Описание грозы. Гроза в художественной литературе и физике Описание бушующего моря

Гроза, молния и гром в художественной литературе и физике. Ученица 9 класса Туманненской СОШ: Свириденко Наталья Учитель: Брызгалова Е. С.

Немного истории… М. В. Ломоносов (1711 -1765) и Бенджамин Франклин (1706 -1790) приложили немало сил для доказательства того, что молния – это искра. Георг Рихман (1711 -1753) поплатился своей жизнью при попытке отвести молнию в Землю через проводящий ток бечевку - хвост воздушного змея, запущенного в небо во время грозы.

Задачи моего исследования: 1. Познакомиться с описанием грозы, грома и молнии в художественной литературе. 2. Выяснить что такое гроза, гром и молния. 3. Что возникает раньше гром или молния? 4. Всегда ли гроза сопровождается громом и молнией? 5. Узнать какие виды молний существуют.

Весенняя гроза Ф. И. Тютчев Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный. Все вторит весело громам. Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. Начало 1850 -х годов

К. К. Случевский *** Упала молния в ручей. Вода не стала горячей. А что ручей до дна пронзен, Сквозь шелест струй не слышит он. Зато и молния струя, Упав, лишилась бытия. Другого не было пути… И я прощу, и ты прости.

Под дождем А. Н. Майков Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома, Вдруг застал нас ливень далеко от дома; Мы спешили скрыться под мохнатой елью…

Мастер и Маргарита М. И. Булгаков Другие трепетные мерцания вызывали из бездны, противостоящей храму на западном холме, дворец Ирода Великого, и страшные безглазые золотые статуи взлетали к черному небу, простирая к нему руки. Но опять прятался небесный огонь, и тяжелые удары грома загоняли золотых идолов во тьму.

Грозаатмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии.

Молниягигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько км, диаметром десятки см и длительностью десятые доли секунд. Виды разрядов

Гром звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения (а, следовательно, повышения давления) воздуха на пути молнии.

Молния – это свет, т. е. электромагнитная волна. Её скорость – 30000 м/с Гром – это звуковая волна. Её скорость – 330 м/с. ЗНАЧИТ: молния появляется раньше.

Интересные цифры о молнии Напряжение между облаками и землей 10 8 -10 9 В Сила тока колеблется от десятков до сотен ампер Диаметр светящегося канала 10 -20 см

Литература: 1. Китайгородский А. И. Физика для всех: Электроны. М. : Наука. Главная редакция физикоматематической литературы, 1982. 2. Три века русской поэзии. Антология: В 2 т. Т. 1: 1819 в. в. - М. : Литература, Мир книги, 2003. 3. «Советская энциклопедия» . Издание четвертое. М, 1988 4. Семке А. И. Физика + литература // Физика № 15, 2000

Дуговой разряд Получил впервые В. В. Петров еще в 1802 г. Для поддержания разряда нужно напряжение, порядка 40 -50 В. Ток может достигать сотен ампер, поскольку сопротивление светящегося газового столба невелико. Используется: при сварке и резании металлов, а также в электрометаллургии.

Тлеющий разряд Происходит в газосветных трубках, или как их еще называют, лампах дневного света. Трубка конструируется и наполняется газом (давление существенно меньше атмосферного) так, чтобы обеспечить ее работу в условиях напряжения, превосходящего напряжение зажигания. Газосветная трубка зажигается не сразу.

Коронный разряд Он наблюдается при атмосферном давлении в сильно неоднородном поле, например вблизи проволок или заострений. Можно сказать, что коронный разряд - это неполный пробой газового промежутка. Корона светится лишь в том небольшом участке около острия, внутри которого существует электронная лавина.

Шаровая молния Это светящие шары газовой плазмы диаметром 10 -20 см. Они медленно двигаются, а иногда стоят на месте. Существуют несколько секунд или минут, а затем исчезают с сильным взрывом. Очень ярко светят, но притом не имеют никаких очевидных источников энергий.

Галимзянова Алия

Аннотация

Как грозу воспринимали творческие люди? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: -

Цель моей исследовательской работы - выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», В. Набокова «Гроза».

Объект исследования: картина К. Маковского

«Дети, бегущие от грозы», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», В. Набокова «Гроза», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»).

Задачи:

Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе

Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева.

Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа;

Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Предмет изучения: поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза: Изображение грозы в поэзии Ф. И. Тютчева и М. Ю. Лермнтова и в прозе И. С. Тургенева и В. Набокова.

В работе использовались следующие методы: метод наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ХII школьная конференция исследовательских работ обучающихся

«Ведай неведомое»

Особенности образа грозы в поэзии Ф.И.Тютчева

7 в класс

Научный руководитель: Краснобаева Валентина Михайловна,

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Надым-2011

Аннотация

Как грозу воспринимали творческие люди? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души: -

Цель моей исследовательской работы - выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», В. Набокова «Гроза».

Объект исследования: картина К. Маковского

«Дети, бегущие от грозы», стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», В. Набокова «Гроза», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»).

Задачи:

Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева.

Предмет изучения: поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк».

Материал для исследования: лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза:

В работе использовались следующие методы: метод наблюдения, сравнения, анализа, сопоставления.

Введение

Гроза, грохот, гром, ужас, страх, испуг - слова близкие по значению, но воспринимает их каждый человек по-разному. Кого-то пугает слово гром, кто-то, услышав это слово, испытывает необыкновенное чувство. Гроза… кто-то с наслаждением бежит на улицу, постоять под дождем, послушать этот звук, рёв. А кто-то с испугом мчится домой, закрывая за собой плотно дверь.

А вот как интересно грозу воспринимали творческие люди, поэты например? Это люди необыкновенные и, скорее всего, воспринимали грозу особенно….пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.

Цель моей исследовательской работы - выявление особенностей образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И.С. Тургенева «Бирюк», рассказом В. Набокова «Гроза».

Объект исследования : стихотворение М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказ В.Набокова «Гроза», рассказ И.Тургенева «Бирюк», стихи Ф. И.Тютчева «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь…»

Задачи:

  1. Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе
  2. Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева и рассказе Набокова
  3. Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа;
  4. Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Предмет изучения : поэтический образ грозы в лирике Ф. Тютчева, стихотворении М.Ю.Лермонтова «Гроза», рассказе И.С.Тургенева «Бирюк», рассказе В.Набокова «Гроза».

Материал для исследования : лирические сборники Ф. Тютчева, сборник И.С.Тургенева «Записки охотника», а также исследовательские работы, указанные в списке использованной литературы.

Гипотеза: Изображение грозы в поэзии Ф. И. Тютчева и М. Ю. Лермнтова и в прозе И. С. Тургенева и В. Набокова.

Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-земля!
Ф.И.Тютчев

Гроза-гром и молния

С чем часто у нас ассоциируется слово «гроза»? Я задавала этот вопрос родителям, одноклассникам. В их ответах были такие слова: это гром, молния, страх, явление природы иногда с тяжёлыми последствиями.

Я решила обратиться к толковому словарю Даля и узнать, какое значение имеет

слово «гроза». Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие.

В научной литературе гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

Образ грозы неоднократно встречается в произведениях различных

поэтов и писателей, живших в разное время. Наиболее яркое описание грозы мы встречаем в произведениях М. Ю Лермонтова, В. В. Набокова, А. П. Чехова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева.

Прочитав внимательно «Записки охотника» Тургенева, рассказ «Гроза» Набокова, стихотворения Лермонтова, я пришла к выводу, что понимание грозы у всех разное.

Это зависит от фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира писателя.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии - стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотоворена:
Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
"Душу" природы, ее жизнь поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях С удивительной художественной наблюдательностью и любовью очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины осени первоначальной, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот леших бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь.
И опрометчиво-бездумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава, задрожит
Широколиственно и шумно...
Все в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним "понятным сердцу языком".
С самого детства в нашу жизнь входит удивительная, завораживающая чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева
С детских лет с нами стихи Федора Ивановича Тютчева. Я еще не умела читать, но уже знала наизусть:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
В России все - от мала до велика - знают это стихотворение. Строки стихотворения “Весенняя гроза”, его образы и его звучание слились для меня с образом и звучанием весенней грозы, стали ее выражением. Оно давно стало наиболее емким и поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России.

Я пришла к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий.

Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы "резвяся и играя". После "молодых раскатов" "дождик брызнул". Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто "дождик брызнул", "пыль летит". Вся картина удивительная прозрачная и светлая.

Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он «грохочет в небе голубом». Гром здесь не устрашает, а радует, раскаты его не грозовые, не пугающие своей сумрачностью и внутренней силой, а «молодые», раскрепощенные, обещающие. Это праздник синевы и солнца. И первое слово стихотворения – самое сильное, ласковое, обволакивающее душу надеждой и верой, самое сокровенное и желанное – «люблю». «Люблю грозу» и уточняющее – «в начале мая» – звучит не календарно, а непреднамеренно-празднично, зазывно, обещающе, зелено, светло, молодо»
Стихотворение “Весенняя гроза” по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии.

Позитивно и негативно окрашенные слова

Действительно, у Тютчева необычная гроза. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул:)

В стихотворении «Неохотно и несмело» Ф. И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце «смотрит», земля «принахмурилась». Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.

Образ грозы у Ф. И. Тютчева очень оригинален и непохож на образ грозы,запечатл ё нный в творчестве М. Ю Лермонтова, В.Набокова, И.С.Тургенева, потому что лирический герой Ф. И.Тютчева воспринимает это природное явление как позитивное.

Для того чтобы понять, в чём состоит это отличие, я сделала сопоставительный анализ указанных произведений. В выбранных текстах я определила позитивно окрашенные и негативно окрашенные слова.

Название произведения

Позитивно окрашенные слова

Негативно окрашенные слова

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Ревёт, тёмная бездна, хлещет, тревожной молнии змея, тревожный рой

В. Набоков «Гроза»

Тусклой темноте, душная мгла, отдаленный гром, Громовержец, седой исполин, грозовой огонь

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Люблю, резвяся и играя, раскаты молодые, дождик, перлы дождевые, солнце нити золотит, поток проворный, вторит весело

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»

Солнце (ключевое слово, встречается 2 раза – в начале и в конце стихотворения), ветра тёплого порывы, зеленее, солнце, сиянье

Неохотно, принахмурилась, туча, пыль летит вихрем, раскаты сердитей

«Как весел грохот летних бурь»

Весел (ключевое слово, оно задаёт тон всему стихотворению)

Нахлынувшая тучей, смутит, опрометчиво-безумно, тревожно ропщут, внезапная тревога

И. С. Тургенев

«Бирюк»

Тревожно шевелились и лепетали, душный жар, влажным холодом; сильный ветер загудел,

У Лермонтова, Набокова, Тургенева мы можем отметить традиционно негативное восприятие грозы.

Тютчев в своих стихах выражает восторг, восхищение грозой. «Гроза у Тютчева дается во всей реальности, чувственной – зрительной и слуховой – непосредственности, и все же это не только образ грозы. Это одновременно образ молодости, весны жизни, взволнованности, обновления, бодрости творческого духа, мира озаренного, нового… Каждому человеку в каждую из весен его жизни стихотворение это скажет всякий раз новое и по-новому, вбирая в себя, в данный Тютчевым текст всю биографическую и психологическую полноту восприятия этого человека».

И, напротив, в рассказе Набокова «Гроза» герой видит дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо.

Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: "не видел ни зги", "кое-как приютился к высокому кусту", "сгорбившись: ожидал терпеливо конца ненастья".

(Читаю строки первой пейзажной зарисовки: "Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели: ". (И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)

"Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями ".

Рассмотрим, чем отличаются эти описания. В первой части преобладают прилагательные-эпитеты. Присутствует цветовая гамма (цветовые слова), очерчены размеры предметов. Они придают красочность, яркость. В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие.

Во второй части описания краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово "внезапно" , подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.

Описание после грозы : ("Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака).

Какую же роль играет образ-символ грозы?

Во-первых, "гроза" произойдет в доме лесника. Во-вторых, Бирюк - гроза леса.

В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: "словно привидение", при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, "словно выросла из земли", из тьмы. Несмотря на усиление грозы ("белая молния осветила его с головы до ног", "дождик хлынул с удвоенною силою" ), он спокоен. Он так силен, что без труда "сдернул с места" испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, "шлепала по грязи, скользила, спотыкалась" , а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.

Можно сделать вывод, что у Тургенева человек приближен к природе, он как бы является её составляющей.

Цвета грома. Цветопись в поэзии

Одним из способов воздействия поэзии на нас, читателей, является цветопись. Мне удалось определить, какие цвета используют М. Ю. Лермонтов, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, Ф. И. Тютчев, И.С,Тургенев при описании грозы.

Название произведения

Слова обозначающие цвет

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Огнистой лентой

В. Набоков «Гроза»

Темно-лиловом небе , бледное блистание, седой исполин, бледнел

(В небе) голубом, (солнце) золотит

Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье

(Небесная) лазурь, жёлтый (лист)

И. С. Тургенев «Бирюк»

Лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

Вывод. При описании грозы поэты и писатели обращаются к цветописи. При этом М. Ю Лермонтов, В. В. Набоков, И. С. Тургенев неизменно используют тёмный, чёрный цвет.

Ф. И. Тютчев избегает этого цвета. Его стихи, описывающие грозу, имеют зелёно-голубую палитру. Кроме того, в стихах встречаются слова, обозначающие свет, сияние .

Звуки грома. Звукопись в поэзии.

Аллитерация и ассонанс помогают нам понять тончайшие оттенки разнообразных сторон жизни, помогают услышать звуки природы.

Меня настолько заинтересовала эта работа, и я решила подсчитать, как часто в стихотворениях Тютчева встречаются слова, обозначающие различные звуки.

Название произведения

Слова, обозначающие звук

М. Ю. Лермонтов «Гроза»

Ревёт (1 слово)

В. Набоков «Гроза»

Отдаленный гром; Грохот за грохотом ломал небо, громовержец

(4 слова)

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

Грохочет, как бы резвяся и играя, гремят раскаты молодые, птичий гам, шум нагорный , вторит весело

(5 слов)

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело»

Прогремело , дальний гром, раскаты громовые

(3 слова)

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь»

Грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист

(7 слов)

И. С. Тургенев

«Бирюк»

Забушевали,

застучали, зашлёпали, разразилась

(4 слова)

Вывод . В стихотворениях Ф. И. Тютчева, посвящённых грозе, часто встречаются слова, обозначающие различные звуки. Причём очень часто эти слова сопровождаются позитивно окрашенными словами. Грозе Тютчева часто сопутствует «птичий гам», «шум нагорный», что усиливает наше позитивное восприятие грозы .

Так какие же особенности грозы я отметила у Ф. И. Тютчева?

  1. Образ грозы оригинален. Природа всегда юная.
  1. Его стихи, описывающие грозу, имеют зелёно-голубую палитру. Кроме того, в стихах встречаются слова, обозначающие свет, сияние .
  2. Слова, обозначающие различные звуки грозы, сопровождаются позитивно окрашенными словами
  3. Мировосприятие Ф. И. Тютчева радостное. Лирический герой Тютчева воспринимает грозу как природное явление позитивно.
  4. Лирика больше озвучена и приведена в движения.
  5. В стихотворении Тютчева передается восторг и восхищение грозой.

Читая Стихотворения Тютчева, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе… когда любуешься и едва показавшейся травкой, и только что распустившимся деревом … Для него природа - такое же одушевленное, “разумное” существо, что и человек: “В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...”

Заключение

Я выполнила все поставленные мною задачи, то есть: Выяснила, как мы представляем грозу. Определила как поэты Ф. И. Тютчев, М. Ю. Лермонтов и писатели В.Набоков и И.С.Тургенев передают читателям образ грозы: позитивно, негативно. Как именно в поэзии Ф. И.Тютчева, М. Ю. Лермонтова, М. А. Шолохова и М. А. Булгакова выражается цветопись и звукопись.

Своё отношение к рассматриваемой проблеме я попыталась выразить в виде синквейна:

Гроза
Первая, весенняя
Гремит, надвигается, пугает
Люблю грозу в начале мая
Свежесть.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.

7.Список используемой литературы

2. Даль В.И.

Толковый словарь живого великорусского языка.

В четырех томах.

Т.1. – М.: Издательство «Русский язык», 1999.

3. Лермонтов М.Ю.

Сочинение в двух томах. – М.: Правда, 1990.

4. Тютчев Ф.И.

Стихотворения. – М.: Худож. лит., 1990.

Приложение I

Исследуемые тексты

* * * * * *

Рев ё т гроза, дымятся тучи

Над т ё мной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толпяся, волны меж собой.

Вкруг скал огнистой лентой вь ё тся

Печальной молнии змея,

Стихий тревожный рой мятется –

И здесь стою недвижим я.

(М. Ю. Лермонтов)

* * * * * *

На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. Туманные громады поднимались по ночному небу, и когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль опустевшей улицы. В

тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо.

Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате: -- он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых

веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса,-- старьевщиков, закупателей пустых бутылок,-- нет-нет,-- разрыдается искалеченная скрипка; и однажды пришла тучная белокурая женщина, стала посреди двора, да так хорошо запела, что из всех окон свесились горничные, нагнулись голые шеи,-- и

потом, когда женщина кончила петь, стало необыкновенно тихо,-- только в коридоре всхлипывала и сморкалась неопрятная вдова, у которой я снимал комнату.

А теперь там внизу набухала душная мгла,-- но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх,-- и вдруг -- прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени "рук, волос, ловили улетающие рамы,

звонко и крепко запирали окна. Окна погасли. И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. И стало тихо, как тогда, когда замолкла нищая, прижав руки к полной груди.

В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею,-- и сон мой был полон тобой.

Проснулся я оттого, что ночь рушилась. Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц.

Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.

Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.

Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. Светом сумасшествия, пронзительных видений, озарен был ночной мир, железные склоны крыш. бегущие кусты спреин. Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись

назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: -- вороная масть, гривы – фиолетовый пожар. Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки,

обнажил могучее колено,-- а кони, взмахивая пылающими гривами, летели -- все буйственнее -- вниз по тучам, вниз. Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья,-- и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. Пророк был сброшен. Одно колесо

отшибло. Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, .прыгнул в сумрак. А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот -- грозовой огонь исчез в лиловых безднах.

Громовержец, павший на крышу, грузно встал, плесницы его заскользили,-- он ногой пробил слуховое окошко, охнул, широким движением руки удержался за трубу. Медленно поворачивая потемневшее лицо. он что-то искал глазами,-- верно колесо,

соскочившее с золотой оси. Потом глянул вверх, вцепившись пальцами в растрепанную бороду, сердито покачал головой,-- это случалось вероятно не впервые,-- и, прихрамывая, стал осторожно спускаться.

Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. Гроза отлетела, но еще веял дождь. Восток дивно бледнел.

Двор, что сверху казался налитым густым сумраком, был на самом деле полон тонким тающим туманом. Посередине, на тусклом от сырости газоне, стоял сутулый, тощий старик в промокшей рясе и бормотал что-то, посматривая по сторонам. Заметив меня, он сердито моргнул:

Ты, Елисей?

Я поклонился. Пророк цокнул языком, потирая ладонью смуглую лысину: -- Колесо потерял. Отыщи-ка.

Дождь перестал. Над крышами пылали громадные облака. Кругом, в синеватом, сонном воздухе, плавали кусты, забор, блестящая собачья конура. Долго шарили мы по углам,-- старик кряхтел, подхватывал тяжелый подол, шлепал тупыми сандалиями по

лужам, и с кончика крупного костистого носа свисала светлая капля. Отодвинув низкую ветку сирени, я заметил на куче сору, среди битого стекла, тонкое железное колесо,-- видимо от детской коляски, Старик жарко дохнул над самым моим ухом и поспешно, даже грубовато отстранив меня, схватил и поднял ржавый круг. Радостно подмигнул мне:

Вот куда закатилось...

Потом на меня уставился, сдвинув седые брови,-- и, словно что-то вспомнив, внушительно сказал:

Отвернись, Елисей.

Я послушался. Даже зажмурился. Постоял так с минуту,-- и дольше не выдержал...

Пустой двор. Только старая лохматая собака с поседелой мордой вытянулась из конуры и, как человек, глядела вверх испуганными карими глазами. Я поднял голову. Илья карабкался вверх по крыше, и железный обод поблескивал у него за спиной. Над черными трубами оранжевой кудрявой горой стояло заревое облако, за ним второе, третье. Мы глядели вместе с притихшей собакой, как пророк, поднявшись до гребня крыши, спокойно и неторопливо перебрался на облако и стал лезть вверх, тяжело

ступая по рыхлому огню.

Солнце стрельнуло в его колесо, и оно сразу стало золотым, громадным,-- да и сам Илья казался теперь облаченным в пламя, сливаясь с той райской тучей, по которой он шел все выше, все выше, пока не исчез в пылающем воздушном ущелье.

Только тогда хриплым утренним лаем залился дряхлый пес,-- и хлынула рябь по яркой глади дождевой лужи; от легкого ветра колыхнулась пунцовая герань на балконах, проснулись два-три окна,-- и в промокших клетчатых туфлях, в блеклом халате я

выбежал на улицу и, догоняя первый, сонный трамвай, запахивая полы на бегу, все посмеивался, воображая, как сейчас приду к тебе и буду рассказывать о ночном, воздушном крушении, о старом, сердитом пророке, упавшем ко мне во двор.

  1. (В. Набоков «Гроза»)

* * * * * *

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу н е молкнет птичий гам,

И гам лес ной, и шум нагорный –

Все вторит весе л о громам.

Ты скажешь ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

(Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

* * * * * *

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой.

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из -за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенна я земля.

(Ф. И. Тютчев)

* * * * * *

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво – безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно! ..

Как под незримою пятой.

Лесные гнутся исполины;

Тревожно ропщут их вершины,

Как совещаясь меж собой, -

И сквозь внезапную тревогу

Немолчно слышен птичий свист,

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, с летает на дорогу.

(Ф. И. Тютчев

* * * * * *

"Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели:". "Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями".

Выполнила: Галимзянова Алия ученица 7 в класса Руководитель: Краснобаева В. М. Особенности образа грозы в лирике Ф. И. Тютчева

Цель: выявление особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи «Весенняя гроза», «Как весел грохот летнихбурь », «Неохотно и несмело…», сопоставив их со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Гроза», рассказом И. С. Тургенева «Бирюк», В. В. Набокова «Гроза».

Задачи: Проанализировать стихотворения Ф.И.Тютчева о весенней природе Найти отличительные черты образа грозы в поэзии Тютчева, Лермонтова, рассказе И.С.Тургенева и рассказе Набокова Выделить основные средства художественной выразительности для раскрытия исследуемого образа; Выяснить, какое значение имеет образ грозы для поэтов и прозаиков.

Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, мать-земля! Ф.И.Тютчев

Гроза-гром и молния Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяс я и играя, Грохочет в небе голубом …. (Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)

Негатив Позитив

Позитивно и негативно окрашенные слова Название произведения Слова обозначающие цвет М. Ю. Лермонтов «Гроза» Огнистой лентой В. Набоков «Гроза» Темно-лиловом небе, бледное блистание, седой исполин, бледнел Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (В небе) голубом, (солнце) золотит Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье «Как весел грохот летних бурь» (Небесная) лазурь, жёлтый (лист) И. С. Тургенев «Бирюк» лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

(И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)

Цвета грома. Цветопись Название произведения Слова обозначающие цвет М. Ю. Лермонтов «Гроза» Огнистой лентой В. Набоков «Гроза» Темно-лиловом небе, бледное блистание, седой исполин, бледнел Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» (В небе) голубом, (солнце) золотит Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Зеленеющие (нивы), зеленее (под дождём), синей (молнии струя), (пламень) белый, сиянье «Как весел грохот летних бурь» (Небесная) лазурь, жёлтый (лист) И. С. Тургенев «Бирюк» лиловую (тучу), длинные серые (облака), темные (тени), мутной (пеленой)

Звуки грома Звукопись в поэзии Название стихотворения Примеры аллитерации «Весенняя гроза» Звуки Г, Р помогают услышать звуки грома «Неохотно и несмело» С помощью звука С в первом и последнем катренах автор передаёт сияние солнца «Как весел грохот летних бурь» Благодаря звукам Р, Г мы слышим раскаты грома. Звук Ш передаёт шум дубравы

Название произведения Слова, обозначающие звук М. Ю. Лермонтов «Гроза» Ревёт (1 слово) В. Набоков «Гроза» Отдаленный гром; Грохот за грохотом ломал небо, громовержец (4 слова) Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» Грохочет, как бы резвяся и играя, гремят раскаты молодые, птичий гам, шум нагорный, вторит весело (5 слов) Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело» Прогремело, дальний гром, раскаты громовые (3 слова) «Как весел грохот летних бурь» Грохот весел, задрожит шумно, ропщут тревожно, как бы совещаясь, немолчно слышен птичий свист (7 слов) И. С. Тургенев «Бирюк» Забушевали, застучали, зашлёпали, разразилась (4 слова)

Своё отношение к рассматриваемой проблеме я попыталась выразить в виде синквейна: Гроза Первая, весенняя Гремит, надвигается, пугает Люблю грозу в начале мая Свежесть.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.

Спасибо за внимание!

Художественная мастерская
по искусству речи в 5-м классе

«Мой стих поет в волнах его прилива»
М.Волошин

Тип урока: интегрированный урок русского языка, литературы и МХК.

Форма урока: посещение студии маринистов.

Интерьер кабинета: на партах – фотографии с изображениями моря; кабинетные шторы украшены синими лоскутами в виде волн; стенд с репродукциями морских картин; стенд «Поэтическое посвящение морю» и др. атрибуты, воспроизводящие атмосферу дома мариниста.

Оборудование: репродукции морских картин И.Айвазовского, М.Волошина, А.Боголюбова, К.Богаевского, У.Тернера, М.Чюрлениса и др.; фотографии и открытки с изображениями моря, с видами домов-музеев А.Грина и М.Волошина; кассеты (= диски) К.Дебюсси «Звуки природы»; репродукция картины К.Васильева «Садко в гостях у Морского царя».

Цели урока: 1. Способствовать моделированию словесного пространства концепта «море» путем погружения детей в творческий мир художников, поэтов и музыкантов, посвятивших свои произведения морю; познакомить с правописанием сложносоставных цветовых эпитетов и научить использовать их в собственных текстах.

2. Расширить и дополнить детские фрагментарные представления о море новыми метафорическими и живописными понятиями.

3. Воспитывать художественный вкус, умение понимать и ценить красоту.

Звучит запись инструментальной композиции «Морское настроение» (альбом «Звуки природы»).

Вступительное слово учителя

Учитель. Вечно изменчивое море восхитительно, им можно любоваться без конца. Люди издавна стремятся к морю: его влажное дыхание успокаивает, наполняет необычайной энергией. Сегодня я предлагаю вам перенестись из школьных будней в завораживающий мир морской стихии, не выходя за пределы учебного кабинета. Для этого мы включим свое воображение, и всемогущая сила нашей фантазии поможет нам оказаться в творческой студии маринистов. Эта студия состоит из нескольких удивительных залов. Мы будем переходить из одного зала в другой и выполнять задания, которые помог придумать мне таинственный природный художник по имени Море.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Поэты всех времен и народов посвящали морю свои стихи. Одним из лучших поэтических подарков морю до сих пор остается написанное более 100 лет назад стихотворение И.А. Бунина:

Все море – как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой, –
Как поплавок. Взлетает иногда,
И видно, как струею серебристой
Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд,
А там, вдали, – и жемчуг и опалы
По золотистым яхонтам текут.

(Дети выразительно читают подготовленные стихи.)

НОСТАЛЬГИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Учитель. Море не только удивляет и восхищает нас, оно навевает легкую грусть, которая всегда появляется после расставания с морем.

(Обмен летними впечатлениями на морских страничках.)

Когда я вспоминаю море, то…

…ощущаю морской воздух – чистый, бодрящий, зовущий меня в сказочное путешествие.

…я мечтаю поскорей увидеть вновь его волны, солнце, отражающееся в воде, прыгающих дельфинов, теплый песок и кружащихся в небе чаек.

…я устремляюсь в загадочные дали, из которых будто зовет мелодия счастья и мира.

ПОРТРЕТНЫЙ ЗАЛ

Учитель. Есть люди, которые расстаться с морем так и не смогли. Они решили посвятить свое творчество манящей глубине морского пространства. Их называют маринистами. К ним относятся писатель А.С. Грин (не случайно его дом-музей в Феодосии спроектирован в форме корабля); художник И.К. Айвазовский, написавший за свою жизнь более 6000 полотен, две трети из которых посвящены морю. Море, горы и облака – это излюбленные темы поэта и художника М.Волошина, ярчайшего представителя Серебряного века. Давайте заглянем в дом мариниста, ведь нас приглашает сам хозяин:

Дверь отперта. Переступи порог,
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прозрачных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад.

А за окном расплавленное море
Горит парчой в лазоревом просторе…
Всей грудью к морю, прямо на восток
Обращена, как церковь, мастерская.
И снова человеческий поток
Сквозь дверь ее течет, не иссякая.

Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров – убог. И времена – суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.

(М.Волошин. Дом поэта)

Учитель показывает изображения домов-музеев А.Грина и М.Волошина.

Учитель. Мастерские известных писателей и художников, как видите, обязательно содержат книжные стеллажи, картины, портреты, причудливые морские сувениры… Но нам сегодня предстоит заглянуть в самую необычную мастерскую самого необычного мариниста, каким безусловно, является Морской царь. Его мастерская – это загадочное морское дно. У римлян повелителя морской стихии называют Нептуном, у греков – Посейдоном. Был Морской царь и у наших предков – славян, недаром сохранились былины о пребывании в гостях у Морского царя знаменитого новгородского купца Садко. Посмотрите, как лихо выплясывает владыка морской под удивительные гусли Садко на картине К.Васильева. (Дети рассматривают репродукцию картины.) А каким представляете Морского славянского царя вы? Опишите его.

Мифологическая словарная статья

Морской царь – это пожилой мужчина, который одет в русский народный костюм. На голове его – корона из ракушек. На ногах его – лапти, сплетенные не из соломы, а из самых красивых водорослей. У него рыбий хвост и клешни, как у рака. В одной клешне он держит посох морей и океанов, в другой – макет пиратского корабля, из тех, которые он любит топить. (Катя Шило)

Морской царь – это огромный осьминог, который восседает на коралловом троне. Иногда он запрягает волшебных китов в громадные сани, украшенные самыми прекрасными жемчужинами. Тогда море бушует, закрывая царя от любопытных глаз. Когда его дочери-дельфинихи танцуют для него, он радуется. Море начинает будто улыбаться и пританцовывать вместе с ними. (Соня Кузьменко)

ПИСАТЕЛЬСКИЙ ЗАЛ

Учитель. Восторгаться морем может каждый, а вот выразить свое восхищение в словах дано не всем. Предлагаю поучиться у мастеров художественного слова. Обратите внимание на то, что никто в своем описании не ограничился одним цветовым оттенком. Все авторы прибегли к помощи сложных прилагательных, т.е. прилагательных, состоящих из двух корней. Такие прилагательные, обозначающие цветовые оттенки, пишутся через дефис.

Выборочный диктант

Задание. Из данных предложений выпишите словосочетания, состоящие из существительных и зависимых от них сложных прилагательных.

1. Впереди, резко отделяясь от желтой воды лимана, лежала черно-синяя полоса мохнатого моря. (В.Катаев)

2. Тысячи бликов дробились и зыбились на серо-золотом море. (Д.Быков)

3. Море лежало прямо под ногами, спокойное, как туго натянутый серовато-голубой атлас, и только кое-где слегка морщилось. (З.Воскресенская)

4. Море в гавани было грязно-зеленого цвета, а дальняя песчаная коса, которая врезалась в него на горизонте, казалась нежно-фиолетовой. (А.И. Куприн)

5. Вот и скамья, и соломенный зонт,
Дальше обрыв – и туманный,
Мглисто-багровый морской горизонт,
Запад зловещий и странный. (И.А. Бунин)

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МАРИНИСТОВ

Учитель. В нашей картинной галерее вы можете увидеть картины тех художников, кто мог изобразить свое благоговейно-восторженное отношение к морю в красках. Морская стихия в их живописных работах может вздымать гигантские волны, разбиваться на мириады радужных брызг, бурлить и неистовствовать, крушить корабли… В то же время они могли изобразить море тихим и ласковым, спокойным и задумчивым, игривым и шаловливым или же тревожно затаившимся перед грозой… Чтобы подобрать нужную краску, художник на своей палитре смешивает и пробует несколько раз сотни различных оттенков. Мы тоже попробуем сейчас смешать словесные краски и описать спокойное и бушующее море. Найти наиболее удачный цвет вам, конечно, помогут репродукции картин прославленных живописцев. Не забывайте: если вы будете пытаться нарисовать гамму моря с помощью двух цветовых оттенков, вам понадобится дефис.

Цветовая гамма моря

Портрет спокойного моря

Бирюзовое, синее, голубое, фиолетовое, небесно-розовое, серебристо-лазурное, изумрудно-лазоревое, …

Портрет бушующего моря

Свинцовое, серое, стальное, черное, сине-черное, пепельно-коричневое, грязно-фиолетовое, угольно-багровое, …

Учитель. Ну что ж, я думаю, море будет нам признательно за те наряды, какие мы ему подарили. Ведь оно наряжается, чтобы доставить радость людям.

В ночь любую, в день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем – одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
По ночам на черной глади –
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
Море, если не секрет.
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
– Чтобы люди были рады!

(В.Орлов)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Прослушивание инструментальной композиции К.Дебюсси «Море».

ЗАЛ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Учитель. Художники и поэты всегда воспринимали море как живой организм. Они понимали, что у моря, как и у человека, есть свой характер, свои увлечения, свои печали и радости. Море обижается, когда некоторые ученики считают его существительным женского рода и приписывают ему окончание -а. Давайте не будем обижать море и докажем, что мы умеем правильно вписывать глагольные окончания, в соответствии с определяемыми существительными.

Осложненное списывание с грамматическим обоснованием

1. Море дышал_ спокойно и легко.

2. А море качал_сь, кипел_ и рушил_сь синей волной.

3. Бирюзовое море нежил_сь в лучах солнца, спокойно и глубоко дышал_ водная гладь.

ПИСАТЕЛЬСКИЙ ЗАЛ

Учитель. Предлагаю вернуться в писательский зал, чтобы еще раз насладиться словесной морской палитрой выдающихся мастеров.

Мелодекламация

На фоне инструментальной композиции, в которой можно услышать плеск морских волн, крики чаек, учитель (или подготовленный ученик) выразительно читает отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий».

Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

Оно меняется на глазах каждый час.

То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг цвета индиго, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

Эвритмическая разминка «Капризные волны»

Дети становятся между рядами и берутся за руки. В зависимости от количества детей в классе организуйте две или три группы «волн». Каждой группе нужно сначала превратиться в бушующую волну, а затем – в спокойную. Дайте возможность сначала обсудить характер движений. Подберите соответствующую музыку.

ПОЭТИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Учитель. Прежде чем вы попробуете себя в создании словесного образа моря, давайте выберем для сочинения «Тайна морского дна» эпиграф.

А. Хорошо меж подводных стеблей.
.... Бледный свет. Тишина. Глубина.
.... Мы заметим лишь тень кораблей,
.... И до нас не доходит волна. К.Бальмонт

Б. Безмолвное море, лазурное море,
.... Открой мне глубокую тайну твою:
.... Что движет твое необъятное лоно?
.... Чем дышит твоя напряженная грудь? В.Жуковский

В. Но вдруг лесной повеет явью,
.... Когда сквозь моря синеву,
.... Сквозь лунно-звездное сиянье
.... Увидишь сказку наяву. Л.Вьюнник

Г. Прощай, свободная стихия!
.... В последний раз передо мной
.... Ты катишь волны голубые
.... И блещешь гордою красой. А.С. Пушкин

Обоснование выбранных эпиграфов.

Написание сочинений по выбору:

сочинение-фантазия «Тайна морского дна!»;

сочинение-описание «Когда море резвится (волнуется, сердится…»);

сочинение-сказка «В гостях у Морского царя».

Лучшие ученические работы

КОГДА МОРЕ РЕЗВИТСЯ

Когда море резвится, белые барашки его волн накатывают и убегают, увлекая за собой. Море как будто живое: оно пытается догнать меня, свалить с ног. Когда барашки бьются о камни, кажется, что камни – пастухи морского побережья. Они не пускают волны на берег.

Море сияет и переливается. В нем играют разные краски: зеленая, голубая, жемчужная, изумрудно-фиолетовая. Эти краски сбежали от одного художника, который каждый день приходил к морю, чтобы нарисовать картину. Но картина у него никак не получалась, и тогда обиженные краски убежали от неудачника.

Когда какая-нибудь волна вздымается вверх, кажется, что вот-вот из нее выйдет сам Нептун, чтобы осмотреть свои владения. Обычно он следит, как ведут себя люди, не сорят ли они. И если он видит, что все-таки сорят, окатывает их большой волной. Белые барашки всегда сопровождают Нептуна во время таких контрольных осмотров.

Вечером море стихает. Нептун уплывает решать очень важные вопросы глубоко-глубоко в море. А люди уходят домой.

Алена Макаренко

ТАЙНА МОРСКОГО ДНА

Спускаюсь на самое дно и медленно-медленно иду (или все-таки плыву?). Ой! Вот промелькнул дельфин, справа рыбки трудятся над жемчужинами: готовят украшения для свадебного платья дочери Нептуна. Он сам вдалеке восседает на троне, следит за своими подданными в специальный бинокль.

– Что будем заказывать, уважаемая?

Я удивилась ее хорошим манерам и отвечаю:

– Очень хочется попробовать водички с водорослями.

Креветка посмотрела на меня и внезапно попятилась. Я удивилась ее странным движениям, но тут вспомнила, что креветки задом наперед плавают. Гляжу, а она уже передо мной стоит и поднос со стаканом в два раза больше ее самой держит!

– Спасибо! – поблагодарила я странную официантку.

– Стакан можете оставить себе! – ответила она и вновь попятилась.

Иду (или плыву?) я по улицам морским, воду пью, под ногами жизнь морская кипит: скаты-автобусы плавают, рачки-геологи землю роют… Хорошо здесь! Но, к сожалению, пора домой! На поверхность! Я всплываю медленно, чтобы еще раз насладиться морскими видами.

Через несколько мгновений я оказываюсь дома, в теплой кроватке, а в ногах мирно мурлычет кошка. Завтра я обязательно расскажу ей об удивительных морских обитателях.

Соня Кузьменко

В ГОСТЯХ У МОРСКОГО ЦАРЯ

Как-то раз я плыла по морю на яхте с белыми парусами. Виднелись горы, спящие в тумане; яркое солнце отражалось в прозрачной воде.

Вдруг я увидела прыгающих дельфинов. Каково же было мое удивление, когда они прыгнули на борт и заговорили человеческим голосом.

– Не желаешь ли ты побывать в сказочном подводном царстве? – спросили они меня.

Это была моя давняя мечта, и я, ни минуты не раздумывая, согласилась. Только хотела надеть маску, но дельфины остановили меня.

– Но как же я буду дышать под водой? – спросила я.

Дельфины ничего не ответили и нырнули. Вскоре они вернулись с морскими водорослями, которые предложили мне съесть. Я их съела и оказалась… в сказке. Я обнаружила, что могу дышать, плавать и даже разговаривать под водой.

В сопровождении дельфинов я направилась к Морскому царю. Когда я очутилась у него во дворце, он превратил меня в русалку, чтобы мне было легче плавать. Я проплыла мимо рифа, огнедышащих вулканов, сада чудесных ягод. Познакомилась с удивительными существами. Но внезапно мне захотелось домой. И тут я поняла, что не могу вернуться на яхту, потому что у меня вместо ног был блестящий русалочий хвост.

Я возвратилась к царю, но он отказался помочь. Тогда я подумала про ягоды, которые видела в необычном саду. Я снова попала в сад. Там стала вспоминать, что именно мне рассказывали об этих ягодах дельфины. В саду росла волшебная ягода-превращательница. Я сорвала ее и вернулась во дворец. Морской царь невероятно удивился, когда услышал мой рассказ об этой ягоде. Он решил посадить ее у себя во дворце, поэтому отнял ягоду у меня.

Мне пришлось обратиться за помощью к фее Мермедии – великой морской волшебнице. Она дала мне кулон славы. С его помощью я должна была вернуть свои ноги. Поблагодарив фею, я поплыла. Двигаться быстрее мне, конечно, помогал русалочий хвост. Я выплыла на берег, а затем произошло чудо: волшебный хвост превратился в обыкновенные человеческие ноги. На память об этом необычном погружении у меня остался кулон Мермедии.

Таня Цурупа

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачьянц А. Проект «Мир моря» на уроках изобразительного искусства в начальной школе. М.: Искусство, № 3, 2007. С. 4–5.

2. Волошин М. Дом поэта: Стихи. Главы из книги «Суриков». Л.: Дет. лит., 1991. С. 173–178.

3. Катаев В. Белеет парус одинокий: Повесть. Для старшего школьного возраста. Вильнюс: Витурис, 1987. С. 10.

Н.И. НЕМЫКИНА,
гимназия № 3,
г. Белгород

Карманова Валерия

Введение.

На уроках физики и литературы я сталкиваюсь с понятием «гроза». С одной стороны, я изучаю данное понятие как физическое явление, с другой стороны как фоновый пейзаж, на котором развёртывается сюжет произведения. Мне стало интересно, используют ли писатели физические знания о грозе при её изображении в художественном произведении.

Цель исследования:

Определить, в каких произведениях и с какой целью встречается описание грозы, узнать подробнее об этом явлении в физике и выяснить, используют ли писатели знания по физике при изображении данного природного явления. Кроме того, выяснить, что ощущают литературные герои во время грозы.

Задачи:

· познакомиться с информацией о грозе;

· изучить произведения, содержащие описание грозы;

· сопоставить изображение данного явления в физике и художественной литературе.

Методы исследования:

· анализ художественной литературы.

· работа с интернетом.

· изучение научной литературы

· систематизация и обобщение.

· сравнительный анализ.

· наблюдение

· социологический опрос.

Перед началом работы я провела социологический опрос среди моих одноклассников и людей старше 60 лет. Был предложен один вопрос: как вы относитесь к грозе? После обработки данных получилось:

Равнодушно - 29%,

Страшно – 56%

красивое зрелище – 15%

Актуальность исследования

Состоит в том, что в последнее время в природе наблюдаются сильные грозы, сопровождающиеся шквалистым ветром, несущим разрушения и гибель людей, поэтому гроза страшна. Пожилые люди (51 % из 56%) , считают, раньше таких страшных гроз не было.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Валерия Карманова , 7 кл.

МКОУ СОШ № 2 с УИОП г. Котельнича

Руководители С.В.Шубёнкина, Т.Б.Патрушева

Гроза в художественной литературе и физике

На уроках физики и литературы мы сталкиваюсь с понятием «гроза». С одной стороны, мы изучаем данное понятие как физическое явление, с другой стороны как фоновый пейзаж, на котором развёртывается сюжет произведения. Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время в природе наблюдаются сильные грозы, сопровождающиеся шквалистым ветром, несущим разрушения и гибель людей, поэтому гроза страшна. Пожилые люди (51 % из 56%) , считают, раньше таких страшных гроз не было.

Грозовые облака, яркие вспышки молнии, громкие раскаты грома – все эти атмосферные явления знакомы каждому человеку. Однако мало кто задумывался над вопросом о происхождении этих громких раскатов. Из школьных уроков физики известно, что облака накапливают электрический заряд. Постепенно облако растет, поднимаясь к высоким слоям атмосферы с отрицательной температурой, так начинается образование тяжелых кристалликов льда. Облако темнеет, окрашиваясь в «свинцовый» оттенок. Капли воды и кристаллы льда электризуются внутри облака при столкновении с частицами воздуха. В итоге, падая, капли воды и льдинки переносят отрицательный заряд на нижнюю часть тучи. Происходит притяжение отрицательно заряженной – нижней части тучи и положительно заряженной – верхней части тучи. Возникает огромное напряжение в десятки и сотни миллионов Вольт. Появляется молния – огромная искра протяженностью в несколько километров между землей и грозовым облаком. Эта вспышка нагревает воздух, вследствие чего он «взрывается». Этот взрыв и называется громом. Но это не просто одиночный взрыв, он гремит раскатами, отзываясь эхом. Объясняется это явление просто – скорость света намного выше скорости звука, поэтому молния видна сразу, а гром как бы догоняет и доходит до ушей не сразу, поэтому он звучит раскатами.

Гроза в художественном произведении является частью пейзажа, на фоне которого разворачивается сюжет, а пейзаж является средством характеристики героев произведения. Обратимся к автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство», к главе, которая так и называется «Гроза». Сравним, как изображается гроза в художественном произведении с физическим объяснением данного явления. В научной литературе понятие грозы как природного явления даётся с помощью физических терминов, а в художественной литературе гроза описывается с использованием изобразительно-выразительных средств: гиперболы : «кажется, весь свод небес рушится над нами», «дождь лил как из ведра»; эпитеты : «мрачный характер», «величественный гул», «зловещие, черные тени» олицетворения : «большая темно-лиловая туча быстро подвигалась к нам.» сравнения : «Стрижи и белогрудые ласточки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички» метафоры : «гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск».

Иногда искрящиеся вспышки молний и громкие звуки грома могут напугать. Давайте проследим, что чувствует во время грозы главный герой повести Николенька Иртеньев: « Я не знал, куда деваться... Всё это усиливало моё нетерпение скорей приехать на постоялый двор.» «Гроза наводила на меня невыразимо тяжёлое чувство тоски и страха». «Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах». «… треск, заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий!» «Мальчик боится пошевелиться и с минуты на минуту ожидает своей погибели. Он безнадёжно следит за происходящим».

А кто-то может бесконечно любоваться переливающимся небом, воочию наблюдая за борьбой стихий.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный-

Все вторит весело громам.

Ф.И. Тютчев

Автор не показывает начало и последовательное продолжение грозы. Но уже в первой строфе он выражает чувство любви к весенней майской грозе. Описывая это природное явление, он использует яркое сравнение: гром «…как бы резвяся и играя грохочет в небе голубом. Чтобы мы слышали весенний гром, Тютчев использует приём звукописи. Употребление звука «р» в каждой строфе передаёт ощущение раскатов грома. Любование дождём передано использованием метафор: капли – «перлы дождевые», струи дождя – «нити золотые». Использование слова возвышенной лексики «перлы» вместо «жемчужины» придаёт метафоре особую поэтическую окраску. В третьей строфе также рисуется не страшная, не пугающая, не тревожащая душу, а радующая человека гроза. При этом Тютчев подчёркивает всеобщую радость, гармонию всех сил природы, в едином настроении: «всё вторит весело громам».

Грозы бывают летние, весенние. В художественной литературе мы прослеживаем изображение обоих видов гроз. По происхождению грозы делятся на внутримассовые и фронтальные. Внутримассовые грозы наблюдаются двух типов: в холодных воздушных массах, перемещающихся на тёплую земную поверхность, над прогретой сушей летом (их ещё называют местные или тепловые).

В отрывке из повести Толстого «Детство» изображена местная (тепловая) гроза. Такие грозы возникают летом в полуденное или послеполуденное время. Прогревание воздуха от земной поверхности приводит к развитию в нём восходящих токов местной конвекции и к образованию мощных кучево-дождевых облаков. В больших по размеру грозовых облаках постоянно витают кристаллики льда и капельки воды. В результате их дробления и трения между собой образуются положительные и отрицательные заряды, возникает сильное электростатическое поле (около 100000 в/м) Разница потенциалов между отдельными частями облака и землёй достигает огромных величин и приводит к искровому разряду молнии.

Данное исследование позволило, во-первых, с научной точки выяснить, что такое гроза, причины возникновения грозы, во-вторых, анализируя произведения писателей 19 века, оказывается, что и двести лет назад случались сильные грозы, и люди так же их боялись. Каждому человеку важно знать простые правила поведения, чтобы избежать трагедий во время этого природного явления.

Библиография.

  1. Г.П.Лазаренко. Тютчев в школе. Дрофа. М.2007
  2. Л.И.Толстой. Отрочество. Юность. Дрофа. М.2007
  3. Русская литература XIX века. Дрофа, М.2007
  4. http://lib.rus.ec/b/271986/read
  5. http://festival.1september.ru/articles/559919/

Описание природы в произведения Г. Колесникова: [подборка] // Донской временник. Год 2012-й. URL: http://www..aspx?art_id=1075

ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Г. КОЛЕСНИКОВА

Явления природы. Гроза, молния, дождь, туман

Описание грозы

Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны. Ослепительная молния вспорола небо. И сейчас же, резко и пугающе, как выстрел, прогремел гром. На Дон с неба обрушилась лавина дождя. Он хлестал по волнам толстыми плетями. А волны, огрызаясь, били навстречу тугим дождевым нитям. И в борт теплохода волны колотили шумно и угрожающе.

Молнии вспыхивали почти непрерывно одна за другой. Не утихая, гремела в тучах гулкая небесная канонада. И от этого блистания и грохотания трепетно сжималось сердце… Гроза бушевала долго, по меньшей мере минут тридцать. И оборвалась она так же разом, как и началась. Тучи разбежались и исчезли за горизонтом. Еще ярче засияло солнце, переливаясь мириадами радуг в каплях, повисших на листьях деревьев. Постепенно успокаиваясь, как после отбитой атаки, угомонился и рассвирепевший было Дон.

Колесников Г. Гроза // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 330

Ночная гроза

Все мне кажется, что молния в ночную грозу пытается вырваться из какого то плена: вспорет черноту неба, обдаст землю могучей волной света, но небо мгновенно захлопывает створки, и молния яростно рычит где-то за непроницаемой стеной своей темницы, чтобы снова - пусть на миг только - но прорваться светом сквозь ненавистную тьму.

Колесников Г. Плененная молния // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 338.

Перед дождем

Все стало ярко-серым. Полосы дождя где-то далеко от настемнили небо под тучами. Серебристо-сизая тучка все-таки прикрывала солнце, а оно в отместку раскалило ее край, и он засверкал расплавленным серебром…

А над нашей головой замельтешили редкие капли. Вот-вот хлынет дождь при ярком солнце. Слепой дождь!

Колесников Г. Преддождье // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 336.

Описание тумана

На стыке тепла и холода гремят поздние осенние грозы. А когда остаются еще жаркие дни и наступают уже студеные ночи, над Волгой и Доном поднимаются туманы…

На рассвете меня разбудила тишина. Машины теплохода остановились и замолчали. Я вышел на палубу. Все окрест было плотно окутано влажным и непроницаемо белым дымом тумана. Геде-то совсем рядом смутно просматривались очертания какого-то судна. Как наш теплоход, оно стояло на якоре.

Что-то из старой сказки - тревожное и загадочное - заволокло душу. Поеживаясь от холода, я ждал на палубе появления солнца. Видимо, оно уже поднялось из-за горизонта. На востоке сквозь туман проступала еле различимая розоватость. Яснее стали очертания баржи рядом с нами. Это было самоходка - теперь она обозначилась совсем ясно. Туман исчезал как-то неприметно. Прояснились берега. Желтые березы на них. Впереди замаячили белые бакены. Как-то вдруг на небе вспыхнуло горячее солнце. Перед нами раскрылась тихая просторная река. Послышалась команда, загремели цепи поднимаемого якоря.

Переждав туман, теплоход отправился в путь.

Колесников Г. Туман // Тайны степного леса / Г. Колесников. Ростов н/Д, 1987. С. 340.



error: