Храм весты на бычьем рынке в риме. Храм Весты – очаг античной богини в Риме

Храм богини Весты - это одно из известных культовых сооружений Древнего Рима. Возведено оно было в честь богини Весты, которая олицетворяла домашний очаг, семейное счастье и уют. Храм располагается в самой середине Римского Форума, а именно в юго-восточной его части. Также поблизости от него расположен Храм Цезаря.

История создания

Возведен храм неподалеку от реки Тибр во времена царствования Нумы Помпилия. Случилось это приблизительно в VII столетие до нашей эры. Расположенный на Бычьем Рынке храм Весты не раз подвергался реставрации. Впервые он сгорел в 394 году до нашей эры, а в 191 году нашей эры зафиксирован последний пожар. Но окончательно храм богини Весты в Риме потерял свое величие во время правления императора Феодосия в 394 году, когда тот запретил языческую религию. Развалины храма были найдены в 1877 году во время археологических раскопок.

Храм Весты имеет интересную для Древнего Рима архитектуру. Отделанный белоснежным мрамором и окруженный 20 колоннами, он также отличался своей необычной круглой формой.

В центре самого сооружения всегда горел Священный огонь, который являлся символом уважения и поклонения богине Весте.

К храму Весты в Риме присоединялся Дом Весталок, а также неподалеку находилась и входила в состав единого комплекса резиденция главного Понтифика.

Культ богини Весты

Храм Весты в Древнем Риме интересен тем, что внутри не было статуи самой богини. Вместо её изображения, в середине находился Священный Огонь - символ тепла и уюта, а также извечной силы и власти непоколебимого Римской Империи. Именно это и символизировала Веста. По легенде, она отвергла всех мужчин, который сватались к ней, и поклялась до конца своих дней сохранить девственность.

Жрицами храма богини Весты в Риме являлись весталки. Их первоначальной обязанностью было следить за тем, чтобы огонь внутри храма не погас. Весталками брали лишь дочерей из знатных родов, когда тем исполнялось 6–10 лет. Тридцать лет они должны были оставаться служить при храме, прежде чем им разрешалось покинуть его стены и даже завести семью. До этого момента жрицы храма обязывались сохранять девственность.

Если весталка нарушала свой обет, то её хоронили заживо в предварительно выкопанной землянке, оставляя лишь немного еды и воды. Мужчине, соблазнившим её, приходилось не легче - его избивали розгами до самой смерти.

На каждое 9 июня припадал праздник, проходивший в честь богини Весты. Жители посещали храм с дарами, а также в этот день они освобождали своих ослов от всякой работы. Осел считался священным животным, так как именно он по легенде разбудил Весту, когда её телом хотел воспользоваться Приап.

Как добраться

До храма Весты можно доехать на трамвае под номером 3 и выйти на остановке под названием Parco Celio.

Если хотите поехать на метро, то необходимая вам станция называется Colloseo (линия B).

Вы можете также добраться до места назначения на автобусах под такими номерами: №C3, №60, №75, №85, №87, №95, №175, №186, №271, №571, №810, №850.

Стоимость билета

Билет обойдется вам в € 12.00. Цена льготного билета составляет € 7.50. Детям до 18 лет, а также людям пожилого возраста, которым исполнилось свыше 65 лет - вход является бесплатным.

Глава «Храмы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V-II вв. до н.э.

Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты - одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага - было простым круглым навесом над неугасимым огнем.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов - Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.

В V-IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.

Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме , известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов - Юпитеру, Юноне и Минерве.

Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85x61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н.э.

К концу VI в. до н.э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.

На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III-II вв. до н.э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.

О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.

На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV-III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них - северный - италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20X11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний - ионический храм на подии (24X15 м по стилобату) 16x6,5 м внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.


23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV-I вв. до н.э. Современный вид круглого храма, план комплекса

Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) - италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный - храм В (II в. до н.э.) - круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н.э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.

Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196-192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии , реставрированный в I в. до н.э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.

Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре , стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.

Происходивший на протяжении IV-I вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам - этрусскому простилю и храму италийского типа - в основном закончился лишь к концу II - началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма - псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма - замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.

Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.

Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.

Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине), (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34x20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки - необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.

К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.

27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42-38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план

Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.

Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдапериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась.. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.

28. Тибур. Храм Сибиллы. Начало I в. до н.э. Разрез, общий вид храма, план храма Сибиллы и псевдопериптера, плафон портика, капитель

29. Рим. Храм Весты на Бычьем рынке. Середина I в. до н.э. Общий вид, капитель

Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.

И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, (выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.

Адрес: Италия, Рим, Римский Форум
Координаты: 41°53"30.2"N 12°29"10.2"E

Содержание:

Краткое описание

Храм Весты (Tempio di Vesta) – одно из наиболее древних и значимых культовых сооружений Рима . Это некогда величественное строение, от которого к настоящему времени остались одни развалины, было возведено на знаменитом Римском Форуме и посвящено богине Весте, хранительнице домашнего очага.

Общий вид храма Весты

Римский Форум (Forum Romanum) – площадь в центральной части Древнего Рима – служил в те времена местом сосредоточения всей общественной жизни горожан и постепенно обрастал все большим количеством значимых для них монументов, зданий и сооружений. Храм Весты стал одним из них и расположился в его юго-восточной части неподалеку от храма Цезаря.

Он составил единый архитектурный комплекс с Домом Весталок и был функционально и топографически объединен с резиденцией Великого понтифика – Регией. В нем вечно горел Священный огонь, и хранились важнейшие святыни Римского государства, по преданиям, доставленные сюда из Трои Энеем. Главной из них была деревянная статуя Паллады, которую в римской мифологии отождествляют с богиней Минервой, а в греческой – с Афиной. И которая, являясь по сути талисманом для места, в котором хранится, служила оберегом для этого города во время Троянской войны. Этот античный палладиум и другие, священные для римлян предметы, с тех времен были надежно спрятаны в тайнике храма Весты (предположительно в глубине его подиума), попасть в который было возможно только из святилища. Изображения самой богини Весты в этом культовом месте никогда не было, ее олицетворял здесь вечно горящий Священный огонь .

Вид храма со стороны храма Диоскуров

Культ Весты в Древнем Риме

Богиня Веста – покровительница домашнего очага и хранительница жертвенного огня (в греческой мифологии известная под именем Гестия). Ее культ в Риме по разным преданиям возник благодаря основателю и первому царю этого города Ромулу или, что вероятнее всего, его второму царю – Нуме Помпилию, правившему с 715 по 673 год до н. э., и построившему здесь посвященный Весте храм с жертвенником, огонь в котором символизировал силу и бессмертие Вечного города, незыблемость Римского государства и неизменность его порядков и устоев. Поэтому, чтобы Священный огонь не потухал, он постоянно поддерживался сначала дочерьми царя, затем шестью жрицами богини – девственницами-весталками.

Каждый год 9 июня в Риме отмечался праздник Весты, римляне босиком приходили в храм, приносили своей богине жертвы, просили у нее покровительства и заступничества для своего города и своих домашних очагов. В этот праздник было запрещено заставлять работать ослов, так как по преданиям крик этого животного разбудил богиню в тот момент, когда ей грозила опасность (ее намеревался обесчестить Приап).

В своих крайне редко встречающихся скульптурах богиня Веста представлена в виде молодой, богато одетой девушки с покрытой головой. Несколько чаще ее изображения можно было встретить на монетах: с палладиумом, факелом, скипетром, патерой (блюдом для жертвоприношений).

Вид храма со стороны Дома весталок

Весталки – самые почитаемые жрицы Древнего Рима

Главной обязанностью весталок было поддержание жертвенного огня в храме Весты . Считалось, что пока он горит, с городом не может произойти ничего плохого. За потухшее пламя весталки жестоко наказывались плетьми. Лишь раз в год этот огонь намеренно гасился и тут же зажигался вновь – на Новый год (он отмечался тогда в Риме 1 марта), тогда же весталками обновлялись ветви лавра в храме. От нового пламени римляне зажигали огонь в очагах римских курий.

Помимо этого весталки отвечали за проведение посвященных богине ритуалов и были главными хранительницами священных символов города и государства. В дни празднования в честь Весты (весталии) они торжественно выносили из храма пепел от Священного огня и сбрасывали его в Тибр.

Для посвящения в жрицы богини Весты выбирали исключительно девочек благородного происхождения в возрасте 6-10 лет, без пороков и изъянов. Они должны были исполнять возложенные на них обязанности в течение следующих трех десятков лет: первый десяток обучались, второй – служили, третий – обучали других. Подчинялись они непосредственно верховному жрецу, который возглавлял Коллегию понтификов.

Звание жрицы Весты приносило весталкам множество бонусов положения: они имели в Риме большой почет, уважение и влияние в обществе – им доверяли на хранение ценности и документы, они могли даровать жизнь осужденным на смерть и побежденным гладиаторам (в отсутствие на бое императора). Плюс такие материальные блага и привилегии, как дом с садом, приличное состояние, места в императорской ложе, передвижение по городу на колеснице и др. За особые заслуги весталкам ставились статуи, а за их оскорбление посягнувшему на их честь и достоинство грозила смертная казнь. Расплачивались они за то, что имели, обетом целомудрия на весь срок службы. За его нарушение весталкам полагалась жестокая смерть – лишившуюся девственности жрицу заживо хоронили (закрывали в специально вырытой землянке с небольшим количеством еды и питья), а ее сообщника пороли до смерти. Но по окончании 30 лет службы в храме весталки получали право жить обычной жизнью и при желании могли выйти замуж.

Существует легенда, по которой Рея Сильвия, мать основателей Рима Ромула и Рема, тоже была весталкой и поплатилась жизнью за то, что нарушила данный ею обет целомудрия.

Первоначально (в VII в до н.э.) храм Весты на Римском Форуме был построен в полном соответствии с духом и стилем римских жилищ того времени – представлял собой глинобитное сооружение, покрытое соломой и тростником . История существования храма насчитывает множество случаев, когда он подвергался опасности разрушения, разграбления и пожаров, а потому неоднократно перестраивался и восстанавливался. Историками выделяется семь этапов в его существовании и, соответственно, семь вариантов самого строения. Первым считается храм из глины, вторым – из кирпича. Он был серьезно поврежден в результате пожара в 390 г. до н. э. и отстроен уже из камня в комбинации с деревом, но и ему не удалось избежать разрушения, виной которому – пожар 241 г. до н.э. Восстановленный в очередной раз, храм снова едва не сгорел в 210 г. до н.э., когда во время пожара пострадало множество зданий вокруг него. Своим спасением храм Весты тогда оказался обязан 13-ти рабам, получившим свободу за этот свой подвиг. В таком виде сооружение просуществовало более 200 лет, после чего снова пострадало в огне, а затем было перестроено на этом же месте, но уже в мраморе. Еще раз храм практически полностью сгорел в великом пожаре 64 г. н. э., после чего спустя всего лишь год был вновь восстановлен Нероном.

И последний раз храм богини Весты после очередного сильного пожара в 191 году был подвергнут реконструкции, осуществленной Юлией Домной, женой римского императора Септимия Севера. С этого момента храм стал представлять собой то круглое каменное сооружение в форме толоса на высоком подиуме, с колоннадой и коническим куполом из металла, развалинами которого мы сегодня и любуемся на Римском Форуме. Храм Весты перестал действовать в 394 году, когда последний император единой Римской империи, Феодосий I Великий, наложил запрет на языческое вероисповедание. С того времени он медленно, но верно приходил в упадок.

Храм был обнаружен и идентифицирован итальянским археологом Родольфо Ланциани в результате раскопок 1877 года. В ходе дальнейших раскопок конца XIX века были обнаружены подиум и различные архитектурные фрагменты стен, колонн, пилястров, относящиеся к последней реставрации Юлии Домны. Эти находки вместе с монетами и рельефами, изображающими храм Весты, позволяют достаточно точно реконструировать это античное сооружение . Храм был беломраморным, имел 20 колонн в римско-коринфском стиле, соединенных между собой металлическими решетками, а также облицованный мрамором подиум и куполообразную крышу с отверстием посередине для выхода дыма от Священного огня.

Храм и современность

Сегодня Священный участок богини Весты на Римском Форуме представляет собой античные развалины: вы сможете увидеть только небольшой архитектурный фрагмент некогда изящного и величественного здания храма, состоящий из подиума и нескольких колонн, сохранившихся после его последней реставрации 191 года, а также несколько статуй на пьедесталах, руины Дома Весталок и фрагменты некогда окружавшего двор портика. И только при наличии определенной доли воображения и знаний, которые мы постарались до вас донести этим материалом, вы сможете представить себе заполненный людьми форум, разъезжающих на колесницах весталок, величественное здание храма Весты и горящий в нем Священный жертвенный огонь, олицетворяющий собой незыблемость Вечного города и его традиций.

Контакты

Адрес: Via dei Fori Imperiali, Roma, Италия

Телефон: +39 06 0608

Часы работы: с 08:30 до 19:15

Стоимость: 12€, льготный билет — 7,5€

Официальный сайт: www.turismoroma.it

Как добраться

Метро: Colosseo (линия В)

Трамваи: остановка Parco Celio (№ 3)

Автобусы: №№ 60, 75, 85, 87, 95, 175, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3

Зачем едут в Рим? Кто-то провести деловую встречу, кому-то надо приобрести хорошую брендовую вещь, но все это дела мирские. Большинство туристов спешат посетить столицу современной Италии с целью увидеть ее неповторимые достопримечательности.

Древние свидетели расцвета Римской империи – это настоящее достояние человечества. Они раскрывают тайны легендарного прошлого и приезжий, который хотя бы раз увидел их, уже никогда не сможет преодолеть нездоровый интерес к истории этой части света.

Посетив исторический центр Рима , не забудьте посмотреть на Храм Весты, расположенный на Римском форуме. С ним связано огромное количество удивительных фактов, которые граничат между правдой и вымыслом. Кто знает, возможно, именно вам удастся разгадать все его секреты.

Храм Весты в Риме — история

Храм Весты (Tempio di Vesta) в

Первые был построен на Бычьем рынке в VII в до н.э. Он напоминал традиционный глиняный дом, похожий на остальные в древнем Риме, покрытый тростником и соломой. Известно, что позже его перестроили и в 390 г. до н. э. новая кирпичная постройка пострадала в результате серьезного пожара. После этого понадобилась реконструкция. Так появился храм из камня и дерева.

В 241 г. до н.э. и в 210 г. до н.э. храм Весты снова горел. После пожара 241 г. до н. э. его удалось восстановить, а от разрушений в результате следующей трагедии на Римском Форуме его спасли 13 рабов. За это они получили свободу. Примерно через два столетия огненная стихия снова настигла языческую святыню и в результате очередной реконструкции появилось здание из мрамора. Оно снова горело в 64 г. н. э. и было восстановлено при императоре Нероне.

Развалины храма, которые мы можем видеть сегодня, сохранились от постройки, появившейся после пожара 191 года. Историки утверждают, что реконструкцией руководила жена Септимия Севера Юлия Домная. 394 год стал переломным: император Феодосий Первый запретил язычество и о храме Весты постепенно забыли. В 1877 году его раскопал архитектор Родольфо Ланциани.

Храм Весты — описание

Круглый храм Весты на Тибре – одна из главных достопримечательностей Рима, которые напоминают о легендарном прошлом древнего города. Сейчас можно увидеть лишь отдельные элементы ранее величественного здания, а в период расцвета Римской империи он был местом почитания богини домашнего очага и пользовался небывалым успехов среди горожан.

Фасад этого храма был построен из белого мрамора. Его украшали двадцать колонн, выполненных в римско-коринфском стиле. Между ними находились металлические решетки. Пятнадцатиметровый подиум был облицован мрамором. Над зданием возвышалась куполообразная крыша с отверстием посредине для выхода дыма от Священного огня. Вход располагался на восточной стороне храма. К этому сооружению примыкал Дом Весталок . Этот комплекс назывался «Atrium Vestae», рядом с ним находился дом главного Понтифика . Двор окружал портик. Некоторые руины последнего также сохранились до сегодняшнего дня.

В храме размещались святыни империи, привезенные из Трои. Самой важной из них была статуя Паллады , изготовленная из дерева. В разные периоды истории божество называли то Афиной, то Минервой, но люди всегда свято верили в то, что оно оберегает город, в котором находится. Так считается, что Паллада спасла Рим во время Троянской войны.

Для реликвий в храме отвели особое место, специальный тайник. Возможно, он находился глубоко в подиуме и имел размер 2,40 м на 2,40 м, но это скорее предположение. Войти к святыням можно было только через святилище.

Культ Весты римляне, вероятно, почитали еще со времен Ромула. При Нуме Помпилие (715-673 год до н. э.) появился храм, это служит прямым подтверждением того, что в этот период истории точно поклонились этой богине. В городе даже отмечали праздник Весты. Торжество проходило каждый год 9 июля. Босые римляне шли в храм, несли жертвы, просили, чтобы в семье и в городе все было хорошо. Считалось, что в этот день надо оберегать ослов, нельзя заставлять их работать. Такая традиция была обусловлена легендой о том, что именно это животное вовремя разбудило Весту, защитив от Приапа, который во сне хотел лишить ее девственности.

Несмотря на то, что храм был построен в честь богини Весты, ее изображения там не было. Священный огонь – ее символ и язычникам хватало его постоянного наличия. Жительницы Дома Весталок в Риме были обязаны регулярно поддерживать его. Огонь тушили только лишь один раз в году, на римский Новый год, 1 марта. Если девушка недоглядела костер в любой другой день, ее жестоко пороли розгами. Это пророчило беду всему городу.

Весталками становились физически здоровые дочки свободных итальянцев 6-10 лет. На протяжении 30 лет они обучались (первые 10 лет), проводили специальные ритуалы, охраняли символы Рима и всей импе

Рии, следили за порядком в храме (обновляли ветви лавра, выносили пепел и т.д.). Последние десять лет они учили молодых девушек, которые приходили на смену старших хранительниц Священного огня. В храме служило 6 весталок (в более ранний период – 4), они подчинялись верховному жрецу Коллегии понтификов. Среди девушек также выбиралась главная, ее должны были слушаться остальные весталки.

Весталки были в почете среди местных жителей. За оскорбление одной из них человека наказывали смертью, а тот, кто покусился на целомудрие такой жрицы, считался самым большим преступником. Им отдавали на сохранение особо ценные вещи и бумаги, они могли помиловать преступника или гладиатора, потерпевшего поражение. Этим девушкам по закону принадлежали дома с садами, они могли ездить по городу на колеснице или пользоваться местом в императорской ложе, их охраняли отряды ликторов с топорами. Кроме того, они имели неплохие материальные блага.

Взамен весталки обязаны были хранить девственность на протяжении всех годов службы. Если одна из них нарушала обет, ее ждала страшная смерть. Таких женщин хоронили живьем: несли на «проклятое» поле, расположенное за городом (возле современной площади Независимости), и зарывали в землянке с небольшим количеством еды и питья. Там также была приготовлена постель, стоял светильник. Смерть мужчины, который покусился на весталку, была другой: его забивали остальные хранительницы храма. По преданию даже Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, была весталкой. Встречается информация о том, что за 1000 лет только 20 хранительниц Священного огня нарушили обет целомудрия.

Девушка, которая 30 лет жизни отдала храму Весты, могла выходить замуж и вести такую же жизнь, как и остальные жительницы Рима. Вместе с тем, в народе было поверье, что брак с весталкой приводит к несчастью. Многие их остерегались.

Где находится Храм богини Весты и как до него добраться

Храм богини Весты расположен на Римском форуме по адресу : Via della Salaria Vecchia, 5/6. Не путайте его с одноименным храмом в Тиволи. Рядом с ним — храм Цезаря . Римский форум находится в центре столицы, через дорогу от и в нескольких минутах ходьбы от .

  • Чтобы добраться до Храма Весты на метро, надо выйти на станции Colosseo (линия В) и проехать на автобусе до Via dei Fori Imperiali или .
  • К Форуму идет трамвай № 3. Трамвайная остановка называется Parco Celio.
  • Туда также едут автобусы под номерами 60, 75, 85, 87, 95, 175, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3.

Достопримечательность можно посетить:

  • с 8.30 до 16.30 (2 января — 15 февраля);
  • с 8.30 до 17.00 (16 февраля — 15 марта);
  • с 8.30 до 17.30 (16 марта — последняя суббота марта);
  • с 8.30 до 19.15 (последнее воскресенье марта — 31 августа);
  • с 8.30 до 19.00 (1 — 30 сентября);
  • с 8.30 до 18.30 (1 октября — последняя суббота этого месяца);
  • с 8.30 до 16.30 (последнее воскресенье октября — 31 декабря).
  • Выходные дни: 1 января, 25 декабря.

Бесплатный вход для детей до 18 лет и людей, чей возраст превышает 65 лет.

Комбинированный билет «Колизей + Римский форум + » :

  • для взрослых стоит € 12,00 ,
  • льготный (для европейских граждан в возрасте от 18 до 24 лет, учителей и др.) — € 7,50 .
  • Право на посещение этих руин дает .

Храм богини Весты на фото

Ниже можно ознакомиться с подборкой фотоматериалов, на которых запечатлены руины Храма Весты, расположенного на Римском форуме. Даже те останки, которые сохранилось до сегодняшнего дня, свидетельствовать о том, что это здание было невероятно красивым и по-настоящему грандиозным для своего времени.

Храм Весты - древнеримский храм в Тиволи, пригороде Рима, датированный I веком до н.э. Его руины расположены на месте городского акрополя и обращены в сторону водопадов реки Аньене, которые ныне находятся на территории парка Виллы Грегориана.

Достоверно неизвестно, кому был посвящен храм, - Геркулесу, прорицательнице Альбунее, местному герою Тибурнусу или Весте, покровительнице семейного очага в Древнем Риме. Рядом с руинами храма можно увидеть еще одно прямоугольное строение, также пока достоверно не определенное, - его часто называют Храмом Сивиллы.

Зато известно имя строителя Храма Весты - это был некий Луций Геллиус, память которого увековечена в надписи на архитраве. Центром храма служит круглая целла (внутренняя часть греческого или римского храма), которая окружена 10 коринфскими колоннами (всего их было 18). Внутри расположены дверь и два окна. Фриз храма украшен резьбой и букранием (орнаментом в виде бычьей головы). Здание храма относительно хорошо сохранилось во многом благодаря тому, что в свое время было христианизировано и превращено в церковь Санта Мария делла Ротонда. Но в 16-м веке христианские пристройки практически полностью исчезли.

В 17-18-м веках Храм Весты со всеми его декорациями был тщательно зарисован несколькими архитекторами - Антуаном Дегоде, Джузеппе Вази, Джованни Баттиста Пиранези и др., а впоследствии его структура послужила образцом для создания многочисленных ландшафтных парков за пределами Италии. Например, в Англии имитации храма можно увидеть в городке Стоув и в Королевских ботанических садах Кью. В Северной Ирландии по образцу Храма Весты был построен Храм Муссенден в Даунхилле. Во Франции храм вдохновил Ричарда Мика на создание Храма Любви в Малом Трианоне (небольшой дворец на землях Версаля).

Вокруг Храма Весты в Тиволи раскинулся парк - он был создан в первой половине 19-го века по приказу Папы Римского Григория XVI, который хотел восстановить русло Аньене после наводнения 1826-го года. Издревле река делала широкую петлю вокруг городского акрополя и четырьмя водопадами обрушивалась на лежащую внизу равнину. Сегодня водопадов осталось всего два.



error: