Лишайники особая группа организмов. Лишайники — виды и названия, особенности строения, значение

Лишайники сообщение 5 класс по биологии кратко поможет углубить свои познания в области биологии. Также сообщение на тему лишайники расскажет много полезной информации об этих неприхотливых организмах.

Доклад о лишайниках

Лишайники – это единый организм, который в своем составе имеет грибы и одноклеточные водоросли. Такой симбиоз полезен для целого организма: пока гриб занимается поглощением воды с минеральными растворенными солями, водоросль параллельно из воды и углекислого газа производит органические вещества в процессе фотосинтеза. Лишайник является неприхотливым организмом, поэтому его можно повстречать в тех местах, где другой растительности нет. После их жизнедеятельности появляется перегной, который важен для других растений.

В природе встречаются разнообразные по окраске и внешнему виду лишайники. Часто на старых елях висят взлохмаченные бороды такого лишайника как вислянка. На коре деревьев, зачастую это осина, прикреплены округлые пластинки оранжевого цвета. Это лишайник стенной золотянки. В сосновых сухих лесах произрастает олений лишайник, представляющий собой белесые сероватые небольшие кустики. В сухую погоду это растение издает хруст, если пройтись по нему.

Где растут лишайники?

Они распространены практически везде. Поскольку растения не прихотливы, то их можно повстречать на камнях, голых скалах, на заборах, на коре деревьев, на почве. В тундре и северных регионах лишайники заселяют большие площади. Также они произрастают даже высоко в горах.

Виды лишайников

По внешнему виду выделяют такие группы растений:

  • Кустистые . Это самые сложные виды. Они образованы множеством округлых или плоских веточек. Произрастают на земле или свисают со скал, деревьев и с древесных остатков.
  • Накипные . Их таллом (слоевище) из грибов называется корочкой. Его нижний слой очень плотно срастается с камнем, землей или деревом. Поэтому если Вы попытаетесь отделить лишайник от организма, на котором он поселился, то, скорее всего, обойтись без повреждений всего растения не обойтись. Накипные лишайники произрастают на склонах гор, на деревьях, на бетонных стенах.
  • Листоватые . Лишайники похожи на пластины разной формы и разного размера. Они образованы выростками коркового слоя и плотно прикрепляются к организму, на котором растут.

Строение лишайников

У лишайников есть некоторые особенности, благодаря которым они объединены в отдельную группу. Структурные элементы представлены прозрачными нитями с зелеными округлыми клетками между ними. Ученые выявили, что бесцветные нити – это грибница гриба, а зеленые клетки – это одноклеточные водоросли. Эти два разных организма и формируют единый организм. Такой симбиоз помогает растению выгодно приспосабливаться к любым условиям окружающей среды. Лишайник всасывает и поглощает питательные вещества, воду отовсюду – из почвы, воздуха и даже пыли. Когда настает период засухи, то растение может высохнуть настолько, что ломается от малейшего прикосновения. А когда пройдут дожди, оно вновь оживает.

Царство Грибы

Грибы – большая и разнородная группа организмов. Они способны образовывать огромное количество спор, которые легко переносятся ветром. Среди грибов есть одноклеточные, но большинство – многоклеточные организмы. Они разнообразны по строению и размерам. Своеобразие грибов определяется сочетанием признаков как растений, так и животных. Как и растения, грибы неподвижны и постоянно растут. Как и растения, грибы способны синтезировать витамины.

Строение Грибов
Общие признаки Грибов
Многообразие и значение Грибов

Низшие грибы

Высшие грибы

Дрожжевые грибы

Плесневые грибы

Трутовики

Шляпочные грибы

Одноклеточные грибы-сапротрофы, питаются саха-ристыми веще-ствами.

Одноклеточные или многоклеточ-ные грибы, посе-ляются на органи-ческом субстрате.

Поселяются на лесной под-стилке, могут образовывать микоризу -симбиоз с кор-нями деревьев (подосиновик).

Используются в кондитерском производстве и для получения лекарств.

Используются для производства ан-тибиотиков (пе-гащиллип); портят продукты.

Разрушают дере-вья; некоторые используются для получения ле-карств (чага).

Есть съедобные (сморчок, ли-сичка и т.д.) и ядовитые (му-хомор, бледная поганка).

Царство Лишайники

Лишайники – это уникальные живые существа. Они представляют собой симбиоз гриба и водоросли. Их тело называют слоевищем. Оно состоит из гифов гриба и клеток зелёных водорослей.

Строение лишайников
Основные признаки Лишайников

Строение

Состоит из гифы гриба, одноклеточные водоросли и корнеподобные выросты (ризоиды)

Лишайники впитывают влагу всей поверхностью тела. Для них достаточно влаги росы, туманов.

Размножение

Лишайники могут размножаться кусочками слоевища, то есть вегетативно. Но некоторые лишайники образуют особые клубочки, образованные гифами гриба и клетками водоросли. Кроме того, грибы лишайника размножаются, как и положено грибам, спорами, а водоросли – вегетативно.

Значение

Роль лишайников в природе значительна:

Создают почву, пригодную для заселения мхами и другими растениями

Разрушение горных пород

Пища для животных

Использует их в качестве лекарств, красителей

Показатель чистоты окружающей среды

Типы слоевищ лишайников

_______________

Источник информации:

1. Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

2. Биология.Растения.Бактерии.Грибы и лишайники /В.П.Викторов,А.И.Никишов. -М.:ВЛАДОС,2012.-256с.

Лишайники - это действительно особенная группа организмов. Несмотря на то, что их нельзя в полной мере отнести ни к одному царству живых организмов, в отдельное царство их не выделяют. Дело в том, что каждый лишайник представляет собой тесный симбиоз двух или трех разных видов организмов.

Чаще всего лишайник образуется симбиозом гриба и одноклеточных водорослей. Однако существуют лишайники, образованные грибом и цианобактериями (сине-зелеными водорослями). Цианобактерий хотя и называют сине-зелеными водорослями, относят к бактериям, а настоящие водоросли - к растениям. Кроме того, существуют лишайники, образованные тремя видами: грибом, водорослью и цианобактерией.

Общее количество видов лишайников не такое уж и большое. Около 25000 видов.

Внутреннее строение тела лишайника бывает разным. Клетки водорослей могут находиться хаотично между гифами гриба. Но чаще всего в теле лишайника можно выделить отдельные слои. Сверху и снизу он покрыт коркой, образованной грибом. Снизу эта корка имеет специальные выросты для прикрепления к поверхности. Под верхним слоем корки идут клетки водорослей. Они должны быть недалеко от поверхности, чтобы до них доходил солнечный свет, который им нужен для фотосинтеза. Под ними идут сплетения гиф гриба, образующие основную массу тела лишайника.

Внешнее строение лишайников также бывает разным. По форме тела выделяют три группы лишайников: накипные, листоватые и кустистые. Название этих групп отражает, на что похожи лишайники. Накипные похожи на корку или накипь на камнях, деревьях, земле и др. Они плотно прикреплены к тому, на чем растут. Листоватые, соответственно, похожи на кучки листиков, а кустистые - на кустики.

Так в чем же смысл сожительства водоросли и гриба в лишайнике? Водоросль, как растение, способна к фотосинтезу. Она образует органические вещества. Гриб не способен к фотосинтезу. Ему для питания нужны готовые органические вещества. И он их берет у клеток водоросли. Для этого он их оплетает своими гифами или даже проникает внутрь. Но в чем же польза водоросли? Гриб защищает ее от пересыхания, снабжает водой и минеральными веществами. Ведь без воды фотосинтез невозможен. А поскольку лишайники часто обитают в холодном климате (например, тундре), где вода обычно превращается в лед и недоступна водоросли, сожительство с грибом важно для ее выживания в этих условиях.

Поскольку масса клеток водоросли намного меньше массы гриба в лишайнике, она не может обеспечить себя и гриб большим количеством органических веществ. Кроме этого, фотосинтез в лишайнике протекает менее эффективно, чем в обычных растениях. В результате лишайник растет очень медленно. В среднем несколько миллиметров в год.
В условиях сурового климата, там где не могут расти растения, лишайники служат кормом для травоядных животных. Иначе травоядные не могли бы там жить. И тогда не было бы там и хищных животных.

Лишайники, в отличие от наземных растений, могут расти на камнях и скалах, стволах деревьев. Им не нужна почва. Дело в том, что воду и минеральные вещества они поглощают всем телом, а не корнями, которых у них вообще нет. Лишайник впитывает воду как губка. Вода поглощается во время дождей, из воздуха, росы, тумана. Если в воздухе будут химические загрязнения, то лишайник отравится. Поэтому лишайники почти не растут в городах, так как часто воздух там грязный.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомить с особенностями строе-ния и жизнедеятельности лишайников как симбиотических ор-ганизмов, состоящих из гриба и водоросли; дать представление о возможных путях формирования подобного организма; пока-зать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях; раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.

Оборудование и материалы: таблицы: «Лишайники», «Водорос-ли», «Грибы», коллекция лишайников различной формы, конвер-ты с заданиями для игры «Дискуссия».

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Каковы основные характерные особенности грибов?

Какие группы грибов вам известны?

Приведите примеры шляпочных грибов.

Приведите примеры плесневых грибов.

Какие грибы могут вступать в симбиотические отношения с корнями растений?

Какую пользу из этих отношений извлекает гриб?

Каково значение микоризы для растений?

Выполните задание

Распределите признаки грибов по сходству с:

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов.

Вспомните, какой тип питания характерен для грибов. (Грибы — гетеротрофные организмы. Они питаются гото-вым органическим веществом и не способны его синтезировать самостоятельно.)

Что такое симбиоз? (Симбиоз — это тип взаимоотношений между двумя организмами в природе, который приносит поль-зу обоим организмам или одному из них и не наносит ощути-мого вреда ни одному из них.)

Вы помните, что грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев.

Как называется симбиоз гриба и корней растения? (Мико-риза.)

Интересно то, что грибы способны вступать в симбиотические отношения не только с корнями деревьев, но и с водорослями. Та-кой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. Лишай-ники — крайне своеобразная группа живых организмов. К ним относится более 25 000 видов. Встречаются они на всех конти-нентах, в том числе и в Антарктиде. Тело лишайника называется слоевищем

Вспомните, тело каких организмов тоже называется слое-вищем. (Многоклеточных водорослей.)

Слоевище различных лишайников бывает разнообразным по форме, размеру, цвету, строению и может иметь вид листа, кустика, трубочек, пены и т. д.

Лишайники неприхотливые организмы. Их можно встретить и в безжизненной пустыне, и на Крайнем Севере, и на голых ска-лах. Для нормальной жизнедеятельности им нужны свет и влага, которую они впитывают всем телом, получая ее во время дождей либо поглощая из воздуха (роса, туман и т. д.). В сильную жару лишайники высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова как бы оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50—100 лет, но есть виды, живущие и значительно дольше. Обыч-но лишайники растут очень медленно. Средний прирост за год составляет всего 1—5 мм.

Единственное условие, к которому лишайники очень чувстви-тельны, — это загрязнение воздуха. Особенно восприимчивы ли-шайники к соединениям серы и свинца. Именно поэтому в черте города они встречаются гораздо реже, чем в лесу. Благодаря этому свойству их используют как индикторы загрязнения окружающей среды.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники при-нято делить на три типа: листовые, кустистые и накипные.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13), заполните таблицу.

Строение лишайников с различным типом слоевища

Тип лишай-ников

Особенности строения

Накипные

Имеют вид корочки или пены, плотно сросшейся с субстратом, толщиной до 5 мм. Обитают на поверхности почвы, коре деревьев, камнях

Леканора, ле- цидея, плако- диум, графис, бацидия

Листовые

Более организованные. Имеют округлую форму, часто с изрезанными краями. или рассечены на мелкие лопасти. Диа-метр до 20 см. Прикрепляются к суб-страту пучками грибных гиф

Пармелия, ксантория, лобария, пельтигера

Кустистые

Наиболее высокоорганизованные. Слое-вище по внешнему виду напоминает ку-старничек. Размер до 50 см. Эпифитные повисающие лишайники (уснея) могут достигать длины 8 м

Кладония (в том числе ягель), цетра- рия, эверния, уснея

(В некоторых учебниках не даны названия лишайников. В этом случае первые две колонки учащиеся заполняют самостоя-тельно, а третий — совместно с учителем. На выполнение задания отводится около 2—5 мин.)

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Цвет слоевища лишайников: от серовато-белого, почти бес-цветного до яркоокрашенного — красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище , как мы уже говорили, состоит из гриба и водоросли , настолько тесно взаимосвязанных друг с другом, что их можно рассматривать как самостоятельный организм. Если сделать тонкий срез слоевища лишайника и посмотреть под мик-роскопом, можно увидеть переплетение бесцветных нитей гиф гриба , между которыми расположены водоросли одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и си-не-зеленые водоросли.

Вспомните, чем являются сине-зеленые водоросли. (Это фотосинтезирующие бактерии цианобактерии.)

Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одно-клеточные , но встречаются и многоклеточные .

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? (Учащиеся высказывают свои предположения.)

Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минераль-ные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органи-ческими веществами, а гриб водоросль — минеральными вещест-вами и водой. Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоя-тельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в со-став лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей-симбионтов — погибают.

Размножаются лишайники преимущественно кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли. Эти клетки образуются внутри тела лишайника и разносятся при помощи ветра и воды (например, после дождя). Таких клеток, служащих для размножения, на теле лишайника образуется до-статочно много. Кроме того, и грибы, и водоросли, входящие в состав лишайника, размножаются теми способами, которые характерны для их свободноживущих организмов. Грибы образуют споры, водоросли размножаются преимущественно вегетативным путем.

Лишайники — своеобразная группа жи-вых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 тыс. видов.

Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Хотя люди издревле использовали их для окрашивания тканей, в лекар-ственных целях и даже в пищу, но называли их по-разному: то мхами, то водорослями, то «хаосом природы» и «нищетой растительности». На-конец в 1867 г. учёные раскрыли сущность организма лишайников — он оказался симбиозом гриба и водоросли или цианобактерии.

Однако до сих пор исследователи не пришли к единому мнению от-носительно положения лишайников в системе живой природы: одни от-носят их к царству растений, другие — к царству грибов.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13), а также знаниями, по-лученными на уроке, и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе, а также в жизни и хозяйственной деятельности человека?

(На выполнение задания отводится около 5 мин, после чего учитель берет на проверку 2—3 тетради, а 2—3 ученика отвечают устно.)

Лишайники

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

И цианобактерий. Название организмов произошло от схожести их внешнего вида с некоторыми кожными заболеваниями, и переводится с латинского как «лишай».

Описание симбиотов

Распространены они по всей земле и могут произрастать одинаково хорошо как в холодной скалистой местности, так и в жарких пустынях. Окраска их может быть самого разнообразного цвета: красного, желтого, белого, голубого, коричневого, черного. Механизм образования лишайников не изучен до конца. Но с точностью можно сказать, что на их формирование влияет солнечный свет. Существуют и листоватые лишайники. Слоевища первых похожи на корочку, которая плотно прилегает к субстрату. Они имеют небольшой размер (до 2-3 см), сливаются друг с другом, растут на поверхности стволов деревьев, скал, образуя конгломераты диаметром в десятки сантиметров. Кустистые - более развитые организмы, которые растут вертикально и могут достигать нескольких метров в высоту. Но в этой статье мы подробно рассмотрим вторую разновидность организмов, внешний вид и строение листоватых лишайников, напоминающих своей деревьев.

Из каких структурных элементов состоят

Слоевище или таллом - это составляющая часть одноклеточных или многоклеточных грибов, мхов и лишайников. Если сравнить с растениями, то для них это их молодые зеленые ветви. Талломы могут быть листовидными или кустистыми.

Гифа - нитевидное образование, напоминающее паутину. Оно является многоядерным и многоклеточным. И предназначено для поглощения питательных веществ, воды и подобно паутине может служить для ловли других организмов (например, у грибов-хищников).

Субстрат - поверхность, к которой прикреплен объект. Также он является питательной средой для некоторых растений и лишайников.

листоватых лишайников

Слоевище у них округлой формы, листовидное и пластинчатое, иногда состоящее из одной или нескольких частей. А гифы растут по краям или по радиусу окружности. Листоватые лишайники имеют вид слоевидной пластины, расположенной на субстрате горизонтальным образом. Правильность формы слоевища зависит от поверхности субстрата. Чем она ровнее, тем боле округлым будет выглядеть лишайник.

Прикрепляется к основанию оно при помощи толстой короткой ножки, расположенной в центре таллома. Сама пластинка диаметром не боле 20-30 см бывает довольно плотной и кожистой. Оттенок ее может варьировать от темно-зеленого или серого до коричневого и черного. Растут они очень медленно, но листоватые лишайники несколько быстрее других разновидностей. К тому же они являются долгожителями. Некоторые талломы имеют возраст более тысячи лет. Существует прямая взаимосвязь между неподвижностью субстрата и длительностью жизни лишайника.

Строение

Листоватые лишайники имеют двухуровневое слоевище, обусловленное их дорсовертральным строением. То есть у них существует верхняя и нижняя поверхность. Верхняя часть шершавая или ровная, иногда покрыта выростами, бугорками и ресничками, бородавочниками. На нижней имеются органы, при помощи которых лишайник крепится к субстрату. По строению она также может быть гладкая или неровная. Обе части отличаются не только формой, но и интенсивностью окраски.

Под микроскопом хорошо различимы четыре основных анатомических слоя:

  • верхний коровой;
  • водорослевый;
  • сердцевина;
  • нижний коровой.

Листоватые лишайники неплотно крепятся к поверхности субстрата и легко от нее отделяются. Зато между слоевищем и основанием образуется Она питает кислородом составляющие части лишайника, осуществляя газообмен, и способствует накоплению и сохранению влаги. Гиф состоит из особых прикрепляющих органоидов - ризоид.

Слоевище бывает из одной пластинки, тогда оно монофильное, или из нескольких слоев и называется полифильным. У последних нет ножки, их основание плотно приросло к поверхности, поэтому они боле крепко держатся на субстрате. Им не страшны ветры, ураганы и другие ненастья. Таллом может быть рассечен на доли, вырезан по краям, разделен на лопасти. Иногда внешний вид лишайника напоминает сложно сплетенную кружевную ткань.

Распространение

Листоватые лишайники произрастают в районах, где выпадает большое количество осадков. Их легко обнаружить на всех континентах, включая даже холодную Антарктиду. Размещаться они могут на голых камнях и скалах, на стволах кустарников и деревьев, замшелых пнях, на старинных постройках зданий. Они растут вдоль дорог, на болотах, опушках и сухих лугах. В основном их географическое расположение как раз и обусловлено выбором субстрата. При ухудшении экологии лишайники нередко меняют цвет ближе к темному и серому. Напочвенные организмы растут особенно пышно, покрывая громадные площади земли. К ним относится (Кладония лесная).

Виды листоватых лишайников

По всему земному шару распространено более 25 тыс. видов лишайников. Если разделять организмы по субстрату, к которому они предпочитают прикрепляться, то бывают:

  • Эпигейные - расположенные на почве или песке (к примеру, Пармелия бурая, Гипогимния Нефрома, Солорина).
  • Эпилитные - крепятся к камням, скалам (Гирофора, Коллема, Ксантория, Цетрария).
  • Эпифитные - растут на деревьях и кустах, в основном на листьях и стволах (Пармелия, Фисция, Цетрария, Лобария, Канделярия).
  • Эпиксильные - располагаются на мертвых деревьях, пнях без коры, стенах старых зданий (Гипогимния, Пармелиопсис, Ксантория).

Необходимо помнить, что один и тот же род может включать виды как с листоватыми талломами, так и с кустистыми, или их промежуточные формы.

Лишайник Пармелия

По своему внутреннему строению он очень похож на зеленую водоросль. Его поверхность может быть желтого, коричневого цвета с наличием зеленых, черных и белых вкраплений. Род Пармелия - листоватый лишайник, который насчитывает около 90 видов только на территории России, имеет разрезанный на крупные части таллом. Его лопасти могут быть как узкими, так и более широкими. Он произрастает одинаково хорошо на стволах деревьев и на камнях, приспосабливается к загрязненному городскому климату. Форма этого живого организма настолько разнообразна, что подтверждает тот факт, что классифицировать лишайники только по внешнему виду не всегда целесообразно. Во время Второй мировой войны порошок из пармелии использовался для остановки крови при ранениях. Также он добавлялся в муку, чтобы защитить ее от вредителей и увеличить срок хранения.

Листоватые лишайники, названия которых определяются не только строением и формой, но и ореолом обитания, видом субстрата, очень разнообразны. Многие из них используются в пищевой промышленности. Ими кормят крупный и В последнее время порошок из них широко применяют в качестве пищевых добавок, составляющих фармацевтических препаратов. Цетрарии, например, используются при изготовлении средств против диареи, для стимуляции иммунной системы, нормализации органов пищеварительного тракта, а также она входит в состав многих противовирусных препаратов.



error: