Технологии изготовления искусственного камня. Искусственный камень из цемента

Искусственный камень известен с незапамятных времен: обычный кирпич и застывший известковый раствор – тоже искусственные камни. Но только в наши дни искусственный камень признали материалом №1 для отделки помещений и самодеятельного ландшафтного дизайна. Причина – используя современные материалы и технологии, можно сделать вполне приличный искусственный камень своими руками. По крайней мере, некоторые его разновидности, т.к. видов искусственного камня очень много.

А зачем?

Природный камень – дорогой и, как это ни странно, капризный материал. Взгляните на рисунок. Традиционный японский садик тобииси и столь же традиционный европейский альпинарий стоят дороже виллы, показанной слева. Для тобииси глыбы нужно подобрать в соответствии с сакральными требованиями дзен, а плиты сланца для альпинария – по условиям дизайна. И камень подойдет лишь из определенных месторождений, уже по требованиям прочности и стойкости. И привезти его нужно так, чтобы по дороге он не превратился в щебень.

Пиленый или колотый отделочный камень дешевле, хотя все-таки очень дорог. И дорога работа по нему: не плитка, каждый нужно примерять и подбирать по месту. И сильно нагружает стену или перекрытие – тяжел. Тонкими слоями не наколешь и не напилишь – расколется, хрупок.

Искусственный камень по механическим свойствам и стойкости может превосходить дикий природный камень и уж точно не уступает ему даже изготовленный в домашних условиях. Вдобавок имеет важные преимущества:

  • Может изготавливаться тонкими плитками, что в несколько раз уменьшает вес объекта без потери прочности.
  • При богатстве или уникальности колеров и фактур поверхности может быть изготовлен стандартной формы и размера в плане или фасонным точно по месту.
  • Может изготавливаться на месте применения, что исключает транспортировочный отход.
  • Может быть изготовлен сразу гладким до блеска, что исключает затраты на распиловку, шлифовку и полировку.
  • Может быть изготовлен неправильной формы, полностью имитируя бутовый камень, но заранее заданного размера и конфигурации.

Дополнительно : имитация камня с помощью полимерных связующих (см. далее) дает изделия термопластичные, которые уже после изготовления можно изгибать, формовать, соединять друг с другом без швов.

На что он годен?

Видов изделий из искусственного камня не счесть. Им облицовывают стены, внутренние и наружные, из него делают декоративные элементы для интерьера и мебели, кухонные мойки, подоконники, столешницы и мебель целиком, см. рис. В последнем случае используется термопластичность полимерного искусственного камня.

Кроме того, дома из него можно изготовлять статуэтки, безделушки, сувениры. Существуют технологии, позволяющие получать эффекты тигрового, кошачьего и змеиного глаза. Есть умельцы, делающие из искусственного камня нэцке, которые эксперты-японцы не сразу отличают от настоящих. Но это все относится уже к области ювелирного мастерства, а вот искусственный декоративный камень можно наловчиться делать своими руками необычайно похожий на лабрадорит, розовый орлец или серпентинит. До чароита с малахитом Данилы-мастера XXI в, похоже, еще не добрались, но, имея в виду возможности материала, это дело наживное.

Виды декоративного искусственного камня

По исходным материалам и способам изготовления искусственный камень разделяется на следующие виды:

  1. Керамический – в процессе изготовления проходит обжиг в определенном температурном режиме. Производство требует больших площадей, обученного персонала и значительного расхода энергии.
  2. Гипсовый формовой (литой) – производство возможно в домашних условиях при минимальных затратах, но пригоден только для внутренней отделки, т.к. не морозостоек. Минимальная температура в производственном помещении +18 градусов Цельсия.
  3. Бетонный (цементно-песчаный) формовой , слева на рис. – по себестоимости несколько дороже гипсового, т.к. ресурс формы для бетона меньше, но тоже пригоден для производства дома или в небольшом подсобном помещении. Морозостоек, производство возможно при +12 Цельсия и выше.
  4. Бетонный армированный свободной формовки (монументальный) – изготавливается штучно, чаще всего на месте использования. Методом свободной формовки делают искусственные валуны, булыжники, плиты естественного вида.
  5. Полиэфирный с минеральным наполнителем горячего отверждения (в центре на рис.) – по декоративным и механическим качествам может превосходить естественные аналоги, но затвердевание компаунда проходит при повышенной температуре в вакууме, поэтому для домашнего или мелкотоварного производства непригоден.
  6. Литой акриловый холодного отверждения – пригоден для домашнего изготовления в тех же условиях, что и гипсовый. Если затвердевание проводится на вибростенде (см. далее), по совокупности качеств приближается к камню горячего отверждения. Термопластичен при 175-210 градусах, допускает дополнительную формовку после отливки без потери качества готового изделия.
  7. Жидкий искусственный камень приготовляется на гелевом акриловом связующем – гелькоуте (gel coat, гелевое покрытие). По механическим свойствам несколько уступает литому, т.к. в гель можно вводить меньшую долю минерального наполнителя, но в домашних условиях на гелькоуте можно формировать пространственные изделия сложной конфигурации.

Об акриловом камне

Главные достоинства акрилового камня – полное отсутствие пор и химическая стойкость. В быту это обеспечивает отменную санитарию и гигиеной: влагопоглощение акрилового камня составляет около 0,02% по весу; для сравнения у гранита – 0,33% а у мрамора – 0,55%. Акриловый камень можно мыть любыми бытовыми моющими средствами.

Второе, уже декоративное достоинство – сочетание вязкости с прочностью, характерное более для пластиков, чем для минеральных материалов, что позволяет делать каменные обои. Плиты акрилового камня промышленного изготовления имеют толщину в 6, 9 и 12 мм, но это обусловлено его последующей транспортировкой. Для использования на месте акриловый камень можно делать листами в 3-4 мм толщиной. Разумеется, такие листы требуют очень бережного обращения, но при наличии подходящей формы могут быть изготовлены во всю высоту стены.

И, наконец, декоративный искусственный камень на акриловом связующем обладает невысокой теплопроводностью в сочетании с большой теплоемкостью. Это дает при прикосновении ощущение живого тепла, вплоть до того, что в непрогретую пустую ванну из жидкого камня можно садиться раздетым, не испытывая дискомфорта.

О кварцевом искусственном камне

Среди жидкого камня горячего отверждения выделяется кварцевый искусственный камень (справа на рис. с образцами камней) – молотый жильный кварц (наполнитель) со связующим из полиэфирной смолы ПМММ (полиметилметакрилат). Его термопрочность ограничена 140 градусов, но по механическим свойствам и стойкости он превосходит лучшие из природных камней. Дадим некоторые данные для сравнения; в скобках через дробь указаны значения для гранита рапакиви и мрамора:

  • Ударостойкость DIN, см – 135 (63/29).
  • Прочность на изгиб, кг/кв.см – 515 (134/60).
  • Прочность на сжатие, кг/кв.см – 2200 (1930/2161).
  • То же, после 25 циклов «термокачелей» от –50 до +50 Цельсия – 2082 (1912/2082).

Примечание : гранит рапакиви или глазчатый гранит – особо качественный его сорт из месторождений Фенноскандии. Рапакиви отделаны некоторые станции метро в Санкт-Петербурге.

Оборудование и материалы

Для изготовления литого искусственного камня, кроме камней свободной формовки (жидкого и монументального), требуются специфические материалы и оборудование:

  1. Вибростенд.
  2. Модели для изготовления литейных форм (если не используются готовые формы).
  3. Разделительный состав – им покрывают как модель при изготовлении формы, так и форму перед отливкой изделия, чтобы не прилипали друг к другу.
  4. Литейные формы.
  5. Литейные смеси – компаунды.
  6. Пигменты.
  7. Песчаный поддон-подушка для самодельных форм из силикона.
  8. Термопистолет – для окончательной формовки и сваривания деталей из акрилового камня.

Примечание : изделия из жидкого камня виброобработке при отверждении не подлежат, даже если помещаются на вибростенд – расползутся.

Вибростенд

Вибростенд – сердце всего процесса изготовления декоративного камня и залог качества конечной продукции. Его конструкция, обеспечивающая отвердевание при надлежащей гомогенности (однородности) смеси, показана на рисунке. Такой стенд несложно сделать самому. Главный принцип – колебания платформы стенда должны происходить преимущественно в горизонтальной плоскости. При условии виброобработки возможно самостоятельное изготовление искусственного камня, сравнимого по качеству с промышленным.

Примечание : советы осуществлять виброотверждение покачиванием, подвижкой или подергиванием формы вручную исходят от людей, понятия не имеющих о физико-химии затвердевания компаундов для искусственного камня.

В качестве вибраторов используются любые маломощные электромоторы; общая их мощность – 30-50 Вт на 1 кв. м площади платформы стенда. Желательно ставить хотя бы два моторчика по углам платформы, а лучше – 4. Если используется один, то его лучше поместить в центре платформы, а поддоны с формами ставить по бокам. Запитываются моторы через реостат или тиристорный регулятор; это нужно для регулировки силы вибрации, см. ниже.

На валы моторов насажены эксцентрики. Точеные делать не обязательно, вполне подойдут U-образно изогнутые куски прутка или полосы, стянутые винтами. Скорость вращения моторов – 600-3000 об/мин. Меньшая скорость вызовет расслоение смеси, а большая не даст вибрацию нужной силы. Вибраторы туго, безо всяких прокладок, притягиваются к платформе стальными лентами и винтами или саморезами.

Платформа делается из плотного слоистого материала толщиной 8-20 мм: хорошей фанеры, стеклотекстолита, гетинакса. Ее слоистость важна: механические колебания в платформе должны более-менее свободно распространяться в горизонтальном направлении и быстро затухать по вертикали. Поддон с формами закрепляется на платформе скобками на винтах или саморезах.

Пружины должны быть одинаковыми и достаточно жесткими: под весом платформы в полном грузу они должны сжиматься не более чем на 1/5 своей длины. Кроме того, пружины должны быть широкими, чтобы заметно не изгибались в вертикальной плоскости под весом полностью нагруженной платформы.

Механическая характеристика пружин – линейная, т.е. они должны быть цилиндрическими из проволоки равномерного сечения. Любые прогрессивные пружины, в частности мебельные, непригодны. Шаг установки пружин – 300-600 мм по длине и ширине платформы, т.е. на платформу 1х1 м понадобится 9 пружин. В платформе и шасси (основании) стенда под концы пружин должны быть выбраны лунки или кольцевые канавки, иначе платформа соскользнет.

Шасси стенда лучше делать деревянное, ради поглощения тех же обертонов; металлическое может подзванивать. На опору (стол) его устанавливают на регулировочных винтах – горизонтальность платформы должна быть выдержана точно.

Регулировка стенда

Для регулировки стенд с выключенными вибраторами полностью нагружают: ставят на него поддон с заполненными формами и закрепляют его. Чтобы не расходовать зря рабочую смесь, в формы для веса кладут модели, по которым они делались.

Затем пузырьковым уровнем выверяют и выставляют регулировочными винтами шасси горизонтальность платформы. После этого прямо на формы ставят обычное фаянсовое блюдечко с шариком от подшипника диаметром 5-6 мм, выводят регулятор вибраторов на минимум и включают их.

Плавно добавляя мощность, добиваются, чтобы шарик начал подскакивать на блюдечке, а затем осторожно ее сбавляют, пока он не начнет опять просто бегать по блюдечку и временами подзванивать. На этом регулировка стенда заканчивается.

Примечания:

  1. При переходе на другой вид изделия регулировку стенда нужно делать заново, как по горизонтальности, так и по силе вибрации.
  2. Ориентация эксцентриков на валах моторов большого значения не имеет; вибраторы лишь вводят в резонанс систему платформа-пружины-гасители. Для облегчения регулировок можно включить вибраторы на полную мощность при пустой платформе, выключить, заметить, в каком положении остановились эксцентрики, и переставить их единообразно, но это уж для любителей повозиться по мелочам.

Видео: изготовление декоративного камня из цемента с использованием вибростенда

Модели

В качестве моделей для литейных форм обычно используются готовые декоративные камни промышленного производства или подходящие природные. И в том, и в другом случае набор размеров, форм и рельефов конечной продукции ограничен. Между тем почти везде буквально под ногами валяется прекрасный материал для изготовления собственных уникальных моделей: простецкая овражная глина. Никаких разрешений на ее использование в умеренных количествах не требуется; овражная глина не считается полезным ископаемым, т.к. на гончарные изделия и в строительство не годится. Но для моделей вполне подойдет.

Анализов на жирность, адгезию, примеси органики и т.п. тоже не нужно, лишь месилась и лепилась. Для объемных моделей глину замешивают густо, до консистенции пластилина. Чтобы модель при сушке не потрескалась, вылепляют ее на болване из отходов древесины, пенопласта, упаковочного картона, кусков пластиковых бутылок и т.п. Подводят болван пластилином до такой степени, чтобы слой глины был не толще 6-12 мм.

Для изготовления моделей облицовочных плиток определенного размера делают решетку из полосок тонкого гладкого пластика. Металл использовать нежелательно: может приржаветь или зацепиться заусенцем. Какой должна быть высота решетки? Тут возможны два случая:

  • 6-12 мм для гипсового и бетонного камня и от 3 мм для акрилового – под жидкую глину без лепки.
  • 20-40 мм под густую глину с лепниной.

В обоих случаях ровный щит застилают полиэтиленовой пленкой, ставят на него решетку и заполняют ее ячейки глиной. Щит нужно заранее разместить в защищенном от прямых солнечных лучей месте, иначе модели при сушке потрескаются. Рядом с решеткой «ляпают» комочек глиняного раствора для контроля сушки.

В низкую решетку наливают глину доверху и оставляют сохнуть как есть. По высыхании каждая плитка сама по себе приобретет естественный уникальный рельеф. В высокую решетку густую глину накладывают слоем толщины под конечный материал (см. выше) и формируют нужный рельеф вручную. Можно делать надписи, барельефы, иероглифы, магические знаки и пр.

Сушат модели под навесом в тени на легком сквознячке. Сушка занимает 2-5 суток в зависимости от погоды. Ее можно ускорить, подвесив не ниже 2 м над моделями инфракрасную лампу 100-200 Вт или электрокамин (не масляный конвекционный!), включенный через мощный диод, чтобы работал на половину мощности. За сушкой следят по контрольному комочку: если его испод высох, и под пальцами не мнется, можно делать формы.

Формы

Формы для искусственного камня в основном используются следующих видов:

  1. Разовые глиняные на выплавляемой восковой модели – для ваяния и художественного литья.
  2. Полиуретановые промышленного изготовления (на рис. слева) – для мелкотоварного производства; стоят денег, но долговечны.
  3. Силиконовые самодельные (справа на рис.) – для домашнего мастерства или штучного производства. Ресурс – до нескольких десятков отливок.

Для изготовления силиконовой формы модель, или набор моделей для плитки, выкладывают на ровную устойчивую поверхность, застеленную полиэтиленом и окружают бортиком на 10-20 мм выше верхушек моделей. Модели и внутренность бортика смазывают консистентной смазкой: солидолом, циатимом, шахтолом. Щит с формами выставляют горизонтально по уровню, чтобы верхняя поверхность силикона (которая затем будет днищем формы) также оказалась горизонтальной.

Силикон нужен кислотный, тот дешевый, от которого вовсю несет уксусом. Силикон из тубы выдавливают на модели по спирали от центра к краям и к бортику до заполнения ячейки. Чтобы избежать пузырей, силикон разгоняют флейцевой кистью, каждый раз макая ее в пенистый раствор любого жидкого моющего средства для посуды. Мыльный раствор не годится, он имеет щелочную реакцию, что может испортить кислотный силикон. По заполнении ячейки с моделью поверхность силикона заглаживают шпателем, также смачивая его в моющем.

Сушат форму так же, как и глину, но уже без инфракрасной подсветки, иначе пойдут пузыри. Зато значительно ускоряет сушку проветривание. Скорость высыхания силикона составляет около 2 мм/сутки. Для контроля сушки можно рядом с формами поставить колечко (обрезок трубы) и заполнить его силиконом. Сушить нужно до полного высыхания.

Видео: самодельные формы для искусственного камня

Литейные смеси

Гипсовый камень

Смесь для гипсового камня готовят мелкими порциями на одно-несколько изделий; ее живучесть – до 10 мин. Желательно смесь заливать в форму в течение 3-4 мин от начала замеса. Состав:

  • Гипс;
  • Лимонная кислота – 0,3% по весу от гипса, для замедления затвердевания;
  • Вода – 0,8-0,9 по объему от гипса для стартового слоя и 0,6 от объема гипса для основной массы;
  • Пигмент – 2-6% по весу от гипса в зависимости от колера, подбирается на пробных образцах.

Бетонный камень

Основа – цементно-песчаный раствор, но соотношение компонент обратное строительному: на 3 части цемента 1 часть песка. Пропорция пигмента – как для гипса. Допустимы полимерные присадки. Подробнее об изготовлении бетона .

Литой акриловый камень

Акриловый камень делают на основе акриловой смолы с отвердителем. Допустимая доля минерального наполнителя, включая пигмент – 3:1 в расчете на готовую смесь; доля пигмента (те же 2-6%) считается по весу от наполнителя.

Например, по инструкции смолу с отвердителем нужно смешивать 5:1; это даст 25% веса компаунда. На наполнитель с пигментом остается 75%. Допустим, пигмента по результатам пробы требуется 4%. Тогда конечный состав выйдет таким: смола – 20%; отвердитель – 5%; наполнитель – 71% и пигмент – 4%.

Т.е., расчет состава компаунда ведем от связующего – смолы с отвердителем. Уменьшение доли наполнителя улучшает термопластичность изделия и его упругость, но уменьшает механическую прочность. В качестве наполнителя берут каменную крошку, гравий, отсев. Наполнитель нужно промыть с моющим для посуды, прокалить и снова промыть чистой водой.

Сначала пигмент вводят в наполнитель, затем смолу смешивают с отвердителем, вводят наполнитель с пигментом и перемешивают. Жизнеспособность смеси от введения отвердителя в смолу – 15-20 мин; время схватывания – 30-40 мин; время готовности к использованию – сутки.

Жидкий камень

Материалы для жидкого камня довольно дороги, поэтому используются два состава: лицевой и грунтовочный. Различаются они составом и долей наполнителя. Грунтовочный состав, в порядке введения компонент:

  • Гелькоут – 20%.
  • Микрокальцит – 73%.
  • Отвердитель – 1%.
  • Ускоритель – 6%.
    На лицевой состав идет 40% гелькоута, отвердителя с ускорителем как для грунта; остальное – наполнитель с пигментом. Времена жизнеспособности, схватывания и готовности те же, что и для акрилового камня.

Пигменты

Пигменты для искусственного камня применяются сухие порошкообразные, пастообразные и жидкие, минеральные и синтетические. Пигмент-порошок вводят в сухой наполнитель или гипс; жидкий пигмент вводят в замес. С помощью пигментной пасты можно добиться пятнистой или полосатой окраски камня. Для этого ее вводят шприцем в замес перед самым концом замешивания.

Разделители

Разделительные составы для разных видов искусственного камня используются различные:

  • Для гипсового – раствор воска в скипидаре 1:7. Восковую стружку мелкими порциями при помешивании добавляют в скипидар, разогретый на водяной бане до 50-60 градусов.
  • Для бетонного – консистентные смазки, как для глиняных форм.
  • Для акрилового литого – раствор стеарина в стироле 1:10; в крайнем случае – высококачественная консистентная смазка (циатим, фиол).
  • Для жидкого камня – стеарин в стироле в указанной пропорции.

Песчаная подушка

Объемную силиконовую форму от вибрации и нагревания застывающего гипсового или акрилового компаунда может распереть, поэтому ее перед литьем углубляют в чистый сухой мелкий песок, насыпанный на поддон, на 2/3 или 3/4. Горизонтальность зева формы проверяют уровнем.

Термопистолет

Термопистолет – это что-то вроде миниатюрного строительного фена, дающий тонкую сильную струю горячего воздуха. Кроме сваривания готовых деталей из акрилового камня, с его помощью удобно собирать пластиковые рамки при изготовлении силиконовых форм.

Литье

Полная технология литья жидкого камня предполагает стартовый и базовый этапы. Соответственно, ради экономии и качества готовят стартовую (лицевую) и базовую смеси. Если наполняются мелкие плоские формы без рельефа на поверхности, то используют сразу лицевые смеси.

Стартовая смесь – жидкая, хорошо облекающая поверхность формы, с декоративным наполнителем и пигментом. Ее наносят на форму кистью. Гипс и цемент с песком для старта разводят жидко; в акриловой смеси уменьшают долю наполнителя с пигментом до 60-50%, увеличивая соответственно долю смолы с отвердителем.

Базовым составом доливают форму после схватывания стартового. Наполнителем для акрила берут микрокальцит без пигмента; он даст хороший фон, на котором проявятся декоративные достоинства лицевого наполнителя. Базовый гипс замешивают до густоты сметаны.

При литье бетона базовую заливку делают в два приема: налив форму до половины, накладывают пластиковую армирующую сетку, не доходящую до края формы, затем доливают до края. Базовую заливку разглаживают вровень с краем формы шпателем. При заливке акрилом шпатель должен быть чистым, обезжиренным, из полированного металла.

В начале схватывания по поверхности отливки (которая будет исподом изделия) прочерчивают канавки для лучшего сцепления со связующим при . На время всех операций с отливкой вибростенд выключают. Гипсовый литой камень для повышения стойкости после выемки из формы обрабатывают разогретым на водяной бане растительным маслом.

Видео: простое изготовление искусственного камня – от смеси до готового материала

Часть 1

Часть 2

Формовка жидкого камня

Изделия из жидкого камня делают напылением или обволакиванием, прямым или обратным. При прямом нанесении основу из дерева, ДВП, ДСП, МДФ покрывают сначала грунтом слоем 3-4 мм, а затем наносят декоративный слой. Это просто, но поверхность изделия выходит шершавой из-за выступающих гранул наполнителя, что требует трудоемкой шлифовки и полировки.

Более технологичен обратный способ: с чашей для мойки может быть изготовлена им самостоятельно за 2-4 часа, а при наличии готовых матриц возможно массовое производство. При обратном способе матрицу, обратную изделию, покрывают разделителем, наносят компаунд, накладывают доску древесной основы и придавливают пригрузами. Если внутренняя поверхность матрицы зеркально-гладкая, то такой же выйдет и столешница без дополнительной обработки.

Монументальная формовка

Валуны, глыбы, плитняк формуют из бетонного состава на болване, обтянутом кусками тонкой гибкой арматурной сетки на проволочных скрепках. Сначала готовят очень сухой, с минимальным количеством воды, раствор без пигмента. Лепешками из него облепляют болван так, чтобы их края соприкасались. После схватывания основы, но пока она еще влажная, готовят рабочий раствор нормальной консистенции с пигментом, и доводят им изделие до формы. От дождя на период полного застывания (40 суток) закрывают навесом из пленки.

Стоунхендж на огороде

Ландшафтный искусственный камень должен иметь древний вид, для этого его спустя сутки-двое после схватывания состаривают:

  • Натирают весь, более солнечную сторону, охрой с примесью газовой сажи; сажа как пигмент есть в продаже. Это создаст видимость коры выветривания.

В последнее время многие люди все чаще хотят сделать отделку стен декоративным камнем у себя в квартире, но для некоторых это слишком дорогое удовольствие (от 800 до 1200 рублей за кв. метр), особенно если необходим большой объем. Но можно же сделать камень самому в домашних условиях и сэкономить кучу денег. Сегодня я расскажу вам подробно о том, как сделать декоративный камень своими руками из гипса дома или в гараже с пошаговыми фото.

Из этой статьи вы узнаете:

Что понадобится для отливки камня
Какой гипс использовать
Как подготовиться к заливке
Как рассчитать количество гипса на форму
Как делать распалубку
Как сушить камень
Несколько советов от автора

Инструменты и материалы

Для производства декоративного камня вам понадобятся:

  1. Формы нужного вида. Качественные и недорогие формы можно купить на нашем сайте formodeloff.ru ;
  2. Гипс;
  3. Дрель или шуруповерт с насадкой “миксер”;
  4. Весы;
  5. Ведро;
  6. Широкий (40 см) и узкий шпатель (10 см);
  7. Черпак или ковш;
  8. Вода;
  9. Пульверизатор;
  10. Хозяйственно мыло;
  11. Мерный стакан.

Еще хочу сказать про цвет гипса. Поначалу я использовал Самарский гипс г-16, плитки после высыхания получались серыми. Сейчас использую Магма Г6 Б3 (формовочный), после высыхания цвет плиток белый. Мне нравится работать с Магмой, это гипс мелкого помола, застывает чуть медленнее и стоит в 3 раза дешевле, чем Самарский г-16.

Заливка камня

Подготовка рабочего места

Перед заливкой камня, формы нужно смочить для того, чтобы камень было легче извлекать. Смачивать лучше всего водой разбавленной с хозяйственным мылом. Возьмите мыло, настрогайте немного и высыпьте в теплую воду. Подождите немного, взболтайте и перелейте раствор в пульверизатор.

Стол на котором будете производить заливку должен стоять по уровню, иначе плитки могут получиться неровные. Положите форму на стол, брызните пульверизатором так, чтобы она хорошо смочилась, но чтоб не было слишком много воды. Вместо хозяйственного мыла можно использовать обычное жидкое мыло, разбавить примерно 2 столовых ложки в литре воды.

Как рассчитать количество гипса на форму?

Если у вас покупные формы, то можете поинтересоваться у продавца, какое количество гипса и воды нужно. Но бывает и так, что делая делая по совету продавца у вас получается очень много смеси или . Очень много зависит от того какая вода у вас и сам гипс.

К примеру, я работаю, как сказал выше, с Магмой Г6, разбавляю его водой 1 к 1-му, т.е. в 1 килограмм гипса добавляю 1 литр воды, смесь получается идеальная. Мой очень хороший знакомый, также работает с этим гипсом, но живет он не в России, а в Казахстане и добавляет воды 0,8 литра на это количество гипса. Вода у всех разная и это факт.

Теперь расскажу как я опытным путем определяю количество ингредиентов для новых форм. Беру сухой гипс, заполняю им форму, сверху срезая остатки шпателем. Затем пересыпаю его в ведро и взвешиваю. Убираю из этого количества примерно 30%. Разбавляю водой 1 к 1 с водой и делаю заливку. Если раствора получилось много, то примерно “на глаз” убираю в равном соотношении гипс и воду и снова делаю заливку. Если смеси не хватило, чтобы полностью заполнить форму, то добавляю и т.п. Таким способом вы можете узнать необходимое количество, главное не забыть все и записать в блокнот.

Кстати заметил такую закономерность, если на 1 форму, например, у вас уходит 1 кг гипса и 1 литр воды, то не факт, что на 2 формы у вас уйдет 2 кг гипса и 2 литра воды. Как показывает практика, на 2 формы требуется чуть меньше каждого ингредиента.

Процесс замешивания и заливки

После того, как вы определили необходимое количество гипса и воды, возьмите ведро с плоским дном и налейте в него воду.

Затем возьмите шуруповерт с насадкой опустите в воду и включите, так чтобы обороты были не слишком большие. Затем из второй тары начинайте сыпать гипс. Не стоит сразу высыпать гипс всей массой, так нереально его будет размешать без комков. Насыпайте гипс потихоньку одновременно размешивая. Раствор должен быть текучим и без комков.

Не стоит слишком долго мешать раствор, гипс очень быстро схватывается и вы попросту не успеете его разровнять на форме.

После этого берете ведро и разливаете смесь по формам, в первую очень заполняя дно всех плиток пока раствор жиденький. Остатки доливаете сверху и широким шпателем разравниваете. Не давите сильно на шпатель, так как тыльная сторона плиток будет овальной после высыхания.

Через 1-2 минуты снова пройдитесь шпателем, т.к. гипс начинает набухать и тыльная сторона может получиться неровной.

Распалубка

Через 15-20 минут можно делать расформовку. Для этого потяните форму на край стола, так, чтобы ее часть висела на воздухе. Потяните ее вниз, так чтобы она отделилась от камня и вынимайте плитки. Некоторые специалисты переворачивают форму на столе и извлекают как бы не камень из формы, а форму из камня.

Как сушить камень?

Если на улице лето и у вас свой дом, то плитки можно разложить на улице или в теплице (идеальный вариант), как на фото.

Так камень будет хорошо проветриваться и быстро просохнет.

Если у вас нет таких условий, то нужно . Но опять же, если делаете камень для себя, то сушить его можно любыми доступными способами, т.к. процесс создания сушилки финансово затратный. Если планируете производство, то без хорошей сушилки вам не обойтись.

Сделать сушилку можно из металлических профилей и целлофана, как это было сделано у нас. По бокам стояли 2 обогревателя по 2 киловата. Минус такой сушилки в том, что камень плохо проветривался и плохо сох. Вскоре мы ее переделали, но это уже другая история.

Подведем итоги

Итак, вы теперь знаете, как сделать декоративный камень в домашних условиях. На 1 квадратный метр, у вас будет уходить от 4 до 10 кг гипса. К примеру у меня на некоторые виды кирпича уходит гипса на 45 рублей на квадрат. Согласитесь это очень выгодно, чем покупать в магазине. Из мешка Магмы у меня получается 7 квадратных метров тонкого кирпича.

Новые технологии малоэтажного строительства значительно увеличили спрос на облицовочные материалы, в том числе на искусственный декоративный камень. При этом искусственный камень можно изготовить в домашних условиях из цемента, песка, воды и красителя.

Что потребуется для изготовления искусственного камня?

Инструменты и материалы для домашнего производства декоративного камня:

  • Портландцемент М400 или М500. Для изготовления цветного камня лучше всего использовать белый цемент, но в этом случае вы должны быть готовы к значительному удорожанию конечного продукта;
  • Мелкий тщательно очищенный и просеянный песок;
  • Чистая вода;
  • Краситель для цемента;
  • Армирующая сетка;
  • Состав для разделения готового камня и заливочной формы;
  • Емкость для приготовления раствора;
  • Формы для заливки.

На формах для заливки следует остановиться немного подробнее. Этот инструмент можно приобрести в любом магазине строительных материалов или изготовить своими руками. В последнем случаев перед вами открывается широкое поле для творчества, а также таким образом можно сделать форму для заливки камня под конкретные размеры и конфигурацию облицовки.

Изготовление заливочной формы

  • Подбор подходящих образцов. Это могут быть образцы искусственного камня, приобретенные в магазине, «дикие» камни, найденные в карьерах или в местах выхода породы на поверхность, крупные морские голыши и т.п.;
  • Подготовка опалубки: готовая бумажная коробка необходимых размеров, коробка, изготовленная из цельного листа картона, деревянный или фанерный ящик;
  • Стенки опалубки и образцы смазываются солидолом или консистентной смазкой. Образцы выкладывают на дно опалубки «лицом вверх». Свободное пространство заполняется силиконом;
  • Полученную конструкцию оставляют сохнуть в течении двух-трех недель, после чего ее разбирают, протирают поверхность от солидола, исправляют силиконом возможные дефекты – форма готова к работе.

заливочный формы могут быть разнообразными

Декоративный камень из цемента

  • Подготовка раствора. Соотношение цемента, песка и воды – 3:1:1. Количество красителя не более 3% от массы цемента и песка. Более точное количество пигмента определяют экспериментально. Первыми смешиваются между собой песок и цемент. В воду добавляют и растворяют краситель. Подкрашенную воду вливают в смесь цемента с песком и хорошо перемешивают. Готовый раствор должен иметь консистенцию густой сметаны. Если материал густой – добавляют воды и опять перемешивают;
  • Поверхность формы, контактирующую с раствором, смазывают разделительным составом;
  • Раствор выкладывают в формы до половины толщины плитки камня. Разравнивают шпателем и покрывают поверхность армирующей сеткой. Проводят окончательную заливку;
  • Для лучшего сцепления с отделываемой камнем поверхностью, тыльную часть плитки камня (до схватывания раствора) покрывают насечками – канавками. Для образования канавок можно использовать гвоздь, нож, шпатель и т.п.;
  • Оставляют формы на 12 часов, после чего разделив форму и плитку камня, сушат последнюю в течение 14 суток.

Современные строительные технологии позволяют оформлять фасады с помощью натурального отделочного камня. Но стоимость таких материалов достаточно высока. Те, кто хочет сэкономить средства, могут сделать искусственный отделочный камень из бетона. При этом внешний вид камней, изготовление которых осуществлялось в домашних условиях, будет мало уступать качествам натуральных материалов. Применяя искусственные бетонные камни, специалистам удается создавать удивительные дизайнерские решения. При соблюдении правил качество стройматериалов собственного изготовления не будет уступать характеристикам изделий, созданных профессионалами.

Области применения

Внешне такие материалы выглядят почти идентично с натуральными камнями. Вместе с тем бетон, который используется при их изготовлении, во много раз дешевле мрамора, гранита, валунов и других природных материалов. Можно применять такие стройматериалы для оформления интерьеров, отделки зданий снаружи. Специалисты прибегают к искусственному камню при выполнении работ в помещениях, заменяя им керамическую плитку, оформляя внешний вид раковин, каминов, подоконников, предметов мебели и пр. Кроме того, искусственным камнем и бетоном пользуются для обустройства архитектурных элементов большого и маленького размера. Из этого искусственного материала можно создать множество изделий.

Преимущества


Недостатки

У таких стройматериалов практически нет недостатков, поскольку они лишь по некоторым характеристикам уступают природным аналогам. К недостаткам следует отнести необходимость обработки гидрофобными средствами. Также некоторые искусственные образцы не отличаются долговечностью, однако это касается только агломератов.

Методы изготовления

При производстве стройматериалов специалисты прибегают к двум способам: вибролитью и вибропрессованию.

  1. Вибропрессование. Технология состоит в следующем: бетонный раствор, помещенный в специальную форму, обрабатывается специальным вибрирующим устройством — это позволяет сделать изделия максимально прочными. Нередко вибропрессование используется при изготовлении плитки для тротуаров.
  2. Вибролитье применяется для создания облицовочных камней. Раствор заливают в формы, которые повторяют фактуру природных материалов. Такие формы могут быть пластиковыми, полиуретановыми либо гипсовыми. Все зависит от того, какой именно камень нужно сымитировать. При этом желательно, чтобы было больше десятка разных форм. Чем разнообразнее получатся элементы из бетона, тем естественнее будет выглядеть кладка. Качественное изделие определяется по фактуре: важно, чтобы она была уникальной каждые три квадратных метра.

Технология изготовления

Специалисты изготавливают отделочный материал по технологии, применяя формы из полиуретана и пластика. Прежде всего, в специальном миксере необходимо смешать цемент, смолу и другие компоненты, затем залить смесь в подготовленные формы. Чтобы увеличить прочность стройматериала, в раствор помещают сетку из металла. Следующим этапом процесса является виброуплотнение бетонного раствора, которое необходимо для того, чтобы вытеснить воздух, распределить все компоненты смеси. За счет этого верхний слой материала становится прочнее. Затем нужно подождать, пока изделия застынут (примерно сутки). После этого плиты можно достать из специальных емкостей.

Выбор формы

Формы могут быть деревянными и силиконовыми. Можно изготовить формы большого или маленького размера и любой фактуры. Таким образом, можно воплощать самые смелые задумки. Например, можно сделать имитацию дна моря с раковинами или создать подобие старинных арочных проемов либо деталей из древесины. Готовый раствор следует залить в подготовленные емкости. Сверху их нужно закрыть пленкой из полиэтилена и подождать, пока смесь полностью высохнет.

Подготовка компонентов

Чтобы сделать искусственный отделочный камень, потребуются различные материалы и инструментарий. В первую очередь нужно подготовить формы. Их можно приобрести в специализированных магазинах или сделать самостоятельно. Для проведения работ нужен вибростенд. Также необходимо приобрести разделительный агент – им следует покрыть форму до заливки, чтобы готовое изделие можно было легко вынуть. Кроме того, вам понадобятся пигменты, которые помогут придать смеси нужный оттенок.

Необходимый цвет можно получить и при использовании красителей и паст. В некоторых случаях для оформления декора пригодится термопистолет – с его помощью можно приклеить разные детали и элементы. Помимо этого, для нужно вибрирующее устройство. При производстве камней на бетонной основе используются цемент, песок, фиброволокна (позволяет создавать имитацию кирпича и других материалов).

Wallstone Искусственный декоративный камень. wallstone.ru

(Фотогалерея "Наши технологии" на одноименной странице)

Что входит в состав искусственного облицовочного камня, производимого на гибких эластичных литьевых формах. По существу, декоративный облицовочный камень, о котором мы говорим, представляет собой типичный пескобетон на основе портландцемента, изготовленный методом вибролитья в специальные гибкие эластичные матрицы - формы и особым образом окрашенный. Рассмотрим основные компоненты бетонной смеси для производства искусственного облицовочного камня методом вибролитья:

Вяжущее.

Вяжущее - основа любого искусственного облицовочного камня. В данном случае это портландцемент марки М-400 или М-500. Чтобы качество бетона всегда оставалось стабильно высоким, рекомендуем использовать только "свежий" цемент (как известно, он быстро теряет свои свойства со временем и от неправильного хранения) одного и того же завода-изготовителя с хорошей репутацией. Для производства декоративного облицовочного камня применяется как обычный, серый цемент, так и белый цемент. В природе существует ряд цветов и оттенков, которые можно повторить только на белом цементе. В остальных случаях применяется серый портланд (из соображений экономической целесообразности).
Многие отечественные производители искусственного облицовочного камня в последнее время активно применяют гипс в качестве вяжущего. При этом утверждают, что их изделия являются керамзитобетоном. И, как правило, на стендах компаний действительно представлен керамзитобетон. Но есть один момент, определяющий поведение производителей искусственного облицовочного камня. Стоимость гибких эластичных литьевых форм, позволяющих в точности повторить фактуру камня, очень высока. А при соблюдении технологии оборачиваемость литьевых форм, то есть время с момента заливки бетона до момента распалубки изделия, составляет 10-12 часов, против 30 минут на гипсе. Именно это подталкивает компании использовать гипс в качестве вяжущего. Да и цена гипса как минимум в пять раз ниже цены белого цемента.
Все это обеспечивает компаниям сверхприбыль. Но цена вопроса для конечного потребителя очень высока! Крайне низкая морозостойкость и прочность таких изделий не позволит долго наслаждаться видом фасадов. На представленных фотографиях изделия из гипса спустя один год после монтажа. Четко просматривается множественные трещины и разрушения.
Поэтому использование этого материала в промышленных масштабах затруднительно. Исходя из стоящих перед нами задач, мы предпочитаем изготавливать искусственный облицовочный камень - материал по свойствам твердости и истираемости приближенный к натуральному камню, годный и для внешней и для внутренней облицовки, а не хрупкие и капризные к воздействию воды декорации.

Наполнитель.

В зависимости от вида применяемых наполнителей искусственный облицовочный камень на цементной основе бывает "тяжёлым" (2-2,4 г/см.куб.) или "лёгким" (около 1,6 г/см.куб.). В идеале тяжёлый бетон используется для производства тротуарного камня, декоративной тротуарной плитки, бордюров, цокольных обрамлений, для интерьерного камня. Для производства искусственного облицовочного камня, используемого для внешней отделки, применяют легкие бетоны. Примерно так и поступают производители, работающие по американской технологии. В регионах, к сожалению, используется преимущественно тяжёлый бетон. Конечно, делать декоративный камень на песке гораздо проще, но лёгкий камень всегда будет предпочтительнее для потребителя. Это лишь вопрос возможности выбора.
Для производства тяжёлого искусственного облицовочного камня используется крупный кварцевый песок фракции 0,63-1,5 мм (применение мелкого песка ухудшает прочностные характеристики бетона) и, когда это уместно, мелкий щебень, например, мраморный, фракции 5-10 мм. "Лёгкий" облицовочный камень изготавливают с применением керамзитового песка.
Но при производстве искусственного облицовочного камня на керамзите следует учитывать следующий фактор. В июле 2001 года к нам поступила информация от покупателей о появлении на поверхности изделий (легкий бетон) "выстрелов" (точечное вспучивание материала белого цвета).
В результате консультации со специалистами было установлено, что "выстрелы" появляются в результате распада известковых включений находящихся в керамзите. При взаимодействии свободного кальция с влагой (водой или её парами) происходит химическая реакция сопровождаемая увеличением объема зерен свободного кальция в результате чего создается эффект так называемого "выстрела".
CаО + Н2О = Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3
Особенность данной химической реакции в том, что она протекает весьма продолжительное время - до 6 месяцев.
Производители керамзита выпускают продукцию согласно ГОСТа, который допускает наличие зерен извести до 3% от общей массы. Эффект "выстрелов" снижает потребительские свойства продукции, поэтому была поставлена задача поиска нового наполнителя для производства легких бетонов. Было замечено, что реакция известкового распада вызывает разрушение поверхности продукции ТОЛЬКО при внутренней отделке помещений. При использовании продукции для отделки цоколей и фасадов зданий видимых разрушений отделочного материала не наблюдается. Согласно, утверждения сотрудника НИИЖБ, известковый распад нивелируется при использовании продукции для внешней отделки зданий. В связи с выявлением данной закономерности, с августа 2001 г. продукция для внутренних работ выпускается не на керамзите, а на другом (более тяжелом) заполнителе.
Для перехода на единый наполнитель мы предлагаем следующие пути решения данной проблемы:
1. Использовать в качестве наполнителя дробленый керамзит фракции не ниже 2 см.
2. Создать отвалы керамзита с выдержкой на открытой площадке не менее 6-9 месяцев.
3. Создание неоднородного наполнителя из кварцевого песка и более легкого искусственного наполнителя.
4. Использование шлаковой пемзы, однако насыпная масса готового изделия увеличится до 1800-2000 кг/м3.
Легкий заполнитель должен отвечать следующим требованиям:

  • насыпная масса около 600 кг/м3.
  • песок фракции 0-0,5 см или 0-1 см (наличие мелкой фракции 15% от объема).
  • прочность на сжатие 18 кг/см (показатель керамзита)
  • водопоглощение до 25% (показатель керамзита).

При производстве искусственного облицовочного камня, декоративной тротуарной плитки, малых архитектурных изделий на гибких эластичных литьевых формах могут использоваться следующие наполнители:
Шлаковая пемза, Шлак гранулированный, Щебень и песок шлаковые, Пеностекло, Вспученный перлитовый песок, Жестковспученный перлит, Вспученный вермокулит, Пенополистерол, Кварцевый песок обагощенный, Мраморная крошка, Песок строительный (белый), Песок формовочный, Пемза вулканическая.

Пигменты и красители.

Важнейшая составная часть декоративного облицовочного камня - это используемые пигменты (красители). Умелое или неумелое применение красящих веществ напрямую отражается на внешнем виде конечного продукта. В опытных руках обыкновенный бетон прямо на глазах превращается в нечто совершенно неотличимое от натурального "дикого" камня. Как этого добиться?
Для окраски цемента применяются минеральные неорганические пигменты (оксиды титана, железа, хрома) и специальные свето-, атмосферостойкие красители. Опытные производители обычно выбирают красящие вещества таких фирм, как Bayer, Du Pont, Kemira и других, не менее авторитетных. Это связано не только со стабильно высоким качеством их продукции, но также и с широким ассортиментом. Так, Bayer предлагает несколько десятков железноокислых пигментов. Комбинируя их между собой, можно подобрать практически любой необходимый оттенок цвета.
Итак, портландцемент, керамзитовый песок и пигменты - это основной состав искусственного облицовочного камня. Многие производители изделий из архитектурного бетона этим и ограничиваются, несмотря на то, что имеется огромное количество всевозможных добавок в цементы для улучшения тех или иных характеристик. В любом крупном городе можно найти поставщиков отечественных и импортных присадок для бетонов. Это различные суперпластификаторы, которые улучшают удобоукладываемость и повышают прочность бетонов; полимерно-латексные добавки, благотворно влияющие на долговечность бетона; ускорители твердения бетонов и воздухововлекающие добавки; объёмные гидрофобизаторы, во много раз снижающие водопоглощение (полезно для фасадного, цокольного и тротуарного камня); химические волокна для дисперсного армирования, что резко повышает трещиностойкость и многое другое. Применять что-либо из этих добавок или нет - решайте сами, хотим лишь порекомендовать использовать защитные пропиточные составы для обработки поверхности декоративного облицовочного камня. Правильно подобранный гидрофобизатор для бетона позволит добиться следующих результатов:

  • повысит эстетичность восприятия камня и устранит "пыльность" - характерную особенность любого цементного бетона;
  • увеличит срок эксплуатации фасадного камня (дело тут в том, что процесс разрушения декоративного бетона в первую очередь отражается на цветонасыщенности ещё задолго до появления первых признаков разрушений, причиной чему - обнажение частичек заполнителя на лицевой поверхности камня);
  • резко уменьшит риск появления высолов на поверхности камня, являющихся настоящим бедствием для цементных декоративных бетонов, из-за чего им следует уделять самое пристальное внимание.


error: