7 августа 2012

Достоинство

опубликовано Mir в Работа над собой, Самоосознание |

Оцените материал:
Share

x_5ee479c1Чтобы научиться защищать свое чувство собственного достоинства, ущемление которого приводит к саморазрушению любой личности, необходимо четко осознать, а что же это такое.

Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство. Человек есть духовная особь – личность; как личность, он не терпит ни физического насилия над своим телом, ни морального насилия, насилия над своим внутренним миром, являющим его собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека проявляются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.

Итак, личное достоинство – это абсолютная ценность не только нашего физического естества, требующего внешней свободы от любого рода физического насилия, но и святыня нашего уникального внутреннего естества, требующего свободы внутренней, от любого рода насилия морального.

Среда обитания личности – другие личности; учитывать интересы других составляет и собственный интерес, и долг каждой из них; в этой-то среде и на этих условиях личность обнаруживает, определяет естественные границы и отстаивает святыню своего независимого, неподконтрольного внутреннего мира. И вход, и взгляд в него без приглашения – вторжение, насилие; И даже близкие люди – это те, кого личность сама посвящает в этот свой мир, вторгаясь в очередной раз в него без приглашения разрушают его таким вторжением. Итак, достоинство – это неотъемлемая и безразмерная ценность каждого человека, в отличие от той определенной «цены», которую ему назначает и переназначает общество.

Эта святыня, абсолютна в каждом, и остается такой вполне независимо даже от того, как распорядится ей сам человек, ощущает ее он сам или не ощущает. Если чья-то душа спит или даже усыплена им искусственно, это не значит, что ее нет вовсе; а стало быть, есть и ее достоинство. Пусть достоинство некоего человека молчит в нем самом – скажем, он поступается им ради каких-то выгод – все равно, если только мы сами имеем представление о личном достоинстве каждого, оно в нем существует, и свято, и нисколько не умалено для нас. Это уже не его – а наше дело, дело нашего достоинства. Так, преступника можно лишить свободы (по сути, лишает свободы он себя сам), – но храня свое достоинство не следует обращаться к нему высокомерно; как о женском достоинстве проститутки можно сожалеть, но не пользоваться тем, что она сама его в себе предала – не прибегать к ее услугам…

Реализовавшееся личное достоинство заявляет о себе в человеке именно тем, что он им дорожит. Дорожит своей миссией неповторимой личности в универсуме, свободой оставаться собою.

Итак: чувство собственного достоинства – это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его отстаивать. Когда человек чувствует, скажем, что общество других людей может определять лишь правила его совместной с ними жизни, но не цели его жизни и не то, во что ему надлежит верить – тогда он чувствует собственное личное достоинство.

Если достоинство по определению абсолютно, то каким образом его можно «попрать» ?
Попрать его, значит совершить то, с чем смириться нельзя: совершить насилие, все равно над плотью или душою.

Что такое рабская психология?

Это готовность ценой личного достоинства получать от жизни какие-то преимущества, чаще всего материальный комфорт…

Нищий – даже и способный заработать иначе – все же не раб и даже вовсе не раб, – он поступается не достоинством, а лишь социальным статусом, который никакого отношения к человеческому достоинству не имеет. К тому же мзда за этот его отказ от конкуренции за место под солнцем добровольна – не преступна. Раб – скорее тот, кто ради престижного места станет делать что угодно.

Но весь подлинный, социальный и планетный масштаб проблемы рабской психологии, ее кошмар, выявило новое время.
Мы узнали вполне, что главная выгода, чаще всего достигаемая ценой предательства своего достоинства – власть денег, власть материального комфорта. Если святыня личного достоинства предана, святым должно стать то, ради чего им жертвуют; потому раб и в своих святынях – раб, и это в рабской психологии самое на первый взгляд удивительное и самое отталкивающее. Имя любым его святыням и идеалам – как бы он их ни называл – власть.

Игорь Чепенко

Психологические консультации. Пишите: svetvtebe@live.ru

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Хочу себе плагин с такими кнопками

Авторские права! При копировании материала ссылка на наш сайт обязательна! Прямая ссылка на эту статью http://svetvtebe.ru/2012/08/dostoinstvo/

Вы можете оставить отзыв, или трекбек с вашего собственного сайта.

Ответить

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.



  • Объявления

  • Объявления

  • Консультации

  • Реклама

  • -->
  • Пожертвования

  • Объявления

  • Вакансии

  • ВКонтакте

  • Счетчики

  • Яндекс.Метрика
  • ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека