Антоний сийский, преподобный. Житие Ин кондак преподобному Антонию Сийскому

О жизни преподобного Антония Сийского , основателя Сийского монастыря, известно из его жития, существующего в нескольких редакциях. Известно, впрочем, немногое.

Происхождения прп. Антоний был самого простого и благородного - крестьянского. Он появился на свет в 1478 году в деревне Кехте, стоящей по сей день на берегу одноименного притока Северной Двины, первенцем в благочестивой, как заботливо указывает его житие, семье Никифора и Агафьи.

Семи лет Андрея (так звали преподобного в миру) отдали в «книжное научение», а затем он «научен бысть иконному художеству». О характере же отрока житие не сообщает нам ничего, кроме обычных для агиографического жанра подробностей (эти общие места называют топосами) -«измлада тих, кроток, незлобив, смирен, благонравен зело... Бяше тщание его к церкве Божии, упражняяся на Божие славословие, Божественных книг чтению внимаше».

Но, разумеется, присутствие такой характеристики прп. Антония в его житии обусловлено не одними лишь законами жанра. Бывают дети, избранные от колыбели к иному пути, чем большинство их сверстников. Таланты различны - есть музыкальный слух, способность к математике или стихосложению. А есть дар духовной жизни, молитвенного делания. Не нам, простецам, судить об этом или пытаться сколь-нибудь полно описать, в чем, собственно, заключается этот дар. Но он всегда просвечивает в его носителе и опознается окружающими. Опознали в сыне инакость в сравнении с прочими своими детьми и Никифор с Агафьей. И только его, Андрея, они отставили от сохи. Житие говорит: «Земледельству же [преподобный] не внимаше, но паче прилежаше рукоделию».

Когда Андрею минуло двадцать пять лет, он переселился в Новгород, откуда был родом его отец, к тому времени, как и мать, умерший. Молодой человек поступил на службу к некоему боярину, дальнему своему родственнику. Прошло несколько лет. Он стал своим человеком в этом доме и женился на дочери своего благодетеля. Но через год после свадьбы молодая жена Андрея умерла, а вслед за нею умер и его свекр. Горе было велико, но оно же освободило будущего основателя Сийского монастыря от социальных обязательств. Судьба его решилась.

Андрей вернулся в Кехту, роздал причитавшееся ему после кончины родителей имущество, ушел странствовать и спустя некоторое время оказался в Каргополье. Направление это он, по-видимому, выбрал не случайно - в сорока верстах от Каргополя существовал основанный прп. Александром Ошевенским монастырь, ученики которого, в свою очередь, шли в еще более глухие дебри. Осеняя их крестом, орошая слезами молитвы и потом трудов, они расчищали Богу все новые и новые делянки, вручали их Ему умытыми и возделанными. А лес был непрогляден, в нем ухало, скрежетало и выло. И добро бы то был только волчий вой.

Среди такого-то леса, на берегу реки Кены, остановился однажды странник Андрей. Темнело. Он решил здесь заночевать и заснул, творя молитву. Во сне ему явился старец с крестом в руках и указал ему цель пути - Преображенский Кенский монастырь (Андрей, сам не зная того, остановился в пяти верстах от него). «Возьми, - сказал старец, -крест свой, гряди вослед мене, иди подвизайся».

Утро застало путника припадающим к стопам преподобного Пахомия Кенского - основателя Преображенской обители.

Был 1508 год, когда Андрей пришел в Преображенский Кенский монастырь. И вскоре Андрея не стало, а стал инок Антоний. Настоятель руководил его первыми шагами на монашеском пути, братия любили за кроткий нрав и усердие. Сам Антоний всю душу и силы влагал в монашеские труды (а сил было много - житие называет преподобного «могучим»). Когда в обители не стало иеромонаха, выбор насельников остановился именно о нем. Он со смирением покорился, ушел в Новгород, чтобы принять сан, и вернулся уже священноиноком.

Казалось бы, чего больше? Где еще искать спасительного подвига? И - зачем? Но, побуждаемый общемонашеским вирусом той поры, преподобный Антоний идет к настоятелю и просит отпустить его из монастыря - дальше, еще дальше, в пустыню еще более пустынную. И преподобный Пахомий отпускает его, а вместе с ним еще двух «единонравных» Антонию иноков. Это год 1513-й.

Вышед из Кенского монастыря, братья несколько лет подвизались на берегу реки Шелексы (по другим сведениям - Емцы, что, впрочем, большой географической путаницы не создает: Шелекса в Емцу впадает). Здесь они выстроили церковь во имя свт. Николая, расчистили землю под посевы. Но, увидев недружелюбную настроенность к ним местных крестьян, боявшихся, что монастырь, дай только ему укрепиться и разрастись, захватит их землю, сочли за благо удалиться в иные пределы.

В 1520 году монахи пришли на полуостров, далеко вдающийся в Большое Михайловское озеро. Красивое и уединенное место идеально подходило для отшельничества.

Покоя, однако, иноки еще долго не видели. Особенно тяжелы были первые четыре года их жизни на новом месте. В один из годов монахи так голодали, что даже хотели разойтись. Преподобный Антоний Сийский умолил их не делать этого, а сам, по слову псалмопевца, «возверзил печаль свою на Господа». И, по слову же псалмопевца, Господь «препитал» голодающую обитель: в скором времени на пустынный полуостров забрел неизвестный путник, оставивший чернецам не только муки и масла, но и денег на устроение .

Посвящения храмов, выстроенных при прп. Антонии. Они - Троицкий и Сергиевский - выдают духовную родословную преподобного. Очевидно, что свое монашеское происхождение он возводил к прп. Сергию Радонежскому. Что и не странно: его учителем был прп. Пахомий Кенский, принявший постриг от прп. Александра Ошевенского, а тот, в свою очередь, был пострижеником , основанного младшим другом и собеседником преподобного Сергия. Таким образом, преподобный Антоний приходился, если переносить терминологию семейственных связей на духовное родство, игумену всея Руси внучатым племянником. И, несомненно, черпал силы и в примере его жизни, и в его молитвенной поддержке.

Георгий Федотов в «Святых Древней Руси» писал о Радонежском чудотворце: «Преподобный Сергий... представляется нам гармоническим выразителем русского идеала святости, несмотря на заострение обоих полярных концов ее: мистического и политического. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте. Но в следующий век пути разойдутся: ученики преподобного Сергия направятся в разные стороны». Действительно, равных прп. Сергию не то что по «уровню святости», но именно по ее полноте, не сыскать - иначе у нас был бы другой игумен земли Русской. Но его ученики, в том числе внучатые, как прп. Антоний, становились игуменами тех частей христианской Руси, которые Господь, по молитвам игумена общерусского, доверял им в управление. И, несомненно, преподобный Антоний Сийский - игумен Архангельского Севера.

В жизни его, как и в жизни иных учеников и сотаинников прп. Сергия, есть немало черт, сближающих ее с житием основателя Троицкой Лавры. Так, обладая, как сказали бы сейчас, немалыми управленческими дарованиями и харизмой, прп. Антоний совершенно не стремился к занятию начальствующих должностей. Кажется, он даже не имел нужды пропалывать в своей душе ростки любоначалия - за их неимением. Управляя монастырем, он работал Господеви, то есть делал свое дело со всем возможным тщанием, в неустанном попечении о доверившихся ему братьях. Но настоящим, жгучим его желанием было постоянное собеседование с Богом, не замутняемое ежедневными настоятельскими попечениями. Пытался было удалиться основатель Сийского монастыря «на безмолвие», но братия вновь выдернула его из пустыни, и почти до самой смерти он опекал ее, лишь перед самым концом земного пути удалившись от дел.

Болезни сточили крепкий Антониев состав только на исходе восьмого десятка лет - несмотря на всю суровость, с какой он понуждал свое тело бдеть и работать. Перед кончиной он велел составить полную опись монастырского имущества, «сдаваемого» им новому игумену (им он назначил быть одному из своих учеников, иноку Геласию). И, по усердной просьбе предчувствовавшей скорое сиротство братии, продиктовал духовное завещание. О способе же своего погребения он дал следующие указания: «Влеките в дебрь и там затопчите в болоте грешное тело мое». Напоминает желание прп. Нила Сорского, в сокрушении о своих грехах просившего учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят е зверие и птица».

Не диво, что наибольшими грешниками считают себя самые совершенные. Как не диво и то, что в обоих случаях духовные дети ослушались своих отцов. Преподобного Антония, отошедшего ко Господу 7 (20 по новому стилю) декабря 1556 года, иноки погребли у алтаря выстроенного им Троицкого храма, но не оставили обычая приходить к нему, как прежде, со своими недоумениями и бедами. И выяснилось вскоре, что сиротство их иллюзорно. Преподобный остался «начальником святому месту сему». И остается.

Пре-по-доб-ный Ан-то-ний Сий-ский, в ми-ру Ан-дрей, ро-дил-ся в се-мье бо-га-то-го зем-ле-дель-ца в се-ле Кех-та близ Се-вер-ной Дви-ны. В дет-стве по-лу-чил хо-ро-шее вос-пи-та-ние, мно-го чи-тал и вы-учил-ся ико-но-пи-си. Ли-шив-шись ро-ди-те-лей, Ан-дрей от-пра-вил-ся в Нов-го-род и пять лет слу-жил там у бо-яри-на. За-тем же-нил-ся, но же-на его через год умер-ла. То-гда Ан-дрей ре-шил по-свя-тить се-бя ино-че-ству. Он роз-дал иму-ще-ство ни-щим и как стран-ник по-шел на ре-ку Ке-ну в Па-хо-ми-е-ву пу-стынь. Пре-по-доб-ный Па-хо-мий по-стриг его с име-нем Ан-то-ний. Вско-ре его по-свя-ти-ли в сан иеро-мо-на-ха, и пре-по-доб-ный с бла-го-сло-ве-ния игу-ме-на один со-вер-шал бо-го-слу-же-ния. Вме-сте с ино-ка-ми оби-те-ли он вы-хо-дил лишь на тру-ды для об-щих мо-на-стыр-ских нужд. Из люб-ви к уеди-не-нию пре-по-доб-ный Ан-то-ний оста-вил Па-хо-ми-е-ву пу-стынь, вы-брав из мо-на-стыр-ской бра-тии двух спут-ни-ков, и по-се-лил-ся на Ми-хай-ло-вом ост-ро-ве, с од-ной сто-ро-ны омы-ва-е-мом Си-ей, а с дру-гой - окру-жен-ном озе-ра-ми. В этом су-ро-вом краю в дре-му-чих ча-щах в 1520 го-ду Ан-то-ни-ем бы-ла вы-стро-е-на ча-сов-ня. Но рас-чи-щать лес сто-и-ло тяж-ких тру-дов, и спут-ни-ки Ан-то-ния ста-ли роп-тать на него. И тут неожи-дан-но неиз-вест-ный че-ло-век стал до-став-лять им про-пи-та-ние, жерт-вуя так-же и день-ги на бла-го-устрой-ство. Сий-ская оби-тель ста-ла зна-ме-ни-той, ее ча-сто по-се-ща-ли жи-те-ли окрест-ных се-ле-ний. И вновь пре-по-доб-ный Ан-то-ний, взяв од-но-го уче-ни-ка, уда-лил-ся в еще бо-лее глу-хое ме-сто на озе-ре Па-лунь. Там, в уеди-нен-ной ке-ллии, он про-жил три го-да. Ко-гда игу-мен Фео-к-тист от-ка-зал-ся управ-лять Сий-ской оби-те-лью, бра-тия упро-си-ла пре-по-доб-но-го вер-нуть-ся к ним. Он скло-нил-ся к прось-бе ино-ков, вновь при-нял игу-мен-ство и бла-го-чест-но управ-лял мо-на-сты-рем до сво-е-го пре-став-ле-ния в 1556 го-ду, ко-гда ему бы-ло 79 лет.

Молитвы

Тропарь преподобному Антонию Сийскому

Жела́нием духо́вным распали́вся/ и мяте́жи мирски́я отри́нув,/ ко Еди́ному Бо́гу любо́вию прилепи́лся еси́,/ и Того́ вседу́шне взыску́я,/ во вну́треннюю пусты́ню отше́л еси́, при вода́х всели́вся,/ иде́же во слеза́х и труде́х пребыва́я многоле́тное вре́мя,/ в терпе́нии мно́зем житие́ а́нгельское проходи́л еси́,/ в наставле́нии Боже́ственнаго Ра́зума,/ и мно́жество мона́хов собрал еси́, му́дре,/ и́хже посеща́я, не оста́ви, Анто́ние, преподо́бне о́тче наш,/ Пресвяте́й Тро́ице моля́ся,// от зол вся́ческих изба́вити и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Стремлением духовным воспламенившись и суету мирскую отринув, к Единственному Богу с любовью привязался ты и Его всей душой взыскуя, во внутреннюю пустынь ушел ты, поселившись у воды, где в слезах и трудах пребывая долгие годы, со многим терпением ангельскую жизнь проводил ты, наставляемый Божественным Разумом, и множество монахов собрал ты, мудрый, их же посещать не переставай, Антоний, преподобный отче наш, Пресвятой Троице молясь от всякого зла избавить и спасти души наши.

Ин тропарь преподобному Антонию Сийскому

И́же вои́стинну на земли́ тя а́нгела/ и на Небеси́ челове́ка Бо́жия почти́м,/ сию́ жизнь су́етную оста́вль,/ я́ко вои́стинну преудо́брен во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти душепа́губныя подвиза́вся в жи́зни сей су́етней/ бде́нием и поще́нием,/ во всем быв о́браз свои́м ученико́м./ Те́мже бо в тя всели́ся Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло укра́шен,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й святу́ю оби́тель сию́/ и ста́до свое́, е́же собра́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́ся,/ посеща́й чад свои́х,// Анто́ние преподо́бне, о́тче наш.

Перевод: Воистину ангела на земле и на Небесах человека Божия, оставившего эту суетную жизнь, почтим, как воистину одаренного совершенством воина Христа Бога, против губительных для души боровшегося в жизни этой суетной, и пощением, он во всем был примером своим ученикам, потому поселился в нем Пресвятой Дух. Его же действием светло украшен, имеющий к Святой Троице, вспоминай святую обитель эту и стадо свое, которое собрал ты, мудрый, и не забудь, как обещал, посещать чад своих, Антоний преподобный, отче наш.

Кондак преподобному Антонию Сийскому

От ю́ности, преподо́бне, плоть твою́ в посте́х и моли́твах источи́л еси́/ и крест твой взем, Христу́ после́довал еси́,/ те́мже и к вы́шним тече́ние ра́достно соверши́л еси́,/ иде́же со все́ми святы́ми Святе́й Тро́ице предстои́ши./ И ны́не ста́до твое́ посеща́я,/ помина́й чту́щих пресвяту́ю па́мять твою́,/ да вси благода́рне вопие́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре Анто́ние, наста́вниче пусты́нный.

Перевод: С юности, преподобный, тело твое в постах и молитвах укротил ты и, крест свой взяв, Христу последовал, потому и к Небесам совершил радостный путь, где со всеми святыми Святой Троице предстоишь. И сейчас стадо твое посещая, вспоминай почитающих пресвятую память твою, да все благодарно взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый Антоний, наставник пустынник».

Ин кондак преподобному Антонию Сийскому

Христа́ еди́наго вожделе́в,/ и к Тому́ любо́вию уязви́вся,/ и Тому́ неотло́жным путе́м после́довал еси́./ Вся́кое жите́йское наслажде́ние возненави́дев,/ те́мже, я́ко второ́е со́лнце, чудесы́ сия́я,/ и сего́ ра́ди тя да́ром обогати́ Влады́ка,/ помина́й нас, чту́щих пресве́тлую па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Анто́ние преподо́бне о́тче наш.

Перевод: Христа единственного возжелав и к Нему любовью пленившись, за Ним неизменным путем последовал ты, всякое житейское наслаждение возненавидев, потому, как второе солнце, сиял чудесами, даром которых обогатил тебя Владыка, вспоминай же нас, почитающих пресветлую память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, Антоний преподобный отче наш».

Молитва преподобному Антонию Сийскому

О, всеблаже́нне о́тче наш, преподо́бне Анто́ние, те́плый засту́пниче и помо́щниче с ве́рою призыва́ющим тя, изба́ви нас моли́твами си ко Го́споду от вся́каго обстоя́ния бесо́вскаго и изми́ нас, окая́нных и недосто́йных рабо́в твои́х, о чудотво́рче Анто́ние, от уст па́губнаго зми́я, зия́ющаго пожре́ти нас и свести́ во ад жи́вых, прости́ нас, о́тче, ели́ко согреши́хом ти, и исто́ргни нас от греха́ и вся́кия напа́сти, приходя́щия грехо́в ра́ди на́ших. Пода́ждь душа́м на́шим утеше́ния, всади́ в сердца́ на́ша страх Суда́ Бо́жия и изба́ви нас от враго́в на́ших, ви́димых и неви́димых, тебе́ бо и́мамы те́пла моли́твенника и засту́пника, и́же в беда́х су́щии и в грехи́ впа́дшия. Ты бо яви́ся столп благоче́стия, воздержа́ния пра́вило, смиренному́дрия о́браз, целому́дрия наста́вник, убо́гим и сирота́м засту́пник и храни́тель прибега́ющим к тебе́. Кто у́бо по досто́инству мо́жет похвали́ти равноа́нгельное твое́ житие́ и кто мо́жет изчести́ твои́х трудо́в по́двизи и сле́зы ко Го́споду, вои́стинну я́ко со́лнца светле́йши возсия́ша твоя́ исправле́ния. Ревни́тель бо бысть всех святы́х преподо́бных и пра́ведных и учи́тель духо́вный, побо́рник, и засту́пник, и моли́твенник, Пресвяте́й Тро́ице предстоя́. Ты я́ко мир оста́вил еси́ и я́же в ми́ре, и нас в покая́ние приведи́ ко Го́споду моли́твами си, о́тче всечестне́йший, да и мы сподо́бимся ве́чных благи́х, иде́же наслажда́ешися Небе́сныя сла́вы жела́емаго Иису́са Христа́, И́стиннаго Бо́га на́шего и Сладча́йшаго Влады́ки и Го́спода всех. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья преподобному Антонию Сийскому

О, богоблаже́нне и приснопа́мятне о́тче наш Анто́ние, не мним тя ме́ртва су́ща, а́ще те́лом и преста́вился еси́ от нас, но жив в собо́ре А́нгелов водворя́ешися. Моли́ за ны, избра́нниче Христо́в, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя, помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Царя́ Небе́снаго, тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны. О, засту́пниче и моли́твенниче наш до́брый! Се бо святы́х моще́й твои́х ра́ка, пред очи́ма на́шима ви́дима есть, сохраня́й нас всегда́ от сете́й вра́жиих; моли́ся ко Го́споду о спасе́нии душ на́ших, и испроси́ нам покая́ния вре́мя и христиа́нскую кончи́ну безболе́зненну, непосты́дну, ми́рну, да невозбра́нно пре́йдем мыта́рства возду́шных князе́й и сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия со все́ми угоди́вшими Влады́це Не́ба и земли́, Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая преподобному Антонию Сийскому

О, преди́вный чудотво́рче и вели́кий уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче Анто́ние, па́стырю наш до́брый, те́плый засту́пниче и ско́рый помо́щниче, предстоя́й Престо́лу Святы́я Тро́ицы, при́зри ми́лостивым о́ком на ны и на вся лю́ди, благогове́йне притека́ющия к честно́му гро́бу твоему́, в не́мже лежа́щия святы́я мо́щи твоя́, от дней дре́вних цвету́ще нетле́нием и благоуха́юще благода́тию животворя́щаго Пресвята́го Ду́ха, неоску́дно источа́ют исцеле́ния от вся́ких неду́гов душе́вных и теле́сных, услы́ши нас, моля́щяхся и чту́щих святу́ю па́мять твою́. Моли́ ми́лостиваго Бо́га, отврати́ти от нас вся́кий гнев Его́, пра́ведно на ны дви́жимый, и сохрани́ти не то́чию оби́тель на́шу, но и вся гра́ды и ве́си, и вся стра́ны христиа́нския и лю́ди, живу́щия в них, от гра́да и гла́да, от тру́са и пото́па, от огня́ и меча́, от наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни, от смертоно́сныя я́звы и вся́кия па́губы и вся́каго зла, дарова́ти же нам вся к жи́зни вре́менней благопотре́бная и к ве́чному спасе́нию поле́зная. Помози́ нам, свя́тче Бо́жий, избежа́ти па́губных сете́й диа́вольских, препобеди́ти собла́зны ми́ра и умертви́ти у́ды на́ша, су́щия на земли́; отврати́ о́чи на́ша от су́етных и преле́стных веще́й земны́х, напра́ви же умы́ и мы́сли на́ша к зре́нию красо́т боже́ственных, пренебе́сных и нетле́нных, сердца́ на́ша неду́гующая страстьми́ грехо́вными, исцели́, да не прильпну́т сласте́м привре́менным и безме́стным; согре́й же я боже́ственною любо́вию, да вожделе́ют и́стиннаго и непреходя́щаго блаже́нства, е́же в Бо́зе. Укрепи́ нас к исполне́нию за́поведей Госпо́дних, даждь нам покая́ние серде́чное и умиле́ние сле́зное, моли́тву непреста́нную и трудолю́бие неосла́бное, бо́дренное трезве́ние ума́ и хране́ние се́рдца, мир помысло́в, чистоту́ жела́ний, правоту́ дея́ний, да, изба́вльшеся тобо́ю от всех враг ви́димых и неви́димых, от вся́ких зол душе́вных и теле́сных, и соблю́дше ве́ру пра́вую, наде́жду неотло́жную и любо́вь нелицеме́рную, богоуго́дне сконча́ем житие́ на́ше на земли́, и преше́дше в жизнь ве́чную, сподо́бимся зре́ти трисве́тлую зарю́ трисия́ющаго ве́чнаго Со́лнца, и в невече́рнем дни Небе́снаго Ца́рствия, ку́пно с тобо́ю и со все́ми святы́ми, благода́рне воспева́ти и благословля́ти Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист преподобному Антонию Сийскому

Кондак 1

Избраннаго вождя иноков, изряднаго учителя подвижников, добродетельми яко цветы украсившася, чудесы же, яко лучами солнечными, сияюща, восхваляем тя с любовию, преподобне. Ты же, предстоя престолу Пресвятыя Троицы, испроси нам оставление грехов и избавление от всех бед и зол; да житие неблажненно и безмятежно текуще, благодарне зовем ти:

Икос 1

Ангелов ревнитель от юности показался еси, преподобне; рождейся во убозей веси, яко гражданин небеснаго Иерусалима ходил еси; прост сый земледелец, первозванному апостолов тезоименит и подражатель был еси; Христу последуя, многи ученики собрал еси. Сего ради зовем ти:
Радуйся, рождением радость, яко первенец, родителем подавый.
Радуйся, и на небесех благословение первородных наследивый.
Радуйся, юности буесть издетска отложивый.
Радуйся, словесное млеко Божественных писаний, паче матерня, вожделевый.
Радуйся, в душеполезных учениих сверстники своя превозшедый.
Радуйся, благочестием и разумом наставники удививый.
Радуйся, яко измлада сказания о святых и жительство их возлюбил еси.
Радуйся, яко рано уразумел и презрел еси суету благ временных.
Радуйся, яко дом Божий паче отча избрал еси.
Радуйся, яко издетска навыкл еси песнословити Господа.
Радуйся, яко образ Создателя на дсках живописуя, яснейшее подобие Его на скрижалех сердца твоего вообразил еси.
Радуйся, яко от юности в сердцы твоем к небесным восхождения положил еси.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 2

Видяще близ кончину живота своего, благовернии родителие твои с молитвою предаша тя и братию твою Господеви. Сего ради и по смерти их не познал еси себе сира, но со благодарением возопил еси Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом и испытанием конечне познал еси суету привременныя сладости; достигнув же в меру возраста в мужа совершенна, подобно подвигоположнику своему, явившему себе мирови, тридесяти лет вдал еси себе в службу Господеви; оставив мир и вся, яже в нем, приял еси образ ангельский. Таковое убо изволение твое восхваляюще, глаголем:
Радуйся, яко на распутиих мира сего обрел еси правый путь в Царствие Небесное.
Радуйся, яко оставив дом отца своего водворился еси в дому Господни.
Радуйся, добрый рабе, яко был еси верен Владыце твоему.
Радуйся, яко уже неси раб, но сын и наследник Божий.
Радуйся, яко и в супружестве, како угодити Господеви, помышлял еси.
Радуйся, яко в иночестве всецело Господеви себе предал еси.
Радуйся, яко вожделения плоти обуздал еси.
Радуйся, яко плоть духови покорил еси.
Радуйся, яко раздав имения своя, нищыя ущедрил еси.
Радуйся, яко нищетою богатство нетленное стяжал еси.
Радуйся, яко убегл еси соблазнов мира и сетей диавола.
Радуйся, горлице пустыннолюбная, исторгнувшаяся от сети ловчи.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 3

Сила Божественная яве укрепи тя, обнощевавша за пять поприщ до святыя обители Пахомиа; егда бо в соннем видении крестом осени тя старец святолепен, рекий ти: возми крест твой и гряди вслед мене, не бояся козней диаволих; ты, в радости востав от сна, всю нощь молился еси Господеви, благодарне воспевая: Аллилуиа.

Икос 3

Имый сердце уготовано в службу Господеви, Сего пречистому образу со слезами радости и благодарения поклонился еси во вратех тоя обители, в нюже вселься, не солгал еси Святому Духу, но паче всех работал еси Господеви. Сего ради зовем ти:
Радуйся, яко препоясался еси с высоты силою.
Радуйся, яко крепце ополчился еси противу плоти, мира и диавола.
Радуйся, яко приискренне принеслся еси Богови.
Радуйся, яко сраспялся еси Христу.
Радуйся, яко сладце понесл еси бремя Его.
Радуйся, яко смирением украсился еси.
Радуйся, яко вся, яже на земли, мудрования отринул еси.
Радуйся, яко постническими труды Богу угодил еси.
Радуйся, яко глаголы Божественными душу напитал и укрепил еси.
Радуйся, яко бодренною молитвою и псалмопением дух твой окрылил еси.
Радуйся, яко бдении всенощными и хранением сердца уготовал еси себе к зрению невечерняго света.
Радуйся, яко образ жития иноческаго был еси.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 4

Бурю душегубительну непщуя быти славу человечу, из обители в пустыню удалился, идеже храм воздвигл еси, и тамо седмь лет непрестанными труды, молитвами и посты благоугождал еси Богови, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав молву и прещения окрестных жителей, помянув еси словеса Христова, бежати от гонящих ны, и сквозе непроходныя дебри привел еси ученики твоя ко езеру, идеже обретеся место, за многа лета в жилище иноком назнаменанное, и посреде дебрей, блат и езер с дивиими зверьми вселился еси. Сего ради взываем ти:
Радуйся, смиренномудрием всяку распрю погасивый.
Радуйся, кротостию злобу победивый.
Радуйся, любовию вражду отмстивый.
Радуйся, необитаемая места молитвою освятивый.
Радуйся, безмолвныя дебри Божественными песнми огласивый.
Радуйся, в непроходимых стези благи обретый.
Радуйся, в напастех и искушениих терпения и упования не погубивый.
Радуйся, спутники твоя в терпении укрепивый.
Радуйся, в неправеднем изгнании, входы Царства Небеснаго обретый.
Радуйся, древо плодоносно, при водах насажденное.
Радуйся, финиче, процветый в пустыни.
Радуйся, яко кедр, иже от Ливана, возвеличивыйся.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси водяй спутники твоя на место, идеже первее водрузил еси Крест Господень, и слезно молился еси Владыце Христу, сохранити тя от враг видимых и невидимых, и утвердити в терпении нести крест свой и пети Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя невидимых врагов прилоги, отгонял еси тех, подъемля руце на молитву в трудех и подвизех непрестанных, дивиими точию зелии питался еси; алчущыя же ученики твоя, не имый хлеба, словесы Божественными насыщал и укреплял еси, дондеже некто, мимоходяй, подаде ти вся потребная к препитанию и строению обители. Сицевому убо смотрению Божию, якоже и вере твоей дивящеся, радостно вопием ти:
Радуйся, безсилие темных сил обличивый.
Радуйся, силу молитвы победительну показавый.
Радуйся, веру непоколебиму стяжавый.
Радуйся, упование неотложно сохранивый.
Радуйся, любовь нелицемерну и безкорыстну соблюдый.
Радуйся, всяко житейское попечение отложивый.
Радуйся, всяку печаль на Господа возвергий.
Радуйся, терпением во искушениих, мужество необоримо явивый.
Радуйся, мудрый строителю, не на песце, а на тверде камени зиждяй.
Радуйся, яко нищ быв Господа ради, доволен был еси многи боголюбцы собрати и препитати.
Радуйся, ничтоже имый, вся содержай.
Радуйся, в промышлении любве Божия, источник всякаго довольства неизсякающ обретый и иным явивый.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 6

Проповедник святыни твоея, преподобне, явися враг твой, един от приставник к собиранию даней; он бо, непщуя тя имуща стяжания многа, наят разбойники расхитити обитель твою, но не возможе озлобити ю, народа ради, со оружии обстояща ю; уведевый же, яко не человеки, но Силы Небесными охраняешися, при ногу твоею раскаяся о зле, просяй прощения. Ты же незлобив сый, с любовию отпустив его, воспел еси Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко звезда светлая, лучами святыни озаряя Россию; слава добродетелей твоих промчеся по всем градом, привлачащи многия во обитель твою. И царь, послав тебе грамоту, да строиши пустынное жительство, предаде себе и царство свое твоим богоприятным молитвам, имиже ограждаеми зовем ти:
Радуйся, российских царей предстателю.
Радуйся, Отечествия твоего хранителю.
Радуйся, светильниче, горяй любовию и светяй святынею.
Радуйся, воеводо полка иноческаго.
Радуйся, правый водителю ищущих спасения.
Радуйся, силою Божиею изъимаяй из плена греховнаго.
Радуйся, свобождай от работы суетныя.
Радуйся, многия козни лукаваго помощию Божиею победивый.
Радуйся, исполняяй душы сладостей духовных.
Радуйся, источаяй токи слезныя из сердец окамененных.
Радуйся, воздеянием руку твоею, спасаяй нас от нападений мысленнаго Амалика.
Радуйся, преводяй благопокоривыя ти в землю, святым обетованную.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 7

Хотяй насыщати словесы Божественными и песнми духовными собранное тобою стадо, создал еси храм Живоначальныя Троицы, и неописанный образ Триединаго Божества потщался еси вообразити на иконе, споспешествующу ти самому Господу, Емуже в посте и молитве работал еси, вопия: Аллилуиа.

Икос 7

Новое чудо яви Господь, изнесый невидимою рукою честную икону из горящия церкве и невредиму ю поставивый посреде обители; ты же, радуяся, приемь ю, с упованием на Господа, новый пространнейший дом Пресвятей Троице воздвигл еси, и иныя храмы наздал еси, и тако обитель благоустроил еси, юже и ныне ограждаеши молитвами твоими, спасаяй вопиющыя ти:
Радуйся, яко твоими молитвами новый источник благодати Божия отверзеся.
Радуйся, яко икона Пресвятыя Троицы, тобою начертанная, чудесы прославися.
Радуйся, яко в пустыни обитель благочестия процвете.
Радуйся, яко тобою пристанище благоотишно душам уготовася.
Радуйся, яко тобою училище покаяния устроися.
Радуйся, яко тобою открыся путь хотящым к почести вышняго звания тещи.
Радуйся, яко тобою лествица духовных восхождений утвердися.
Радуйся, яко ищущым спасения от потопа греховнаго нов корабль тобою исправися.
Радуйся, яко во обители твоей исцеляются недуги душ и телес.
Радуйся, даяй прибежище целомудрию, постничеству и вольней нищете.
Радуйся, яко ищущии твоего предстателства, присно милость Божию обретают.
Радуйся, яко приял еси благодать молитися о всех.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 8

Странная чудеса во обители твоей сотвори Господь своею иконою, юже из пламене чудно спасе; точию бо прикоснуся к ней усты слуга некий, абие свободися от духа злаго. Иный слуга, положен быв пред нею, избавися падучия болезни; и сестра иереа, слепа сущи, абие прозре, егда облобызаше чудотворный образ Пресвятыя Троицы. Сего ради и мы Пресвятей Троице вопием: Аллилуиа.

Икос 8

Весь собор инок едва возможе преклонити смирение твое к приятию игуменства; еже приемь, дивен настоятель был еси, первенствуя в трудех иноческих, яко мний всех и раб всем показуяся, рубищем покрывая себе, смиренным же зраком утаевая обилие благодати и богатство святыни. Сего ради приснии радовахуся, пришельцы же не мняху тя началника быти, мы же умильне зовем ти:
Радуйся, яко мний мняйся быти, велий у Господа славы вменился еси.
Радуйся, яко уча ины творити, вся первее сам сотворил еси.
Радуйся, яко нощь не преможе твоего бдения.
Радуйся, добрый страже дома Божия.
Радуйся, яко в зраце твоем присно являшеся трезвение ума твоего.
Радуйся, правило веры и образ смирения.
Радуйся, яко тягчайшыя работы люботрудне со всеми разделял еси.
Радуйся, яко болящым усердно послужил еси.
Радуйся, яко странныя ввел и нищыя препитал еси.
Радуйся, яко немощи немощных терпеливно понесл еси.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 9

Всяку славу и честь аще и праведне тебе воздаему от человек, непщуя быти виновну лишения славы Божия, предал еси власть твою единому от ученик твоих, и со единым от них тайно отшел еси во остров един, идеже вдал еси себе непрестанней молитве, трудом и пощению, бодренно воспевая Господеви: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия дивен был еси, присно от сердца исполнена любве глаголяй и помышления человеческая духом провидяй, единаго от ученик твоих предварив, наставил еси не отлагати обеты иноческия ради мирския прелести; и утешив его словесы Писания, возбранил еси злому помыслу возвратитися в сердце его. Сего ради зовем ти:
Радуйся, изряднейший врачу духовный.
Радуйся, верный наставниче умов заблуждших.
Радуйся, сердец мятущихся упокоителю.
Радуйся, злых начинаний разорителю.
Радуйся, благих помыслов насадителю.
Радуйся, святых желаний внушителю.
Радуйся, разслабленныя воли укрепителю.
Радуйся, искушений и соблазнов избавителю.
Радуйся, от прилогов диаволих защитителю.
Радуйся, унылых и отчаявающихся утешителю.
Радуйся, усыпленных совестей возбудителю.
Радуйся, путей покаяния и спасения мудрый сказателю.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 10

Спастися хотящии стужаху ти, приходяще в пустынную келлию твою; сего ради далечайше в дебрь отбегл еси, и во глубине гор, аки в конобе, водворился еси, и тягчайшыя подвиги подъял еси, презрев страхования демонов и обнажив до чресл тело мшицам, в молитве терпел еси, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною крепкою и оплотом надежным был еси обители твоей, егда возвратился еси в ню ко учеником твоим, разсеятися хотящым, и добре пасл еси стадо твое; уста бо твоя, яко сот мед, искапаху словеса благодати, зрак же твой являше кротость и любовь отчу, седина извествоваше мудрость ума и чистоту сердца, согбенный вид твой, старче Божий, подобяше тя древу, красных плодов обилием долу преклонену. Сего ради зовем ти:
Радуйся, красото Церкве Христовы.
Радуйся, сосуде святыни.
Радуйся, цвете иночества.
Радуйся, светилниче мирови.
Радуйся, красное здание благодати Христовы.
Радуйся, преукрашенный храм Святаго Духа.
Радуйся, новый образе Божий.
Радуйся, подобие Христово.
Радуйся, дражайший кораблю, вносяй в пристанище неисчетна сокровища духовная.
Радуйся, купец, приумноживый вданные ти от Бога таланты.
Радуйся, верный приставниче дому Божия.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 11

Пение Господеви совершившым учеником твоим, в праздник боголепнаго Преображения Христова предложил еси во славу Божию велие и чудно учреждение на трапезе, якоже и Господь сотвори; повелел еси рыбарем, обнощь всуе труждавшымся о ловитве рыб, паки воврещи мрежу во езеро, и якоже предрекл еси им, извлекоша множество великих и различных рыб, яко всем дивитися, и дивному во святых Богу воспети: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную жизнь скончавая, (седмидесяти девяти лет) старец сый, яко отец чадолюбив, вся смотрителне устроил еси во обители твоей. Ученики твоя, о скорем преставлении твоем скорбящыя, наставил и утешил еси; уставы общежития писанием утвердил еси, и вместо себе иного игумена нарекл еси; сам же во бдении и молитве не вкусил еси покоя, дондеже Господеви предал еси святую душу твою. Ученицы же твои, возвращшеся из храма и видевше тя бездыханна лежаща, руце же яко молящуся при персех имуща, со слезами возопиша:
Радуйся, благий наш отче, зряй ныне Отца светов.
Радуйся, пастырю наш добрый, предстояй ныне пастыреначалнику Христу.
Радуйся, питателю наш, сладостьми небесными насыщаяйся.
Радуйся, покровителю наш, во кровех небесных водворивыйся.
Радуйся, предстателю наш пред Богом, ангельская зряй утешения.
Радуйся, сожителю святым небожителем.
Радуйся, гражданине горняго Иерусалима.
Радуйся, священная главо, венчанная от Царя славы.
Радуйся, зрителю Триипостаснаго Света.
Радуйся, ведче божественных таин.
Радуйся, на лоне любве Божия упокоивыйся.
Радуйся, радостей ради небесных, всяку болезнь и печаль конечне забывый.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 12

Благодати сосуд честное тело твое, не дерзнуша ученицы твои, по глаголу твоему, изврещи в дебрь на растерзание зверем, или обесити на стене в снедь птицам или потопити во езере; но праведно разориша завещание твое, благочестне положше мощи твоя во храме Живоначалныя Троицы и гробницу твою украсивше святыми иконы, по всяк вечер усердно стекахуся пети над нею надгробная: Аллилуиа.

Икос 12

Пети вся чудеса твоя не возможем, многа бо зело дивная сотворил еси и по смерти твоей. Сего ради веруем, яко ныне на небесех живеши, и приносимая тебе пения милостивно приемлеши, и паче дерзаем глаглати:
Радуйся, божественный врачу, всяку болезнь и всяку язю скоро исцеляяй.
Радуйся, разслабленныя возставляяй.
Радуйся, и малодушныя утверждаяй.
Радуйся, слепыя видети творяй.
Радуйся, и помраченныя умы, смысленны деяй.
Радуйся, и неверующыя веровати научаяй.
Радуйся, уповающыя спасаяй.
Радуйся, из греховныя бездны изъемляй.
Радуйся, от насилия демонскаго свобождаяй.
Радуйся, к самоубийству текущыя воспящаяй.
Радуйся, паче надежды помощь подаваяй.
Радуйся, и не звавшым тя, яко зван, благовременне помогаяй.
Радуйся, преподобне отче наш Антоние.

Кондак 13

О предивный чудотворче и великий угодниче Христов, преподобне отче Антоние, предстояй ныне престолу Пресвятыя Троицы, приими от нас грешных приносимая ти хвалебная пения и молитвами твоими испроси нам у Господа отпущение грехов, избавление от бед временных и спасение от мук вечных, да с тобою выну Триипостасному Богу воспеваем: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О предивный чудотворче и великий угодниче Божий, преподобне отче Антоние, пастырю наш добрый, теплый заступниче и скорый помощниче; предстояй престолу Пресвятыя Троицы, призри милостивым оком на ны и на вся люди, благоговейне притекающыя к честному гробу твоему, в немже лежащыя святыя мощи твоя, от дний древних нетлением цветущыя и благодатию Животворящаго Пресвятаго Духа благоухающыя, исцеления от всяких недугов душевных и телесных неоскудно источают. Услыши нас молящихся тебе и чтущих святую память твою. Простри руце твои ко Владыце небесе и земли, страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных царей, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, и испроси нам оставление прегрешений наших. Моли милостиваго Бога отвратити от нас всякий гнев Его, праведно на ны движимый и сохранити не точию обитель нашу, но и вся грады и веси, и вся страны христианския, и люди живущыя в них от града и глада, от труса и потопа, от огня и меча, от нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, от смертоносныя язвы и всякия пагубы и всякаго зла, даровати же нам вся к жизни временней благопотребная и к вечному спасению полезная. Помози нам, святче Божий, избежати пагубных сетей диаволих, препобедити соблазны мира и умертвити уды нашя сущыя на земли; отврати очи наши от суетных и прелестных вещей земных, направи же умы и мысли нашя к зрению красот божественных, пренебесных и нетленных; сердца наша, недугующая страстьми греховными, исцели, да не прильпнут сластем привременным, и безместным; согрей же я божественною любовию, да вожделеют истиннаго и непреходящаго блаженства, еже в Бозе. Укрепи нас ко исполнению заповедей Господних, даждь нам покаяние сердечное и умиление слезное, молитву непрестанную и трудолюбие неослабное, бодренное трезвение ума и хранение сердца, мир помыслов, чистоту желаний, правоту деяний, да избавльшеся тобою от всех враг видимых и невидимых, от всяких зол душевных и телесных, и соблюдше веру правую, надежду неотложную и любовь нелицемерную, богоугодне скончаем житие наше на земли, и прешедше в жизнь вечную, сподобимся зрети трисветлую зарю трисияющаго вечнаго Солнца, и в невечернем дни Небеснаго Царствия, купно с тобою и со всеми святыми, благодарне воспевати и благословити Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О богоблаженне и приснопамятне отче наш Антоние! Не мним тя мертва суща, аще телом и преставился еси от нас, но жив в соборе ангелов водворяешися. Моли за ны, избранниче Христов, и не презри нас верою и любовию чтущих тя, поминай нас недостойных у престола Царя Небеснаго, тебе бо дадеся благодать молитися за ны. О, заступниче и молитвенниче наш добрый! Се бо святых мощей твоих рака пред очима нашима видима есть, сохраняй убо нас всегда от сетей вражиих; молися ко Господу о спасении душ наших и испроси нам покаяния время и христианскую кончину безболезненну, непостыдну, мирну, да невозбранно прейдем мытарства воздушных князей и сподобимся Небеснаго Царствия со всеми угодившими Владыце неба и земли, Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Антоний Сийский, чудотворец, родом из с. КехтьI Двинской волости, находившейся в 32 км от Архангельска. Родился в 1479 г. и наречен был Андреем. После смерти родителей, на 25-м году жизни ушел в Новгород, служил в боярской семье 5 лет, по принуждению вступил в законное супружество. Через год молодая жена умерла. Будучи 30 лет от роду возвратился на родину, продал часть имущества в пользу бедных, а затем ушел в Онежский Кенский монастырь, в Онежском уезде, близ реки Кены. Игумен Спасо-Преображенской обители Пахомий постриг его с именем Антония Великого (1508). Позднее по желанию игумена и братии он принял священнический сан. Его глубоко уважали за трудолюбие и молитвенные подвиги. Через несколько лет преподобный Антоний попросил благословения у игумена Пахрмия «отойти от всех в пустыню».

По рукоположению в иеромонаха он был отпущен с двумя иноками Александром и Иоакимом. В скором времени пришли они на реку Шелексу и пробирались там через дебри непроходимые в поисках места Богоугодного. Полюбилось им место у порога Темного на реке Емце, и, помолившись, срубили они там хижину и часовню и стали подвизаться во многих подвигах и трудах. Через 7 лет насельники были изгнаны местными крестьянами, и им пришлось уйти дальше на Север. Антоний обратился к Господу с молитвенной просьбой помочь им найти новое место для уединения, и Господь услышал их молитвы. Вот что говорит об этом легенда. Как-то, скитаясь по северным дебрям в поисках нового богоугодного места, встретил Антоний с учениками рыбака Самуила. Тот и припомнил место чудное на острове Михайловом. Именно здесь, на мысу Большого Михайлова озера Антоний с шестью своими учениками Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой водружают деревянный Крест и ставят кельи.

Место, где они поселились, было диким и уединенным от людей. Его окружали болота и дремучие леса, в которых в великом множестве водились дикие звери, а глубокие озера кишели рыбой. Еще при жизни преподобного Антония монахи начали строить первый деревянный храм в честь Живоначальной Троицы. Главной святыней храма и монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием. Эта икона прославилась чудотворениями. От нее прозревали слепые, изгонялись из одержимы людей бесы. Однажды, по недосмотру, деревянный храм сгорел. Но находившаяся в нем чудотворная икона была обретена совершенно неповрежденной. И в этом был еще один знак Божьего благоволения к обители. Вскоре монахи восстановили храм.

Преподобный Антоний был чудотворцем, поэтому в монастырь стали стекаться всякие больные и убогие. Во время своего игуменства Преподобный Антоний отлучался в пустынные места на безмолвие: на остров, окруженный Дудницким озером, и на озеро Падун. Он пробыл там два года, в это время монастырем управлял его ученик иеромонах Феогност.

По возвращении в монастырь Антоний снова сам управлял в монастыре. 7 декабря 1557 г. преподобный Антоний, совершивший в жизни своей много различных чудес, преставился, будучи 79 лет от рождения. Он жил в своей обители и игуменствовал 37 лет. После упокоения преподобного Антония его мощи были похоронены в храме Живоначальной Троицы. В 1529 г. преподобный Антоний был причислен к лику святых. Память о нем отмечается 7 декабря.

в Соборе Новгородских святых - 3-я Неделя по Пятидесятнице

Преподобный Антоний, основатель Свято-Троицкого Сийского монастыря, родился недалеко от Архангельска, в селе Кехта, в крестьянской семье. В 1999 году в селе в память об этом был установлен крест.

Отца преподобного Антония звали Никифором. Он был выходцем из Новгорода. Никифор и его жена Агафья не имели детей. После долгих молитв ко Господу Бог даровал им сына, которого они во святом крещении назвали Андреем. Впоследствии у Никифора и Агафьи были и другие дети, сыновья и дочери, но «первенец превосходил их всех благообразием, отчего и любим был родителями своими больше других детей». Уже в раннем детстве будущий подвижник отличался от сверстников «тихим, кротким и незлобивым» нравом, а также любовью и уважением, которые он оказывал своим родителям.

В семилетнем возрасте Андрей выучился грамоте и иконописи. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, отец и мать его скончались, поручив детей попечению Господа и Пресвятой Богородицы.

Осиротевший Андрей ушел в Новгород, где в течение пяти лет служил у одного боярина. «Угодно было Господу, чтобы прежде пожил избранник Его в миру, как по ступеням восходя к иноческой жизни». Андрей отличался благочестием, часто посещал храм Божий, обильно подавал милостыню неимущим. Он был скромным, приветливым и вежливым в обращении, за что пользовался уважением и любовью своего хозяина и его домочадцев.

Несмотря на то, что Андрей был простым крестьянином, боярин, у которого он служил, настолько полюбил его за трудолюбие и благочестие, что выдал за него замуж свою дочь. Однако, даже породнившись со знатным и богатым родом, юный Андрей остался таким же скромным подвижником в миру, каким был и раньше. Архимандрит Никодим упоминает об одной из старинных редакций его жития, в которой говорится, что он и его жена проводили жизнь в девстве и целомудрии. Спустя год жена Андрея умерла, а вскоре скончался и ее отец. Эта цепь утрат окончательно обратила к Богу мысли Андрея. «Стал размышлять он о суетности, мятежности и непостоянстве мирской жизни и увидел, что как тень и сон проходит она, возненавидел мнимое веселье ее и возгорелся духом, желая бежать от мира к Богу». Андрей вернулся на родину, раздал бедным свою долю родительского наследства и отправился в Каргопольские земли, на реку Кену, где близ озера с тем же названием находилась Спасо-Преображенская пустынь. Игуменом ее был преподобный Пахомий Кенский. В то время Андрею было около тридцати лет.

По пути на Кенозеро будущему подвижнику было видение, в котором Господь открыл ему, что ожидает его в будущем. Когда он остановился на ночлег в лесу поблизости от монастыря, ему явился некий седой световидный старец, держащий в руках крест. «Возьми крест свой и вслед меня гряди; подвизайся и не бойся козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных… и явишься наставником множества иноков», - сказал он изумленному Андрею, осенил его крестом и произнес: «Этим побеждай лукавых духов». После этого неизвестный старец исчез. Его предсказание впоследствии действительно сбылось - крестьянин из Кехты стал опытным монахом и наставником множества иноков основанного им монастыря. Пришлось ему и бороться с кознями диавола, и побеждать их силой «всерадостного знамения нашего искупления - Креста Христова.

Преподобный Пахомий принял Андрея в свою обитель и вскоре постриг его с именем Антония и сам стал наставником молодого монаха. Это совершилось по промыслу Божию, чтобы преподобный Антоний «увидел добродетельную жизнь святого старца и поревновал ей». Монах Антоний оказался достойным учеником святого Пахомия. Он постоянно пребывал в посте и молитве, трижды в неделю прочитывал всю Псалтирь; на сон уделял всего несколько часов, а ел раз в два дня, да и то понемногу. Исполняя послушание в поварне, он сам носил воду и рубил дрова. Приготовляя пищу и глядя на полыхающий в печи огонь, вспоминал об уготованном грешникам неугасимом адском огне и проливал потоки слез. Отличался преподобный Антоний и любовью ко храму Божию. Он первым приходил в церковь на богослужение и внимательно выслушивал все, что читалось и пелось там, выходил из храма последним; был крайне смирен и если встречался с кем-либо из братии, первым кланялся ему до земли и брал благословение. Так, живя на земле, преподобный Антоний вел жизнь, подобную ангельской.

Спустя год по желанию игумена и братии преподобный Антоний отправился в Новгород, где святителем Моисеем Новгородским был рукоположен в сан священника. Своего подвижнического образа жизни после рукоположения он не изменил и стал жить еще более строго, сознавая, что к этому его обязывает священнический сан. Иеромонах Антоний усердно трудился на тяжелых монастырских послушаниях: валил деревья, корчевал пни, работал в огороде. Особенно он любил ухаживать за больными в монастырской богадельне, исполняя Христову заповедь о любви к ближнему. Ночи преподобный проводил в молитве. Благодаря своей значительной физической силе святой Антоний «трудился за двоих или даже за троих, прилежа более всего к земным трудам». За это игумен и братия хвалили и почитали его. Однако преподобного тяготила слава от людей. Он стремился к более суровому подвигу - пустынножительству.

С благословения игумена Пахомия преподобный Антоний с двумя иноками, Иоакимом и Александром, отправился в лесные дебри на поиски места, где можно было бы поселиться. Поначалу они обосновались на реке Емце, близ деревни Скроботово: построили там кельи и деревянный храм в честь святителя Николая. После семи лет жизни на этом месте они были изгнаны оттуда местными жителями, которые заподозрили, что монахи хотят захватить их земли. Эта людская несправедливость не смутила преподобного Антония. Помня слова Спасителя: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 10), он возложил все упование на помощь Господню, а об изгнавших его кротко молился: «Не вмени им, Господи, это во грех, оставь им согрешения их».

Преподобный Антоний молил Господа, чтобы Он помог ему и его сподвижникам найти новое место для жительства. Господь услышал молитвы рабов Своих и даровал им просимое. Встретившийся изгнанникам рыбак Самуил показал им чудесное место на берегу Михайловского озера, окруженное непроходимыми лесами. Еще до прихода монахов местные жители видели там чернецов, рубящих лес, слышали колокольный звон и пение незримого хора. Как видно, Божия воля была на то, чтобы на этом месте стоял монастырь. Здесь и поселился преподобный Антоний с семью учениками. Первый деревянный храм, поставленный ими, был посвящен Пресвятой Троице. Так более четырех столетий назад, в 1520 году, в правление великого князя Василия III, был основан Свято-Троицкий Сийский монастырь, который впоследствии по имени своего святого основателя стал называться Антониево-Сийским.

Становление Сийской обители было нелегким. Место, где поселился преподобный Антоний, было диким и удаленным от людей. Его окружали болота и дремучие леса, где водились хищные звери. Не раз братия, терпя недостаток в самом насущном, уже готова была разойтись, но, по молитвам преподобного Антония, Бог неожиданно посылал необходимое для монастыря.

Господь хранил Сийскую обитель. Как-то раз сборщик податей из Новгорода, некто Василий Бебрь, решив, что у монахов должны водиться деньги, надумал отнять их. Для этого он нанял ватагу разбойников, которые ради денег готовы были напасть даже на Божию обитель. И Василий, и нанятые им разбойники понимали, что монахи не посмеют да и не смогут им сопротивляться. Однако Бог не допустил разорения обители: вокруг монастыря лиходеи увидели множество вооруженных людей, испугались и не посмели совершить задуманное. Вскоре Василий, узнав от священника из села Сии, что в монастыре нет никакой вооруженной охраны, понял, что Сам Господь пришел на помощь инокам. Раскаявшись в своем согрешении, он пришел в монастырь и со слезами умолял преподобного Антония простить его. «Наставил его преподобный и отпустил с миром, а сам возблагодарил Бога, в тайне совершающего чудеса для избавления рабов Своих».

Главной святыней Сийского монастыря была икона Пресвятой Троицы, написанная, по преданию, самим преподобным Антонием. Таким образом, именно им было положено начало традиции иконописания в монастыре, которая в ХХ веке, после возрождения Сийского монастыря, была возобновлена. Правда, существует мнение, что преподобный Антоний только помогал иконописцу, поскольку всех тонкостей иконописного искусства не знал. Однако несомненно то, что помощь преподобного Антония в написании образа Пресвятой Троицы была значительной. Во время работы над этой иконой он «предался посту и молитве, этим более всего способствуя написанию образа». Икона прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней прозревали слепые, из одержимых изгонялись бесы. Однажды по недосмотру деревянный Троицкий храм сгорел, но находившаяся в нем чудотворная икона была найдена неповрежденной. Сохранились сведения о том, что в Сийской обители долгое время хранились иконы, написанные преподобным Антонием. Известно также о чудесном исцелении им заболевшего иконописца игумена Питирима, которому преподобный Антоний велел «не оставлять своего труда». В связи с этим преподобный Антоний Сийский наряду с преподобными Алипием Печерским и Андреем Рублевым почитается как святой покровитель иконописцев.

Во время игуменства преподобного Антония было положено начало большой монастырской библиотеке. Переписыванием книг, по примеру монахов Киево-Печерской Лавры, занимались сами насельники.

Преподобный Антоний почил о Господе в глубокой старости. Произошло это в царствование Ивана Грозного, 7 декабря (по новому стилю - 20 декабря) 1556 года. Из семидесяти лет своей жизни почти тридцать семь он провел в созданной им обители, периодически покидая ее для уединенного жительства. Он был примером для братии, «принимая участие во всех трудах и особенно утешая тех, кто находился на тяжелых работах. Он заботился о бедных и больных, приходивших в монастырь, уча братию милосердию, ночи проводил в молитве, а спал лишь краткое время после обеда. Часто преподобный ловил рыбу, творя непрестанную молитву, причем обнажал плечи на съедение комарам». Любовь преподобного Антония к молитве была настолько велика, что когда он состарился и не мог ходить, в храм его водили под руки, а молился он сидя. Перед своей блаженной кончиной преподобный Антоний поручил Свято-Троицкий монастырь покровительству Господа, Матери Божией и преподобного Сергия Радонежского, которого особенно почитал. Перед смертью он завещал братии не оставлять дел милосердия: «Нищих кормите и поите досыта и милостыню давайте, дабы не оскудело место сие». Умирая, он утешал плачущую братию, говоря, что «настал день его покоя, и им подобает более радоватися, нежели печалиться». Тело свое он завещал бросить в болото, однако монахи наотрез отказалась исполнить его волю.

О том, каких духовных высот достиг преподобный Антоний, лучше всего говорят его поучения некоему иноку Филофею.

Инок этот был еще совсем юным. По словам современного аскетического писателя архимандрита Лазаря (Абашидзе), юный возраст «во все времена отличался мечтательностью, восторженностью, романтизмом. Большинство в этот период не желает думать о скучной трудовой деятельности, о бытовых заботах, но желает самой красочной и необычной судьбы. Это возраст, когда человек имеет в себе много энергии и горячности». В связи с этим он отмечает, что «надо с большой осторожностью относиться к желанию юных идти в монашество» , ведь не исключено, что впоследствии они могут разочароваться в избранном пути, а монашеские обеты, как известно, даются навсегда.

Возможно, что и Филофей пришел в Сийский монастырь, руководствуясь как раз юношеской горячностью, не догадываясь о том, насколько хитро и жестоко враг рода человеческого строит козни против монахов. На Филофея он наслал помыслы уныния. Побежденный ими, юноша решил уйти «из монастыря в край чужой, жениться и в миру жить». О своем решении Филофей не говорил никому, но, к его изумлению, преподобный Антоний, обладавший даром прозорливости, сам открыл ему его тайное желание. Он не стал укорять и стыдить юношу и дал ему несколько полезных советов, с помощью которых Филофей смог бы впредь побеждать помыслы, внушаемые демонами.

Вот чему учил преподобный Антоний Филофея: «Чадо, имей страх Божий в сердце своем и Богу часто молись по силе своей. Учись рукоделию, постоянно делая что-нибудь руками своими, чтобы в уныние не впасть. Имей, чадо, смирение, ко всей братии послушание и покорность. Бойся сребролюбия, чтобы не впасть в напасть. Раз оставил ты мир, то не возвращайся туда, не твори мирского ничего. Сказал Господь: «Никто, возложив руку свою на плуг и назад глядя, не попадет в Царствие Небесное». Если умер для мира, то снова в миру не живи, но для Христа живи. К Нему же ты пришел ты сюда и обет свой пред Ним положил. Твори правду во всем, неправду же возненавидь. Без покаяния никогда не пребывай. Всякую скорбь терпи с благодарностью, ибо без скорби нельзя спастись». «Необходимы нам терпение и молитва, да привлечем милость Божию упорством нашим». «Постарайся, чадо, сохранить все это отныне, да вечные блага получишь и вечных мук избавишься».

Сохранив в своем сердце эти поучения преподобного Антония и воспользовавшись его советами, инок Филофей ощутил в своей душе мир и больше не подвергался печали и унынию.

Первое житие преподобного Антония Сийского было написано спустя двадцать один год после его преставления иеромонахом Ионой по благословению игумена Гермогена. Другое житие принадлежало перу царевича Ивана, сына Ивана Грозного.

Истории написания первого жития преподобного Антония связана с чудом. Когда автор инок Иона еще только приступил к его написанию, некоторые монахи Сийской обители, вероятно, по зависти, а возможно, втайне стыдясь собственной лени, стали бранить его: «Вот, прежде никто не смел писать житие, а этот пишет…» При этом один из них в гневе резко отозвался о преподобном Антонии. Горько стало Ионе, который ради любви к преподобному решился написать его житие. Вместо одобрения он был вынужден услышать хулы и укоризны. Как-то раз, погрузившись в своей келье в горестные думы, он увидел перед собой икону, на которой были изображены все преподобные отцы, в подвиге угодившие Богу. Между ними был и преподобный Антоний Великий, почитаемый как один из величайших наставников монахов. Некий неизвестный монах, указывая на образ великого египетского аввы, сказал приунывшему Ионе: «Зачем ты усомнился? Зачем малодушествуешь? Тот, о ком ты хочешь писать, был подобен этому великому мужу, и носил его имя, и житию его подражал. Теперь же отложи всякое сомнение и делай свое дело без упущения». Так преподобный Антоний был прославлен Богом наравне с древними святыми отцами. После этого видения Иона понял, что Сам Господь велит ему написать житие преподобного Антония Сийского, и, невзирая ни на какие искушения, завершил свой труд.

В 1579 году состоялось причисление преподобного Антония Сийского к лику святых. В день памяти святого Антония в Свято-Троицкий монастырь (он был возвращен Церкви в 1991 году, спустя семьдесят лет после своего закрытия) стекаются многочисленные паломники. Там, в Свято-Троицком соборе, почивают мощи преподобного Антония, Сийского чудотворца, святого основателя этой древней обители, и по смерти не оставляющего ее без своего заступления.


www.arh-eparhia.ru

Житие преподобного Антония Сийского изначально связано с Новгородской землей. Родился Преподобный в 1478 г. в селе Кехта (40 верст до Архангельска, на берегу Северной Двины). Родители угодника Божия считались состоятельными крестьянами. Его отец, Никифор, происходил из Новгорода Великого; мать, Агафия, северянка из Кехты. «Живесте же оба по закону Божию: земледелие творяше, благочестием же и верою преуспевающе, милостынею же и правдою, и к Богу молитвами, и иными добрыми делы,… к церкви Божией приходяще, от своих трудов приношение приносящи, часто Богови моляхуся сохранитися им от всяких бед и напастей и дать им плод чадородия. Человеколюбивый же Господь, видев толику веру их, дарова им плод чадородия».

Сын-первенец был наречен Андреем, по преданию, в честь Андрея Первозванного. Потом появились у родителей другие дети, Андрей же стал в семье общим любимцем: «измлада тих, кроток, незлобив, смирен, благонравен зело…, бяше тщание его к церкве Божии, упражняяся на Божие славословие, Божественных книг чтению внимаше». И при этом он был красив, строен, отличался крепким здоровьем. Семи лет от роду был отдан в учение: «учителю его дивитися скорому его книжному навычению». Любящие родители дали сыну возможность постичь еще и «иконное писание».

После кончины родителей Андрей ушел в Новгород. Пять лет провел он здесь, служа у боярина — дальнего родственника. Хозяин был благочестивым, добрым человеком, и настолько проникся доверием к юноше, что женил его на своей дочери. Но через год молодая супруга умерла, вскоре скончался и боярин. Для Андрея это стало знаком Божиим - он решил всецело посвятить себя Христу. Вернувшись на родину, продал принадлежавшую ему часть родительского наследства, вырученное раздал бедным и навсегда удалился из Кехты.

Наверняка не случайно он отправился на Каргополье. Подвинцы конечно же были наслышаны о преподобном чудотворце Александре Ошевенском и основанном им (в 40 верстах от Каргополя) Успенском Александро-Ошевенском монастыре, в котором возросли многие подвижники веры. В Каргопольских же пределах, на реке Кене, ученик святого Александра преподобный Пахомий основал Кенский монастырь. Сюда-то и пришел Андрей.

Хотелось бы не упустить одну важную подробность его долгой и нелегкой дороги, повлиявшую на дальнейшую жизнь Преподобного. Он вышел к речке Кене, не зная, что до обители осталось всего 5 верст. Сумерки наступавшей ночи заставили его остановиться. Пламенно помолившись Богу об указании спасительного пути, Андрей лег отдохнуть и удостоился чудесного видения. Перед ним предстал световидный старец в белых ризах и с крестом в руках. «Возьми, - произнес, - крест свой и вслед меня гряди; подвизайся и не бойся козней диавольских, ибо ты будешь муж желаний духовных, пустыннаго воспитания, и явишься наставником множества иноков». Старец осенил его крестом и, сказав еще: «Сим побеждай лукавых духов», - стал невидим.

Всю ночь Андрей провел в благодарственной молитве ко Господу. И войдя в Кенский монастырь, припал к ногам настоятеля, прося «принять его во стадо». Преподобный Пахомий не скрыл от пришельца тягот жизни в созидающейся обители, но тот лишь усилил просьбу. Опытный, прозорливый подвижник понял предназначение Андрея, облек его в иноческие одежды, именовав Антонием. Было ему тогда тридцать лет.

Настоятель взял на себя аскетическое воспитание молодого монаха. Усердие Антония и в молитве, и в труде было так велико, он столь мужественно боролся со страстями и искушениями, при всем своем богатырском здоровье - «могуще суще телом» - был так кроток, добр, что «бысть всеми любим и почитаем зело, и благословение всех бяше на нем».

Случилось, что в обители не стало иеромонаха, выбор братии остановился на Антонии. Он снова пошел в Великий Новгород, там принял священный сан от святого Моисея, архиепископа Новгородского. Вернувшись в обитель, с еще большим рвением занялся духовным деланием и усиленным физическим трудом.

Проеподобный постоянно помнил слова световидного старца о пустынном жительстве и уединении, сказанные ему в ночном видении. Испросив благословение настоятеля монастыря, преподобный Антоний с двумя иноками, «единонравными ему», отправился искать место для пустынножительства. Позднее, усердно испрашивая благословение у Преподобного, к ним присоединились еще четверо. Обосновались возле речки Шелексы, поставили небольшой храм, келии, выделали землю. Семь лет в молитвах и трудах провели здесь. Но жители близрасположенной деревни, увидев, как из непроходимой чащи и пустыни место благоустраивается, а также порешив, что с основанием обители их земли будут отняты, начали изгонять иноков. Кротко приняли преподобный Антоний и его сподвижники это испытание.

Много верст, по лесам, мхам, пересекая реки, прошли они в поисках нового уединения. И однажды вышли к озеру, которое в народе называлось Угловатое, а затем сам же народ переименовал его в Святое. Благодатное место располагало к молитве! Антоний с братией, воздев руки к небу -вознесли благодарственную молитву. Тогда и увидел их зверолов Яминского (Емецкого) стана Самуил. Для ловца представившая картина была столь неожиданной, что он замер, а затем, убедившись в реальности видимого, направился к инокам. Узнав о цели появления их здесь, Самуил привел братию к Михайлову озеру. Через него протекает речка Сия, а на озере - небольшой остров: около 100 саженей в длину и около 60 саженей в ширину. Существует поверие, что узкая полоска земли, соединяющая сегодня остров с материком, насыпана монахами. Никто ранее здесь не жил, кругом на большие расстояния тянулся лес. Но попадавшие сюда промысловики временами слышали колокольный звон, пение иноков и даже видели, что монахи лес «секут» (рубят). Поэтому в местном народе давно укрепилось мнение, что красивейшее это место Самим Богом предназначено для монастыря.

Преподобному же, обшедшу то святое место, и обозрев всюду, и возлюби е зело, радости многи исполнися, воздев руце на небо, благодарныя молитвы Богу воздаяше и рече: «Се покой мой в веки века, зде вселюся, яко Господь благоволи его». Этот произошло на 42-м голу жизни святого Антония. Иноки начали обживать остров: поставили крест, часовню, келии, на противоположных берегах озера рубили лес, обрабатывали землю. Первые четыре года были особенно тяжелыми. Однажды голод стал так велик, что братия хотела разойтись. Преподобный слезно просил иноков потерпеть и горячо молился. И в это время появился неизвестный человек, привезший с собою муку, хлеб, масло, и деньги на устройство обители. Объяснил, что едет в Новгород, обещал на обратной дороге зайти, после чего удалился и никогда здесь больше не бывал.

Возблагодарив Господа, преподобный Антоний начал строительство. Но предстояло еще одно испытание. Сборщик податей Новгородского Владыки, именем Василий Бебря, увидев строительство на острове, и решив, что у братии много денег, подбил разбойников на ограбление. Ночью те приблизились к обители, но, к страху своему, обнаружили множество вооруженных стражников. В действительности никакой охраны не было, братия мирно отдыхала. Преподобный Антоний один стоял на молитвенном бдении. После сборщик подати узнал, что стражи не было. Раскаявшись в содеянном, он упал на колени перед Преподобным, со слезами просил прощения. Святой старец милосердно простил Бебрю и разбойников. Этот случай много способствовал известности монастыря.

Своих ближайших сподвижников - Александра с Исаией - послал Преподобный в Москву, к великому князю Василию Иоанновичу, с прошением учредить Свято-Троицкий монастырь и даровать ему земли, так как число иноков быстро росло. Просимое было получено, к тому же великий князь дал обители все необходимое для первоначально обзаведения.

С великим тщанием был устроен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Икону для храма писал сам Преподобный. Правда, будучи во всем строгим к себе, он прибегнул к помощи более опытного иконописца. Но вскоре в храме возник пожар. Братия в то день находилась на полевых работах. В монастыре остались лишь больные да несколько немощных трудников, которые «от великого возгорения не возмогоша внутрь церкве внити и вынести чудотворный образ святой… и бысть чюдо преславно: икона сия сама выйдя ис пламени великаго никим же носима бысть». Церковь Пресвятой Живоначальной Троицы была вновь построена, святой образ установлен, и вскоре по молитвам перед ним Преподобного получили исцеления несколько человек. Находилась в этом храме и другая икона, написанная преподобным Антонием.

Строитель монастыря поставил в обители еще две церкви - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и надвратную в честь преподобного Сергия Радонежского. Все строения - деревянные. Братские келии и службы как бы окружили храмы, образуя на территории острова правильный четвероугольник.

До 79 лет пробыл преподобный Антоний настоятелем созданного им монастыря. Ввел в нем общежительный устав монашеской жизни. Преподобный стал действительно «наставником множества иноков», как и предрек ему световидный старец. Преподобный наставлял учеников постоянно молиться, тщательно поститься, исполнять правило келейное и благочиние трапезное, учил труды молитвенные соединять с трудами хозяйственными. Все дела обсуждались в трапезной на общем сборе, исполнение решений было обязательно для каждого. Любя учеников, заповедовал братолюбие, особую заботу о немощных и нищих. Но был он и строг. Строптивые и злоречивые отлучались братского общения и Если же таковой раскаивался, братия и игумен принимали его, отечески прощая.

Уже при жизни преподобного Антония Сийский монастырь становится настолько духовно и хозяйственно благоустроенным, что начинаетс превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья. Поддерживать Сийскую обитель важным для себя считают первые лица. Вслед за отцом, великим князем Василием Иоанновичем, монастырю особо благоволил царь Иоанн Васильевич Грозный - вознаграждал труды Преподобного земельными и лесными угодьями, участками рыбной ловли. В 1545 г. монастырь получил судебные и финансовые льготы, тогда же упоминаются его подворья в Холмогорах, Уне, Неноксе.

Как ни поглощен был Преподобный делами и заботами монастыря, но молитвой и очищением от собственной греховности он никогда не пренебрегал. Более того, он дважды уходил из обители в безмолвие и пустынножительство. В первый раз - на два года, которые он провел в молитве и тяжелейших трудах: рубил лес, вскапывал землю, сеял ячмень, занимался рыбной ловлей. Почти все, что добывал своим трудом, отсылал в обитель. Борясь с искушениями, в знойные летние дни обнажал тело до пояса и стоя в молитве, едва живой, в бессилии опираясь у дерева отдавал себя на съедение болотному гнусу, злым оводам и бесчисленной мошкаре.Умертвив себя суровыми лишениями Преподобный достиг такого совершенства духа, что читал помышления приходящих к нему и творил чудеса. Он не хотел оставлять пустынножительство, но братия упросила его вернуться к игуменству. И второй раз святой Антоний уходил в безмолвие незадолго до кончины своей.

От тяжелых трудов, молитвенных подвигов, забот о монастыре, здоровье его окончательно ослабело. «Он, как колос пшеницы, отягченный плодами, склонился к земле, согбенный летами и работами». Предчувствуя кончину, преподобный Антоний продиктовал духовное завещание братии - документ, потрясающий мудростью и высотой духа, точностью и краткостью изложения мысли и любовью к человеку: «Живите в общежитии равно духовно и телесно, пищею и одеждою, по заповеди святых отец. На трапезе строителю (игумену) пищи и пития, сверх братского продовольствия, ничего не прибавляйте. Также равно и одежда, и обувь должна быть одинаковою. Хмельного пития в монастыре не держите… Нищих же кормите в довольстве и милостыню подавайте, да не оскудеет место сие святое…»

Перед кончиной Преподобный, сокрушаясь о грехах своих, просил братию похоронить его как самого недостойного: «…Влеките в дебрь и там затопчите в болоте грешное тело мое». Но иноки возразили, что не сделают этого. Преподобный отошел ко Господу 7 (20) декабря 1556(7) года. В великой печали братия погребла тело его. Вскоре от святых мощей стали совершаться исцеления.

Через 21 год после кончины строителя монастыря братия поручила иеромонаху Ионе составить Житие преподобного Антония и службу ему. Среди достоинств труда, созданного о. Ионой соответствие всем правилам агиографического канона, множество фактов и подробностей, живость, красота языка, - выделяется главное: составитель Жития записал воспоминания «от оставшихся ученик блаженнаго, о нем поведаша ми», а также рассказы очевидцев посмертных свидетельств преподобного Антония. «Аз же сие воедино собрах, писанию предах, к ревности последствующих святому житию его».

В 1579 г. Житие и служба Преподобному были отвезены в Москву и представлены царю Иоанну Васильевичу - с ходатайством о канонизации Преподобного. Текстом жития чрезвычайно заинтересовался юный царевич Иоанн - об Антонии Сийском он и прежде слышал от родителей: царь Иоанн и царица Анастасия очень тепло относились к Сийскому подвижнику. «Любовию распаляем» ко Святому, а также понуждаемый учеником преподобного Антония, архиепископом Новгородским Александром и старцами монастыря, царевич взялся за составление службы Преподобному, а затем и новой редакции Жития. Он опирался на текст отца Ионы, бережно отнесся к первоисточнику, и даже в заглавии своего труда назвал себя вторым создателем Жития. Вместе с тем царевич увеличил повествование за счет многочисленных распространений, заново написал предисловие и Похвальное слово святому. Два этих Жития позднее обрели многочисленные списки. Появились другие редакции, в том числе виршевые (стихотворные), - авторами последних, по мнению специалистов, были простые люди. По стилю, тональности, ритмике эти тексты явно связаны с северным народным словотворчеством.

Канонизация преподобного Антония произошла во время настоятельства одного из самых значительных последователей Преподобного - игумена Питирима. В 1577 г. он был вызван Сийской братией из основанной им Комельской обители.



error: