16 век краткое описание. Социально-экономическое развитие Российского государства в XVI веке

Чем важен для нас, сегодняшних, XVI век, начавшийся с ? Дело в том, что именно тогда в России под влиянием целого ряда факторов сложилась та модель социально-экономических отношений, которая в целом (хотя и со значительными изменениями) дожила аж до 1917 года. Тогда же в экономике стали наблюдаться характерные черты, определившие и во многом определяющие и поныне наше место в международном разделении труда.

Как устроено общество

Формирование Русского централизованного государства положительно сказалось на развитии страны. За сто лет (1500 - 1600) территория страны увеличилась в два раза - до 4 млн кв. км. Почти в два раза увеличилось и население - до 11 с лишним млн человек.

Всё население, за исключением духовенства, делится на людей служилых и людей тяглых. Правда, существует еще определённая группа «гулящих людей», т.е. тех, кто и не служит и не хочет платить подати, а поэтому не задерживается долго на одном месте. Численность этой группы определить трудно, она меняется в зависимости от изменений социальной и экономической обстановки и измеряется десятками тысяч человек. В Смутное время гулящий люд сыграет свою негативную роль.

Численность духовенства оценочно можно определить в 150 тысяч человек (вместе с семьями), что составляет от одного до полутора процентов населения.

Служилые люди вместе с семьями насчитывают примерно 450 - 550 тысяч человек, т.е. 4 - 5 % жителей страны. В эту категорию входят как те, кто «служит по отечеству» (т.е. благородное сословие), так и «служилые люди по прибору» (стрельцы, пограничники, таможенники, городовые казаки, пушкари, военные ремесленники и пр.). Численность тех и других примерно равна. Большинство людей «по прибору», кроме службы, имеют и другое занятие: ремесло, торговля, хлебопашество.

«Тяглецы» составляют подавляющее большинство московских граждан: их примерно 94 - 95 %. Это - посадские (торгово-ремесленный городской люд) и крестьяне.

Страна крестьянская

XVI век - время бурного развития городов, количество которых возрастает только за первые полвека с 96 до 160. Но крупных из них немного. В первую очередь Москва, где уже к 1530 году численность населения достигла 100 тысяч человек. Столица сильно пострадала от набега Девлет-Гирея в 1571 году. Англичанин Джильс Флетчер, посетивший её через 17 лет, находил, что город ещё полностью не восстановился. Следом за Москвой идут Новгород (40 тысяч жителей) и Псков (до 30 тысяч жителей). Крупными городами являлись также Нижний Новгород и Ярославль.

Но в целом Россия в это время - страна аграрная. Городское население насчитывает около 5% от общей численности россиян. 92% всех жителей страны - крестьяне. К 1500 году крестьян, обладавших землей на правах полной собственности, почти не осталось. Есть ещё среди них небольшая группа «своеземцев», но она, скорее, исключение из правил.

Крестьяне обрабатывают либо государственную землю («чёрную»), и тогда их называют «черносошные», либо землю владельческую (вотчинную или помещичью), в том числе и принадлежащую лично государю («дворцовую»). Обрабатываемый надел находится в условной собственности крестьянина, впрочем, иногда он может ещё и арендовать дополнительный кусок земли. Как правило, крестьяне на владельческой земле находятся в крепостной зависимости, тяжесть которой разнится в зависимости от категории владельца. Обычно считается, что легче всего живётся черносошным крестьянам, затем дворцовым, потом монастырским, хуже боярским, ещё хуже дворянским - чем меньше вотчина или поместье, тем выше степень эксплуатации крестьян.

Крепостной крестьянин «прикреплён» не к личности владельца, а к самой земле. Его зависимость, как правило, возникает вследствие задолженности хозяину земли. Государство рассматривает крепостного крестьянина как гражданина с ограниченными правами и весьма неоднозначно относится к крепостной зависимости вообще; порой оно склонно к её ограничению, но на власть оказывается постоянное давление со стороны дворян-помещиков и, в конечном счёте, она идёт им навстречу, постепенно лишая крестьян права уйти от своего хозяина. Но не в XVI веке.

Существует ещё категория зависимых людей, близких по своему положению к рабам. Это - холопы. Холопами становятся либо вследствие самопродажи или продажи сына отцом, либо по причине долговой зависимости, когда проценты по займу погашаются работой или службой. Иногда в холопы идут добровольно на какой-то оговорённый срок. Власть устанавливает, что, независимо от источника холопства, оно заканчивается со смертью хозяина и, в принципе, относится к этому явлению отрицательно. Дело в том, что холопы исключаются из числа налогоплательщиков и служилых людей, поэтому среди них оказываются и дворяне.

Живут люди, относящиеся к этой социальной группе, по-разному. Те, кого посадили на землю, могут жить плохо; те, кого оставили на дворе хозяина, часто чувствуют себя хорошо. Кое-кто из последних исполняет обязанности управителей, сопровождает владельца в походах. Эти могут даже получить поместье от крупного вотчинника.

С.Ф. Платонов приводит соответствующие примеры: Романовы имели холопа-землевладельца, второго Никитина сына Бартенева (который потом сделал на них донос); в 1598 г. боярин И.Г. Нагой пожаловал своему холопу Богдану Сидорову сельцо. В отдельных случаях само правительство забирало к себе на службу боярских боевых холопов и жаловало их поместьями. У холопа было больше шансов на подъём по «социальному лифту», чем у крестьян - значительная часть дворян и происходила от «почти рабов».

Как живёт крестьянин

Теоретически крестьянское хозяйство должно было иметь надел в 5 десятин в одном поле, т.е. при трёхпольной системе - 15 десятин (это значительно, в разы, больше того, что крестьяне имели в начале ХХ века). Этот надел назывался «выть» или «обжа». Его размер обеспечивал относительно безбедное существование крестьянской семьи, численность которой в среднем можно определить в 7 - 8 человек. В начале века так и происходит.

Но в аграрной стране при традиционном обществе сносные условия жизни автоматически приводят к резкому росту населения, а оно, в свою очередь, к аграрному перенаселению. Это правило действует даже в России с её огромными пространствами, но с относительно небольшим количеством пригодных для землепашества земель и низкой урожайностью. Это мы и видим к концу первой половины века, когда все больше крестьян сидит на наделах в 4, 3 и даже 2,5 десятины в одном поле.

Следствием является залезание через подати и тягло в долговую кабалу, ухудшение питания, а, порой и его злое величество Голод, который после длительного отсутствия приходит в Россию. Вместе с голодом возвращается мор. Положение резко усугубилось ростом налогов, связанным с Ливонской войной, начатой в 1558 году.

С учётом урожайности ржи для питания крестьянина в годы с 1556 по 1584 остаётся менее 15 пудов хлеба на душу в год, что означает постоянное недоедание, а при неурожае - гарантированный голод. Крестьянство пытается найти выход. Один из них - «налоговое маневрирование». Дело в том, что основной налог, «посошная подать», платится с обрабатываемой земли. Крестьяне стараются уменьшить запашку до минимально возможного уровня, но компенсировать потерянный доход занятиями, пока ещё налогом не облагаемыми - животноводством, пчеловодством, отходническими промыслами и ремеслом. Происходит определённая перестройка крестьянского хозяйства, в результате которой появляются даже некоторые признаки зажиточности (по сравнению с серединой века).

Такое маневрирование приводит к уменьшению производства зерна и к росту цен на него. Есть и другой выход: уйти по призыву правительства на свободные земли к «южному рубежу», на черноземье. Жизнь там неспокойная, но земля лучше, да и власть обещает налоговые льготы. Многие так и делают. Земли Центра и Заволжской России пустеют.

Но льготы льготами, а и здесь крестьянин вынужден брать в долг лес на строительство двора, семена на посев, деньги на покупку скота. Проценты («рост») огромные: двадцать со ста. Опять крестьянин залезает в кабалу, опять вынужден подписывать «крепость». К тому же и льготный период по налогам заканчивается, что, конечно, ещё больше ухудшает материальное положение. В «смутное время» Юг станет одним из основных очагов антиправительственных выступлений.

Дворяне и духовенство

Нечто подобное испытывает и низ «служилых людей по отечеству», т.е. дворян. В первую половину века идёт резкий естественный прирост его численности, в результате чего уменьшаются размеры поместий. Правительство пытается привести их в соответствие с нормой, но поместный фонд исчерпан. Кстати, одной из причин Казанской и Ливонской войн было желание получить новые земли, пригодные для этой цели. Но последняя война оказалась очень тяжёлой и длительной. Она потребовала увеличения войска, а, значит, ещё большего увеличения служилого класса.

Отсутствие земли для оплаты новых служильцев пытались компенсировать частично конфискацией боярских вотчин, а частично - денежными дачами. Последнее и привело к резкому росту налогов, что пагубно отразилось на всей экономике страны, хотя проблему и не решило. Дворянство продолжало беднеть и вскоре стало еще одной питательной средой для «смутного времени».

От разорения помещиков и мелких вотчинников в определённой степени выигрывают крупнейшие «капиталисты» того времени - монастыри. Как правило, они пользуются налоговыми льготами («тарханами») и за счёт вкладов и хорошего последовательного ведения хозяйства имеют свободные деньги, на которые перекупают вотчины и даже служилые земли. О размере церковного землевладения говорит тот факт, что 37% всех пашенных земель вокруг Москвы принадлежат духовенству.

На Земском соборе 1584 г. постановляют отменить все льготы церковных земель, поскольку «с тех земель никакия царския дани и земских розметов не платят, а воинство, служилые люди, те их земли оплачивают, и сего ради многое запустение за воинскими людьми в вотчинах их и в поместьях, платячи за тарханы, а крестьяне, вышед из-за служилых людей, живут за тарханы во льготе».

В целом же, несмотря на все предпринятые меры, аграрный кризис, начавшийся в середине XVI века, к его концу далеко не закончился. Он был разрешён только через катаклизмы «смутного времени», да и то только временно. Перманентный аграрный кризис будет характерен для России вплоть до 1930-х годов.

Уровень жизни

Тем не менее всех иностранцев, побывавших в Москве в первой половине века, поражало обилие и дешевизна продуктов питания не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с доходами населения. Сигизмунд Герберштейн отмечал, что мера хлеба (4 пуда) стоила в столице в 1517 г. 5 - 7 денег. Наёмный рабочий в день получал 1,5 деньги, т.е. за дневную плату мог купить примерно 16 кг хлеба. При средней численности семьи 7 - 8 человек даже при одном работающем на душу приходится более 2 кг, что очень много в сравнении с доходами западноевропейца того же социального уровня. Но, как правило, в такой семье работали не один, а два человека. И почти все посадские имели тогда своё подсобное хозяйство. Получается, что даже поденщик жил тогда неплохо. Ремесленник же, по Герберштейну, зарабатывал в день 2 деньги и, следовательно, был зажиточен.

В конце века цена ржи выросла примерно до 40 денег, но увеличилась - правда, в меньшей степени - и оплата труда. Теперь московский поденщик получал в день 4 - 5 денег, а ремесленник - 6 - 7. По Ключевскому, средние московские цены во второй половине века были следующие: курица - 1,5 копейки, утка живая - 3 копейки, солонина, фунт - 5/8 копейки, сотня яиц - 5 копеек, сотня огурцов - 4/5 копейки, мед, пуд - 41 копейка, воск, пуд - 103 копейки, сало говяжье, пуд - 24,5 копейки, рожь, 4 пуда - 12 копеек.

Т.е. жить стало хуже, но всё же заработная плата оставалась такой, что позволяла более-менее сносно питаться. Можно было бы говорить об относительно благополучной ситуации в стране, если бы не одно «но»: эти цены средние, и они могли очень сильно меняться год от года - падать в урожайное время и резко (в 4 - 5 и более раз) возрастать в неурожайное, которое случалось каждые 6 - 7 лет. Поэтому те, кто имел возможность, старался сделать запасы (кажется, что наша привычка консервировать что нужно и не нужно осталась с тех времен), которые обычно состояли из зерна, солонины, чеснока и солёных грибов и овощей. Те, кто не имел этой возможности, в неурожайные годы страдали от недоедания. Два же неурожайных года подряд обрекали 8/10 населения страны на голод, что и случилось в начале следующего века и стало прологом к Смуте.

Такие дешёвые цены были не только из-за обилия продуктов питания, но и из-за высокой стоимости денег, ведь в Московском государстве нет своих драгоценных металлов, как, впрочем, и меди, и хорошего железа. Если нет своего серебра, то это означает, что «печатный станок» находится вне страны - ведь для того, чтобы наштамповать монету, нужно сначала купить серебро в слитках. Так и делают.

Ещё в правление Елены Глинской в 1535 - 1538 гг. была проведена , унифицировавшая монету, чеканимую в стране. Основной единицей стала серебряная копейка весом в 0,68 грамма чистого серебра. Она была равна 2 деньгам или 4 полушкам. Установили, что 100 копеек равны 1 рублю, но последний являлся только счетной единицей. Вес 1 рубля - 68 граммов. Были и другие счётные единицы: алтын = 3 копейкам и гривна = 10 копейкам. Внешне копейка представляла собой чешуйку овальной формы со штампом.

Торговля и международное разделение труда

Дешевизна московских товаров привлекала западноевропейский торговый люд. Для сравнения: в 1540-х годах 8 пудов ржи в Москве стоили примерно 9,52 г серебра, тогда как в Лондоне их стоимость была равна 50 г. Это соотношение 1: 6 сохраняется почти по всем московским товарам.

Во второй половине века международная торговля России активизировалась. Мы экспортировали, в основном, то же, что и Русь времён Святослава: меха, воск и мёд. К ним добавились следующие товары: кожи (в т.ч. и тонкой выработки), моржовый клык, сало и деревянная посуда. Все эти позиции шли на Запад. На Восток шли изделия: седла, уздечки, суконные и льняные ткани, посуда и изделия из металлов. Туда же вывозили товары реэкспорта, полученные с Запада. Основную стоимость экспорта давали меха. Например, Герберштейн заплатил за 14 соболей 600 золотых (это довольно дёшево), что было равно примерно 40,8 кг серебра. Много экспортировалось казённых мехов - именно за счет них и оплачивалась закупка серебряных слитков.

Во второй половине века номенклатура экспорта ещё расширится: начнётся массовый экспорт пеньки и льна. Англичане поставят в Холмогорах два канатных двора, где начнут крутить канаты из пеньки. Так у нас появится небольшой современный сектор экономики, поставленный иностранцами и работающий только на экспорт. Впрочем, вскоре на этой же технологии возникнут и свои предприятия. К концу века начался экспорт в Англию парусины и мачтового леса.

Импорт, в основном, состоял из предметов роскоши: шёлк и шёлковая одежда, жемчуг, шитые золотом ткани, сукно, золотые нитки, стеклянная посуда, медь в слитках, металлоизделия. Во времена Герберштейна торговая пошлина как на экспортные, так и на импортные товары была невысока и одинакова: при объявленной стоимости 7 денег с рубля (3.5 %), при весовом товаре - с пуда 4 деньги. Основные торговые партнеры: Речь Посполитая, немецкие земли, итальянские государства, Англия и Голландия.

Беда Москвы заключалась в том, что мы тогда почти не имели своего флота на Балтике и, в меньшей степени, на Севере. Из-за его отсутствия русские купцы почти не вели активной торговли в Европе, ограничиваясь продажей товаров иностранным купцам в наших портах и хинтерланде. Соответственно, наши производители не могли получать за свои товары адекватную цену, да и импорт доставался значительно дороже. Иностранцы на русской торговле зарабатывали до 300% прибыли, что было почти так же выгодно, как и торговля перцем, но не несло опасностей, связанной с последней.

При этом русское купечество на восточном направлении торговли проявляло вполне достойную активность, не страшась и опасного плавания по Средней и Нижней Волге и Каспийскому морю. Для этого к концу века будет создан даже особый тип крупнотоннажного, но с малой осадкой судна, - «бус». Видимо, дело было в том, что западноевропейские торговцы блокировали выход наших купцов на свои рынки, что началось еще в XIV веке. К этому добавился и негативный фактор дачи торговых привилегий Англии (а, точнее, её Московской компании).

Тем не менее, в стране была группа купцов, специализировавшихся на международной торговле, - это «гости». К ним близко примыкали члены «суконной сотни». Первых было 20 - 30 фамилий, главы которых имели большое влияние и пользовались уважением правительства. Их называли по имени-отчеству и даже в грамотах писали с «-вичем». Гостей персонально приглашали на Земские соборы. Из них наиболее известны Строгановы. Купцы «суконной сотни» также участвовали в земских делах.

Отметим, что в международном разделении труда нам уже тогда досталось не самое почетное место. Есть и ещё один любопытный и значимый факт: по мере втягивания в это самое разделение труда жизнь московского мелкого люда, который составлял подавляющее большинство населения, почему-то ухудшалась.

Был ли XVI век для страны и людей, ее населявших, хорошим? Ответ на этот вопрос дать трудно. Память он о себе оставил неплохую, но впереди была Смута, которая потрясла Россию.

В XVI веке Русским государством последовательно управляли 3 монарха, принадлежащих к потомкам Александра Невского: Василий III, Иван IV Грозный и его сын царь Фёдор. Этот период характеризуется неуклонным расширением и укреплением русских земель. При Василии III Ивановиче полностью завершилось объединение Руси. При нём пала Большая Орда, дань которой перестал платить ещё Иван III в период между 1472 и 1480 годами.

В 1502 году Орда распалась, а в состав Русского государства вскоре вошли такие города как Рязань, Псков и Чернигов. Страна стала монолитной, граничащей на юге и востоке с татарскими государствами. Все они, Казанское и Крымское ханство, Ногайская орда были сравнительно слабыми и не могли тягаться с набирающей силу Русью.

Польско-литовское государство потерпело ряд серьёзных поражений в войнах с турками. А поэтому силы поляков и литовцев не представляли для русских земель большой опасности. Военные стычки протекали вяло, военный успех клонился то в одну, то в другую сторону. И хотя за Польшей стояла вся Западная Европа, но она сама ослабла в результате гражданских войн Реформации. Поэтому Русское государство в XVI веке существовало в чрезвычайно благоприятной для него политической ситуации.

С объединением русских земель в одно целое была достигнута экономическая стабильность. В деревнях люди жили спокойно и занимались сельским хозяйством, платя оброк владельцам земли. Самый большой оброк получали служилые дворяне. Немалая его часть шла на содержание коней и копьеносцев, которых дворяне содержали за свой счёт. Оброк также получали бояре и монастыри. Но богатая земля окупала любые налоги. Простые крестьяне не бедствовали, а общее население Руси за первую половину XVI века увеличилось в полтора раза и достигло 9 млн. человек.

В сельской местности жили люди гармоничные – спокойные, трудолюбивые, тихие. Тем же, кому в деревнях было скучно, уезжали в города, чтобы поступить на государственную службу и сделать карьеру. В Москве обосновалась вся русская аристократия. Вот возле неё и стали собираться все приезжие, ищущие лучшей доли. В итоге в столице образовались целые кланы Шуйских, Бельских, Глинских, Мстиславских и других бояр. В результате этого всё население Москвы разбилось на враждебные партии.

Но не все люди, стремящиеся ухватить за хвост пробегающий мимо Его Величество случай, ехали в Москву и другие большие города. Были такие, которые не хотели становиться холопами у бояр. Эта публика устремлялась на границы государства. В XVI веке там было чрезвычайно неспокойно. Хотя с татарами был мир, но тревожили набегами ногайцы. Для Поволжья были характерными стычки с мордвой и буртасами. Время от времени набеги совершали и казанские татары.

Лишь на северных границах всё было спокойно. Там была огромная территория от Белого моря до Уральского хребта. В этих местах люди богатели, добывая меха, которые по своей ценности ничем не уступали золоту. А вот на западной границе всё время приходилось отражать натиск ливонских немцев и литовцев.

Русское государство в XVI веке на карте

Следует заметить, что государственная граница в XVI веке кардинально отличалась от границ между странами в наше время. В южнорусской степи или в Сибири определить пограничную полосу было просто невозможно. Поэтому можно говорить не о границах, как таковых, а о пограничных территориях. Скажем, между Казанью и Нижним Новгородом устраивались засеки. На них держали служилых людей, чтобы они наблюдали за степью.

На дереве сидел молодой парень и смотрел, не скачет ли в высокой траве конный татарский отряд. Увидев врагов, парень зажигал факел на дереве и тем самым посылал сигнал другому сторожу. После этого он спускался с дерева, садился на коня и, что есть мочи, скакал к ближайшему гарнизону. Татары же, заметив огонь, всегда пытались догнать такого всадника.

Сторожей обычно было двое. Один наблюдал за степью, а другой находился возле оседланных лошадей. В гарнизонах, увидев дым от огня, отряжали гонцов в другие города и в Москву. Войско подходило быстро, но легкоконный татарский отряд успевал наловить по окрестным деревням пленных. Он начинал отход, а русские гнались следом на свежих скакунах. Если татарские кони уставали к тому времени сильно, то врагов настигали, рубили саблями, а пленных освобождали и отпускали по домам.

Таким образом, люди, служившие на границах Русского государства в XVI веке, стали образовывать особые этнические группы. Для них отношения с русской аристократией не имели никакого значения. На Дону возникло казачество. Оно принимало беглых крестьян и чувствовало себя независимым. Единственным авторитетом для них был государь всея Руси. Выражалось это в двух формулировках: «С Дона выдачи нет» и «Мы не кланяемся никому, кроме Государя».

В Москве казаков называли и разбойниками, и ворами, и убийцами, и государственными изменниками. В то же время русские люди видели в казаках своих. На Дон регулярно шли караваны с водкой, зерном, порохом, свинцом. Московское правительство постоянно просило атаманов-молодцов навести на русских границах хоть какой-то порядок.

Из всего сказанного видно, что Русское государство в XVI веке не было похоже на Русь прежних веков. В нём зародились совсем иные стереотипы поведения. Жители Москвы стали мало походить на жителей приграничных районов. Что же касается крестьянства, то оно в данный период времени жило чрезвычайно благополучно. А аристократы разбились на кланы, которые пользовались поддержкой разных групп городских людей. Всё это сыграло определённую историческую роль в дальнейшем развитии государства.

Александр Семашко

Согласно реконструкции хронологии, проведённой А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским, в 16 веке Русь простиралась на четырёх континентах и включала в себя территории Евразии, северной Африки и более половины территории Северной и Южной Америки.

После развала Руси в начале 17 века правители новых государств, созданных на её бывших территориях, принялись переписывать историю. Такой ход событий сейчас уже мало кого удивляет — многие к этому привыкли, потому что историю в наше время многократно переписывали да и продолжают переписывать дальше.

Нужная для власти трактовка истории — это мощное орудие управления сознанием общества. Новоиспечённым правителям бывших территорий Руси очень хотелось забыть о своём подчинённом положении в прошлом и, что ещё более важно, им хотелось скрыть обстоятельства своего прихода к власти. Ведь раскол единой страны происходил путём свержения законного руководства.

Для придания видимости законности новой власти скалигеровским историкам пришлось придумывать миф о «монголо-татарском» завоевании мира. Материалов, подтверждающих, что это действительно миф, уже очень много, интересующихся мы отправляем к публикациям «Снимаем обвинения с монголо-татар…», «Что прикрыли татаро-монгольским игом?».

Учитывая, что подавляющее большинство придуманных «монголо-татар» на самом деле были носителями генетики русов и говорили они на русском языке, можно даже по официальным данным определить границы Руси 16 века. Для этого необходимо нанести на карту то, что постеснялись сделать мифотворцы от истории. А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский делают это в своей книге «Калиф Иван» . Они взяли две карты скалигеровских историков: 1260 года (рис. 1) и 1310 года (рис. 2) и объединили информацию с этих карт, выделив Империю «монголо-татар» темным цветом (рис. 3).


Рис. 1


Рис. 2

Получилась Империя по состоянию на 14 век.

Далее создатели новой хронологии отмечают интересный факт — скалигеровские историки указывают стрелками дальнейшее продвижение «татаро-монголов» в Западную Европу, Египет, Индию, Японию, Малайзию, Таиланд, Вьетнам, Бирму, Индонезию, но осторожно этим и ограничиваются! Стрелки походов есть, а итог этих походов отсутствует. Мол, нет особенного итога. Такая осторожность вполне объяснима, ведь если этот итог нанести на карту, то она станет весьма впечатляющей. Согласно исследованиям А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского в 16 веке в Империю также входили значительные территории Северной и Южной Америки. Итог завоевания показан на рисунке 4.

Фактов, подтверждающих существование огромной по сегодняшним меркам Руси в средние века, множество. Малоизвестно, но факт, что французские короли давали присягу на священной книге, написанной на старославянском языке, а иерусалимский патриарх подарил Карлу Великому крест, исписанный русскими надписями .

Другой весьма показательный пример приводится в книге А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского «Татаро-монгольское иго: кто кого завоёвывал». Расстояния от столицы Руси — города Владимир — до многих столиц и городов теперь уже других государств, а ранее наместничеств на территориях колоний Руси, подчиняется определённой закономерности.

Для того чтобы определить какая именно закономерность соблюдается в расстояниях от столицы Руси до «областных центров», давайте поставим себя на место завоевателей. Но прежде чем это сделать, отметим одно важное обстоятельство — уровень развития цивилизации присоединяемых территорий был намного меньше уровня Руси (некоторые земли были практически не обжиты), поэтому крупные населённые пункты нам, как завоевателям, придётся строить самим.

В такой обстановке было бы разумно разместить центры новых наместничеств вдоль создаваемых в то время торговых путей на определённом расстоянии от центра Руси (рис. 5). Так и было сделано.

Расстояние это выбиралось по соображениям налаживания оптимального сообщения в сфере торговли, почты и так далее.

Многие столицы ложатся на две окружности с центром в городе Владимир (рис. 6).


Рис. 6

Первая окружность с радиусом около 1800 км. На ней располагаются следующие города: Осло, Берлин, Прага, Вена, Братислава, Белград, София, Стамбул и Анкара. Вторая окружность с радиусом 2400 км. На ней расположены Лондон Париж, Амстердам, Брюссель, Люксенбург, Берн, Женева, Рим, Афины, Никосия, Бейрут, Дамаск, Багдад, Тегеран. И что характерно, если взять любой из перечисленных городов кроме Владимира и сделать его центром Руси, то ничего подобного не произойдёт.

Отсюда можно сделать вывод, что наименование города Владимир имеет вполне определённый смысл — «Владеющий Миром».

Фальсификация истории

После развала Руси на более мелкие государства, новые власти Европы приступили к фальсификации своей истории, а их ставленники в оставшейся части русского государства — Романовы — принялись переписывать историю русского народа. Фальсификация была полномасштабной. Европейцам придумали биографии их правителей и новые языки, возвеличили их вклад в развитие цивилизации, переименовали или исказили географические названия. Русам же, напротив, стали внушать мысли о никчёмности русского народа, книги, содержащие правдивую историю, уничтожали, а взамен делали фальшивки, культуру и образование искажали и разрушали. Привычные русскому уху географические названия из Европы перекочевали в глухие районы на территории Руси. И это, конечно, далеко не всё. Приведём несколько показательных фактов.

Королей Европы списали с Руси

Представьте себе ситуацию: Империя разрушена, на отколовшихся территориях новые и, как сейчас говорят, «нерукопожатные» власти. Что им рассказывать новому поколению? Правду? Нет, самим противно вспоминать, что они были в подчинённом положении и к власти пришли не по закону. Придётся придумать себе прошлое. И обязательно — великое. Для начала придумали правителей. Самый простой и надёжный вариант — это взять за основу биографии правивших династий Руси и на их основе создать липовые истории своих монархов и королей, но только с другими именами и с жизненными событиями, привязанными к условиям новоиспечённых государств.

Именно так появилась западноевропейская династия Габсбургов, которая списана с династического потока царей-ханов Руси 13-16 веков. Подробное описание этого основного династического параллелизма приводится в . Мы ограничимся двумя рисунками из вышеуказанной книги. На рисунке 7 изображено «соответствие Русско-ордынской династии 13-16 веков и династий Габсбургов 13-16 веков».


Рис. 7


Рис. 8

На рисунке 8 изображена «корреляция длительностей правлений русско-ордынских царей-ханов Великой = «Монгольской» Империи 13-16 веков и правителей Империи Габсбургов 13-16 веков». Для того чтобы распознать «династических клонов» этого вполне достаточно. Но в книге приводятся и уникальные повторения в событиях жизни клонов и их прототипов.

Готика — это русский стиль

Интересные метаморфозы архитектурных стилей произошли в 17 веке. В указывается, что с приходом к власти на Руси Романовых произошла смена архитектурных стилей. Причём, внедрённые образцы были выданы затем за «типичные древне-русские». В результате, сегодняшние представления о том, как выглядела Русь до 17 века, во многом совершенно не верны.

Сейчас нас уверяют, что обычный вид церкви — именно тот, который мы видим в наше время: примерно кубическое здание с почти плоской крышей, из которой поднимаются один или несколько барабанов с куполами. Пример «типичного вида» русской церкви — Никольская церковь в Николо-Улейменском монастыре под Угличем (рис. 9).


Рис. 9

Такие церкви разительно отличаются от соборов Западной Европы (например, готического Кёльнского собора, рис. 10). Такое отличие насаждалось искусственно.


Рис. 10

Оно было выгодно фальсификаторам истории, так как им нужно было показать, что между Русью и Европой нет ничего общего.

Однако, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в приводят факты, которые показывают, что до 17 века основным архитектурным стилем на Руси также как и в её европейских провинциях был готический архитектурный стиль. Это подозрение впервые у них возникло при изучении старой архитектуры церквей известного русского города Углича.

Оказалось, что все церкви города, за единственным исключением, либо построены заново, либо существенно перестроены не ранее 17 века. Новодел имеет привычный для нас вид (рис. 9).

Единственным исключением является известная церковь святого Алексея митрополита Московского в Алексеевском монастыре. Считается, что она построена в 1482 году и осталась в своём первозданном виде — дом с высокой двускатной крышей, на которой возвышаются три башни-шпиля (рис. 11, рис. 12). Бросается в глаза сходство архитектурного стиля этой церкви с Кёльнским собором (рис. 10).


Рис. 11


Рис. 12

Возникает резонный вопрос: церковь 15 века есть, 17 и позже тоже есть, а где же церкви 16 века? Что, 100 лет ничего не строили или они развалились «сами собой»? Дело в том, что церковь Алексея митрополита — большой собор 15 века, один из самых больших в Угличе до сих пор. Построив такой собор в 15 веке, угличане должны были что-то построить и в 16 веке! Вполне обоснованно возникает впечатление, что все церкви Углича в 17 веке были перестроены заново, и только церковь Алексея митрополита волею судьбы осталась и является теперь «белой вороной» среди новодела.

В подтверждение своему предположению авторы книги приводят следующий пример, для чего обращаются к архитектуре известного старого русского Николо-Улейменского монастыря под Угличем. Там стоят две церкви. Одна из них — старая церковь введения (рис. 13, рис. 14).


Рис. 13


Рис. 14

В отличие от новой, «типично древне-русской», старая представляет собой дом с двускатной крышей, который напоминает готический стиль. Позже, в 17 веке, к ней был пристроен «четверик» и надстроена колокольня.

Возникает чёткое ощущение, что в 17 веке подавляющее большинство старых русско-ордынских церквей было перестроено под реформаторский «греческий образец». Более того, было заявлено, будто так оно и было.

Кое-где в России по инерции продолжали строить готические соборы даже до 18 века. Например, церковь Петра и Павла в Ярославле (рис. 15), относимая к 1736-1744 годам.


Рис. 15

В том же стиле возведена мечеть в селе Поисеево Актанышского района республики Татарстан (рис. 16).


Рис. 16

Но в конечном итоге при Романовых готический стиль был вытеснен и забыт. Церкви такого вида либо разрушали и перестраивали, либо старались изменить их облик пристройками, либо приспосабливали под другие нужды. Например, хозяйственные. Яркий пример — старый длинный огромный дом с двускатной крышей, стоящий в Новом Симоновом монастыре в Москве (рис. 17), который в 19 веке использовался в качестве сушильни для зерна.


Рис. 17

Архитектура его в точности соответствует облику старых русских церквей-домов. Возможно, это бывшая церковь монастыря.

Другие примеры церквей в готическом архитектурном стиле:


Рис. 18

— Старая русская церковь села Быкова (рис.18);

— Новый Никольский собор в Можайской крепости 1814 года (рис19);

— Старинная церковь в Лужецком монастыре Можайска, которая, вероятно, также имела вид готического дома (рис. 20);

— Мечеть в Старых Киязлах, республика Татарстан (рис. 21);

— Мечеть в Нижней Ошме, республика Татарстан (рис. 22).

И в заключение этой темы, приведём один пример соответствия стилей русской и немецкой церквей. На рисунке 23 изображена немецкая церковь Клементскирхе в городе Майен, недалеко от Бонна.

Её купол выполнен в виде закручивающихся вверх спиралей. Считается, что купол такой формы был создан между 1350 и 1360 годами. Причины такого исполнения купола накрепко забыты, а вместо них придумана история о чёрте, который скрутил эту башню штопором.

По словам авторов на самом деле здесь мы сталкиваемся со старым стилем русско-ордынской архитектуры 14-16 веков. Если мы сравним купол германской Клементскирхе со спиралевидными куполами собора Василия Блаженного в Москве (рис. 24), то сразу поймём, что здесь и там — один и тот же стиль.

Украшенные спиралями башни-минареты сохранились также на Востоке и в Азии…

Орган — это русский инструмент

Скалигеровские историки рисуют образ русского человека в виде грубого мужика в лаптях и ушанке. Само собой, что ни о какой высокой культуре вообще и музыкальной в частности речи не идёт. Всё что нам отводится — это незатейливые пляски вокруг костра, примитивные матерные частушки, бубен, ложки, визгливый писк дудок и бренчание балалайки, в крайнем случае — гусли. Всё это бесконечно далеко от изысканного Версаля с кружевами, скрипками и органами.

На самом деле всё это не так. Возьмём, например, орган. До прихода Романовых на Руси орган был широко распространённым инструментом, но с их приходом к власти, началась борьба с русским культурным наследием — органы запретили. А после замены Петра I на двойника началось тотальное искоренение органов даже из русского домашнего быта!

Обратимся к свидетельствам современников «культурной зачистки», которые приводят А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский в своей книге .

В 1711 году в Амстердаме вышло «Путешествие через Московию в Персию и индию» голландского путешественника Корнелиуса де Брюина, который бывал в Москве в 1700 году. Одновременно с ним в Москве был итальянец Филипп Балатри, который «к своему удивлению, обнаруживает: во многих домах есть органы оригинальной конструкции, но их почему-то прячут в шкафах. Позже удаётся узнать: Пётр запретил их как наследие древней Руси. Свадьба шута Шанского под Кожуховым в 1697 году была едва ли не последним московским народным гулянием с 27 органами…».

«Не меньшее впечатление производит и музыка. Де Брюину её приходится слышать повсюду — гобоистов, валторнистов, литаврщиков в военном строю и во время торжественных шествий, целые оркестры самых разнообразных инструментов вплоть до органа у триумфальных ворот, на улицах и в домах, наконец, удивительное по стройности звучание певческих ансамблей. Без этого не обходился ни один праздник в Московии».

«…с основанием Петербурга резко сократилось среди вольных музыкантов число органистов. Органисты ещё есть в Москве, и их уже почти нет в Петербурге. Делали своё дело мода и личный вкус Петра I. Сказалась гибель в московском пожаре 1701 года старой, превосходно налаженной кремлёвской мастерской органов и клавесинов. Восстанавливать её не стали — у Петра были иные вкусы на самую застройку Кремля. За новую мастерскую никто не стал браться. Меньше музыкантов стало среди владельцев московских дворов. Безработица? Подкравшаяся бедность? Это не так сложно проверить по другому виду учёта жизни горожан — тщательно регистрировавшимся и облагавшимся налогом актам купли-продажи. И вот что открылось: органисты меняли профессию…»

А на Западе органы сохранились до нашего времени и их задним числом объявили исключительно западноевропейским изобретением…

Германия — это Великая Пермь

Давайте в очередной раз поставим себя на место фальсификаторов истории, которые пытаются скрыть великое прошлое Руси.

Империя распалась, а множество названий городов и территорий отколовшихся провинций звучат на русском языке и прочно вошли в летописи. Что делать? Можно уничтожить все летописи и запретить употреблять старые названия европейских провинций. Эффективно ли это? Нет — долго и трудоёмко. Проще взять известное название, сделать табличку с надписью «город N» и поставить её в какой-нибудь глуши, объявив, что так было всегда. А европейцы сами с радостью забудут о русском влиянии. Так и сделали. Поэтому фальсификация географического положения коснулась не только «монголов» с Монголией, которую на бумаге перенесли к границе Китая. В приведена очень любопытная информация о том, какая территория на самом деле называлась Великой Пермью.

О Пермской земле часто упоминают летописи, в которых сообщается, что это — мощное в военном отношении государство, очень богатое. Находится оно рядом с Югрой. Югра — это Венгрия по-старорусски. В русском языке Уграми называют народы, говорящие на финно-угорских языках. В истории средних веков известно только одно сильное в военном отношении угорское государство — это Венгрия. Считается, что Пермскую землю удалось окончательно присоединить к Руси только в 15 веке.

В книге приводятся следующие несколько искажённые современными историками летописные сведения: «Новгородцы, совершая через пермскую землю военно-торговые походы в Югорскую землю… принудили коми (на самом деле Пермь, так как в летописях говорится именно Пермь, а не Коми — прим. Носовского и Фоменко) к уплате дани. С 13 века Пермская земля постоянно упоминается в числе новгородских волостей. Новгородские «мужи» собирали дань с помощью сотников и старост из верхушки местного населения; продолжали существовать и местные князья, сохранившие известную долю самостоятельности… христианизация края, проведённая епископом Стефаном Пермским (в 1383… основал Пермскую епархию, составил азбуку для зырян)».

«В 1434 Новгород вынужден был уступить в пользу Москвы часть своих доходов с Пермской земли… В 1472 к Москве была присоединена… Пермь Великая… местные князья были низведены на положение слуг великого князя».

Таким образом, Пермская земля имела своих князей, бывших до 15 века независимыми государями. Она имела своего епископа и свою особенную азбуку.

А что нам говорят скалигеровские историки? Большая советская энциклопедия указывает: «Пермская земля — название в русских летописях территории западнее от Урала по рекам Каме, Вычегде и Печоре, населённая народом коми (в летописях — Пермь, пермяки, а также зыряне)».

Во-первых, народности коми, живущие по реке Каме (коми и Кама — это однокоренные слова) вовсе не называют себя ни пермяками, ни зырянами! Эти названия присвоены коми уже при Романовых. Дело в том, что город Пермь до 1781 года был просто селом и назывался… Егошиха! Село Егошиха по официальным данным появилось в 17 веке. Название Пермь было присвоено Егошихе вскоре после подавления «бунта Пугачёва», который на самом деле был ни чем иным, как гражданской войной между Московией и Великой Тартарией, после которого Великая Тартария перестала существовать и память о ней была уничтожена. В тот же год что и Пермь — 1781 — появилась и Вятка, но это тема для отдельного рассказа…

Во-вторых, вышеуказанная энциклопедия говорит, что «народ коми не имел своей письменности». По другим источникам, для богослужения на языке коми в 17 веке использовалась письменность на основе кириллицы, но — не азбука Стефана Пермского! Куда делась азбука и почему никто там не помнит просветителя Стефана? Да не было в Егошихе Стефана и особенной азбуки, но об этом ниже.

В-третьих, Большая советская энциклопедия сообщает, что «хозяйство Коми края долгое время оставалось натуральным… в 17 веке на весь край было только два посада Яренск и Турья, одно торговое село Туглим… Лишь постепенно, в 17 и особенно 18 вв., развивается торговля и складываются местные рынки». К началу 20 века «коми-пермяки представляли собой небольшую народность… обречённую на полную утрату своей национальной культуры… За годы Советской власти созданы литературный язык и письменность». Есть ли здесь признаки могучего в военном отношении и богатого княжества? Мы их совершенно не наблюдаем. Не над чем там было княжить до 17 века — Егошихи даже не было.

В-четвёртых, возьмём карту Европы и посмотрим, каким образом новгородцы (Новгород — это Ярославль) совершали «через пермскую землю военно-торговые походы в Югорскую землю» (то есть в Венгрию) и вспомним странный рассказ Карамзина: «Монголы более и более распространяли свои завоевания и чрез казанскую Болгарию дошли до самой Перми, откуда многие жители, ими утеснённые, бежали в Норвегию». Что это за «зигзаги удачи»?

Великая Пермь, подчеркнём слово «Великая», которое ясно указывает на её большое значение, не могла находиться там, куда её поместили при Романовых.

А где же тогда она была? А.Т. Фоменко и Г.В. Носовский дают обоснование того, что Великая Пермь — это на самом деле территория Южной Германии, Австрии и Северной Италии.

На это указывают некоторые явные следы в географических названиях. Например, в Северной Италии известен старинный город Парма, в названии которого чётко звучит Пермь. А в столице Австрии городе Вене до сих пор стоит собор Святого Стефана (рис. 25).


Рис. 25

Может быть это и был знаменитый Стефан пермский, просветитель Перми? Слово Германия, возможно, является вариантом слова Пермь.

Тогда становится понятным, почему в истории народа коми и села Егошиха позабылась азбука Святого Стефана. И здесь же можно предположить, что азбука эта была латинская и именно её распространяли среди европейцев для культурного размежевания Европы и Руси…

-----------------------

Калиф Иван / А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский. — М.: Астрель:АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 383 с.

Татаро-монгольское иго: кто кого завоёвывал / А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский. — М.: Астрель:АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 380 с.

«Советник» — путеводитель по хорошим книгам.

Из статьи Алексея Кулагина „Раскол Руси”.

Новости Партнеров

16 века" title="История России 16 века">
ИСТОРИЯ РОССИИ 16 ВЕКА. ВРЕМЯ ГРОЗНОЕ. ВРЕМЯ СМУТНОЕ.
В 16 век, Россия входила под «знаком» двуглавого орла, крепко держащего в лапах русские земли в Европе и В Азии. Вел её умный политик и талантливый руководитель, «государь всея Руси», Иван lll. Объединение, закон и самодержавие – цели и задачи, к которым он стремился и которые претворял в жизнь. Бесконечные междоусобицы и распри между княжествами и городами ослабляли военный и хозяйственный потенциал русских земель. Централизация управления достигалась любыми возможными средствами. Великий князь создал профессиональную армию, хорошо экипированную и организованную. Многие удельные правители добровольно и осознанно признавали приоритет Москвы в государственном управлении. Все недовольные такой политикой наказывались и низлагались. Жители городов не желали участвовать в братоубийственных войнах, ради княжеского суверенитета. Москву не воспринимали, как врага и поработителя. Город был известен своим добродушием и готовностью принять всякого, кто хотел мирно и честно жить и трудится. Еще Иван Калита очистил московские земли от воровства и разбоя. Здесь находили прибежище, притесняемые католической Литвой. Сюда бежали крымские татары, ища защиту от султана.
Сам господин Великий Новгород, надменно отринувший дипломатические попытки мирных решений, был повергнут. Новгородские войска потерпели жестокое поражение на реке Шелони в 1471 году. Новгородцы заплатили «копейное» и потеряли часть земель, а семь лет спустя добровольно попросили Москву о протекторате. К этому времени Российское государство уже определило свои основные формы, хотя присоединение новых земель продолжалось.
Не все соседние государства были довольны расширением, укреплением и независимостью русских земель в 16 веке. С северо – запада угрожали литовцы и ливонцы, на юго – востоке, не могла смириться с потерей источника богатой дани Большая орда. Ахмат – хан, после многолетней подготовки, повел свое войско на Русь. Армии встали по противоположным берегам реки Угры. Попытки монголов переправиться, встретили отпор. «Стояние на реке Угре» продолжалось больше месяца, после чего хан отвел свои войска. На обратном пути Ахмат был убит, отрезанную голову доставили великому князю. Так закончилась история монголо – татарского ига.
Но не только внешняя политика была приоритетом в государственных преобразованиях. Местническое управление; сословные, гражданские и уголовно – правовые отношения требовали адаптации и урегулирования в новых условиях. В 1497 году выходит в свет, первый в истории Руси сборник законов и правил – «Судебник». В основу его легли положения «Русской Правды» (свод постановлений, регламентирующих правовые и судебные решения в Древней Руси). Большим списком в Судебник вошли дополнения и новая трактовка некоторых уложений, сообразно условиям и духу времени.
История России в 16 веке, принимала эстафету у века прошедшего. На престол «венчается» Василий lll, продолживший дело своего отца. Новый государь был жестким политиком и самодержцем. Удельные князья, заявлявшие о неповиновении Москве, воспринимались как внутренние враги. Любая смута пресекалась на корню. Не осталось без внимания и боярское сословие, обладающее большим богатством, властью и свободой выбора (боярин имел право выбирать какому князю служить). Думские бояре в государственных вопросах ставили себя никак не ниже князей. Еще памятны были времена истории, когда князья не могли воплотить в жизнь решения, не одобренные думой. Чрезмерно свободомыслящих, Василий Иванович устранял, не стесняясь в средствах и способах. Оппонент мог быть отправлен на очередную войну, сослан в монастырь или казнен, по подходящему поводу. Внешняя политика продолжала линию на утверждение России, как независимого и сильного государства. Устанавливались дипломатические связи с европейскими странами. Была попытка заключить с Римским Папой унию, о совместной борьбе с султаном. В договоре от 1514 года, заключенном с императором Священной Римской империи Максимилианом, великий князь Василий впервые упоминается, как «император Русов», что говорит о том, что в 16 веке Россия заявила о себе, как равная среди равных. Василий lll унаследовал от отца прозорливость ума и терпение, в ожидании результата. Что бы оградить южные границы от беспокойных крымчан, от приглашал и принимал на службу знатных татарских вельмож, которые обживались в России, заводили семьи, и таким образом получали «двойное гражданство». Они были заинтересованы в стабильности отношений между старой и новой родиной, употребляя на это все свое влияние.
Со смертью Василия Ивановича, в 1533 году, Россия вступает в период борьбы за престол. Наследнику на тот момент исполнилось три года. Боярская и княжеская знать разделилась на два лагеря. Одни поддерживали правление вдовствующей государыни, другие стремились установить боярский протекторат, во главе с представителем династии Рюриковичей. Это было время интриг и смертей. Мать наследника отравили, когда ему было восемь лет. Столько же лет, после ее смерти, государством управляли бояре. В январе 1547 года, шестнадцатилетний Иван lV был венчан на царство. Наступил новый этап истории России в 16 веке. Юный царь, амбициозный, подозрительный и вспыльчивый рьяно взялся за кормило власти. Он не доверял боярам и ввел в свое окружение представителей дворянства и прогрессивно мыслящее священство, которые и стали костяком «Избранной Рады». Созданного в 1549 году, реформаторски настроенного органа законодательной власти. Избранной раде подчинялись «приказы», учреждения исполняющие обязанности контроля во всех сферах государственного управления: военного, юридического, финансового и политического. Во главе приказов ставились доверенные лица, которые контролировали поступление доходов в государственную казну. «Земский собор», созванный в 1550 году, декларировал межсословное примирение. Тезисы новых отношений легли в основу «Судебника», принятого примерно в это же время. В 1951 году собирается церковный собор. Государственная власть во главе с царем, представляет на рассмотрение собора устройство церковно-государственных отношений, списком в сто глав (отсюда название-«Стоглавый собор»). Вводились ограничения на участие церкви в светских делах и урезание доходности и имения. Монастырям, в частности, было запрещено давать населению деньги в рост и хлеб в «насп», то есть под проценты. Запрещена была бесконтрольная покупка земель монастырями.
Устанавливался новый уклад армейской службы, в сторону увеличения «служилых людей по прибору». Их содержание обеспечивалось государственной казной. Крупные землевладельцы, были обязаны предоставить, по случаю, определенный людской резерв в полной военной экипировке. Сохранялась и «посоха» ополчение из сельских жителей и горожан. В армии отменялось «местничество», что открывало путь к командным должностям менее знатным, но более талантливым людям.
Приказ о «кормлениях» изданный царем в 1556 году, упразднял полномочия наместников и права региональной знати. Вводился новый принцип деления территорий на «губы». Во главе губы назначался губной староста из местных, который осуществлял надзор над органами следствия, суда и исполнения наказаний. Староста подчинялся непосредственно центральной власти.
Годы реформаторства, в истории царствования Ивана Грозного были самыми продуктивными и служили еще большему сплочению и централизации Российского государства. Для многих высокопоставленных лиц, из числа духовенства и боярского сословия, такие перемены казались неприемлемыми. Назревало недовольство внутренней политикой царя, пока только в умах и словах. Но Иван Васильевич, чья подозрительность усилилась до мании, после смерти жены, делает неожиданный для противников и сторонников ход. Он сначала демонстрирует желание оставить трон, а потом объявляет потрясенному народу, что останется у власти, если граждане гарантируют ему безоговорочную поддержку в борьбе с изменниками. Под изменниками подразумевались все недовольные властью.
Наступало время «опричнины». Опричниной объявлялись все царские и государственные земли и учреждения, и все, что принадлежало опричникам. Начались репрессии среди оппозиционно настроенного боярства. Конфискованное имущество репрессированных уходило в царский реестр. Опричники осуществляли охрану царя и были его тайной полицией. Они осуществляли террор против неугодных из военной и аристократической элиты. Началось жуткое время доносительства, пыток и казней. По ложным наветам, была предпринята экспедиция в Новгород. Новгородцев, обвиненных в измене, безжалостно уничтожали без суда и следствия. Ежедневно погибало до шестисот человек.
Несостоятельность опричников, как воинской силы, открылась в 1571 году, когда орды крымского хана обложили Москву. Многие просто не явились в воинское расположение. Вскоре опричнина была отменена, как государственный институт, но сохранилась в структуре двора. То же и с государственными владениями. Переименование, на «дворовых» и «дворовые», не изменило сути по принадлежности.
Нет единого мнения, о причинах и обстоятельствах возникновения опричнины. Одни исследователи истории России 16 века видят их в неудачных войнах с Ливонией и изменой Курбского, что наталкивало царскую власть на мысль о заговоре и измене. Другие, в параноидальных склонностях Ивана Грозного. Как бы там не было, опричнина нанесла огромный ущерб государству. Было истреблено колоссальное по тем временам количество людей. Множество поместий было разграблено и запущено. Люди скитались без работы, крова и хлеба.
Иван Грозный умер в 1584 году, оставив после себя наследником слабоумного Федора. Федор незаметно царствовал и незаметно умер. Вместе с 16 веком заканчивалась история династии Рюриков. Наступало смутное время.

16 века - это тот самый период, в который территория Московской Руси, превратившейся в Московское царство, расширилась до небывалых границ. В 1505 году пришел к власти Василий 3, чье правление продлилось до 1533 года. Этот правитель занялся захватом оставшихся территорий бывшей Киевской Руси, которые еще не были разделены между Москвой и Великим княжеством Литовским. Были захвачены Псков, Рязань, Калуга и другие города, всякое сопротивление в них было жестоко сломлено. При его правлении было развязано и разрешено несколько конфликтов с Литвой - в 1507-08 году прошла короткая война. Заключенный после нее «вечный мир» был нарушен Москвой всего 5 лет спустя. Новая захватническая война, позволила Москве захватить Смоленск. Однако она продлилась десять лет, и нанесла огромный ущерб экономике Московского царства, с которым прекратили торговать сразу несколько европейских государств. Усугубили ситуацию постоянные татарские набеги из Крыма, наиболее серьезный из них пришелся на 1521 год.

При этом Москва в 1506, 1524 и 1530 годах попыталась осуществить захват Казани, однако всякий раз эти походы были неудачными. На внешнеполитической арене Иван 3 пытался лавировать, одновременно налаживая дружеские отношения с Османской Империей, не менее агрессивной, чем Москва, и ведя дипломатические отношения со Священной Римской Империей. Последняя желала подключить Московское царство к совместной борьбе против турок, однако Иван 3 так и не дал четкого ответа по этому вопросу.
После смерти Ивана 3 началась борьба за власть, правители Руси постоянно менялись, и лишь 16 января 1547 года на правление был поставлен князь Иван 4, поддержанный церковью и Боярской думой. В этом же году произошел пожар, уничтоживший практически всю Москву. Новый царь провел налоговую, военную, земельную и церковную реформы, а также реформировал государственный аппарат.

Иван 4, впоследствии прозванный Грозным, продолжил завоевательную политику своих предков. Ему удалось захватить Казанское и Астраханское царство, при нем территория Московского царства расширилась до Сибири - началось ее освоение. Некоторые ханы сами решили стать частью могучего государства, другие были сломлены. В 1598 году Ермак со своим войском окончательно разбил степняков, и захватил Западную Сибирь.

Русь в 16 веке, кратко говоря, была чрезвычайно агрессивным государством. На западе Москва снова проявила агрессию по отношению к Литве. В ходе Ливонской войны был уничтожен Ливонский орден, однако в войну включилось сразу четыре государства - Польша, Литва, Дания и Швеция. Агрессия была остановлена, и для Москвы это поражение обернулось тяжким кризисом.



error: