , Бахурова Евгения Петровна. В пособии собраны орфограммы из курса русского языка начальной школы, вызывающие наибольшие трудности у учащихся 1-4 классов…

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

Микнис Диана Тугаудасовна

аспирант МПГУ, Москва

e-mail: [email protected]

FUNCTIONAL LITERACY AS A METHODOLOGICAL CONCEPT

Diana Miknis

Postgraduate Student

The Moscow State Pedagogical University

e-mail: [email protected]

Аннотация . В статье раскрывается взгляд на функциональную грамотность в методическом аспекте.

Abstract. The article reveals the view of the consept of functional literacy in the methodological aspect.

Ключевые слова: функциональная грамотность, методика преподавания русского языка.

Keywords: functional literacy, methods of teaching the Russian language/

В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач. В Законе «Об образовании», в образовательной инициативе «Наша новая школа» и других нормативных документах формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

В педагогической науке представление о «функциональной грамотности/неграмотности» появилось в конце 60-х г., впервые было обозначено в документах ЮНЕСКО как международная проблема, касающаяся развитых стран мира. На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, 1965 г.) был предложен термин «функциональная грамотность». Согласно новой редакции документа, «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общины».

В 1967-1973 гг. ЮНЕСКО разработала и стала осуществлять Всемирную экспериментальную программу распространения грамотности, в которой концепция и стратегия функциональной грамотности понимались как обеспечение процесса овладения чтением и письмом, приобретение общих практических знаний.

Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать. Б.С. Гершунский утверждает, что формирование грамотности является прерогативой не только школы, но и общества в целом, так как представление о том, что грамотность сводится лишь к овладению элементарными навыками чтения, счета и письма, устарело. Появление феномена функциональной грамотности существенно расширило временные рамки приобретения тех или иных компонентов грамотности.

Рассмотрим функциональную грамотность как методическое понятие, способствующее развитию различных компетенций учащихся на уроках русского языка.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности на уроках русского языка :
- коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменнойречи;
-
информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
-
деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. При изучении русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является с пособность понимания текста как важнейшей из тех, которыми должны владеть выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции; различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.

К методическим факторам, которые мы учитываем в первую очередь, включая тексты в учебный процесс, относим: критерии отбора текстового материала; виды работ, целесообразных со стороны включения текста в урок; организация урока с использованием возможностей опоры на текст.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции , но и языковой и лингвистической. Таким образом, языковая компетенция предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности, а лингвистическая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов. Типы заданий должны быть продуктивными. При развитии языковой компетенции это может быть анализ слов и форм, сопоставление одного явления с другим, составление схем и таблиц, создание текста на основе схем и таблиц. Работа со словарем, обращение к памятникам культуры, высказывания о языке, сравнение явлений в разных языках – все это направлено на освоение лингвистической компетенции учащихся.

Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе, а грамотность – академическим, связанным с деятельностью образовательных учреждений. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в различных областях. В новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, уже имеет свое место в научной и педагогической парадигме.

Список использованной литературы

  1. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века [Текст] // Советская педагогика. – 1990. – С.58-64.
  2. Гершунский Б.С. Философия образования [Текст]. – М.: МПСИ, Флинта,1998. – 432с.
  3. Ермоленко В.А., Перченок Р.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. – М.: ИТОП РАО,1999. – 228 с.
  4. Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст] // Человек и образование. - 2006. – ном.8,9. – С. 44-49.

Грамотность - определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально - культурного развития.

Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать - к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность) .

Грамотность - в широком смысле знание законов и правил предмета в сочетании с твердыми навыками пользования ими в процессе деятельности. Содержание понятия и уровень грамотности меняются в связи с общим культурным ростом народа и теми требованиями, которые предъявляются к грамотности на определенном этапе экономического политического и культурного развития страны в зависимости от существующего в ней общественного и государственного строя .

Грамотность -- степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке.

В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, называют «полуграмотными».

В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни .

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка - это одна из основных задач учителя - словесника.

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Этапы работы по развитию грамотности разделены на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед.

На первом этапе работы дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.

Учащиеся знакомятся со словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в таком слове орфографическую ошибку сделать нельзя, то есть в нём может совсем не быть орфограммы.

На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, то есть различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой - в слабой с помощью восприятия слова на слух.

На третьем этапе осваивается новый способ записи слов - запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.

Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой - ее нужно сначала узнавать. А это непросто. Проверять букву мы будем учиться позднее. А пока вместо гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски.

На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании.

Следующим шагом вперед (пятый этап) является восприятие орфограммы на слух.

Шестой этап - выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей части слова.

По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения .

Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе уровня владения фонетикой, грамматическим, словообразовательным материалом, а также развитым и активизированным словарем и фонематическим слухом.

Сегодня говорят о компьютерной, экологической, правовой, политической, экономической, географической грамотности, имея в виду освоение комплекса соответствующих знаковых систем и умений оперировать их элементами. Всякая деятельность – это процесс разрешения проблем того или иного уровня сложности и чем выше этот уровень, тем значимее интеллектуально-познавательный компонент деятельности и тем обязательнее предварительное обучение. Поэтому в современных условиях путь к более полной реализации всех жизненно важных интересов человека пролегает через непрерывное образование.

От степени доступности и содержания тех или иных форм и уровней образования, включая, разумеется, наличие соответствующей мотивации самого субъекта, непосредственно зависят: мера материального благополучия, характер социального самочувствия, степень свободы принятия решений и выбор линии поведения.

Как уже отмечалось, принято отличать две основные формы грамотности – общую и функциональную. Общая грамотность складывается из совокупности систематизированных знаний и базируется на адекватном понимании человеком окружающей действительности.

Под функциональной грамотностью понимается способность к компетентному и эффективному действию. Она является социальным феноменом поскольку от нее зависит мера реализации жизненных интересов человека и характер его взаимоотношений с обществом.

Многочисленные несовпадения общей и функциональной грамотности заставляют задуматься о том, насколько адекватно фиксируется реальный процесс взаимодействия интеллектуальных возможностей человека и его деятельных потенций. По всей вероятности, основная причина неэффективной деятельности заключается не столько в отсутствии у субъекта знаний, умений и навыков, сколько в недостаточности самих этих компонентов грамотности для выполнения практической задачи высокого уровня сложности.

Непрерывное образование предполагает, в частности, обучение человека тому как самостоятельно осваивать новые знания. В принципе, этот тип образовательной деятельности может быть назван методологической грамотностью, хотя, разумеется, ни одно учебное заведение его не формирует. На наш взгляд, суть методологической грамотности состоит в активном овладении способами познания, операциями мышления, аналитическими умениями и приемами практического действия, общими для всех видов деятельности. Ею должен овладеть каждый независимо от рода профессиональных занятий, поскольку она придает процессам целеполагания и целеосуществления рациональный характер. О каком бы виде деятельности речь ни шла, будь то профессиональные занятия, участие в политическом движении, воспитании детей или спортивной игре, везде требуется предварительное изучение определенных правил и процедур, вытекающих из объективной логики ее предмета.

Надо полагать, каждому виду деятельности соответствует своя грамотность. К числу наиболее существенных можно отнести следующие виды грамотности:
а) технологическая – способность компетентно и эффективно разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий;

б) экономическая – знания теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание сути экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации;

в) гражданско-правовая – знание и понимание своих прав и обязанностей в широком контексте общественной жизни;
г) политическая – понимание социальной природы власти и государства, умения и навыки ведения общих дел и защиты общих интересов;
д) социально-коммуникативная – способность понимать других, овладение "языком" вербального и невербального общения, навыки взаимопонимания и совместной деятельности;

е) общекультурная – знания из области естественных, общественных и гуманитарных наук, а также по истории и современности художественной культуры;

ж) поведенческая – знание и понимание т.н. простых норм нравственности, правил служебного и прочего этикета, умение действовать сообразно ситуации;

з) методологическая – умение приращивать знания и углублять понимание жизни на основе интеграции теоретического знания и социального опыта. Последний вид грамотности служит необходимой предпосылкой всех остальных.

Предлагаемая классификация характеризует грамотность в ее горизонтальном измерении. Она показывает многообразие ее видов и тем дает представление об основных компонентах, на которых может складываться современный стандарт грамотности. Внутри каждого из видов существует определенная градация, характеризующая грамотность в ее вертикальном измерении и позволяющая уточнить качественные параметры стандарта грамотности.

Вопрос об уровнях грамотности чрезвычайно актуален сегодня. Он должен внести ясность в содержание задач, стоящих перед различными ступенями единой образовательной лестницы. Предложенная ниже классификация базируется на концепции непрерывного и поступательного развития личности и фиксирует основные стадии этого процесса. В основании классификации – мера овладения знаковой системой естественных и искусственных языков.

Квазиграмотность или предграмотность. В основе всякой грамотности стоит слово, составляющее первоэлемент присущей человеку знаковой системы. Абсолютной неграмотности не бывает: неумеющие читать и писать умеют говорить с пониманием смысла употребляемых слов и их комбинаций. Это умение составляет необходимую предпосылку дальнейшего организованного обучения. В свою очередь, при отсутствии последнего, овладение устной речью как бы консервируется на однажды достигнутом уровне. Взрослые неграмотные, как показали исследования, уступают своим сверстникам по целому ряду показателей интеллектуального развития – способности оперировать абстрактными категориями, критичности мышления, восприятию нового. Говорить о противоположном термине нет смысла: люди, не овладевшие устной речью, допустим, в силу ограничений, наложенных природой, - большое исключение.

Элементарная или исходная (базовая) грамотность – заключается в умении читать и писать в пределах ограниченного словарного запаса, отражающего реалии повседневного, преимущественного бытового окружения. Противоположный термин – неграмотность в традиционном понимании.

С точки зрения заявленного основания данной классификации, элементарная грамотность – это способность составлять слова из знаков родноязычного алфавита, умение правильно произносить их и строить из них простейшие (состоящие в основном из нераспространенных предложений) связные тексты и излагать их в письменной форме. Это также умение считать предметы ближайшего окружения, фиксировать в цифрах их количественное соотношение (куриц – 10, уток – 6), а также изменения в нем с привлечением действий сложения и вычитания.

В связи с этим, представляют интерес наблюдения, сделанные во время исследований по проблеме взаимосвязи грамотности базовой и функциональной в ряде европейских стран. Оказалось, что отсутствие образования, а также элементарных навыков письма, чтения и счета, в некоторых случаях не является препятствием в выполняемой работе. Люди с данным уровнем грамотности могут быть востребованы на рынке труда при условии адаптированности к необходимому перечню профессиональных действий. Кстати, в сохранении низкого уровня грамотности работника, часто бывает заинтересован работодатель, поскольку это позволяет применять наиболее низкие ставки оплаты труда.

Функциональная лингвистическая грамотность – активное овладение нормативным языком и запасом слов, отражающих реалии в сфере труда и других сферах общественной жизни, понимание грамматического строя языка и умение использовать при письме его выразительные средства. В этот же уровень входит отчетная грамотность в рамках умения производить необходимые в поседневной жизни обсчеты, в т.ч. с привлечением технических средств. Противоположный термин – безграмотность, т.е. плохое понимание основ деятельности, влекущее частные ошибки.

Базовая общекультурная грамотность - овладение основными понятиями фундаментальных наук о человеке, природе и обществе, а также основами художественной культуры и элементами ее языка. Противоположный термин – необразованность, т.е. низкий уровень осведомленности в вопросах науки и культуры.

Универсальная функциональная грамотность или компетентность – способность к нормативному исполнению социальных ролей, основанная на успешном освоении теоретических знаний и имеющегося практического опыта в различных сферах общественной жизни (технология, экономика, политика, культура). Противоположный термин – дилентатизм, то есть ограниченная компетентность, не соответствующая уровню сложности решаемых проблем и выполняемых задач.

Надфункциональная грамотность – объем знаний, развитие интеллектуальных потенций и духовного мира в целом, превышающие уровень функционально необходимых требований. Ее также можно назвать освобождающей или самоцельной грамотностью, имея в виду широту кругозора, а также способность человека преодолевать детерминирующее воздействие обстоятельств ближайшего социального окружения, расширение диапазона его свободного волеизъявления. Противоположный термин – духовно-культурная ограниченность, порождающая социальный конформизм.

Творческая грамотность – способность к компетентной новаторской деятельности, умение создавать новое, преемственно обогащать имеющийся социальный опыт собственным вкладом. Противоположный термин – стандартность и некритичность мышления, удерживающие индивида в рамках репродуктивной деятельности. Творческая грамотность, как и все предшествующие ей уровни, имеет ряд восходящих ступеней. Главные из них: а) способность к новаторству в сфере общественной практики; б) способность вырабатывать качественно новое знание. В данном случае речь идет о первой ступени.

Метаграмотность или послеграмотность – уровень развития творческого потенциала, превышающий результаты обучения, учения, самообразования и других форм присвоения готовых знаний. Имеется в виду способность эффективно осуществлять поисковый процесс в сфере духовного производства, зависящая во многом от опыта обращения с метафизическими объектами, врожденной одаренности, интуиции, эмоционального отношения к объекту познания. Эта способность, скорее всего, результат самонаучения строить мыслительный поисковый процесс с привлечением теоретических абстракций.

В качестве противоположных терминов могут быть названы –бессистемная эрудиция, вульгарный рационализм, узкопрагматически ориентированное новаторство в сфере технологии, экономики, политики.

Закономерен вопрос о сходстве и различии между творческой грамотностью и метаграмотностью. В первом случае подразумевается способность к новаторскому действию, основанная на активном освоении имеющихся знаковых систем; во втором – способность к их обогащению новыми элементами или новым пониманием уже имеющихся.

Первый из перечисленных уровней грамотности складывается вне системы образования, последний базируется на достигнутых в ее стенах результатах. Их выделение дает представление о том, как лучше подготовить фундамент образовательной деятельности и на какие конечные цели ее направить.

обладание пониманием, знаниями и умениями, необходимыми для успешной деятельности в какой-либо области. Термин имеет узкую (традиционную) и более широкую интерпретацию, обозначая умение читать, писать и производить расчеты с применением четырех действий арифметики, а также способность оперировать знаковыми системами естественных и искусственных языков при осмыслении и выполнении тех или иных задач. Первое толкование является одним из частных случаев второго, которое может рассматриваться как универсальное.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГРАМОТНОСТЬ

определенная степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматич. нормами родного языка. Применительно к характеристике населения - один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия Г. менялось исторически, расширяясь с ростом обществ. требований к развитию индивида - от элементарных умений читать, писать, считать и т. п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков (т. н. функциональная Г.).

Вопросы определения понятия Г., его статистич. характеристики с кон. 19 в. рассматривались на междунар. совещаниях по статистике и программам переписей населения. Ген. конференция ЮНЕСКО (10-я сессия, Париж, 1958) рекомендовала всем странам при проведении переписей населения считать грамотными лиц, умеющих читать с пониманием прочитанного и написать краткое изложение о своей повседневной жизни. Полуграмотный - умеющий только читать. На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин «функциональная Г.», а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о междунар. стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО; согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в к-рых Г. необходима для эффективного функционирования его группы или общины и к-рые дают ему также возможность пользоваться чтением, письмом и, счетом для своего собств. развития и для, развития группы или общины.

В странах, достигших сплошной Г., применяется показатель уровня образования населения, а показатель Г. сохраняет свое значение в ист. оценке развития культуры. Практически же оба показателя находят применение в характеристике достигнутого уровня культурного развития населения стран мира.

Потребность в Г. и в обучении грамоте связана с возникновением систем графич. письма и зародилась в раннеклассовом обществе. Переход общества к знаково-графич. способам хранения и передачи социально значимой информации представлял собой огромный скачок в культурном и обществ. развитии человечества, и Г. стала важнейшим средством владения письменной культурой.

В докапиталистич. формациях Г. - достояние господствующего класса и не-к-рых социальных категорий, связанных с системой управления и обслуживанием письменной культуры. В определенной степени Г. затрагивала торговые и ремесл. слои населения, для к-рых умение писать, читать и считать требовалось самим характером деятельности. В феод. обществе грамотой владела незначит. часть населения, гл. обр. городского (по-видимому, не более 10-15%). Реальные данные о Г. в ср. века фрагментарны, могут быть получены лишь косвенным путем.

Ист. рубежом в развитии Г. населения в целом выступает становление капиталис-тич. уклада. В ее распространении выделяются 3 крупных ист. периода, связанных со спецификой путей и этапами становления бурж. общества: Реформация (16-17 вв.), Просвещение (18 в.), пром. революция (19 в.).

Протестантизм модифицировал религ. идеологию, трактовку в ней человека, смысла и целей его земного бытия. Важнейшим пунктом церк. перестройки было обеспечение связи верующего с вероучением без посредства священнослужителя. Протестантские церк. уставы предусматривали обучение грамоте пономарем (Саксония, Дания), контролируемое церковью обязат. обучение грамоте в семье (Швеция, Финляндия), практику домашних и странствующих учителей (Норвегия), учреждение сети церк.-приходских школ и организацию массового нач. обучения (герм. гос-ва, Англия, Шотландия). В результате утверждения в большой группе европ. гос- в протестантизма как господствующей религии в них начался достаточно устойчивый рост Г.

В борьбе с Реформацией и римско-ка-толич. церковь была вынуждена расширять свое влияние на население католич. стран с помощью школы. В сфере нач. обучения активно действовали католич. ордена, прежде всего пиаристы. Во Франции, напр., с 1566 до кон. 17 в. принято более 10 королевских эдиктов, предписывавших обучать детей в каждом приходе. Заметный рост Г. можно здесь проследить по косвенным данным - подписям на брачных актах: в 1686-90 грамотными были 29% женихов и 14% невест; в 1786-90 - 47% женихов и 27% невест. Существенным для распространения Г. было также то обстоятельство, что католич. страны оказались поставленными в условия конкуренции с гос-вами, обладавшими исторически более прогрессивными источниками интенсивного обществ. развития.

Ряд католич. гос- в стремился в 18 в. найти выход из этого соперничества на путях политики просвещенного абсолютизма. Шк. реформы 1774 и 1777 в Австрии, подкрепленные отменой (80-е гг. 18 в.) личной зависимости крестьян, создали фундамент распространения Г. в собственно Австрии и в чеш. землях империи Габсбургов (здесь нар. школой в 80-х гг. 18 в. было охвачено более 60% детей соответствующего возраста). Подобные реформы проведены в Венгрии, Ломбардии, Бельгии. Политику просвещенного абсолютизма проводили в 18 в. и нек-рые протестантские гос-ва: шк. реформы в Саксонии, Пруссии, Гессене стали шагом к обязат. нач. обучению, что еще более ускорило распространение Г. В 18 в. понятие Г. расширилось с развитием мануфактурной пром-сти, а затем и машинной индустрии; назрела объективная необходимость включения в содержание обучения не только чтения и письма, но и арифметики и др. элементов реального знания. Эта проблема выявила несостоятельность церк.-приходской школы.

Принятие в 19 в. гос. законов о всеобщем нач. обучении для протестантских и нек-рых католич. стран Зап., Центр. и Сев. Европы фиксировало завершение секуляризации школы и совпало с заключит. этапом распространения Г. Эти реформы явились отправным пунктом для стабильного роста Г. лишь в запаздывавших в своем капиталистич. развитии странах Юж. и Вост. Европы: Португалии. Испании, части Италии, транслейтанской части Австро-Венгрии, Греции, Сербии, Болгарии, Румынии, России. В них решающим для распространения Г. оказался социально-экон. сдвиг, вызванный пром. переворотом 2-й пол. 19 в.

В 70-80-е гг. 19 в. зафиксировано достижение практически полной Г. населения Швейцарии, Германии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Швеции. Уровень Г. грамотноспособного населения (т.е. населения без дошкольников и мл. школьников) к 1890 составлял здесь 98-99,8% (грамотные и полуграмотные). В Великобритании этот показатель для 1890 был 90,9% (население в возрасте 10 лет и старше). Подобное отставание произошло потому, что законы о гос. нач. школе были приняты с большим запозданием, только в 1870 и 1872. Задачу распространения всеобщей Г. до этого пытались решить обществ. школы с Белл-Ланкастер-ской системой обучения.

Специфич. характер имело распространение Г. в Финляндии. В 1890 при 98% грамотных и полуграмотных полностью грамотные (т.е. умевшие читать и писать) составляли 21,1%. С принятием закона 1866, заменившего домашнее обучение чтению регулярным шк. обучением, доля полностью грамотных быстро возрастала-38,8% в 1900; 55,3% в 1910; 69,9% в 1920; 84,1% в 1930 (лица в возрасте 15 лет и старше).

Неравномерной была в кон. 19 в. Г. населения США, где процесс ее распространения шел по «протестантскому» типу. Общая Г. лиц в возрасте 10 лет и старше в 1880 достигла 83,0% (грамотные и полуграмотные); при этом Г. среди белого населения - 90,6%, среди остального - 30,0%. В 1900 эти показатели составили 89,3% (соотв. 93,7% и 55,0%). Г., по переписям 1910, 1920, 1930, составляла соотв. 92,3%, 94,0%, 95,7%.

Значительно отставала группа католич. стран - Франция, Бельгия, цислейтан-ская часть Австро-Венгрии. В 1890 общий уровень Г. достигал здесь 65-75% (т.е. ниже уровня стран первой группы на 20-30%). Всеобщая Г. достигнута в этих странах в основном уже в 20- 30-е гг. 20 в. Грамотные и полуграмотные составляли? общей численности грамотноспособного населения во Франции в 1921 - 91,8%, в 1930 - 94,7%, в 1935 - 96,0%; Бельгии в 1920 - 91,7%, в 1930 - 94,4%; Чехословакии в 1921-92,6% в 1930 - 96,3%. Св. 95% в 20-е гг. была Г. населения Австр. республики. С нек-рым опозданием - в 30-х гг. перешла рубеж 90% Г. населения Венгрии.

Отд. подгруппу составили Италия и Польша: в нац. гос-вах воссоединились территории с разными типами и Значит. диспропорциями культурного развития населения. В 20-30-х гг. 20 в. число грамотных и полуграмотных в этих странах достигло 65-80%, и завершение распространения Г. пришлось на период после 2-й мировой войны.

К ряду стран, динамично решавших в 1918-39 проблему распространения Г., принадлежала Япония. Система образования совр. типа создана в ней в период реформ Мэйдзи (с 60-х гг. 19 в.). Законы 1872 и 1879 ввели обязат. 4-летнее обучение, в нач. 20 в. оно стало 6-летним. Вследствие иероглифич. характера япон. письменности 4-летняя школа не могла первоначально обеспечить полную Г. учащихся. К 1905 охват детей всеобщим нач. обучением достиг 95,6%, а в 1935 лишь 7,1% населения в активном возрасте не имела образования. В 1950 Г. населения составила св. 90%. По переписи 1960, она достигла 97,8% (возраст 15 лет и старше).

Значительно отставало развитие Г. в большой группе стран Европы: Испании, Португалии, Греции, Болгарии, Сербии, Румынии и др. К нач. 20 в. Г. населения в них составляла всего 20-45%. В Албании всеобщее нач. обучение законодательно установлено в нач. 20-х гг.; Г. населения составляла в кон. 30-х гг. не более 15-17%. Полная Г. в этих странах достигнута после 2-й мировой войны.

В нек-рых странах Вост. Европы, где после 1945 по примеру СССР проводился курс на форсированное строительство социалистич. общества, были приняты энергичные усилия для преодоления неграмотности, прежде всего среди населения в активном возрасте. В Болгарии и Румынии приближение к всеобщей Г. населения произошло в 60-е гг., в Югославии - в 80-е гг. В остальных странах Европы заключит. этап в достижении полной Г. начался в 80-е гг. По данным ЮНЕСКО, Г. населения в возрасте 15 лет и старше в 1981 составляла в Испании 92,6%, в Греции 90,5%, в Португалии 79,4%.

По характеру распространения Г. к странам этого типа принадлежала и дорев. Россия. Резервы экстенсивного развития, к-рыми здесь располагал феод. способ ведения х-ва, тормозили вызревание ка-питалистич. уклада и соответствующих ему политич. и социальных факторов, стимулирующих культурный процесс. Практически до сер. 19 в. Г. за пределами господствующих сословий лишь в миним. степени захватывала крестьянство, отчасти - купечество и ремесленников. На рубеже 19 и 20 вв. (по данным переписи 1897) Г. населения составила лишь 27,0% (грамотными считались умевшие хотя бы читать; учет производился для лиц в возрасте от 9 лет и старше). Внутри страны весьма значительными были различия в Г. населения - от прибалтийских губерний с высоким ее уровнем (Эстляндская- 95%, Лифляндская - 92%, Курлянд-ская - 85%) до практически полностью неграмотных, находившихся на докапиталистич. и даже дофеод. стадиях обществ. развития вост. частей империи, мн. народности к-рых не имели собств. письменности. Региональные показатели Г. отразили эти диспропорции: Привислин-ский край - 41,0%, Европ. Россия - 30%, Кавказ - 17%, Сибирь - 16%, Ср. Азия (Туркестан) - 6%. Среди европ. губерний (без Прибалтики) резко выделялась Петербургская (62%), за ней шла Московская (49%), в остальных Г. составляла от 40% (Ярославская) до 19% (Пензенская) в зависимости от степени пром. развития каждой.

В процессе реализации провозглашенной идеи культурной революции задача распространения Г. решалась как за счет внешк. источников, так и за счет последо-ват. расширения и укрепления шк. сети. Именно последнее обстоятельство позволило в 1930 законодательно ввести всеобщее обязат. нач. обучение в объеме 4 классов и включить все подрастающее поколение в сисгему совр. культуры. В кон. 30-х гг. достигнут уровень Г. населения св. 80%. Ликвидация массовой неграмотности в СССР завершена после Вел. Отеч. войны. Процесс становления полной Г. завершался в кон. 60-х и в 70-е гг.: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в т. ч. и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959-32,9%, в 1970 - 22,4%, в 1979 - 11,3%.

После 2-й мировой войны процесс распространения Г. охватил развивающиеся страны Азии, Африки, Лат. Америки. Неравномерность этого процесса, культурная отсталость мн. стран т. н. третьего мира - прямое следсгвие колониализма. По данным ЮНЕСКО, Г. населения земного шара в возрасте 15 лет и старше составляла в 1985 72,3%, в т. ч. в развитых странах 97,9%, в развивающихся странах 61,8%. По отд. макрорегионам Г. составляла: в Лат. Америке 82,7%, в Азии 63,7%, в Африке 46,0.

Надежное статистич. описание ранних стадий распространения Г. (17 - 1-й пол. 19 вв.) сопряжено со Значит. трудностями. Со 2-й пол. 19 в. Г. учитывалась в ходе регулярных переписей населения, что позволяло с достаточной полнотой представить сравнит, картину ее эволюции. Помимо частных выборочных данных используются показатели Г. отд. возрастных групп или специфич. категорий населения (Г. рекрутов, новобранцев, новобрачных и др.). Часто эти разнородные данные используются параллельно и автономно, без попытки установить к.-л. связь между ними. По-видимому, такая зависимость существует, и прогресс в анализе эволюции Г. связан с определением корреляции между общей Г. населения и Г. составляющих его возрастов (генерационная Г.).

Общая Г. населения, фиксируемая переписью на определенный момент времени, слагается из взаимодействия целой группы факторов, к-рые и обусловливают тот или иной ее уровень. Эти факторы можно разделить на образовательные и демографические. К образоват. факторам относятся шк. Г. (определяется масштабами всеобуча, качеством обучения, возможностью получения образования на родном языке и т. д.), послешколь-ная (или внешкольная) Г. и возвратная неграмотность. Демогр. факторы - естеств. и миграц. движение населения. Динамика естеств. прироста, старение населения и т. п. процессы изменяют возрастную структуру населения, удельный вес и соотношение возрастов, что непосредственно отражается на общих показателях Г., даже если сама Г. возрастов остается неизменной. На общих показателях Г. сказывается структура Г. миграц. потоков, и тем сильнее, чем интенсивнее эти потоки. Доминирующим фактором, как правило, остается шк. Г. Общий рост Г. не происходит за счет фронтального одно-врем. роста Г. во всех поколениях. В условиях последовательно внедряемого всеобщего обучения изменение общего показателя Г. идет прежде всего за счет де-могр. механизма. Каждое новое взрослое поколение вступает в самостоят. жизнь, получив осн. норму Г., к-рую в целом сохраняет и в дальнейшем. Когда возможная Г. мл. возрастов обеспечена, общая Г. населения достигает 100% с опозданием в результате смены ст. поколений младшими. Переписи фиксируют общество каждый раз в новой комбинации поколений, т.е. с новой возрастной структурой Г. Последняя, усиленная или ослабленная массой поколений, их удельным весом, и дает каждый раз новый показатель Г. всего населения. Общая Г. населения слагается в каждый данный момент из Г. отд. возрастов, «взвешенной» пропорционально удельному весу каждого из них. Послешк. Г., возвратная неграмотность и влияние демогр. факторов корректируют результат как вторичные факторы. Лит.: Лав л ей Э., Нар. образование. Нар. школы: их совр. положение и относящееся к ним законодательство во всех гос-вах, СПБ, 1873; Левассер Э., Нар. образование в цивилизов. странах, т. 1 - 2, СПБ, 1898- 1899; Богданов И. МГрамотность и образование в дорев. России и в СССР, М., 1964; Просвещение в странах мира, М., 1967; К у з м и и M. H., Школа и образование в Чехословакии, М., 1971, гл. 1; Школа европ. социалистич. стран, Ми976; Progress of literacy in variqus countries, ; World of literacy in various countries, P., UNESCO, 1957; G r aff H. J., Literacy in history. An interdisciplinary research bibliography, Chi. M. H. Кузьмин.

Отличное определение

Неполное определение ↓



error: