День памяти жертв геноцида армян отмечается ежегодно 24 апреля. В этот день в 1915 году в Османской империи были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции. В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация. Результатом геноцида стало уничтожение 1,5 миллиона армян и полное исчезновение исконного населения из исторических районов Западной Армении.
Массовое уничтожение и депортация - , оставившая тяжелый след не только на всей последующей его истории, но и на его национальном самосознании. Уничтожение армян в Османской империи считается первым геноцидом XX века.
В 1914 году, до Первой мировой войны и геноцида, во всем мире было около 4,1 миллиона армян. 2,1 миллиона жили на территории Османской империи, 1,7 миллиона - в России (на территории Восточной Армении, входившей в Российскую империю, жили 1,3 миллиона армян), 100 тысяч - в Персии, и 200 тысяч - в других странах мира.
Геноцид армян был осуществлен в 1878-1922 годах на территориях Османской империи (Турции), исторически именуемых Западной Арменией (ныне Восточная Анатолия), населенных в то время преимущественно армянами (они составляли 65-75% населения).
Политика, приведшая к геноциду армян, была обусловлена, прежде всего, господствовавшей в Османской империи идеологией пантюркизма, отличавшейся нетерпимостью к нетюркским народам.
В истории геноцида можно выделить два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма. До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство. В 1894-1896 годах было убито 300 тысяч армян, в 1909 году - 30 тысяч. Уже тогда сотни тысяч армян были вынуждены покинуть свою родину.
В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти...".
24 апреля 1915 года, в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас. В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.
Результатом геноцида стало уничтожение 1,5 миллиона армян и полное исчезновение исконного населения из исторических районов Западной Армении. Около 1 миллиона бежали или были выселены турками в Месопотамию, Ливан, Сирию через пустыни. Геноцид стал причиной рассеяния армян, которые сегодня в большинстве живут за пределами исторической родины.
По разным источникам, численность армян в сегодняшней Турции колеблется от 60 тысяч до 80 тысяч человек . Значительная часть армянского населения проживает в Стамбуле, где сохранилась 50-тысячная община.
Точное число армян определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание.
Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида, поскольку столь тяжкое преступление против человечества не может иметь срока давности.
Факт геноцида армянского народа . Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия, Франция, Италия, Германия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина. Геноцид армян признали также Ватикан, Европейский парламент, Всемирный совет церквей.
Из 50 штатов США 42 официально признали и осудили геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армянского народа. Признавая "массовое уничтожение армян в Османской империи", правительство США, однако, никогда не упоминало слово "геноцид".
Армянская община США уже давно добивается принятия конгрессом резолюции, признающей факт геноцида армянского народа. Попытки провести эту законодательную инициативу предпринимались в конгрессе не раз, однако они так и не увенчались успехом.
В марте 2012 года резолюция по геноциду армян .
Вопрос признания геноцида является одним из главных препятствий в нормализации отношений между Арменией и Турцией. Имея общую границу протяженностью 330 километров, Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений , а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.
Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по этому вопросу.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Геноцид армян - причины, этапы, число жертв, итоги. Мировое признание - узнайте, какие страны признали Геноцид армян.
Ежегодно, 24 апреля миллионы армян по всему миру чтут память своих предков, погибших в страшнейшем событии, получившем название Геноцид армян. В память об этом кровопролитном событии было снято множество роликов, транслирующихся на главных каналах России и других стран, признавших геноцид. Среди множества снятых и показанных сюжетов, самым выделяющимся стал видеоклип, получивший название «Миллионы жизней» . В сюжет видеоклипа положена история армянского народа, без каких-либо искажений и извращений, вся боль, которую предки умерших несут с собой ежеминутно. В ролике приняли участие звезды мировой культуры, такие как , Монсеррат Кабалье, Мариам Мерабова, и многие другие.
Помимо данного ролика, в России на телевизионном канале ТНТ был показан , в котором приняли участие звезды канала. По всему миру, в странах, признавших геноцид, были проведены множество мероприятий, посвященных этой дате. Так, например, в одной из школ калифорнийского города Глендейл, прошло мероприятие, главным приглашенным гостем которого стала пережившая геноцид местная жительница, рассказавшая всем присутствующим свою историю выживания в то непростое время. В Париже были проведены мероприятия, призывающих помнить, почитать и скорбить вместе с армянским народом. Множество выставок, конференций, благотворительных вечеров, спортивных мероприятий, соревнований и концертов по всему миру были призваны почтить память погибших в том страшном событии.
Изучив многообразие форумов, можно сделать вывод, что большинство лишь приблизительно знают об этом происшествии, не углубляясь в исторические источники, делают кощунственные и неверные выводы. Множество историков до сих пор озадачены истинной причиной таких зверских событий, но едины в одном- зверство, с которой совершался данный геноцид, сравни лишь с другим масштабным геноцидом человечества- Холокостом.
Причины геноцида.
Просматривая большинство исторических источников и заметок, можно самостоятельно попробовать разобраться в причинах этого события. Ни для кого не секрет, что основополагающей причиной большинства войн, кровопролитий и геноцидов становилась вражда на почве религиозных разногласий. В настоящее время эта тема актуальна, хотя и во всем мире страны стараются быть цивилизованы, толерантны по отношению к представителем различных вероисповеданий. Сто лет назад тема веры и поклонения иному Богу могла стать толчком к кровопролитной войне, какой считается резня, устроенная в 1915 г. турками.
Османское государство, основанное в 1299 году, путем завоевания различных земель увеличивало свои владения, и после падения Константинополя в 1453 году стало именоваться Османской империей. Во времена правления Сулеймана Великолепного, Османская Империя достигла небывалых высот и стала самой крупной страной мира. Османская империя была государством, связующим Европу и Восток на протяжении более 6 веков. После подписания в 1924 году мирного договора империя получила официальное название «Турецкая республика» или попросту Турция. В истории Турции самым почитаемым и восхваленным правителем был Сулейман Великолепный. До сих пор в Турции существуют мечети и топкапы, принадлежащие членам семьи правящей династии османов. Снимается множество сериалов и кинокартин, описывающих события правления Сулеймана Великолепного. Отличительной чертой правления Сулеймана является отсутствие фанатичного презрения к другим вероисповеданиям, кроме мусульманства, так как империя считалась многонациональным и многоязычным государством. Но следует знать, что мусульмане считали представителей других вероисповеданий «второсортными людьми» и не давали никаких прав на достойную жизнь. Только после событий, произошедших при правлении Селима(одного из сыновей Сулеймана Великолепного), а именно после резни шиитов в 1514 году в восточной Анатолии, в которой погибло более сорока тысяч человек, отношение к иноверцам резко ухудшилось.
Также в середине 15 века произошло временное перемирие между Османской империей и Персией. Оба государства «перетягивали» армянскую землю, и в ходе перемирия было принято решение о том, что Османской империи была отдана западная часть земель, Персии-восточная. То, что происходило после этого события с армянским народом, нельзя назвать никак иначе, как гонения и переселения.
Агрессивные действия турок по отношению к армянскому народу начались в результате турецкого поражения в Первой Балканской войне. Турки были ошеломлены поражением и тем, что давно принадлежавшие им европейские владения, больше никакого отношения к Турции не имеют. Решение армян выступать на стороне противников Турции, положило начало многолетней вражде.
Многие историки считают, что «коренной» и основополагающей причиной резни, направленной на армянский народ, стали отнюдь не военные стратегии, а вероисповедание армянского народа. В 301 году армяне первые во всем мире приняли христианство, как государственную религию и исповедают ее до сих пор. К моменту столкновения взглядов армян и турецкого правительства от идеи Сулеймана Великолепного о принятии всех вер не осталось и следа. Турки стали фанатиками своей веры и не признавали иного бога, кроме Аллаха. Турецкие правители придерживались «идеи-фикс»: воссоединить всех тюрков на исторической Родине, и главной помехой этого воссоединения был армянский народ. Для достижения собственных целей и мечтаний, правление Османской империи приняло решение произвести этническую чистку, которая повлекла за собой необратимые последствия. Геноцид не стал событием и решением одного дня, к этому действу вели события не одного десятка лет. По неофициальным данным, пассивные действия против армянского народа берут свое начало в 1876 году во времена правления деспотичного султана Абдул-Хамида II . Также, изучая тонкости и подробности данного вопроса, необходимо знать о том факте, что правление Османской империи игнорировало все подписанные документы о мире и независимости армянского народа. Иными словами, столь кровопролитное, чудовищное преступление против целого армянского народа ничто иное, как блажь турецких правителей и способ доказать всему миру, что они все еще великая и могущественная держава, как и при Султане Сулеймане.
Таким образом, две основные причины возникновения геноцида армян тесно переплетены между собой:
- Вероисповедание. Армяне хотели исповедовать выбранную множество веков назад веру и не быть обращенными в религию против своей воли.
- Географическое местоположение земель. Армянский народ и Армянская республика находились на перипетии войны и были помехой для турок.
Этапы геноцида.
Говоря о любых масштабных событиях в истории, необходимо знать этапы, на которые эти события разделялись. Геноцид не является исключением и включает в себя несколько этапов и событий:
1 этап 1876-1914 гг.
Ни для кого не является секретом тот факт, что одной из веских причин начала русско-турецкой войны 1877-1878гг стало нечеловеческое и несправедливое отношение османов к этническому народу армян. Многие историки, занимающиеся изучением данного вопроса, констатируют тот факт, что начало гонений армян с их исторических земель османами, было вызвано ничем иным, как обычной, людской неприязнью. Также, османы не привыкли быть проигравшими и побежденными в каких-либо воинских сражениях. Поражение в русско-турецкой войне еще сильнее озлобило турок и армяне стали для них «красной тряпкой». В одной из газет Франции после событий первого этапа была опубликована заметка неизвестного автора, в которой значилось: «….со времен взятия Константинополя прошло более четырех веков, а турки как были кочевниками, живущими своими грабежами и убийствами, так и остались. Только все это усугубилось ничем не подкрепленными ненавистью и злобой, а также жалким закатом некогда великой империи»Следует знать, что во времена Султана Сулеймана все новости и публикации, разговоры и сплетни не только на османских базарах, но и со всех уголков Европы доносились визирям Османской империи. Эта «традиция» сохранилась, и о написанном в Париже тут же узнали Османские правители, которые были возмущены такой вопиющей несправедливостью и отсутствием поддержки со стороны Европы.
По результатам первой русско-турецкой войны был подписан Берлинский мирный договор, в котором значилось, что такие державы, как Россия, Англия, Германия, Франция и Италия отныне выступают «защитниками» и регуляторами всех политических и этнических вопросов армянского народа. Османы проигнорировали это соглашение, и в 1878 году тогда еще Османская Империя начала первый этап гонений и уничтожения неугодных армян. Первые упоминания о карательных операциях, датируются 1894-1896 гг. В результате погромов и убийств в Малой Азии погибшими считалось более 350 тысяч армян и не поддается исчислению сколько тысяч людей спаслись, выбрав для себя и своих семей спокойное существование вдали от османов.
2 этап 1909год.
Наслаждаясь совершенными и в какой-то мере победоносными действиями против целого народа, османы считали, что «победа» близка. Более 10 лет армянский народ жил, если это конечно можно так назвать, спокойно. Подобных этнических операций не наблюдалось, армяне не вырезались целыми семьями.3 этап 1915-1923 гг.
Самым жестоким, активным и, по мнению османов, действенным этапом геноцида является 3 период. Османские правители изначально сделали упор на уничтожение армянской знати-священников, банкиров, деятелей искусства. Было сделано это не случайно, по прагматичным подсчетам османов, уничтожив знать, они лишили возможности армянский народ быть услышанным и спасенным. В части Восточной Анатолии весь армянский народ был собран и «погнан» в лагеря. Эти лагеря позже сравнивались с еврейским лагерем Освенцим. Ведь условия существования и суть создания нисколько друг от друга не отличались. В течении нескольких месяцев там умерла большая часть армянского народа от голода, издевательств, от отсутствия условий к существованию и лечения болезней. В настоящее время на этой территории никто не живет, там ничего не растет и арабы считают это место проклятым, так как даже спустя сотню лет на поверхности земли то и дело появляются кости жертв, павших в то время.Этот дикий, жестокий способ уничтожения людей не был единственным применяемым. В других частях армяне были насильно посажены на баржи и корабли, после чего эти судна намеренно топились османами. В итоге еще тысячи человек были утоплены в водах Черного моря.
Еще одним способом истребления, было выбрано убийство каждого гражданина армянского народа. Курдскими отрядами было расстреляно множество людей, а их трупы выбрасывались в реку.
Благодаря выбору таких жестоких методов истребления армянского народа и граждан Армении , по официальным источникам число жертв насчитывает более 1.5 миллионов человек. В каждом историческом источнике и статье, посвященной этой теме, цифры меняются, поскольку однозначно и официально неизвестно, сколько народа пало из-за прихоти и злобы правителей османского государства.
Отмечается, что армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. Об этом противостоянии армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.
Армяне не могли смириться с такими зверскими методами, и уже после окончания всех военных действий, была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.
Итоги и последствия.
Многие историки из сотни стран мира главным итогом этих кровопролитных действий считают сплоченность армянского народа после. В одной из израильских газет, в начале 2000х годов появилась статья, в которой автор сравнивал армянский и еврейский народы: «…нет в мире сплоченнее народов, чем армяне и евреи. Оба народа пережили в своей истории страшное и не пали. Они выстрадали и вымолили свою беззаботную жизнь».
Следует отметить, что турки и турецкое правительство на протяжении многих лет отрицали произошедшие события и называли факты искаженными, а армянский народ лгунами, желающими опорочить турок. Единственным фактом, препятствующим вступлению Турции в совет Европы, является нежелание признавать геноцид армянского народа.
В настоящее время считается, что нет ни одной армянской семьи, история которой никак не перекликается с геноцидом армян. Прабабушки и прадедушки, дальние родственники и просто члены семьи- хоть кто-то, но пострадал в том страшном событии. Поэтому для потомков тех самых армян и просто для армянского народа стало делом чести донести до человечества правду. С самого завершения армяне борются за признание геноцида во всем мире. Им важно не сочувствие, им важно признание того, что их почти истребили, а потом множество лет отрицали этот факт.
Страны, признавшие геноцид армян.
В настоящее время множество стран приняли резолюцию, признающую геноцид армян османами. К этим странам относятся:
![](https://i2.wp.com/arm-world.ru/uploads/vz_5drkhk5y.jpg)
Известен факт, что во время своего правления, Он предложил всем европейским странам последовать его примеру и примеру его государства. Также Саркази посоветовал Турции «…начать уважать себя и принять давно подтвержденный исторический факт». По словам Саркази, криминализация отрицания геноцида - очередной существенный шаг к признанию страшной трагедии, совершенной в 1915 году против всего армянского народа. Никакого ответа от стран-союзников не последовало, но по прошествии некоторого времени в различных странах стали приниматься и подписываться законопроекты, криминализирующие отрицание геноцида. Например, после подписания такого закона на Кипре, была введена такая мера наказания за отрицание геноцида, как лишение свободы сроком на 5 лет и штраф около 10000 евро.
По словам многих армян, живущих по всему миру, для них важен тот факт, что данное преступление не остается без внимания. Президент Армении говорит: «Своим несогласием и упорством армянский народ, возможно, предотвратил и предотвращает задатки геноцидов других народов».
122 комментария
Прошло уже 100 лет с начала одного из самых страшных событий в мировой истории, преступлений против человечности — геноцида армянского народа , второго (после Холокоста) по степени изученности и количеству жертв.
Перед Первой мировой войной греки и армяне (преимущественно — христиане) составляли две трети населения Турции, непосредственно армяне — пятую часть населения, 2-4 млн армян от 13 млн человек, проживающих на территории Турции, включая все другие народы.
По официальным сводкам жертвами геноцида стали около 1,5 млн человек: 700 тысяч было убито, 600 тысяч погибли в ходе депортации. Еще 1,5 млн армян стали беженцами , многие бежали на территорию современной Армении, часть в Сирию, Ливан, Америку. Согласно разным данным сейчас в Турции проживает 4-7 млн армян (при общей численности населения в 76 млн человек), христианского населения — 0,6 % (к примеру, в 1914 году — две трети, правда и население Турции тогда было 13 млн человек).
Часть стран, включая Россию, признают геноцид, Турция же отрицает факт преступления, из-за чего имеет неприязненные отношения с Арменией по сей день.
Геноцид, осуществленный турецкой армией, был направлен не только на истребление армянского (в частности христианского) населения, но и против греков, ассирийцев. Еще до начала войны (в 1911-14 году) турецким властям от партии «Единение и прогресс» было разослано предписание о том, что против армян должны быть предприняты меры, то есть убийство народа являлось запланированным действом.
«Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы» (риа.ру)
«Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов.
Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. » (геноцид.ру)
Война — стала удобным случаем для осуществления жестоких планов, целью кровопролитий было полное истребление армянского народа, мешающего лидерам младотурок реализовать свои корыстные политические цели. Турков и другие народы, проживающие в Турции — настраивали против армян всеми способами, принижая и выставляя в грязном свете последних. Дата 24 апреля 1915 года именуются началом геноцида армян, однако травления и убийства начались еще задолго до нее. Тогда, в конце апреля, первому самому сильному, сокрушительному удару подверглась интеллигенция и элита Стамбула, которая была депортирована: арест 235 знатных армян, их ссылка, затем арест еще 600 армян и еще нескольких тысяч человек, многих из которых убили вблизи города.
С этих пор непрерывно производились «чистки» армян: депортации имели своей целью не переселение (ссылку) народа в пустыни Месопатамии и Сирии, а его полное истребление . люди нередко подвергались нападениям разбойников по пути шествия каравана пленных, убивались тысячами после прибытия в пункты назначения. Кроме того — «исполнители» применяли пытки, в ходе которых погибали либо все, либо большая часть депортированных армян. Караваны отправляли самым долгим путем, людей изматывали жажда, голод, антисанитария.
О депортации армян:
«Депортация производилась согласно трём принципам: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требование депортировать всех армян без исключения, значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса» (Википедия)
То есть тех, кто все-таки выжил хотели нейтрализовать. Чем же так «насолил» армянский народ Турции, Германии (которая поддерживала первую)? Кроме политических мотивов и жажды завоевания новых земель у врагов армян имелись и идеологические соображения, согласно которым армяне-христиане (народ сильный, сплоченный) мешали насаждать панисламизм для благополучного решения своих планов. Христиан настраивали против мусульман, мусульманами манипулировали, исходя из политических целей, за лозунгами в нужде об объединении пряталось использование турков в уничтожении армян.
Документальный фильм НТВ «Геноцид. Начало»
Кроме информации о трагедии в фильме показан один удивительный момент: достаточно много ныне живых бабушек-свидетельниц событий 100-летней давности.
Свидетельства пострадавших:
«Нашу группу погнали по этапу 14 июня под конвоем из 15 жандармов. Нас было человек 400-500. Уже в двух часах ходьбы от города на нас стали нападать многочисленные шайки из деревенских жителей и бандитов, вооруженных охотничьими ружьями, винтовками и топорами. Они отняли у нас все, что было. За семь-восемь дней они убили всех мужчин и юношей старше 15 лет - одного за другим. Два удара прикладом - и человек мертв. Бандиты похватали всех привлекательных женщин и девушек. Многих увезли в горы на лошадях. Так похитили и мою сестру, которую оторвали от ее годовалого ребенка. Ночевать в деревнях нам не разрешали, а заставляли спать на голой земле. Я видела, как люди ели траву, чтобы унять голод. А что творили жандармы, бандиты и местные жители под покровом темноты, вообще не поддается описанию» (из воспоминаний армянской вдовы из городка Байбурт на северо-востоке Анатолии)
«Они приказали мужчинам и мальчикам выйти вперед. Некоторые маленькие мальчики были одеты как девочки и спрятались в толпе женщин. Но моему отцу пришлось выйти. Он был взрослым мужчиной с ycaми. Как только они отделили всех мужчин, из-за холма появилась группа вооруженных людей, которые убили их у нас на глазах. Они закололи их штыками в живот. Многие женщины не вынесли этого и бросились с обрыва в реку» (из рассказа выжившего из города Конья, Центральная Анатолия)
«Отстающих сразу пристреливали. Они гнали нас по безлюдным районам, через пустыни, по горным тропам, в обход городов, чтобы нам негде было взять воду и еду. Ночью мы мокли от росы, а днем изнемогали под палящим солнцем. Я помню только, что мы все время шли и шли» (из воспоминаний выжившего)
Армяне стоически, героически и отчаянно отбивались от озверевших турков, вдохновленных лозунгами зачинщиков мятежей и кровопролитий на то, чтобы убить как можно больше тех, кого преподнесли в качестве врагов. Самыми масштабными сражениями, противостояниями были оборона города Ван (апрель-июнь 1915 года), горы Муса-Даг (53-дневная оборона летом-в начале осени 1915 года).
В кровавой расправе над армянами турки не щадили ни детей, ни беременных женщин, над людьми издевались неимоверно жестокими способами , девочек насиловали, брали в наложницы и мучили, толпы армян собирали на баржи, паромы под предлогом переселения и топили в море, собирали деревнями и сжигали заживо, детей закалывали и также бросали в море, над молодыми и старыми проводили медицинские эксперименты в специально созданных лагерях. Люди иссыхали заживо от голода, жажды. Все ужасы, выпавшие на долю армянского народа тогда, невозможно описать в сухих буквах и цифрах, эта трагедия, которую они в эмоциональных красках помнят уже в молодом поколении и по сей день.
Из донесений свидетелей: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 — летних девочек…» (геноцид.ру)
«В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам . Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Решид практиковал также распятие армян, имитируя распятие Христа. Официальная турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».» (Википедия)
Детям и беременным женщинам насильно давали яд, несогласных топили, вводили смертельные дозы морфия, детей убивали в паровых банях, над людьми ставили множество извращенных и жесточайших опытов. Те, кто выживали в условиях голода, холода, жажды, антисанитарии — нередко погибали от брюшного тифа.
Один из турецких врачей — Хамди Суат, проводивший в целях получения вакцины от брюшного тифа эксперименты над армянскими солдатами (им вводили зараженную тифом кровь), в современной Турции почитается как национальный герой, основатель бактериологии, в Стамбуле ему посвящен дом-музей.
В целом в Турции запрещено относится к событиям того времени как к геноциду армянского народа, в учебниках истории рассказывается о вынужденной обороне турков и о убийствах армян как мере самозащиты, агрессорами выставлены те, кто для многих других стран — жертвы.
Турецкие власти всячески агитируют соотечественников в укреплении позиции того, что геноцида армян никогда не было, проводятся кампании, пиар-акции для поддержания статуса «невинной» страны, уничтожаются памятники армянской культуры, архитектуры, существующие на территории Турции.
Война меняет людей до неузнаваемости.. Что может делать человек под влиянием авторитетов, как легко убивает, и не просто убивает, а зверски — сложно представить, когда на жизнерадостных картинках мы видим солнце, море, пляжи Турции или вспоминаем собственный опыт путешествий. Да что там Турция.. в целом — война меняет людей, толпа, вдохновленная идеями победы, захвата власти — сметает все на своем пути, и если в обычной, мирной жизни совершить убийство для многих дикость, то в войну — многие становятся чудовищами и не замечают этого.
Под шумом и усилением жестокости реки крови — привычное зрелище, сколько примеров того, как люди во время каждых революций, стычек, военных конфликтах не контролировали себя и крушили, убивали все и всех вокруг.
Общие черты всех геноцидов, произведенных в мировой истории сходны в том, что людей (жертв) обесценивали до уровня насекомых или обездушенных предметов , при том провокаторы всеми способами вызывали у исполнителей и тех, кто был выгоден для осуществления истребления народа не просто отсутствие жалости к потенциальному объекту убийств, а еще и ненависть, животную ярость. Убеждали в том, что жертвы виноваты во многих бедах, что необходимо торжество возмездия, в совокупности с необузданной животной агрессией — это означало неконтролируемую волну бесчинств, дикости, свирепости.
Кроме истребления армян турки осуществляли и уничтожение культурного наследия народа:
«В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения» (геноцид.ру)
Среди турков находились неравнодушные люди, чиновники, которые могли приютить у себя армянских детей, или восставали против истребления армян — но в основном любая помощь жертвам геноцида осуждалась и была наказуема, поэтому тщательно скрывалась.
После поражения Турции в Первой мировой войне военный трибунал в 1919 году (несмотря на это - геноцид, согласно версиям некоторых историков и свидетельствам очевидцев - продлился до 1923 года) заочно приговорил представителей комитета трех к смерти, позже приговор был исполнен для всех троих, в том числе с помощью самосуда. Но если исполнители удостоились казни, то отдающие приказы так и остались на свободе.
24 апреля европейский День памяти жертв геноцида армян. Один из самых чудовищных по численности жертв и степени изученности геноцидов в мировой истории, как и Холокост — испытавший попытки отрицания со стороны в первую очередь страны-виновницы расправ. Число убитых армян только по официальным данным около 1,5 млн человек.
Карен Вртанесян
ИСТОРИЯ ГЕНОЦИДА АРМЯН 1853 – 1923 ГГ.
Дата 24 апреля 1915 года занимает особое место не только в истории геноцида армян, но и в истории армянского народа в целом. Именно в этот день в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. В списки подлежаших аресту попали люди разных политических взглядов и профессий: писатели, артисты, музыканты, учителя, врачи, юристы, журналисты, бизнесмены, политические и религиозные лидеры; единственное, что их роднило - национальная принадлежность и положение в обществе. Аресты видных фигур армянской общины продолжались в турецкой столице с небольшими перерывами до конца мая, при этом никаких обвинений задержанным не предъявлялось.
Еще в феврале-марте из провинций начали поступать сведения об арестах и убийствах армянских лидеров, но именно с константинопольских арестов началось полномасштабное уничтожение армянской элиты по всей стране. Так, по сообщениям американцев, в апреле–мае были арестованы армянские профессора и деятели культуры в Ване; в Харпуте первыми (в июне–июле того же года) под удар геноцидальной машины попали представители армянской интеллигенции . Целью акции было обезглавить армянство, лишить народ даже малейшего шанса самоорганизоваться перед лицом опасности полного истребления. Схема была проста, но эффективна: первыми ликвидировались представители элиты, после этого начиналось уничтожение остальных.
В Константинополе аресты старались проводить без лишнего шума: обычно приходил полицейский в штатском и просил хозяина дома последовать в участок “буквально на пять минут, чтобы ответить на несколько вопросов” . К другим приходили ночью, поднимали из постели и прямо в пижаме и тапочках отвозили в центральную тюрьму города . Многие люди, никак не связанные с политикой и считающие себя лояльными поданными Османской империи, даже представить не могли, что их ожидает в самом ближайшем будущем. Были случаи, когда те, кого полицейские не застали дома, сами приходили в полицию, недоумевая, что вдруг понадобилось от них властям
Арестованный 24 апреля доктор Тигран Аллахверди, например, сам являлся членом партии младотурок. Он неоднократно организовывал акции по сбору средств и передавал в партийную кассу крупные суммы денег . Среди арестованных находился также профессор Тиран Келеджян, который всю жизнь преподавал в турецких учебных заведениях и издавал турецкоязычную газету “Сабах”. Будучи доставленным в лагерь для интернированных, Келеджян узнал в начальнике лагеря одного из своих бывших учеников. Тот тайно предупредил профессора, что получен приказ за подписью Талаата об уничтожении заключенных, и посоветовал ему выбираться из лагеря любой ценой. Позднее, так и не сумевшего ничего предпринять для своего спасения Келеджяна, убили по дороге в Сивас, куда он был отправлен якобы для того, чтобы предстать перед военным трибуналом. Из 291 узников лагеря выжили лишь сорок человек .
В числе этих сорока был и великий армянский композитор и музыковед Комитас. По слухам, после ареста ему разрешили вернуться в Константинополь благодаря личному вмешательству принца Меджида, чьей жене он в свое время преподавал музыку . Однако потрясения, пережитые им во время ссылки не прошли даром: неуверенность в завтрашнем дне, атмосфера постоянного страха, наполнявшая в те дни город, невольное чувство вины за оставшихся в лагере на верную погибель друзей, одиночество - все это в скором времени вызвало у Комитаса помутнение рассудка. Он умер в 1935 году в Париже, проведя последние девятнадцать лет своей жизни в психиатрических клиниках.
Всего в течение нескольких недель в одном только Константинополе было арестовано около 800 видных армян, из которых уже к концу лета мало кто остался в живых. Жертвами младотурецкого террора стали писатели Даниэл Варужан, Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан, Тигран Чекурян, Левон Шант и десятки других.
Чуть позднее были арестованы и уничтожены депутаты от партии Дашнакцутюн в османском парламенте: Вардгес, Хажак, писатель и публицист Григор Зограб... Армяне, положившие столько жизней на алтарь освобождения Турции от султанского деспотизма, теперь бесжалостно истреблялись вчерашними соратниками по революционной борьбе.
В пламени геноцида погибли тысячи священослужителей: от простых священников до архиепископов. «… епископ Смбат Саадетян из Карина, угнанный со своей паствой в сторону Месопотамии, убит разбойниками недалеко от Камаха. Трапезундский архимандрит Геворк Турян, сосланный военным судом Карина, убит в пути; … архимандрит Байберда Анания Азарапетян был повешен по решению местных властей; архимандрит Муша Вартан Акопян умер в тюрьме, избитый палками; архимандрит Тигранакерта Мкртич Члхатян умер в тюрьме от пыток … » - сообщает 28 декабря 1915 г. патриарх западных армян архиепископ Завен главе епархии в Америке архимандриту Вегуни .
Удар, нанесенный армянскому народу младотурецким режимом весной–летом 1915 года, оказался беспрецедентным по своей разрушительности. Именно поэтому, рассеянные сегодня по всему миру армяне отмечают 24-е апреля, как день поминовения жертв геноцида. В Армении в этот день десятки тысяч людей совершают восхождение к Мемориалу геноцида на холме Цицернакаберд в Ереване, в армянских церквях во всех странах мира проводятся траурные службы.
Список использованной литературы:
“Геноцид армян в Османской империи” - сборник документов и материалов под редакцией М. Г. Нерсисяна, 2-е издание. Ереван: “Айастан”, 1983.
Киракосян Джон, “Младотурки перед судом истории” . Ереван: “Айастан”, 1989.
Balakian, P., The Burning Tigris. The Armenian Genocide and America’s Response. New York: Harper Collins Publishers, 2003.
Soulahian Kuyumjian, R., Archeology of Madness. Komitas. Second Edition. Princeton, NJ: Gomidas Institute, 2001.
В истории геноцида некоторые историки выделяют два периода. Если на первой стадии (1878-1914 годы) задачей было удержание территории порабощенного народа и организация массового исхода, то в 1915-1922 годах во главу угла было поставлено разрушение этнического и политического армянского клана, препятствовавшего осуществлению программы пантюркизма. До Первой мировой войны разрушение армянской национальной группы осуществлялось в форме системы повсеместных одиночных убийств в сочетании с периодической массовой резней армян в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство (резня в Сасуне, убийства по всей империи осенью и зимой 1895 года, резня в Стамбуле в районе Вана).
Исходная численность народа, жившего на этой территории, является спорным вопросом , так как значительная часть архивов была уничтожена. Известно, что в середине XIX века в Османской империи немусульмане составляли около 56 % населения.
Согласно данным армянского патриархата, в 1878 году в Османской империи проживали три миллиона армян. В 1914 году армянская патриархия Турции оценила количество армян в стране в 1 845 450 человек. Армянское население уменьшилось более чем на миллион из-за резни в 1894-1896 годах, бегства армян из Турции и насильственного обращения в ислам.
Пришедшие к власти после революции 1908 года младотурки продолжили политику по жестокому подавлению национально-освободительного движения. В идеологии старая доктрина османизма была заменена на не менее жесткие концепции пантюркизма и панисламизма. Была начата кампания насильственного отуречивания населения, запрещены нетурецкие организации.
В апреле 1909 года произошла Киликийская резня, массовое убийство армян вилайетов Адана и Аллепо. Жертвами резни стали около 30 тысяч человек, среди которых были не только армяне, но и греки, сирийцы и халдеи. В целом в эти годы младотурки подготовили почву для полного решения "армянского вопроса".
В феврале 1915 года на специальном совещании правительства идеолог младотурок доктор Назим-бей изложил план полного и повсеместного уничтожения армянского народа: "Необходимо полностью истребить армянскую нацию, не оставляя на нашей земле ни одного живого армянина. Даже само слово "армянин " должно быть стерто из памяти…".
24 апреля 1915 года , в день, ныне отмечаемый как День памяти жертв геноцида армян, в Константинополе начались массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты, что привело к полному уничтожению целой плеяды виднейших деятелей армянской культуры. Были арестованы и впоследствии убиты более 800 представителей армянской интеллигенции, в числе которых были писатели Григор Зохраб, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Севак. Не вынеся смерти друзей, лишился рассудка великий композитор Комитас.
В мае-июне 1915 года началась массовая резня и депортация армян в Западной Армении.
Всеобщая и систематическая кампания против армянского населения Османской империи заключалась в высылке армян в пустыню и последующих расстрелах, смерти от банд мародёров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи.
21 июня 1915 года, во время заключительного акта депортации, ее главный вдохновитель министр внутренних дел Талаат-паша приказал выслать "всех армян без исключения", живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи, за исключением тех, кто был признан полезным для государства. В соответствии с этой новой директивой, депортация производилась по "принципу десяти процентов", согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе.
Процесс изгнания и уничтожения турецких армян завершился серией военных кампаний в 1920 году против беженцев, вернувшихся в Киликию, и во время резни в Смирне (современный Измир) в сентябре 1922 года, когда войска под командованием Мустафы Кемаля вырезали армянский квартал в Смирне, а затем, под давлением западных держав, разрешили эвакуироваться оставшимся в живых. С уничтожением армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.
Современные оценки количества жертв геноцида разнятся от 200 тысяч (некоторые турецкие источники) до более 2 миллионов армян. Большинство историков оценивают количество жертв от 1 до 1,5 миллиона человек. Свыше 800 тысяч стали беженцами.
Точное число жертв и выживших определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание (по некоторым источникам — от 250 тысяч до 300 тысяч человек).
Уже много лет армяне всего мира добиваются того, чтобы международное сообщество официально и безоговорочно признало факт геноцида . Первым специальный декрет, признающий и осуждающий страшную трагедию 1915 года, принял парламент Уругвая (20 апреля 1965 года). Законы, постановления и решения по геноциду армян были в дальнейшем приняты Европарламентом, Государственной Думой России, парламентами других стран, в частности Кипра, Аргентины, Канады, Греции, Ливана, Бельгии, Франции, Швеции, Швейцарии, Словакии, Нидерландов, Польши, Германии, Венесуэлы, Литвы, Чили, Боливии, а также Ватиканом.
Геноцид армян признали свыше 40 американских штатов , австралийский штат Новый Южный Уэльс, канадские провинции Британская Колумбия и Онтарио (город Торонто включительно), швейцарские кантоны Женева и Во, Уэльс (Великобритания), около 40 итальянских коммун, десятки международных и национальных организаций , в том числе Всемирный совет церквей, Лига прав человека, Гуманитарный фонд Эли Визеля, Союз еврейских общин Америки.
Государственная Дума РФ 14 апреля 1995 года приняла заявление "Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 годах".
Правительство США уничтожение 1,5 миллиона армян в Османской империи, но отказывается называть его геноцидом.
Армянская община США уже давно принятия конгрессом резолюции, признающей факт геноцида армянского народа.
Попытки провести эту законодательную инициативу предпринимались в конгрессе не раз, однако они так и не увенчались успехом.
Вопрос признания геноцида в нормализации отношений между Арменией и Турцией.
Армения и Турция до сих пор не установили дипломатических отношений, а армяно-турецкая граница закрыта с 1993 года по инициативе официальной Анкары.
Турция традиционно отвергает обвинения в геноциде армян, утверждая, что жертвами трагедии 1915 года были как армяне, так и турки, и крайне болезненно реагирует на процесс международного признания геноцида армян в Османской империи.
В 1965 году на территории католикосата в Эчмиадзине был сооружен памятник жертвам геноцида. В 1967 году в Ереване на холме Цицернакаберд (Ласточкина крепость) была завершена постройка мемориального комплекса. В 1995 году около мемориального комплекса был построен Музей-институт геноцида армян.
Девизом армян всего мира к 100-летию геноцида армян выбраны слова "Помню и требую", а символом — незабудка. Этот цветок на всех языках имеет символический смысл — помнить, не забывать и напоминать. В чашечке цветка графически изображен мемориал в Цицеркаберде с его 12-ю пилонами. Этот символ будет активно использоваться в течение всего 2015 года.
атериал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников