Бывалого человека неудержимо притягивают. Входной контроль

Статьи выписываются на доске и анализируются.

Определите, из какого словаря данная статья, обоснуйте свой ответ.

1. Мухи не обидит. Кроткий, безобидный, добрый. - Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки - колотовки, ну а уж эта мухи не обидит! (Л. Н. Толстой. «Война и мир»). (Фразеологический словарь )

2. Ермолка , -и, ж. Маленькая, мягкая, кругленькая шапочка. (Толковый словарь )

3. Резон (фр. raison -довод, разумное основание, смысл. (Словарь иностранных слов )

4. Веселье - грусть. Беззаботно-радостное настроение, жизнерадостность. - Настроение печали, легкого уныния. Делить веселье все готовы. Никто не хочет грусть делить. (М. Ю. Лермонтов. «Одиночество»). (Словарь антонимов )

5. Трус . Гнусный, жалкий, мелкий, ничтожный, отчаянный, отъявленный, подлый, презренный. (Горбачевич К. С. Словарь эпитетов русского литературного языка )

6.Маляр - от немецк. Makler - «живописец».

7. Перстень - от устаревш. перст - «палец»; ср. наперсток, перчатка. (Шанский Н. М. Иванова В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М: Просвещение, 1971.)

Урок 19

Самостоятельная работа

Цель урока:

Закрепление систематизация знаний учащихся.

Ход урока

I. Анализ текста

Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то) подавлен..ый гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длин..ыми тонкими ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно пр..чесан..ыми довольно короткими волосами с тонкими изредк.. кривившимися не то насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и пр..ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до редкости бли..ко один от другого поставлен..ые так что их ра..деляла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе что (то) резко птичье что поражало. (Ф. М. Достоевский .)

Задания к тексту:

1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте недостающие знаки препинания.



3. Подберите однокоренные слова к слову физиономия .

4. Подберите синонимы к слову невыразительный .

5. Слово скромный (скромно) произошло от древнерусского слова кромы , что значило «ткацкий станок», которое связано с древненемецким рама - «рама, станина». Дайте толкование слова скромно (скромный ) и логически свяжите значение, бытовавшее ранее, и современное.

Ответы к заданиям:

1. Тут же сейчас же явился и защитник, знаменитый Фетюкович, и как бы какой-то подавленный гул пронесся в зале. Это был длинный, сухой человек, с длинными, тонкими ногами, с чрезвычайно длинными, бледными, тонкими пальцами, с обритым лицом, со скромно причесанными, довольно короткими волосами, с тонкими, изредка кривившимися не то насмешкой, не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было бы и приятным, если бы не глаза его, сами по себе небольшие и невыразительные, но до редкости близко один от другого поставленные, так что их разделяла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом, физиономия эта имела в себе что-то резко птичье, что поражало.

3. Физиономия, физиономика, физиогномика, физиономист, физиономический.

4. Невыразительный - маловыразительный, бесцветный, серый, тусклый, бледный, неяркий, безжизненный. (Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка.- М., 1989. С. 206).

5. Скромный - «не выходящий за рамки» - «тот, кто держит себя в рамках, не выходит за рамки дозволенного». (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3.- СПб., 1996. С. 658, 659).

II. Наблюдение над лексическими средствами языка

Для наблюдения взят отрывок из 4-й главы поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»:

Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет: или нарежется в буфете образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить». Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностию, со звездой на груди, будет вам жать руку, разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, а потом, смотришь, тут же, перед вашими глазами, и нагадит вам. И нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не так, как человек со звездой на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление; так что стоишь только да дивишься, пожимая плечами да и ничего более. Такую же странную страсть имел и Ноздрев. Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь».

Задания к тексту:

1. Какие лексические средства использует Н. В. Гоголь, чтобы ярко представить комический образ Ноздрева?

2. Какова взаимосвязь образа Ноздрева с идейно-образным содержанием всей поэмы?

3. Подберите ряд определений, характеризующих Ноздрева. Закончите предложение: Ноздрев - это человек.

Готовясь к ответу на первый вопрос, учащиеся выписывают в тетрадь лексические средства создания комизма:

Использование слов и выражений разных стилей: высокого, книжного (произнесши, принуждены бывают, не почитал себя вашим неприятелем, разговор о предметах, вызывающих на размышление ) - и низкого, разговорного (подлец, наврет, нарежется в буфете, «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить»);

Использование слов, отнесенных к высокому стилю, с уменьшительными суффиксами (страстишка );

Использование контрастной лексики, чтобы передать непредсказуемость характера героя (насаливал, нагадит вам, обходится вновь по-дружески);

Каламбур («исторический человек», потому что «ни одного собрания, где он был, не обходилось без истории»);

Использование сравнений, отличающихся смысловой новизной («нагадит так, как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди...»);

Повтор одних и тех же сочетаний слов с целью изображения неизменности, закоснелости, ограниченности мира помещиков и чиновников («Иной, например, даже человек в чинах, с благородною наружностью, со звездой на груди... разговорится с вами о предметах глубоких, вызывающих на размышления, и нагадит вам... как простой коллежский регистратор, а вовсе не как человек со звездой на груди, разговаривающий о предметах, вызывающих на размышление...»);

Использование синонимов, отличающихся экспрессивностью (выведут - вытолкают ).

После анализа лексических средств языка ученики самостоятельно отвечают на второй вопрос, записанный на доске, и выполняют задание «Закончите предложение...».

Домашнее задание

Подобрать отрывок (текст) и самостоятельно провести наблюдение над лексическими средствами языка.

Урок 20 (17)

Контрольный диктант с дополнительными заданиями

Цель урока : Проверка знаний учащихся.

Ход урока

Диктант

Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.

Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой Земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира... (136 слов)

(И. Соколов-Микитов. «На теплой земле»)

Дополнительные задания

1. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений): поэтический, ослепительный, обширный, родимый.

2. Составьте синонимический ряд со словами скитание, дорога , путник, поход.

Контрольный диктант по повторению в начале года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых , мутных от проливного дождя во­ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при­слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов , к беспокойному шур­шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива­ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро­зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом , яркое солнце блестело на спинах бодро бе­жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле­стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо­дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма , поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов) (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступав­ших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп­ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относи­тельное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с при­частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).
^

Контрольный диктант за первое полугодие

Волга


На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места , удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми , и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

^ Дополнительные задания

1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)
^

Контрольный диктант за год

На тёплой земле


Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой , не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит , высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками , застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого , чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.

бище похожа тундра, усеянная костями погибших оленей. Сколько веков и тысячелетий лежат здесь эти кости, выбеленные солнцем оленьи голые черепа, потонувшие в оттаявшей мерзлоте позеленелые ветвистые рога?

Стада оленей неизменно сопровождают полярные волки. Больных и ослабевших, отбившихся от стада оленей разбойники-волки уничтожают беспощадно Быть может, поэтому среди диких оленей не бывает повальных заразных болезней, которым так часто подвержены домашние ручные олени. Волки здесь как бы выполняют роль жестоких и неумолимых санитаров, уничтожающих каждое заболевшее животное. Странное дело: количество волков, преследующих стада оленей, не увеличивается. Природа сама устанавливает (как везде и во всем) строгое равновесие

Весною мы наблюдали ранний ход диких оленей Небольшими табунками олени двигались по льду Таймырского озера, переправляясь с юга на север, на пустынный берег.

Наши охотники устраивали иногда засаду у небольшого каменного островка, мимо которого проходили усталые стада. Я не принимал участия в этой охоте. По рассказам охотников, олени подходили иногда почти вплотную к зарывшемуся в снег человеку. Слышались сухие винтовочные выстрелы Убитые и раненые олени падали в снег, кровавя ослепительно чистую его белизну, мучительно бились в предсмертных судорогах. Жестокою смертью кончался их путь на Север, в некогда безлюдную, молчаливую страну.

Охота на кочующих усталых оленей была, впрочем, необходимостью. Нам нужно было кормить собак, питаться самим. Застрелив десятка два оленей, самые заядлые охотники вскорости прекратили стрельбу. Мы спокойно наблюдали, как, разбйвшись на небольшие табунки, бродили они по склонам бесчисленных холмов, разрывая копытами снег в поисках скудной пищи.

Некогда дикие северные олени водились по всему обширному побережью Полярного Великого океана - от Кольского полуострова и северных берегов Норвегии до далекой Камчатки. Бесчисленные стада кочевали по Крайнему Северу Американского материка, в Гренландии и на Шпицбергене, пробиваясь на север пустынного Карского моря, покрытого почти непроходимым льдом. Мы находили рога диких оленей на вновь открываемых островах.

Домашнее оленеводство с незапамятных времен развивалось только на севере нашей страны Ни в Америке, ни в северных местностях других стран люди не знали домашнего оленеводства Великую помошь в пастьбе оленей оказывают приученные к этому делу собаки Собаки охраняют стадо, помогают пастухам собирать оленей, подгоняют к стаду отбившихся быков. У каждого пастуха имеются две-три собаки-помощницы. Оленеводы недолго задерживаются на месте со своим стадом. Через два-три дня чум снимается, и люди двигаются на новое место. Нужны годы, чтобы раз выбитое пастбище возобновилось. Все шире и шире приходится кочевать оленеводам в поисках нетронутых мест...

Разведчики земли

Ясный, солнечный день. А ночью - заморозок, наст, ветер. Этот настойчивый пронзительный ветер не стихает. Мы живем точно на сквозняке, дующем

вдоль грандиозной впадины, образовавшейся внутри полуострова.

Сегодня в ночь партия геологов тронулась в трудный путь. Минувший день прошел в сборах, предотъездной сумятице. Люди торопились уложить снаряжение, багаж, вымыться в бане, выстирать бельишко: каждый обслуживает сам себя. Это немного напоминает войну, боевые походные будни. Сотни километров с тяжелым грузом за плечами проходят исследователи, почти на каждом шагу встречая препятствия. Заглазно трудно представить лишения, которые приходится испытывать людям, оторванным

СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ

^Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Может быть, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою».

Так писал И. С. Соколов-Микитов в давнем очерке «На теплой" земле», который включен в его новую книгу «По морям и лесам» (издательство «Советский писатель», П., 1965 г.).

Охотник и матрос, рыболов и путешественник, «насквозь просмоленный жизнью» человек был и всегда оставался прежде всего писателем. В его книге гремят штормы, огромное солнце немилосердно жжет землю, звучит гортанная речь в узких улочках заморских портов и небо на рейдах прошито крупными звездами.

Но не южной экзотике отдал писатель сердце. Самые трогательные, добрые и волнующие страницы этой книги он посвятил стране своего детства - родной Смоленщине, ее лесам, речушкам, оврагам и полям. И здесь сразу сталкиваешься с извечной трудностью: как рассказать об этом? Страницы книги хочется цитировать и цитировать без конца, настолько велико ее изобразительно-словесное очарование. Ученик Аксакова и Пришвина, Соколов-Микитов знает «великую магию слова». Он пишет неторопливо, без внешних вычуроз, останавливаясь, словно давая читателю едоволь насладиться описываемой неброской красотой, и так же неторопливо продолжает рассказ.

от основной базы, вынужденным работать, не зная отдыха, в суровых условиях. В растерзанной ветром палатке, на голой земле, в лютую стужу или под дождем живут они нередко целыми месяцами. Негде отдохнуть, и негде помыться. Возвратившись с работы, на скорую руку готовят обед, развешивают и сушат (когда возможно) промокшую одежду; ползком забираются в свое полотняное жилище. Ветер нещадно треплет палатку, осаждают в летнее время комары, льет дождь, завывает подчас злая пурга Нужно крепкое здоровье, хорошая выдержка и закалка, уменье терпеливо переносить самые тяжкие невзгоды, чтобы благополучно закончить сложный, рискованный поход. Но странное дело: редко кто простуживается - холод и ветер как бы разогнали все недуги; необыкновенно крепко спится иной раз под звуки пурги, светлые снятся сны.

По крутому распадку, наполненному снегом, спускаемся в глубину промытого рекою каньона. Суровые, выветрившиеся скалы высятся над головою, заслоняя яркий свет солнца. В этих скалах, в обломках камней тщательно роются геологи, вооруженные длинными молотками. У подножья отвесной каменной стены они терпеливо копаются в камнях и осыпях, дробят ножами рассыпающуюся на куски по-

Урок 3

Контрольная работа в 10 классе после повторения изученного в 5 – 9 классах

Цель: Проверить знания по орфографии, пунктуации, морфологии, полученные в 5 – 9 классах

Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. Мне кажется я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле…

Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда потихоньку проливал слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет, я через это страдание узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей и что душа – это и значит любовь.

(М.М.Пришвин)

Задания:

1. Обозначить орфограммы «Безударная гласная в корне слова» (1 вариант) ; «Дефис в разных частях речи» (2 вариант)

2. Над всеми словами первого абзаца подписать части речи.

Урок 17

Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология»

(диктант с дополнительными заданиями)

Цель урока : Проверка знаний учащихся

Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце головою.

Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая дорогу, ястреб-канюк.

Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой Земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира... (136 слов)

(И. Соколов-Микитов. «На теплой земле»)

Дополнительные задания

1. Дайте толкование слов (использованных в тексте значений): поэтический, ослепительный, обширный, родимый.

2. Составьте синонимический ряд со словами скитание, дорога , путник, поход.

Урок 28

Контрольная работа по теме « Морфология и орфография»

(диктант с грамматическим заданием)

Цель урока: Проверка знаний учащихся по теме «Морфология и орфография»

Дубечня - так называлась наша первая железнодорожная станция - находилась в семнадцати верстах от города. В течение нескольких часов я шел туда пешком, и на протяжении всей дороги ярко зеленели озимь и яровые, охваченные утренним солнцем.

В Дубечне штукатурили внутри станцию и строился верхний деревянный этаж у водокачки. Было довольно-таки жарко, и рабочие вяло бродили по кучам щепок и мусора. Ни одного дерева не виднелось вокруг.

Походив часа два, я заметил, что от станции куда-то вправо шли телеграфные столбы, которые через полверсты оканчивались у белого каменного забора. Рабочие сказали, что там контора, и я, подумав, решил, что нужно идти именно туда.

Это была очень старая и, как оказалось, давно заброшенная усадьба. В ворота был виден просторный двор, поросший бурьяном, и старый барский дом с высокой крышей, рыжей от ржавчины.

Позади старинного дома был большой сад, уже одичавший, заглушенный выросшей травой и кустарником.

Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. Было густо и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. Чем дальше вглубь, тем было просторнее.

Сад, всё больше редея и переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. По ту сторону речки находилась деревушка Дубечня. Голубой плес манил к себе, обещая прохладу и покой, И теперь все это: и плес, и мельница, и уютные берега - принадлежало инженеру. (241 слово.)

( А. П. Чехов .)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения из последнего абзаца (I вар.); второго предложения из последнего абзаца (II вар.).

3. Выполнить фонетический разбор слов вправо (I вар.), ещё ( II вар.).

4. Выполнить морфологический разбор любой самостоятельной части речи (одно слово).

5. Выписать 3 причастия и разобрать их по составу (I вар.). Выписать 3 наречия и разобрать их по составу (II вар.).

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 Они поражают меняющи-мися пейзажами. Здесь увидишь непоко-ренные вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря-ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш-ком через эвкалиптовый лес добираем-ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин-ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши-не. Через пять часов подъема проходим тяжелые ворота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го-род зачаровывает нас.

(121 слово) (По Я. Палкевичу.)

Грамматическое задание

3. Выполните :

Анды — самые высокие горы Амери-канского континента, рассекающие его с севера на юг. 4 (1 вариант);

Через пять часов подъема проходим тяжелые борота и входим в крепость, на-ходящуюся на горе. 4 (2 вариант).

Контрольный диктант за первое полугодие

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Дополнительные задания

1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)

Деревня

Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подернулся черным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. Но зато шагнешь со двора и окунешься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.

Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Этого кочета береги, - опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. - Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.

И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.

(160 слов) (По Н.Лескову.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Все остальные

Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами.

Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»

Синтаксический разбор предложения

Но это никому не вредило: ни людям, ни животным.

А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами.

Добрая волчица

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 Днем волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звезды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

(125 слов) (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.
  2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав. 4 (1 вариант);

Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу. 4 (2 вариант).

Замок

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радехонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища!

(126 слов) (По М. де Сервантесу.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из текста примеры 3-х разных типа сказуемых.

2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

3. Выполните синтаксический разбор предложения:

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облаченный в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком. 4 (1 вариант);

С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные... 4 (2 вариант).

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по итогам II четверти

Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.

Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.

Смерзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчетливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой пленкой первого льда.

Но речка у мельницы, отяжелевшая, темная, все еще сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.

(160 слов) (По В.Г. Короленко «Слепой музыкант».)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Выпишите сказуемое

простое глагольное

составное именное

Подчеркните в тексте

обособленное обстоятельство

обособленное определение

Выпишите 3 словосочетания разных типов

из 1-2 абзаца

из 4 абзаца

Синтаксический разбор предложения

По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении.

Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошел к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.

Превращение

Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову. Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза ее весело блестели. Сейчас она казалась серьезной и внимательной, но от ее печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.

Затем дальше. Куда же девалось ее прежнее великолепное платье, весь этот розовый шелк, золотые розы, кружева, блестки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на елочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны. А теперь они исчезли. Это была веселая, здоровая кукла!

(160 слов) (По Ю. Олеше.)

Грамматическое задание

1 вариант

2 вариант сложнее

Обозначьте виды сказуемых

Выпишите 3 словосочетания разных типов

Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми.

Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.

Определите в тексте вид односоставных предложений

Синтаксический разбор предложения

Она улыбалась, наклонив набок растрепанную голову.

Волосы у нее были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек.

Контрольный диктант по повторению в начале года

Сильная гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо-дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов) (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступав- ших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп-ределите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относи-тельное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с при-частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Контрольный диктант по итогам III четверти

Сосновый бор!

Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.

Еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, oт роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.

Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

(155 слов) (По В.А. Солоухину.)

Грамматическое задание:

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1 абзац - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру.

2 вариант - Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант за год

Тёплая земля

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.



error: